Отцы и дети

Уф, вот и закончилась сессия у заочников! Три недели подряд по 2-4 пары – это мне уже не по силам! Что вспоминать времена, когда при неустанной заботе о семье - муже и троих детях  - один студент, второй – школьник, а младшего еще в садик отводить надо! – у меня была нагрузка 3-5 пар ежедневно в лицее… Лет 17-18 назад это было. Зато теперь разом – ОТДЫХАЙ! Заслуженно. А отдых должен быть по потребности, а не по приказу. Не по возрасту, то есть его достижению.
Звонит подруга, разговариваем о сокровенном, редко теперь видимся – нянчит внука в Уренгое  Спрашивает:
- Ну, как твои детки? Общаетесь, разговариваете?
Ох, больное место! Как хотелось бы каждый день хотя бы по одному словечку от роднулечек своих услышать, или просто ощутить прикосновение – прижаться щекой и бежать дальше, окрыленной невербальным общением. Вот только этого было бы достаточно иногда, чтобы поддержать желание продолжать жизнь. У меня не было такого опыта с родителями, отец рано оставил семью, а мама умерла, когда я только закончила институт и еще не вышла замуж. Но со свекровью пришлось это пережить. И скажу вам, несмотря на смертельный, мучительный недуг, она была счастлива, потому что прожила жизнь хотя и тяжелую (полная лишений юность во время войны, жизнь со свекровью под одной крышей в тесной комнатушке, ранний уход мужа из жизни), зато последние 25 лет была окружена любовью и заботой детей, а потом и внуков. Мои старшие сыновья по очереди ночевали у бабушки, и не по приказу, а по собственному желанию. Нас, родителей, иногда такое положение дел немного напрягало, зато младшенький был всегда с нами, дома, и потому получил определение «постоянной составляющей». Но когда бабушка скончалась, для Кирилла это было горем неизмеримо бОльшим, чем для старших братьев. Скорей всего потому, что мелкому было десять, и он не скрывал своих переживаний, а братья были старше намного и научились держать свои эмоции при себе. Хорошо ли это? Вряд ли. Могу только добавить, что я никогда не сдерживала их непосредственных эмоций, хотелось быть с ними ближе и родней, но их школьное, а затем универовское окружение, юношеский максимализм и отсутствие материнского авторитаризма имело какое-то влияние. В конце концов, человек с определенного момента начинает формировать себя сам, и мои дети стали замечательными людьми, которыми можно гордиться, если бы я вообще признавала гордыню. А я просто радуюсь тому, что они у меня такие замечательные. Одно только «но». Живут очень далеко. Но этот выбор сделан был ими вынужденно.
- Эх, Танюша! – отвечаю я, держа трубку щекой, потому что в руках лыжные палки, - общаемся! В основном по моей инициативе!
- Вот и у меня также! Пока сама не позвоню.. – печально сетует подруга.
- Таня, можно ли их винить? Вспомни,  лет двадцать назад была ли у нас свободная минутка? Так и у наших детей теперь. Бесконечный цейтнот. Работа, дорога на нее и с нее, короткие часы после работы, когда надо и поесть, и отдохнуть, а главное – где на семью взять время и силы? И на общение с детьми, на домашние дела что остается?   Неразрешимая проблема. Мы страдаем от недостатка внимания, а они – от отсутствия времени. Но эту проблему создали сами люди. Вспомни, как было в древнем Израиле? Во-первых, все семьи, в том числе и взрослых детей, жили рядом или вообще вместе. И работали, трудились бок о бок, каждый по своим силам. И дети росли в любви и заботе большой семьи, не были заброшены перегруженными родителями. А на уровне руководства государством? Если уж праздник - так не одна неделя радости и всеобщего отдыха.  И не было проблем, с которыми мы сталкиваемся: пока ты молод и полон сил, из тебя их выкачивают по максимуму, безжалостно, а потом, чуть только ресурс твой использовали – выкидывают, как ненужный, отработанный материал.  Это я про уровень руководства. А дети вынуждены искать источник дохода там, где могут найти.
- Да, ты права, «все выходит совершенным из рук Творца, все портится руками человека».
- Истинно так. 


Рецензии