На Рождество

Каждый из нас иногда задумывается: а была ли благосклонна к нему судьба? Не прогневил ли он Бога? А часто ли заглядывала удача в его дом? Но если по жизни дал Бог верных друзей, то не сомневайся – ты любимчик нашего Спасителя! Был, есть и ещё, надеюсь, долго будет такой друг и у меня.
Кто из вас, господа-товарищи, может похвалиться другом, с кем он жил по соседству на одной улице, учился в одном классе и институте, жил в одной комнате в общаге. Мой друг Юрий Николаевич Колесников сделал блестящую карьеру, много лет он занимал должность главного психиатра Владимирской области, но это по службе.…В моём же сердце он занимал и занимает место лучшего друга. В мединституте, будучи старшекурсниками, изучив разные науки, мы спрашивали друг у друга: а не знаем ли мы друг друга лучше, чем сами себя и довольные соглашались с этим предположением. Мой шеф Юра, так мы друг друга называли еще в институте, не имел привычки извещать заранее о дне приезда, думаю, он не хотел меня чем – то стеснять и осложнять жизнь…
Однажды он приехал проведать маму и брата на новогодние праздники. Это был настоящий сюрприз для меня и моей семьи, надо ли говорить, что он был образцом и для моих детей, так как они были наслышаны о нашей искренней дружбе. Думаю, что это сыграло не последнюю роль в том, что подругой на все времена для моей дочери стала её одноклассница и соседка Лена Пыженко, да и то правда, зачем изобретать велосипед?
Отсюда понятно моё желание побыть вместе с другом на охоте, показать ему наши лучшие потаённые места, которые мы разведали за многие годы. Мои постоянные спутники по охоте три друга, три Виктора сразу вспомнили охоту, когда с нами был первый в истории города мэр, мой замечательный друг, Бубликов Алексей Александрович, так рано ушедший из жизни… Да, ту охоту и трудно забыть: дичь как сговорилась, словно сбежалась к нам со всей округи.
Виктор Кожевников, бывший в своё время начальником крупного цеха завода КПО сразу заявил:
- Васильевич, раз уж выводишь нас на орбиту охоты с людьми областного масштаба, то хотя бы, ну я не знаю, проведи инструктаж по этикету…
Ребят я сразу успокоил словами:
- Увидите моего друга детства, поймёте, почему я так часто о нём вспоминаю, а общение с ним – сплошное удовольствие.
До сих пор для меня загадка: как наши учителя, знаменитой ж.-д. школы9 могли определить наши судьбы на десятилетия вперёд? Учитель химии Бондаренко Евдокия Григорьевна, слушая как отвечает на очередном уроке мой дружок, говорила:
---Слушайте, ребята, как надо учить уроки и как отвечать на вопросы – аргументированно, спокойно, уверенно. Быть ему профессором!
Ну, а сегодня у меня была задача экипировать друга на зимнюю охоту. Сальчане помнят, что у лётчиков нашего полка были прекрасные меховые комбинезоны и куртки. Всё это было и в моём распоряжении .так как крёстным отцом моей дочери был лётчик Александр Толстохатько. Нашлась и тёплая обувь, а охотничьего оружия и боеприпасов у меня всегда было достаточно.
Как описал ночь перед Рождеством Николай Васильевич Гоголь никому не повторить, а нам – то и надо всего нарисовать картину дня перед Рождеством в заснеженной сальской степи.
Только мы отъехали от дома Юрия, как постоянные спутники по охоте стали меня расспрашивать, а все ли наставления и инструкции я дал своему другу? А ведь действительно, главное, о чём я говорил – это  умение пользоваться полуавтоматом МЦ-21-12. Тут же меня взяли в оборот: а о правилах маскировки говорил? А сектор стрельбы обсуждали? О дистанции предельного выстрела рассказал? Зная предельно сдержанный характер друга, я смело заявил: не забывайте, у нас с другом в военном билете запись – врач корабельный, а офицеры российского флота не подведут и на суше. Даже и сегодня приятно вспомнить с какой гордостью я это говорил. Одним словом, убедил  ребят не волноваться за исход охоты. Вспоминая былые охоты, обращаюсь к самому нашему азартному стрелку Вите Мартыненко   
--- Витёк, смотри, сегодня у нас гость Ради бога, не стреляй вдоль посадки, пусть эти зайцы и дальше бегают и плодятся, лишь бы не было ЧП. Густая посадка, которая ещё в начале декабря уныло чернела тёмными скелетами ветвей, сегодня оделась в дорогие песцовые шубки и широкой полосой упиралась в горизонт. По параллельной снежной дороге мы высадили Юру в примыкающую посадку, попросили облюбовать укромный уголок для засидки. Обычно мы проходим одну лесополосу за полчаса, учитывая снег, ну может быть минут за сорок.
---Не волнуйтесь, ребята, Васильевич одел меня как для путешествия к северному полюсу, не замёрзну и зверя не проморгаю… Только тронулись к месту будущего загона, как Витя Кожевников приказал остановиться.
--- Что у нас твой дружок торчит как черный столб? Он же будет бить зверя не с высоты 5 тысяч метров, а на земле. Отдам-ка я ему свой маскировочный халат. Витя, Витя! Лучше бы ты этого не делал… Вдвоём помогли накинуть на черную летную куртку белый маскхалат и силуэт охотника растворился на фоне заиндевевших деревьев.
Проверенная в охотничьих вылазках Нива быстро доставила нас на противоположный конец посадки.
Как бы так мягче выразиться, но охотники знают, что в каждом коллективе есть свой инициатор подзарядиться, а, называя вещи своими именами, принять немного спиртного. Понятное дело, что мне, вечно исполняющему роль водителя, никто ничего не предлагал. Так было и на этот раз, но я уже занимал своё место в засидке и не сомневался, что Витя Фомин не даст испортить праздник, а охота таковой и есть для давних и надёжных друзей.
Не случайно зимний лес называют сказочным, и как бы ни была прекрасна лесопосадка летом в своём живом зелёном сарафане, только зимой она воистину сказочно красива. Летом мы скажем: дерево растёт и зеленеет, а зимой с удивлением заметим – смотри, а дерево дышит! Ажурный иней дорогой тончайшей тканью окутал каждый ствол и веточку и это хрустальное великолепие больше всего боится яркого солнца.
Вижу, как движутся далёкие фигурки моих друзей вдоль лесопосадки, а Виктор Фомин, наделённый от природы богатырским здоровьем прёт как лось прямо по снежной целине, пытаясь поднять тех зайцев, что делают лёжки в снегу на поле. И вот он – счастливый миг: взрывается алмазный фонтан снега и прямо на меня, стоящего в засаде, летит по искрящейся скатерти поля шустрый зайчишка. Медленно – медленно поднимаю ружьё и… вижу пламя выстрела, через мгновение по моей куртке барабанит дробь на излёте. Да, видно в моё отсутствие ребята превысили норму боевых сто грамм и Мартыненко забыл – таки о моей просьбе: не стрелять в сторону засидки.
Заяц, не будь дураком, резко повернул от посадки и прошел от меня вне выстрела. Спрашивается,  зачем было стрелять загонщику, если зверёк прямо шел на засидку, но охота и состоит из этих нюансов и случайностей.
В этот день перед Рождеством всё было на стороне дичи: и тишина, и яркое солнце, и скрипучий поющий снег. Два зайца и одна лиса ушли без выстрелов по противоположной стороне посадки, что я хорошо видел в просветах между деревьями. Но разве это беда? Главное, что дичь есть и её много, а добудем в следующий раз. Вторую половину посадки проходим уже вчетвером: двое вдоль неё, а двое прямо по полю. Ещё один заяц стремительно несётся на предполагаемую засаду, но выстрела почему - то нет…
Чуть уставшие, но в полном благодушии от зимних красот подходим к краю посадки. Вскоре мы сошлись все вместе у стыка посадок, а моего друга не видим. Что такое? Куда он мог деться? Расходимся снова, исследуем следы на снегу и ничего не поймём. Праздничное настроение улетучивается, надвигается паника: о чём думать, что предполагать? Никакие машины рядом не проезжали, если допустить, что мой друг замёрз и решил погреться в машине. Волки здесь большая редкость, да и где следы борьбы?
---Ну, следопыты, говорю ребятам, давайте прочёсывать по-настоящему лесопосадку. Зная друга, не могу допустить и мысли, что он сделал что-то не так. Метров в 30 от нас шикарный трёхметровый куст шиповника. Отпотевшие от солнца красные бусинки плодов горели как праздничные фонарики. Нет, думаю, ну не может соседствовать такая красота с бедой. Подхожу поближе, следов охотника в сторону куста нет, но что-то ведёт меня к нему…
Боже мой! Да вот же он мой дружок – спит праведным сном, рядом к складному стульчику приставлено ружьё. И снова мир прекрасен.… Тут вспоминаю, что мой друг практически не спал эту ночь, добираясь, домой, а тут такой воздух, такая родная земля, такой простор.
Да, хороша была лётная зимняя форма у военных лётчиков! Спи себе на снегу, коль устал. Такой был случай с нами днём на Рождество.
Бывалые охотники знают, что всегда после охоты неизбежны (разборы полётов). Не нарушая традиций, Витя Кожевников, парень тоже весьма обстоятельный, засыпал моего школьного друга вопросами.
---Юрий Николаевич, никак не пойму: как Вы подошли к кусту шиповника? Ведь следов – то не было!
---А чему удивляться? Шеф сказал чётко: хорошо замаскироваться. Разве вы меня быстро нашли? А следы я аккуратно замёл веточками… Прилёг, потому что куст внизу был более редким, а обзор лучшим. А заснул - так это шеф виноват, в такой тёплый костюм облачил, словно на печку прилёг.
Так с прибаутками счастливые и довольные жизнью мы и добрались до города, который уже зажигал праздничные рождественские огни. Когда я теперь облачаюсь в лётный костюм, то мои друзья по охоте шутят: если надумаешь и ты поспать, то рядом ставь красный флажок, сердца у нас уже немолодые и волноваться опасно. Я соглашаюсь с ребятами, а для Юры у меня заготовлен очередной сюрприз: зимняя рыбалка в палатке на Маныче. Конечно же – днём на Рождество, так что, дорогой шеф, милости просим на ледяные просторы!


Рецензии
Предрождественский день самый запоминающийся:) Особеннно, если все происходит на природе, всем весело, тревога сменяется радостью и блаженством - хочется, чтобы такой день никогда не кончался:)

Ханна Рихтер   09.02.2016 08:16     Заявить о нарушении