Плохой сценарий

     В основании успеха любого фильма лежит… сценарий. Хороший сценарий, разумеется. Хороший сценарий может подтянуть до себя, своего уровня и режиссуру, и актерскую игру, и бюджет; впрочем, напротив, плохой режиссер, бездарный актер или маленькие деньги могут уничтожить хороший сценарий на раз; но никакой заоблачного таланта режиссер, ни высшей гениальности актер, ни миллионные инвестиции никогда не спасут сценария плохого.

     В этом четвероевангелии успеха: сценарий, режиссер, бюджет, актер, последнему отводится самая скромная гримерка. Если глядеть на жизнь, как на кино (на театр, вдруг кому ближе Шекспир), то обнаруживается, как мало возможностей у человека-актера на что-либо повлиять, тем более повлиять на конечный успех: сценарий – бог, режиссер – время, бюджет – обстоятельства… Чертово прокрустово ложе. Мало кто помнит из мифологии, что у Прокруста было два ложа: на большое он укладывал невысоких ростом гостей, где, разбивая молотом суставы, растягивал их до нужного размера: а в маленькое ложе пристраивал людей высоких и топором обрубал им все лишнее. Так что прежде чем доберется незадачливый путник, актер, человек из Афин в Мегары, от пролога к эпилогу, от рождения до смерти - ой как много что изменится в нём, ничтожном. В нём, но только отнюдь не в сценарии.

     Однако многие, очень многие актеры, получив-таки заветную свою роль, всерьез полагают, будто силой своего таланта смогут переломить сценографией уготованный ход событий. Ну, во-первых, величина таланта, самооценка актера как правило всегда завышена, преувеличена, а во-вторых… Есть и весьма даже много есть одаренных артистов, великолепно справляющихся с эпизодом, мизансценой, или даже крепкой ролью второго плана, но поставь их только на роль заглавную, как тут и увидишь все его «новое платье короля». Тянуть заглавную роль могут лишь единицы, да и то исключительно при хорошем сценарии, режиссере и бюджете. И как же больно сознавать, что всю жизнь пыжась, оттачивая реплики, монологи, диалоги, давая мудрые советы сценаристу, режиссеру, оператору, осветителю, ты был и всегда оставался всего лишь статистом массовки в каком-то чужом, сомнительного содержания кино, бесконечном и бестолковом сериале.

     «Блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина, кто не дочел ее романа…». Блажен тот актер, что так и умер в наивном неведении истинной ничтожности своей роли. Я же, оглядываясь на свою жизнь, с сожалением заключаю, что порой акцентированно произнося какую реплику, удачно играя в ином эпизоде, неплохо справляясь с другой мизансценой и вообще, в целом, вполне сносно держа второй план, не то чтобы никак не повлиял на кино, но и вовсе напрасно ввязался в него, ибо это очень бездарное кино с изначально очень, очень плохим сценарием. Напрасно играл…, но кто ж меня спрашивал? Кто нас вообще спрашивает?.. Отказы конечно принимаются, но только исключительно в виде самоубийств, а кто же в здравом уме и трезвой памяти да еще с пускай эфемерной, но надеждой повлиять на сценарий пойдет на самоотвод такого сомнительного и болезненного свойства?

     Плохой сценарий? Бездарный сценарист?.. Ату его? А, может…, нельзя так «осердясь на вшей да и всю шубу в печь»? (Хорошая реплика, но сценарий все равно дрянь).


Рецензии