Гл. 6 Колумбово яйцо

            
    Усреднительный комплекс
    на экибастузском разрезе

   
                Глава 6    
                «КОЛУМБОВО ЯЙЦО»

     С проблемой качества экибастузских углей я впервые  столкнулся при проектировании разреза «Богатырь», когда решался вопрос применения роторных экскаваторов.

   Роторное колесо экскаватора достигает десяти метров в диаметре, и при отработке сложных угольных пластов часть породных прослоев незбежно будет смешиваться с углём. В отдельных вагонах, как показали расчёты, зольность такой смеси (рядового угля) может достигать 55%. А по действующему стандарту она не должна превышать 41%.

   Под угрозой оказалась сама возможность применения роторных экскаваторов, теперь по условиям качества угля – оно не отвечало стандарту.

   Надо разбираться.

    На действующем разрезе замерили зольность угля в вагонах, готовых к отправке потребителям, и оказалось, что уголь, который добыт одноковшовыми экскаваторами, имеет такие же  максимальные значения, а то и больше. Напрашивался вывод, что максимальная зольность угля связана не с типом добычного экскаватора, а с особенностью отработки сложных угольных пластов.
 
   И в обоих случаях зольность не укладывается в стандарт!

   Требования стандарта  применяют к партии угля, поставляемой потребителю. В Экибастузе партия - это маршрут из 50-60 вагонов. Средняя по партии зольность угля укладывается в норматив (не превышает 41%) – весь уголь считается «стандартным» и его отправляют на электростанцию.  Но, если в  среднем по маршруту зольность угля равна, например, тем же 41%, то в одних его вагонах (если не в половине) зольность угля будет меньше этой величины, а в других, естественно, больше. Эта вторая часть должна считаться браком, а её отправляют потребителям! И  какого качества в ней уголь, никто не знает. Рассказывают, что в маршруты попадали вагоны с пустой породой, а  в среднем это проходило...

       Уголь на электростанциях используют прямо «с колёс» - выгруженный из вагона, он поступает на шаровую мельницу, где размалывается в порошок.  Порошок «вдувают» в топку, и он там  горит факелом.  В следующем вагоне может оказаться уголь с более высокой зольностью, и, чтобы не ослабло горение, автоматика «подсвечивает» факел – вдувает в него дорогостоящий мазут.  Когда всплеск зольности особенно большой, автоматика может не успеть, а это грозит остановкой  топки с тяжёлыми последствиями.

   Получается, что от повагонной зольности угля, от динамики её колебаний зависит экономика электростанций (расход дорогостоящего мазута) и  надёжность их работы. А действующий стандарт  её не контролирует и в отдельных вагонах допускает поставку угля любого, даже самого плохого качества.

  И я вышел с предложением нормировать динамику качества угля и, как первый шаг, включить в стандарт допустимый максимум зольности угля.

  Изменить действующий стандарт тогда мы не могли, поэтому  информацию о возможной зольности угля в вагонах мы напрямую передали в новосибирский «Теплоэнергопроект», работавший над проектами экибастузских электростанций. Как проектировщики проектировщикам...

   И ещё - работая над проектом разреза «Богатырь», я понял, что роторные экскаваторы имеют большое преимущество перед одноковшовыми экскаваторами – для них не надо «разваливать“ забой взрывом, поэтому они могут влиять на качество добытого угля, меняя тщательность разделения угольных и породных прослоев при отработке (глубину селекции).


    ...Прошли годы. В Экибастузском бассейне действует новый стандарт, учитывающий динамику качества угля.  Каждый роторный экскаватор имеет  паспорт качества добытого угля. Для уменьшения колебаний качества работают усреднительные комплексы, закупленные в Германии и Италии (там их  используют в морских портах). Один за другим вводятся новые  комплексы. Сегодня в интернете читаю: «На разрезе «Богатырь» введён в эксплуатацию очередной усреднительный комплекс производительностью 12 миллионов тонн угля в год».

     А всё началось с моего интереса к проблеме, не интересовавшей ни горняков («качеством угля должны заниматься технологи), ни технологов («добычными работами должны заниматься горняки»).

   А  начальное решение этих проблем - нормировать максимум зольности угля, вроде бы, такое простое, похоже на известную историю с колумбовым яйцом.*

  *) Колумб  рассказывал,  как  открывал Америку. Собеседник пожал плечами: «Всё так  просто?».  Колумб протянул ему  яйцо:  «Поставьте на носок». Тот не смог этого сделать.  «Это очень  просто!» - сказал Колумб и, слегка разбив носок, поставил яйцо.

                * * *


Рецензии