Девальвация слова

«У России две беды - дураки и дороги». Удивительно, что авторство этой судьбоносной фразы, этого исторического провидения достоверно не подтверждено. Построение фразы явно не носит характера народного творчества и, видимо, справедливо приписывается классику слова. Это его почерк: концентрированная суть эпохи в обрамлении точно подобранных слов.
Патриотичность фразы не сразу бросается в глаза, а ведь она на первом месте: «У России две беды…». Зато в глаза бросается негативная сторона утверждения: Россия – дураки и дороги. Это могло быть поводом для преследования автора. Возможно, в этом причина устного варианта фразы.
А что же народ? Будет он повторять чужую фразу как свою, не задумываясь об её авторстве, не ссылаясь на автора. Только, если есть созвучность собственной убеждённости.

Что есть история нашего времени, по-прежнему те же беды? Полезно взглянуть на историю с высоты, не замутнённой навязанными стереотипами, с широтой воззрения и глубиной понимания, с мудростью прожитых лет, то есть с точки зрения обычного среднестатистического человека:
   Несколько кризисов на первом месте, они вошли в каждый дом.
   Несколько локальных воин на втором. На втором, если не врать самому себе.  Для большинства локальные войны остались  по ту сторону телевизора.
Что в ежедневных новостях, каков пульс эпохи?
- Рубль упал из-за проблем в Китае.
- Администрация города N вынесла городскую свалку за пределы города.
- Переправа в Крым открыта.
- Рубль упал на позитивной статистики из США.
- Жуткие запахи со свалки, на которую жаловались местные жители, не подтверждены: «Превышения формальдегида не зафиксировано».
- Рубль упал из-за заявления  представителя европейского Центробанка.
- Преступник в кабинете выхватил у следователя пистолет и застрелился. Следователь не пострадал.
- Депутат, случайно прогуливаясь по округу, увидел сбитый барельеф (горельеф) Мефистофеля и тут же увёз осколки  как мусор, заботясь о чистоте вверенного округа.
- Рубль упал по совокупности негативных факторов.
- Переправа в Крым вновь открыта.
- Россиянин Жерар  Депардье наглеет: «Как вы можете жить в этом
   ужасном городе?»
- В России резко выросла средняя продолжительность жизни.
- «      » - тишина. Тишина вместо реакции на неординарное, важное событие. 

Есть в этих сообщениях нечто общее, подозрительно знакомое. Враньё?  Правда, похожая на ложь?  Точнее сказать, псевдоправдивые утверждения, скрывающие правду. Вот перевод с русского на русский, сообщения, просеянные через систему распознавания лжи, систему проявления скрытой правды:

- Рубль будет падать, без всякой внешней причины, если есть внутренняя.
- Администрация города N свалку не переносила, изменены на бумаге границы города.
- Роснадзор не может фиксировать скверные запахи даже  в самом центре свалки. Нет таких приборов, и  их никто не собирается создавать.
- Переправа в Крым была несколько дней закрыта, жуткие пробки, о них не сообщали, боялись сокращения потока туристов.
- Следователь застрелил подозреваемого.
- Депутат - заказчик вандализма: «Негоже бесу глядеть на вновь построенную церковь».
Слова Депардье:
- Безумно жаль времени, потраченного в пробках.
- Надо обосновать повышение пенсионного возраста, приходится подгонять методику под требуемый ответ. Отчёт Всемирной организации здравоохранения за 2014 год показывает, увы, всё ту же невысокую продолжительность жизни в России.
- Молчание, когда есть проблема, когда ожидаются разъяснения, всегда  к худшему. Так молчат виноватые, так всё ещё в стадии ожидания остаются результаты расследований, так тихо, без шума, но с лёгким шуршанием, печатаются пустые денежные знаки.

Как назвать это явление, это веяние времени? Вот рубль, на вид и ощущение тот же, но купишь меньше. Девальвация рубля, понятно.
Вот банка сгущённого молока, рассчитанная  и всегда весившая 400 грамм, весит 380, 370 грамм. Чем не девальвация килограмма?
Вот пакет молока стандартного неизменного размера 1 литр  наполнен молоком мелкого шрифта в 0.9 литра. Девальвация литра.
Вот знакомые слова в привычном контексте на вид и слух те же, а значение и смысл далеко не те. В них уменьшена доля смыслового содержания, доля правды. Уже не правда, но ещё не ложь. Некоторая деформированная, девальвированная правда, девальвированное слово. Вот и название явления - девальвация слова.

Взял классик слова в руки рубль нового российского расплава с невзрачным гербом, нарисованным не художником - штамповочных дел ремесленником. Взглянул на орла с опущенными крыльями, на пустоту, заменившую величественную золочёную корону.  Достал из кармана потёртый временем, но полновесный платиновый червонец трёх рублей достоинством с детально прорисованным гербом взлетающего ввысь златоглавого орла. Призадумался…
 
Времена меняются, сейчас уже не сыщешь классического дурака, пытающегося «вилами достать месяц, упавший в пруд». Но есть такие сферы деятельности, в которых нет места для учёных и нет доверия коллективному бессознательному, как опыту предыдущих поколений, как верному спутнику истины. Такие сферы – источник бесконечных споров, подобны топкому болоту, в котором тонут здравые мысли и сама истина. Беспринципная политика - безусловно одна из них, и первый вопрос к любой политике – насколько близка она к этой черте.

"Девальвация слова" – это опасный симптом, это скверная, скучная пьеса с бездарными актёрами для народа в качестве зрителя.


Рецензии