Куклы-2 глава 5

          [Отсюда, сверху, автомобили кажутся цветными штрихами, а люди — крохотными точками — не разглядеть лиц. Тяжёлое пасмурное небо давит на город, не позволяя солнцу прорваться, но жёлтые лучи нет-нет да и пробиваются сквозь грозные синие тучи.

           Шейд смотрел вниз из окна своих высотных апартаментов на город. Точь-в-точь могущественный бог, наблюдающий с Олимпа за простыми смертными. Он выше границ, выше каменных лабиринтов. Отсюда можно увидеть кромку залива: где-то на другой стороне осталась лачуга, где он провёл детство и юность.
 
         Куда спешат эти люди? Им кажется, что дела их важны. Ползают под стеклянными колпаками и не видят тяжёлую длань богов, что в любую секунду может прихлопнуть их искусственный хрупкий мирок. Зачем они вообще живут? Появляются и исчезают, не оставив следа. Поколение за поколением. Шейд мысленно видел сотни сухих оболочек, которыми завалена земля. «Плодятся в надежде, что это их спасёт, но букашка плодит букашку — такой закон. Откуда взяться силе, что способна бросить вызов богам?»


          Шейд неделю не выходил из дома и не отвечал на редкие звонки. Оброс щетиной. Чёрные волосы спускались до плеч и падали на глаза. Вот он, город — распростёрся перед ним, но почему тоска и тревога не отпускают? Разве не об этом он мечтал — стать частью великого мегаполиса, что растёт день ото дня, поглощая новые территории, где ещё недавно росли леса и шумели луга? Вместо вековых деревьев — небоскрёбы, устремляющиеся к небесам; видели бы это вавилоняне — их башня около двадцати современных этажей выглядела бы весьма скромно. Древний бог разгневался на людей и разрушил башню, почему сейчас он равнодушен к сооружениям людей? Не пришёл час, или древний бог умер, а новым богам до них нет дела?

          Новые боги спокойно восседают на вершине пирамиды, но каждый день рождается очередная сотня тысяч людей, которые заполняют её основание. Чем шире это основание, тем выше пирамида, и те камни, что сейчас лежат наверху, станут основанием для следующего ряда. Власть бессмертных не будет длиться вечно, если не остановить это движение. Пирамида будет тянуться бесконечно вверх, пока не достигнет покоев древнего бога (если он всё таки жив) и тогда ему придётся принять решение: остановить этот безудержный рост или скромно отступить, уступая своё место.

          Если бессмертные хотят удержать власть, им нужно прекратить рост численности населения земли. Шейда ошеломила ужасающая догадка: следующей целью сверх системы станет уничтожение большей части человечества. И если это действительно так, возможно, он рождён для того, чтобы остановить катастрофу.]


          Неизвестно, сколько времени Шейд провёл в ступоре, но ход мыслей внезапно прервал звонок. На этот раз он не стал игнорировать вызов, и не зря: новость мигом вернула молодого человека с небес на землю. Один из многочисленных родственников сообщил, что умер его двоюродный брат.
- Гуго утонул… - старик вздохнул и выдержал паузу.
          Шейд не знал, что сказать — новость его потрясла.
- Запутался в сетях, их принесло после шторма, - снова повисла пауза. Старик сморкался, Шейд представил слезинку, стекающую по морщинистой щеке. Невыразимая жалость наполнила его. Жалость даже не к Гуго, а к этому старику, и к матери парня, и ко всем, кто знал и любил славного рыбака, но слова сочувствия не приходили на ум, словно он стал бессердечным чёрствым существом. Чего доброго, старик подумает, что Шейд зазнался и ему ни до кого нет дела.
- Когда это случилось? - всё, что он смог извлечь из себя.
- Вчера после обеда. Его сразу же вытянули, но было поздно. Там были все наши, прямо у них на глазах...
- Не могу поверить… Лучший пловец. Он всегда брал с собой нож, почему не перерезал верёвки?
- Не знаю, так вышло. Видно, на этот раз Удачливому Гуго не повезло, Нептун вручил ему «дар» - так все говорят.
- Когда похороны?
- Завтра днём. Ты приедешь?
- Конечно. Сейчас же начну собираться.
- Это хорошо, - старик воспрянул. - Скажу твоей тёте, она обрадуется. Нельзя забывать родных.


          Шейд мчался по автостраде. Синева поглотила свет. С побережья накатывал ветер. Летели брызги, вскоре начался и дождь. Внезапно пробудившаяся жажда движения гнала его; ему хотелось во что бы то ни стало добраться до рассвета, обогнав надвигающуюся темноту и даже сам океан, что тёмной полосой бежал всё время рядом словно обезумевший конь.
         «Нептун вручил ему дар...», - он вспомнил слова старика. Там, наверху, в квартире из стекла и бетона, откуда видна половина залива, нет места для затхлых предрассудков; но здесь, внизу, во власти стихии, полузабытый миф обретает плоть.
 

          ...Любил Нептун раздавать дары: внутри раковин могли лежать несметные сокровища, каких нет ни у одного царя, но ещё там могла быть сокрыта сама смерть. Дрожали подданные, открывая раковины: те, кто служил ему верой и правдой — гибли, а те, кто ничем не выделялся и не имел заслуг — получали драгоценный клад. Не разбирал морской владыка друзей от врагов — всех сметал на своём пути, когда мчался на колеснице, запряжённой страстями.
          Страдали подданные от его безжалостного и переменчивого нрава, жаловались другим богам. Невоздержанный повелитель морей причинял  неудобства и бессмертным: всё время покушался на чужие владения, затевал тяжбы и ссоры. Терпению богов пришёл конец, когда один из земных царей заявил о пропаже дочери, улики указывали на то, что это дело рук Нептуна. 
          Спустился главный бог со своих поднебесных владений, чтобы восстановить покой и порядок. Подозвал одну из прекрасных нимф, что подносили раковины: никто не мог противиться их чарам, и приказал вручить «дар» хозяину. Возмутился Нептун, вскипел от гнева. Придётся ему испробовать на себе то, что легкомысленно раздавал другим. Он кричал и метался, проклиная всех богов. Позабыв о гордости принялся умолять верховного владыку о пощаде, клялся в том, что отныне будет соблюдать закон и вести себя достойно, как и полагается бессмертному. Упал на колени, обещал достать все сокровища из глубин, но главный бог не изменил решения, а только устыдил его:
- Ты плачешь теперь — подданные твои не плакали, когда по твоему приказу нимфы вручали им «дар». Прекрати малодушно выклянчивать милость, прими вызов с честью.
На это Нептун возразил:
- Легко говорить: ты держишь небо, землю и воду — весь мир, ты считаешь себя верховным судьёй, но сможешь ли ты сам открыть раковину? Хватит ли духа у тебя? Тем более — ведь ты не знаешь, что лежит внутри; вдруг там не смерть, а сокровище?
          Призадумался главный бог. Упрёк весомый. Смотрят на него остальные боги. Ответил он:
- Я бы открыл раковину, но кто из нимф сможет её подать?
          Задрожали нимфы: вдруг вседержитель задумал их проверить? Начали совещаться: если внутри раковины смерть — бог умрёт, но наказать их за это уже не сможет, если внутри сокровище — обрадуется и простит. Выбрали нимфы самую прекрасную из них; та взяла раковину и поднесла верховному богу. 
            Он посмотрел на неё и спросил:
- Зачем ты несёшь мне «дар», зная, что внутри может лежать смерть?
- Я несу «дар», потому что служу тебе верой и правдой. Я обязана исполнять твою волю, какой бы она не была. Она протянула раковину, но внезапно вседержитель поднялся с места и одним взглядом поразил нимфу насмерть.
            Застыли боги от ужаса, поражённые могуществом главного бога — ведь он смог противиться той, которой никто не мог отказать. Засмеялся бог, понял, что власть его безгранична и нет никого, кто мог бы ему угрожать. На радостях он даже сжалился над Нептуном и вместо того, чтобы лишить его жизни усыпил на долгие века.
          И вдруг другая нимфа подняла раковину, что выпала из рук товарки, и понесла главному богу.
- Зачем ты это делаешь? - спросил он. - Потому что служишь мне верой и правдой?
- Нет, не поэтому, хоть я и служу тебе также преданно, как и всякое создание на земле, небе и в океане.
- Потому что хочешь отомстить за подругу? - улыбка медленно сползала с его лица.
- Нет, хотя её смерть причиняет мне сильную боль.
Нахмурился главный бог, морщина пролегла между бровями.
- Может быть ты настолько горда, что хочешь показать свою власть надо мной?
- Нет, я даже не знаю, примешь ли ты раковину из моих рук.
- Тогда зачем? - последний раз спросил бог у нимфы.
- Я делаю это потому, что настолько сильно люблю тебя, что хочу дать то, чего у тебя нет, даже если это будет стоить мне жизни.
- Я повелеваю землёй, небом и океаном. Чего же нет у меня? - Главный бог насторожился, он уже готов был расправиться с дерзкой нимфой, но та без страха подошла к нему и протянула роковой дар со словами:
- У тебя нет свободы. Ты не волен познать страх смерти, а без него ты не узнаешь что такое жизнь и как она сладка.
          Повелитель мира задумался на миг, а после кивнул храброй нимфе в знак уважения и принял раковину из её нежных рук...


          Шейд не знал, был ли у этой истории конец. Оставалось только гадать над тем, что лежало внутри раковины: погиб ли бог или, наоборот, обрёл самое ценное сокровище. Может быть, и бог и нимфа до сих пор живы, гуляют по дикому пляжу взявшись за руки, а случайные свидетели принимают их за влюблённых; и только им двоим известна тайна, которая сотни тысяч лет скрепляет мир.
           В роли верховного бога Шейд представлял себя, а нимфой была та странная незнакомка в розовом. И если те нимфы были также прекрасны как она, понятно, почему из их рук принимали даже смерть...


                Сколько бы не было ему лет, каких высот он не достиг бы, для этих людей он навсегда останется неуклюжим бестолковым мальчишкой. Вот и сейчас, глядя на то, как его респектабельный внедорожник буксует на песчаной горке, они пришли к трём выводам: купил не ту машину, не умеет ездить, не ту дорогу выбрал...
          Гуго лежал во дворе. Возле него собралось столько народа, что Шейд предпочёл наблюдать поодаль за тем как родственники и друзья прощаются  с ним. Самый ловкий и смелый парень был похож на свою тень, но всё равно, его стройное сильное тело было настолько хорошо сложено, как будто здесь лежал не простой рыбак, а сам Аполлон. Даже солнце выглянуло сквозь серую пелену, чтобы отдать последнюю дань.
           Рыдала ещё молодая мать, плакали девушки. На сдержанных лицах мужчин отражалась скорбь и покорность року. Старухи, повидавшие много смертей, всхлипывали и вздыхали. Шейд невольно задумался: придут ли все эти люди к нему, когда настанет час? Кто придёт проводить его в царство мёртвых?..
           Если бессмертные задумали уничтожить человечество, миллионы таких же невинных гуго уйдут в небытие. Простые люди — всего лишь разменная монета. Легко принимать решение о гибели тех, в ком видишь только цифры, но не лица, не судьбы, не знаешь имён. Ещё  недавно, глядя в экран на то, как люди теряют человеческие черты в борьбе за власть и ресурсы, он сомневался, так ли плохо решение об уничтожении человечества? Вдруг истина в том, что он сам его принял - не кто иной, а именно он сам желает очистить землю от бесполезных существ, которые только вредят ей?
          Но в тот день, оказавшись причастным к общему горю, он осознал чудовищность таких помыслов. «Тот, кто решится на этот шаг, должен быть ещё более одиноким, чем я.»
          Церемония длилась недолго. Шейд взмок в костюме, пока добрались до кладбища, песок забился в туфли. Попрощаться с Гуго пришла почти вся деревня. Многих людей он не помнил по имени, но к нему  обращались так, будто он никуда не уезжал. После обеда, когда чужие разошлись, мужчины курили, а женщины убирали со столов и мыли посуду.
          Наверно, ему следовало бы почаще приезжать сюда. Он следил за ловкими движениями женщины, которая растила его наравне с родными детьми; те уже завели семьи и стали хорошими рыбаками, как их деды, и прадеды. От ежедневных забот морщины прибавились на её лице.
- Славно, что ты приехал. Что бы ни говорили, я верила: из тебя выйдет хороший человек, хоть ты и не похож на других. 
- Ты всегда была добра ко мне, -  он вытащил из бумажника несколько купюр, - возьми, я знаю: вам пригодится…
- Так много? - она вытерла руки о подол юбки и растерянно разглядывала деньги. - Я не могу взять…
- У меня сейчас дела идут неплохо, не беспокойся.
Лицо тёти просветлело, она поблагодарила и бережно прибрала деньги. Шейд достал ещё несколько банкнот:
- Передай матери Гуго, я хотел сам, но при всех было неудобно…
- Передам. Трудно теперь ей будет поднимать младших, ведь Гуго в семье был вместо отца… Ты хочешь ехать сейчас? - она заметила, что Шейд сменил костюм на джинсы и свободную рубашку.
- Поеду вечером, хочу немного прогуляться по берегу, успокоить мысли.
- Смотри, ветер поднимается. Как бы снова дождь не пошёл.
- Ничего, я люблю дождь.
- Я помню. Столько страху натерпелась тогда: начался шторм — а тебя нигде нет. Думала - всё, сгинул… Ты хоть сам помнишь? Как я искала тебя?
- У меня было место, возле обломанной скалы. Там ещё развалины какой-то усадьбы. Оттуда далеко видно, я первым знал, когда наши рыбаки возвращались домой.
- Сама не знаю, чего туда полезла, видно сердце чувствовало. Дождь хлещет, глазами ничего не вижу. Вдруг слышу — голоса. Стоишь под деревом, такой маленький, а руки за спину сложил как взрослый. Глаза серьёзные, ведёшь беседу с седовласым мужчиной. Тут сердце и упало. Как я испугалась! Кто знает, чем бы кончилось, если бы я не подошла.
- Не думаю, что у него были дурные намерения. - Шейд смутно помнил встречу, когда на его потайной поляне совершенно неожиданно появился незнакомец. С ним была девушка и ещё пара сопровождавших. Незнакомец удивился  этой встрече не меньше.
- Мужчина конечно видный, осанка у него такая… властная что ли, и одет хорошо. Видно - очень богатый, но… плохой.
- С чего ты взяла?
- Взгляд неприятный. Холодный. А девчонка, что с ним была, перепуганная, как пташка в когтях коршуна. О чём он тебя спрашивал?
- Да так, ни о чём: откуда родом, кто мать, кто отец. Я ему отвечал всё как есть: что мать умерла, а отца никогда не видел...
- Хотел выяснить, будут ли тебя искать.
- Может быть, наоборот… Кто знает? Он мог бы изменить мою жизнь…
- Не говори ерунды…
- Его подарок, тот сувенир, помнишь? В виде закрученной ракушки? Куда он делся? Я его долго таскал с собой.
- Никуда не делся. Все твои вещи я сложила в ящик и прибрала в сарай, а то бы давно растянули. Всё там. Можешь проверить.


          Шейд с удовольствием копался в старом хламе: здесь были аудиокассеты, куски проволоки, обрывки бумаги с телефонными номерами, журналы залистанные до дыр. Раковина лежала на самом дне, бережно обёрнутая в тряпицу. Странная вещь. На первый взгляд кажется, что это обычная ракушка покрытая слоем глазури, но за много лет он изучил её вдоль и поперёк, достаточно, чтобы убедиться — она не настоящая. Однако, если приложить к уху, можно услышать отдалённый рокот. «Слушай океан» - сказал незнакомец. И Шейд слушал, укрывшись от солнца и посторонних глаз. В тени из смутных грёз он лежал с раковиной в руках, наблюдая как день ото дня волны размывают скалистый берег.

          … «Океан переменчив, но в тоже время неизменный. Он вечен, как и те, до кого я не могу достучаться. Нахожу сотни причин, доказывающие их присутствие, но существуют ли бессмертные правители на самом деле? Вдруг правда в том, что я придумал эту теорию лишь с одной целью: придать смысл своей заурядной жизни?  Я не герой, не злодей — маленькая рыбёшка, трепыхающаяся на мелководье. Ни океан, ни горы не заметят, когда я исчезну, словно меня никогда и не было. Неужели я мог думать, что только один такой: это лицо, тело, даже мысли в голове — среди миллиардов людей, что жили на планете? 
          Я — ничто, моя жизнь — краткий миг в истории мира, я не способен изменить этот мир, моё влияние на него ничтожно и стремится к нулю. Перед моей единицей  бесконечное число нулей. Я настолько мал, что меня не удержат сети, я проскользну незамеченным, на  мне не задержится всевидящее око. А если так, то я волен делать всё. Я свободен. Но как распорядиться этой свободой, когда жизнь слишком коротка, чтобы испробовать всё?
          Я могу броситься покорять вершины, истратить все дни в попытке подняться на головокружительную высоту, но кого я обманываю? Всё, что мне нужно, было у меня всегда. Нет ничего лучше, чем сидеть здесь, на берегу, и слушать океан...»
          Шейд крутил в руках раковину, обводя пальцами перламутровые изгибы. «… А ты меня слышишь, океан?»
- Я тебя слышу! - ответил голос из раковины. - Кто говорит?


Начало (Глава 1) http://www.proza.ru/2015/08/27/523


Рецензии
Удивительно интересно, завораживает.

Любовь Холодова   11.02.2016 21:02     Заявить о нарушении