Письма Юрия Васильевича Шурыгина

                . 
                Ум,здоровье и счастье -не одно и тоже

      Письмо первое.
Здравствуй ,Юрий! Огромное спасибо тебе за то,что ты делаешь такое благородное дело,пишешь воспоминания о своих одноклассниках,и не только. Ты просто молодец! Я наконец-то вернулся с дачи в город. А перед тем как написать тебе встретился с Володей Бушуевым.С Владимиром Егоровичем-его ведь ещё в школе так звали.,помнишь? Не виделись 58 лет! С выпускного вечера после окончания Лопатинской средней школы.Сколько воды утекло. Помнили друг о друге ,но встретиться не удалось ни разу. Он так же как и я после выпускного не был ни разу в школе  на встрече выпускников в установленные дни  1-2 февраля каждого года. Трудно сказать ,почему так. Сами себя лишали многого удовольствия.
 Живёт Володя в городке сельскохозяйственной академии,у сына.Сын проректор академии по АХУ. Он построил  для родителей типа гостевого домика-кухня ,спальня,баня и т.д. Мы долго обо всём разговаривали,многих вспомнили. Поволновались. Что касается его работы(а это наша основная тема - в конце встречи я спросил Володю: узнал бы он меня,встретив на улице? Он чётко ответил: "Нет . Ты сильно изменился" . А мне показалось ,что Володю я бы обязательно узнал.
  Я действительно последнее время заметно сдал. Болезни,да притом инфаркт.Это бодрости и свежести не добовляет. А ведь ещё не так давно товарищи не признавали мой возраст. Шутили ,скажи где метрики правил. Ну ладно.Хватит писать о моей жизни. Как в этом случае говорят? Родился,учился,женился,а остальное работа,работа..Конечно,вспомнить есть что.Есть и хорошее.Но есть и такое,что вспоминать не хочется. И прежде всего 90-е годы. Меня очень потрясло то,что детство прошло в голоде,холоде,"безотцовщина" и опять повторяется. Деньги ,сбережения обрушились. Кругом наглый обман,бандитизм,нет никакой уверенности ни в чём. А как изменились люди! Всё ,что было плохого у человека(но он это скрывал),в это время вылезло наружу.Обман предательство. Жизнь стала терять смысл. Как будто мы своей жизнью ничего положительного не сделали. За что боролись превратилось в ничто. Что сделали  стало со страшной силой разрушаться. Не само по-себе.Нашлись умники и начали захватывать ,а что не могли захватить -разрушать.Поколение наше отодвинули в сторону,как лишнее ,устаревшее ..
 А детство действительно было очень трудное и в войну и после войны. Мы приехали из Ханты-Мансийска в Лопатки перед войной. У нас там не было ни родных ,ни близких.  Отца вскоре отправили на фронт.Мать осталась одна с нами -тремя детьми. Первое ,что происходит с нами-к нам подселяют ленинградцев ,а затем вообще выселяют из квартиры. Где мы только не жили-в подвальном помещении,на частных квартирахи последнее наше жильё-избушка с одним окном на задах райвоенкомата. Пока были вещи мать меняла их на продукты. А когда их не стало начался настоящий голод. Крапива,лебеда,мороженная картошка(весной ,когда стает снег). Я заболел-опух. В начале меня положили в больницу,азатем определили в детдом.  До сих пор помню Мишку  Белова. из группы эвакуированных детдомовцев-ленииградцев и их завхоза. У него постоянно на губах был окурок самокрутки и мы его дразнили "сосунком". Вот тогда нас эти детдомовцы  воспитывали на свой для нас совершенно необычный ,сейчас бы сказал криминальный лад. Тогда мы впервые познали что такое "сексот","шкура" и т.д. Для нас  всё это было необычным,не свойственным для нашей скромной забитой жизни. Но это как-то повлияло на наше дальнейшее поведение. 
 В 90-х нечто подобное снова стало чувствоваться в обществе..  После многолетнего добросовестного труда мы остались с нищенской пенсией.Опять надо считать каждый рубль,сводить концы с концами. Как в те военные и трудные послевоенные годы.
 Много пришлось мне пострадать  и от болезней,которые начали преследовать меня ещё в институте. Я и сейчас помню больницу в Омске,Музейная,3. Началось с радикулита. Конечно,не случайно. Это подарок от"счастливого детства",когда зимой вместо валенок пришлось ходить в чём попало. Дошло до того ,что  меня отправили из института в академический отпуск. Потом передумали,вызвали дальше учиться. Так я и закончил институт,не пройдя производственную практику. Окончил я Омский сельсеохозяйственный институт им.С.М.Кирова(бывшая Сибака),по специальности  инженер-механик. Вначале работал по специальности "Доработался" до главного инженера авторемонтного завода Минавтошосдора. Серьёзно заболел,не мог ходить. Пришлось оперироваться. на позвоночнике. Год инвалидности(на 41 году жизни). От должности отказался. После этого пришёл в  Колхозстройобъединение,затем объединение "Агродорстрой" После выхода на пенсию работал в проектном институте "Гипроавтоагрегат". Закончил работать в 2004 году. Вот ,пожалуй ,и всё. А остальное всё хорошо. Семья,два сына. Самое лучшее время в жизни-это отпуски ,проведённые вместе с ними.  Побывали в Горном Алтае,Таллине,на Чёрном море,в Казахстане(озеро Боровое, Имантау) и т.д всё  "дикарями". Ты спрашиваешь ,что я думаю о сегодняшнем дне? Наверное и текста выше ты уж понял мой настрой в этом плане. О чём говорить,если 1-е лица государства занимаются нормой Промиле,электролампочками,зимним временем,а в это время их ближайшие подчинённые воруют по-чёрному бюджетные деньги. Кто 90 млн.,а кто  и 6 млрд.! И им это сходит с рук!. А у нас после войны сажали на 5-7 лет за стакан пшеницы ,.ржи или гороха ,взятых на колхозном поле для того ,чтобы покормить голодных детей.
 Что же такое происходит?. Можно сказать,что наше опытное ,энергичное ,значимое для своего времени поколение оказалось не восстребованным,не нужныи и страна идёт в развал,нет чёткой цели у общества,нет организаторов производства. Кто виноват?  Видимо, виновато и наше поколение. Нас тоже начала поражать бацилла мещанства,размылась объединяющая идея борьбы за счастье людей и это место быстро заняли чуждые  нашей активной жизни - обогащение,деньги,пассивность.
  Всего тебе доброго,Надеюсь на встречу с тобой в Москве.Вот тогда и поговорим.С уважением, Ю.Шурыгин. 14.11.12.

Письмо второе.
   Добрый день Юрий!
Попытаюсь более подробно рассказать о своей жизни.
 Родился я в 1936 году в Ханты-Мансийске (до 1940года он назывался Остяко- Вагульск.  В свидетельстве  о рождении он так и обозначен).               
    Родители и другие  родственники   оказались там - в необжитом краю  в 1932 году не по своей воле. Прибыли туда Шурыгины  как спецпереселенцы-крестьяне и жили как и другие  под надзором спецкамендатуры. Это сейчас Ханты-Мансийск  является одним из лучщих городов Сибири ,а в то время он был другим и называлося село Самаровское.,которое и послужило основой города  Ханты -Мансийска.. Сейчас об этом прошлом напоминают "Самаровский парк"," Самаровский чугуй" и др.
.В начале двадцатых годов были обозначены перспективы советизации Севера, начался интенсивный поиск моделей административного устройства северных окраин страны..Из разных районов страны в этот северный край  было переселено  больше 100 тысях раскулаченных по плану сплошной коллективизации. Юра Шурыгин,хотя он был ещё маленький совсем,но так или иначе испытал  на себе  те  ограничения ,которые распространялись в те годы на спецпереселенцев ,в том числе и на его родственников. А впереди ещё война. Отец ушёл на фронт и невернулся.. Юра оказался в детдоме,где прошёл школу детского выживсния.
Ханты-Мансийск сенодня - фантастический город. При населении всего в 75 тысяч человек, в городе есть шахматная академия (на заглавном фото), концертно-театральный комплекс с органным залом, 2 ледовых дворца, олимпийский бассейн, выставочный центр, теннисный центр, 2 горнолыжные трассы, установлено около 400 скульптур и памятников, автомобильные развязки здесь такие, что даже Москва позавидует, а вместо светофоров тут выкопаны подземные переходы, в которых устраивают фотовыставки…

Ханты-Мансийск - административный центр Ханты-Мансийского Автономного Округа (ХМАО). Здесь добывается около 55% всей российской нефти. Округ платит в бюджет страны по 70 000 рублей в секунду, но часть налогов от нефтедобычи остается в местном бюджете, за счет чего город бурно развивается. За последние 10 лет его население выросло в 2 раза.
 В ханты-Мансийске один из лучших центров мирового  биатлона.Там один из самых высоких уровней жизни в России.
Но относительно будущего  города и округа нет однозначного мнения.
 Есть такое выражение:Ханты-Мансийск-город будущего без будущего.
                х
  Есть у меня в Тюмени друг.Я много лет говорю ему ,чтобы он добился выделения для меня доли богатств ХМАО. Всётки я страдал ,будучи на спецпоселении в тех краях.В шутку ,конечно.( Шутка -шуткой ,а права спецпереселенцев были ограничены( Ю.В).
 По имеющейся у меня информации коренные жители ХМАО  наделены такой долей. Но у меня ,к сожалению, таких прав нет. Родился я  там в 1936 г.,а в 1940 г. был уже в Лопатках. Кстати ,я особенно не задумывался почему я родился в Ханты-Мансийске. Но однажды,при оформлении приватизации квартиры работник  этой службы,посмотрев  мой паспорт,спрашивает:" Вы обращались в реабилитационную комссию"? Спрашиваю ,зачем? А вы что добровольно оказались там -в Ханты-Мансийске?(Надо всё-таки прояснить вопрос Ю.В.) Между прочим и о Лопатках. Когда  я получал 1-ю квартиру,на комиссии один из руководителей бросил реплику:" Я считаю тому,кто пожил в Лопатках квартиру нужно давать  вообще без очереди"?!( Конечно Лопатки не Сочи,но с какой-то личной неприятностью у этого руководителя связаны воспоминания об этих местах. А вот ,если учесть жизнь семьи Шурыгиных в Лопатках во время войны,то реплика руководителя вполне уместна .Ю.В.)
 Это маленькое лирическое отступление. Теперь о родителях. Отец- Шурыгин Василий Артемьевич 1905 г.р. Родился он в Белозерском районе,пос. "Стеклозавод",рядом "Боровлянка". Это любимое место курганцев-любителей боровиков. Правда сейчас накладно туда ездить за грибами,от Кургана около 100 км. Много лет я помнил,как мы с отцом прогуливались в нашем "горсаду". Как вёл он меня за ручку.Потом эта память становилась всё туманнее и туманнее. Ушёл он на фронт в сентябре 1941 г,а в конце 1944 г. мы получили извещение  о том ,что отец безвести пропал и никакой больше информации об отце нет. Много позже я встретился с братьями отца. Один из них,Алексей Артемьевич рассказал ,что ездил в Ленинградскую область,в Ленинград,откуда было последнее письмо от отца ,но ничего выяснить не удалось. Но есть основания думать,что он погиб в Ленинградской области,под Ленинградом.
Конечно,на основе только этой информации найти более точные данные о месте гибели Василия Артемьевича найти трудно (Ю.А.)
Мать- Шурыгина Анна Анфимовна 1907 г.р. родилась в селе Чимеево Белозерского района.Сейчас это место поломничества. Туда приезжает много верующих из Челябинска,Свердловска,Тюменской области,даже из Москвы. В Чимеево  есть величавый  храм,где находится Чудотворный образ Пресвятой богородицы "Казанская". Семейный дом матери был недалеко от храма.
После смерти на фронте  отца мать всю свою жизнь посвятила  воспитанию нас троих.
 Трудно,просто невозможно даже представить как ей это удалось.Мне и младшему брату пришлось пожить в детдоме. Мать тогда устроилась на работу туда же,в детдом,поваром. И так всю жизнь,до пенсии работала поваром.После детдома перешла работать в районную столовую(по-моему она называлась чайной).Похоронили матушку в 2003г.,на 97 году жизни.
 Чем дальше ,тем больше понимаешь,что мы перед матерью остались в неоплатном долгу. Ведь не просто выжили,а мы с братом получили высшее образование.Сестра тоже училась в Шадринском пединституте,но не закончила его по состоянию здоровья. Уехала в Курган,работала на заводе.
 И сейчас понимаешь,что мы очень мало говорили о жизни на Севере. Просто удивительно,как матушка помнила казалось-бы незначительную мелочь,что касается своего и нашего детства. Про Север ей, наверное ,не очень-то хотелось вспоминать. Страх он жил всё время.
 О школе. Самые хорошие воспоминания обо всех учителях. Конечно ,выделяются среди них Георгий  Яковлевич,Михаил Ильич Дядя.Как не вспомнить Кастоусова Василия Ивановича-нашего военрука. Он же был моим наставником,отвечал за моё воспитание персонально. Правда сейчас плохо помню в чём я так провинился,что попал под опеку этого доброго ,но строгого человека. Но хорошо помню как однажды Василий Иванович заявил:" Всё,хватит с тобой возиться,пойду к директору,пусть вызывает мать". Этого,конечно, я допустить не мог и сказал:" Мать не трогайте,сам справлюсь". И больше на эту тему разговоров не было. Что касается предметов, больше любил физику,химию,литературу,и не только школьную. Тогда мы много читали,сколько времени проводили в райбиблиотеке!
  С георгием Яковлевичем я встретился ,когда работална авторемонтном заводе. У нас былшиноремонтный цех-по ремонту шин  наложением нового протектора и Георгию Яковлевичу нужно было отремонтировать шины на его "Москвиче". Конечно проконтролировал  ,чтобы сделали без проволочек и качественно. Георгий Яковлевич поблагодарил меняи на память подарил авторучку.Это дорогого стоит получить подарок от уважаемого,любимого учителя.
 К поступлению в институт я готовился заранее. Два лета работал в лесу,зарабатывал деньги на поездку в институт. Володя  Ануфриев меня спросил,когда был у меня в гостях:" А ты помнишь ,что я был бригадиром у вас"? Этого я не помню,а вот как  летом пилить с корня сосну ручной пилой ,я этого не забуду. А куда поступать решилось просто. Из предыдущего выпуска многие  поехали в Свердловск,Челябинск. поступать на технические факультеты и многие не поступили. Очень высокий был конкурс. Вот мы и решили в Омский сельхозинститут. Мы -это я помню 5 человек. Приехали ,а там конкурс тоже огромный. На факультет механизации он был 6,5 человека на место. Экзамены поделили на два потока,я попал во второй потоу. Поступили мы с Володей Букиным. Но он вынужден был потом покинуть институт,по-моему  из-за болезни. Будучи в институте и после я поддерживал хорошие отношения и нашими лопатинскими со старших курсов, с Леонидом Карповым, Анатолием Ставских ,Петром Ульяновым. Из однокласников  встречался с Володей Даниловым. Он вместе с женой работал в НИИ сельского хозяйства в пос. Садовое,недалеко от Кургана..Встречался с А. Колосовой,переписывались..Но всё хорошее,к сожалению,быстро заканчивается.. Петя Степанов работал на "Армхиммаше",там же работал директором дворца культуры Леонид Кастоусов.До сих пор помню его песни "Вернулся я на родину"," Летят перелётные птицы" и др. В то время в Лопатках никто так не пел. Братья Реутские .Леонид занимался штангой Я ходил болеть за него на соревнованиях. Затем связь потерял. Информация такая. Летом они(преподаватели КМИ) собирали бригаду и шабашили на селе,монтировали зерноочистительные комплексы. И Леонид там серьёзно травмировался. С Дмитрием Фёдоровичем(он закончил в Свердловске лесотехнический институт) мы работали вместе в тресте "Агрострой".Дмитрий умер. В Лопатках был давно,зимой. Посмотрел памятник,посвящённый погибшим воинам.Убедился,что в списке погибших есть фамилия отца,поклонился. А в целом впечатление не радостное,Всё как по всей России.
 Что я думаю о прожитых годах..Хорошо об этом сказал поэт Давид Кугультинов.
"Когда я замечаю с чувством боли,
 Что прошагал изрядный путь земной,
Не совершил я и десятой доли
Всего того ,что замышлялось мной.
 Я не ищу тогда причин извне,-
 Истоки бед-они во мне......
 В том ,что с мечтой свершения не вровень,
 Не мир ,не люди,- только я виновен".
           Были у меня в жизни и ошибки и промахи. Пришлось испытать и подлрсть и предательство. Но я согласен с тем ,сто сам виноват,коль позволил так с собой поступать.Здесь пожалуй уместна "загадка": "Чем отличается умный от мудрого? Умный найдёт правильный выход из сложившейся сложной обстановки,а мудрый в неё не попадёт. Иесли у тебя были серьёзные неприятности,значит у тебя не хватило ума и мудрости. А были ли у меня успехи? Пришёл в "Колхозстрой"-объединение старшим инженером в производственный отдел. Затем поручили организовать новую субподрядную организацию. На третий год мы уже добивались призовых мест в социалистическом соревновании. Так и дошёл до управляющего трестом "Агрострой". Добивался конкретных результатов в работе,по ним меня и оценивали. Ни "мохнатой руки"ни связей  у меня никогда не было.
 Будучи уже на пенсии отработал 6 лет впроектном институте "Гипроавтоагрегат",главным специалистом,зам.генерального. Закончил работать в 2004 году. Анализировать события,всё,что происходит у нас ,я не берусь. Мне кажется вся наша атмосфера пропитана одним:"Нажива"!!,"обогащение"!! И в первую очередь это касается наших руководителей,чиновников.Как наверху ,так и на местах. Газету читать стало тошно. Одно и тоже : коррупция ,криминал. Я читаю "АН( с первого номера). Пишут открыто и конкретно,адресно. А что толку? Вопросы остаются без ответа. Почему  президент решил подарить огромную акваторию Баренцова моря Норвегии.Ту ,где промышляли наши рыбаки.
 Почему все специалисты утверждают,что авиадвигатель НК-93 -это мировое достижение ,а он лежит на складе и не даютзакончить его испытаниА как язык-то поварачивается говорить с трибуны о бывшем министре обороны:" А в чём он виноват? Кто ему предъявил претензии?". Вот ты и ответь,почему ему никто не предъявляет претензий. И о каком доверии к власти можно после этого говорить.Есть простая мудрость:" Если хочешь знать почему так делается,выясни кому это выгодно" Люди всё это понимают,но поверить реально они не могут.Поэтому стали друг к другу резкими,жёсткими,грубыми. А эти возмущения на площади немного отличаются от "кухонных". Наверное не случайно мы с женой стремимся пораньше уехать и подольше пожить на даче. Там спокойнее и там сохраняются нормальные человеческие отношения с окружением. Мы на дачу уезжаем в конце марта,возвращаемся в начале ноября. Получается 7 месяцев там ,5 месяцев -в городе.
 Что касается каких-то строгих принципов вжизни. Я всегда повторял и повторяю,что сложность жизни в сложности человеческих отношений. Это справедливо и к семейным отношениям и к трудовым коллективам и в отношениях с соседями. Есть у Э Асадова стихотворение "Доброта" и там такие строки." И чтобы после себя не  корить
                В том,что сделал кому-то больно,
                Лучше добрым на свете быть
                Злого в мире и так довольно"
Считаю такую позицию здравой и оправданной.О  религии.Религия-это серьёзная общественная сила и и относиться к ней только так инадо,особенно в нашем неустойчивом обществе. Ведь не случайно ислам в лице х.б. Татарстана всё время пытается  внести раздрай. То они захотели перейти  на латиницу,то объявляют себянаследниками Чингисхана. А к истинно верующим можно относиться только с уважением. Но не к тем,кто крестится  с партийным билетом в руке.  Я так дума.
 Хочу добавить о коррупции и криминале.На 24 канале недавно было интервью Жириновского,где ему был задан вопрос. Он ответил предельно открыто: Всех сажать надо,но у нас мест не хватит(это он о чиновниках и начальниках)..
 Коротко скажу о своей семье. Жена-Римма Васильевна. Родилась в Горно-Алтайске,окончила Новосибирский мединститут,врач-хирург. Живём вместе 53 года. Два сына,два внука,внучка и правнучка. У сына Игоря-две дочки. У сына Гены -сын Денис. При встрече продолжим разговор.
 Всего  доброго,здоровья,благополучия тебе и твоей семье.
 С уважением Ю.Шурыгин. Январь 2013г.
        Письма Юрия Васильевича не нуждаются в комментариях.  Они умные ,глубокие и откровенные.               
                х
.  Мы встретились с Юрой Шурыгиным и его женой летом 2013 года в Москве.  Я его сразу узнал. И он меня тоже.Это была радостная встреча одноклассников через 59 лет. Длительная дружеская беседа  оставила хорошее впечатление.Он такой же -с нордическим характером ,самостятельный. Он все  эти годы мало общался с одноклассниками и с нашей Лопатинской  школой, поддерживал связь  в основном с теми,кто живёт  в Кургане. Он такой же "шустрый" -энергичный, независимый, свободный в суждениях. Настроен в меру критически, оптимистам его не назовёшь Такой характер у него был и в школе-ничего не изменилось..Всегда жил с опорой  в основном только на себя. Здоровье среднее.   При общении повеяло теплом из прошлой нашей жизни. Юра увлекался волейболом,он был одним из немногих кто имел спортивный разряд по волейболу.Услыхав стук меча около РДК ,он мчался туда- в лопатинский сад,где часто играли в волейбол лучшие играки села.
 Там всегда собиралось много народа посмотреть за игрой. Мы из общежития тоже туда ходили. У меня как и у Юры был спортивный разряд по волейболу и он и я носили соответствующие значки на своих куртках. Юра был всегда относительно замкнутым,но гордым,независимым и начитанным  человеком. Он хорошо учился, был не очень общительным и казался одиноким.  Глупых детских выходок и грубостей  не допускал. Не терпел оскорблений и унижений. По характеру-лидер.
 Он и его жена,как и мы с женой ,дети войны. Отец у Юры тоже погиб на фронте.Ничего радостного в детстве он не испытал. Жизнь у него и  после школы сложилась  не лучшим образом. И в материальном отношении и в здоровьи не всй было ладно. Ум и обояние сохранились. Он жив и улыбается. У него гармоничная добрая семья. Дети  в порядке.
 В отношении социально-политического положения  в стране Юра ,как истинный интеллигентю,  настроен критически ,позиции своей не меняет,хотя кое в чём принял новые порядки. Имеет огромный опыт в организеции сторительства крупных объектов, в руководстве весьма значимыми организациями. У него были и есть серьёзные аналитические способности. Он научился работать и привык отвечать за порученное дело.
  Считает ,что сейчас совсем мало порядка и ответственности.Почти ничего не строят. Только разрушают.  С этим нельзя не согласиться.Раньше было не так.Есть чувство невостребованности  нашего поколения.
 За всречу выпили по 100 граммов .
Я знаю его сына Игоря.Лет  10 назад он появился у меня в институте ,приехав поступать в аспирпнтуру Академии ФСБ...Я был рад встречи с ним. И кое-что узнал об отце. Сейчас он работает в Счётной полате РФ у С.Степашина. Рабртает хорошо. "Юра ,ты почти совсем не изменился,только  значка 3 разряда по лёгкой атлетике нет на пиджаке"-,сказал я ему..В процессе беседы я понял ,то  что было тогда во время учёбы в Лопатках,он хорошо  помнит. И так мне это  было приятно,как вроде бы оказались мы там в своей школе.. В нашей беседе далеко не все вопросы мы затронули , и не хотелось "уходить" из наших 50-х, но нас всегда преследуют ограничения..Прощались мы в метро .Кузнецкий мост....Прощались тепло со слезами на глазах,хотя мне кажется ,что Юра не очень сентиментален. После этого долго меня сопровождало чувство острой тоски- увидемся ли ещё? Мы же не вечные. Счастья Вам дорогие мои.


Рецензии