Почему я не стал Генералом! - 3 глава - 2

Глава - 2


Я поминал в своих воспоминаниях об Угланове, но забыл написать, что однажды он был у нас в гостях, в воскресение летом.
Пришел он,  папа его встретил, они расцеловались, похлопали друг, друга по плечам и сели разговаривать в саду.
Мы уже в то время жили,  на улице Симаковой номер дома кажется 28, но точно уже припомнить не могу.
Мне было интересно, о чем они будут говорить, и  я  вертелся там же,  в саду, за кустами малины.
Слышу Угланов говорит :
-  А, помнишь, Николай как ты галошу потерял?
 Папа засмеялся и Угланов тоже.
 -  Помню, -  говорит, -  как не помнить, -  но тут он увидел меня и приказал уходить:
 - Тебе тут делать нечего, -  сказал он.
Я подчинился и ушел на улицу. Папа, есть папа, куда денешься - подчиниться обязан.
Но вот  позднее, так же в Тобольске,  когда мама рассказывала разные случаи, которые у них были с папой до революции, я ей задал вопрос:
  - А как это папа галошу потерял?
 Мама вначале не хотела рассказывать об этом, но я все же ее упросил, говоря,  я ведь никому об этом говорить не буду, рассказывай пожалуйста.
И она начала свой рассказ об этом случае.
 
Шел 1914 год мы жили в Петрограде на Мойке, Коля в это время работал токарем на  заводе « Айваз».
Однажды, мне помнится в пятницу, он пришел с работы и сказал:
- Улюньчик я завтра с работы домой не приду, вернусь только в воскресение, так надо, мне срочно нужно кое, куда съездить.
Я поняла, что это опять его таинственные дела по партии. Что делать?
Я давно уже смерилась с этими его отлучками, знала, возражать ему бесполезно, он все равно сделает по-своему.
Помолчав, некоторое время, он добавил:
  - Если меня не будет в понедельник вечером с работы,  то ты сходи по такому адресу, -  и велел мне его запомнить.
И только, тогда когда я несколько раз  повторила, сказанный мне адрес, он успокоился и добавил:
 - Ты у меня молодец, не бойся, опасного в моей поездке ничего нет.
Вернулся он в понедельник рано утром, поцеловал всех, попил чай,  затем сказал мне, что дня  два, три он дома ночевать не будет, так как за ним возможно есть « хвост»- слежка, а может быть я и ошибаюсь, сказал он.
Прошло два дня, все было нормально, никто не приходил, все было спокойно и мы опять жили все вместе.
Я все же стала допытываться:
  - А что все же произошло? Куда ты ездил?
Он  отнекивался и долго ничего мне не рассказывал. Прошло несколько месяцев, и он сам как – то раз откровенничал и рассказал следующее:

 В тот день , в пятницу он ездил на экспроприацию совместно с М.И. Калининым, Углановым и другими товарищами по партии. 
Дело в том, что партии большевиков, для пропаганды,  вооружения,  помощи политзаключенным - нужны были деньги.
Те пожертвования, которые давали даже капиталисты - Морозов и другие, а также артист Шаляпин, этих денег было мало.
Где взять? Вот и было решено экспроприировать, экспроприаторов, то есть бороться с царизмом и капиталистами их ними  же деньгами.
 И вот уточнив, что с одним из поездов, следующих из Гельсингфорса (Финляндия) в Петербург будет перевозиться крупная сумма денег.
Совет старейшин, в который входил и мой папа, а так же Угланов, а председателем совет старост был Калинин.
Совет решил - изъять деньги для партии. Группа,  куда входили и упомянутые мною лица, начала действовать. 
Поезд был остановлен на перегоне, между станциями, в наиболее глухом месте,  все были в масках, чтобы было не узнать лиц.
Вскрыв почтовый вагон, при этом охрана не оказала особого  сопротивления и только  было несколько выстрелов с обеих сторон, но в воздух для острастки.
Так как и в охране были частично свои люди,  имеющие «безупречный» послужной список.
«Неизвестные» лица – захватили перевозимые суммы денег, связала охрану и дала команду машинисту паровоза следовать дальше, а сами  ускакали  на верховых лошадях в прилегавшие к железнодорожным путям леса.
Все было сделано быстро и без опознавательных улик,  но мой папа – Коля спускаясь из вагона, зацепился галошей,  которые были на сапогах, за гвоздь и она упала в тамбур вагона.
Этого в горячке и спешке, как он,  а также и другие его товарищи сразу не заметили, что  галоша осталась в вагоне. 
Вот боязнь, что по галоши его могут найти т.к. на пятке внутри были инициалы Н.Д.
Раньше  их так носили - была мода на галоши и заставили его быть осторожным еще три дня после этой операции – экспроприации.
Но в почтовом вагоне, как потом выяснилось, произошло следующее: одному из охраны, а он знал об нападение на поезд и был связан так себе, для вида.

Удалось первому развязать себя,  он освободил второго и пока тот приходил в себя, первый вышел в тамбур и увидел галошу, открыл дверь вагона, якобы поглядеть, нет ли еще кого, да и вытолкнул ее ногой на ходу поезда.
Об этом « разбойники» не знали,  так как вначале охрана была задержана, до выяснения обстоятельств дела.
Свой - то стрелял несколько раз для виду конечно. Вот и смеялись папа с Углановым,  когда тот вспомнил этот случай, а это  ЧП. Так тоже было, но об этом молчат.

В своих воспоминаниях я поминал фамилию Лифантьев, а мы его звали дядя Том и  мне вспоминается, что я ранее поминал о нем когда мы жили в городе Свердловске по улице К. Либкнехта и какое то время он жил у нас.
Он был женат на бывшей жене сына Саввы Морозова,  знаменитого мануфактурного фабриканта - миллионера и который помогал партии большевиков, в кинокартина Н.Бауман, немного говорит об этом.
В период революции Серафима Морозова, а она была очень красивая и взята из довольно бедной семьи из за своей красоты, в семью Морозовых, каким то образом попала, как в чем  - то подозреваемая, в органы ЧК, то есть была там задержана.
Дядя Лифантьев – опер уполномоченный ЧК вел ее дело и влюбился в нее, так как она была фактически ни в чем не виновата, а только  была женой Морозова миллионера, ее должны  освободить и такое решение было принято.
Но! Дядя Васе очень  не хотелось с ней расставаться и он скривил душой, ради своей любви к ней, говоря ей, что если она выйдет за него замуж, он ее освободит и она, эта Серафима Морозова, дала свое согласие.

Она стала Лифантьевой, а  от Морозова у ней детей не было, а от дяди Лифантьева родился сын, что – то вскоре, как и положено природой.
Любить она конечно не любила, но появился ребенок, жизнь была очень тяжелая в те времена, а жить было надо - семья.
Вот так и жили они, сын у них вырос (я его знал, но плохо помню, так как и сам был еще в то время мал) по окончанию 7 - 9 классов поступил работать и работал в спец связи.
В 1937 году,  когда начались массовые репрессии, под командой «Корифея» дядя Вася был арестован как « враг народа»,  а его сын оказался сыном «врага народа» и мог потерять все.
Тогда он, то есть его сын публично отрекся от своего отца  «врага народа», прокляв его навсегда на партийном собрании, но время шло, прошло несколько лет и дядя Вася был освобожден, то есть реабилитирован - когда сдох « Корифей», он вернулся в жизнь.
Ему предложили восстановиться в партии. Но! После всего пережитого тоже от имени партии, он восстанавливаться не захотел, было тошно от всего, что испытал и пере видал.
Приехал в Москву, ведь  он до ареста  там уже жил , а семьи то нет, жена Серафима - вышла вновь замуж.
Сын - отрекся от отца   и с тех пор  отношения у них были холодные. И это всё  ради карьеры, зная неправду об отце он отказался от него, это было страшно.
Ты  это испытал на себе и знаешь, что такое сын « Врага народа»  и не мне тебе об этом говорить.
 
Одним словом надо было начинать жизнь с начала. Это почти в 60 лет,  но ему, старому человеку, бывшему чекисту, участнику Революции «помогли» - дали « квартиру» под лестницей старого двух этажного дома.
Да именно так,  под лестницей на втором этаже, я был у него в то время и видел эту «квартиру» шириной с лестничный марш, то есть полтора метра и длиной 3,5 метра по длине- диагонали лестницы с учетом площадки второго этажа.
Это просто кладовка из деревянной перегородки, оклеенная обоями, без окна, только маленькая дверь для входа.
Там стояли: железная - солдатская койка, да тумбочка. Вот так заслужил!
Через некоторое время он вторично женился на одной старушке и жил, там с ней  в этой  лестничной квартире.
Но  все же ему под конец жизни повезло. Дом пошел, под снос и дали ему с женой - комнату на подселение, но в новом доме.
Как говорится, ожил старик, свет в окошке увидел. У меня есть его фотография, но уже в возрасте, что -то около 70 лет, с лишнем.
Спустя еще несколько лет, и дяди Вася Лифаньтев - умер (мир праху твоему дядя Том).
 В отношении его можно еще добавить, что не смотря на то, что Серафима без него вышла замуж, он не забывал ее и когда у ней умер, ее третий муж.
Она осталась уже старая, с больными ногами и сердцем.
Он изредка ходил к ней, помогал по дому ей, а оба  уже были старые, больные.
Вот, что такое Любовь! Конечно, я имею в виду его к ней. Для него она была молодая, красивая, а я ее в то время тоже видел, это была старая, толстая , рыхлая, больная и ни чуть не красивая старуха.
Вот, что делает старость….. Правда говориться: «Старость не радость».               
               
Произвело на меня в детстве и такие два случая , с сотрудниками ЧК.
Кажется это я слышал в Нижнеуральске или в Уфе, но где то там.
Может быть, они не представляют для тебя интереса, но я их запомнил от родителей и воспроизвожу с их слов:
Как ты знаешь в те времена сотрудники ЧК, да и во многих других органах Советской власти работали и занимали руководящие посты молодые люди от 15-25 лет.
И ничего справлялись, строили новую Россию не хуже дряхлых стариков.
В своем большинстве это были молодые парни и девчата, не имеющие еще своих семей, им было и рано, да и некогда заниматься личной жизнью, шла еще Гражданская война.
Но пришло время все постепенно становилось на свои места. Закончена война с белыми, с оккупантами, разгромлены основные банды зеленых, Марусь и прочих авантюристов - анархистов.
Жизнь входила в нормальную - относительно нормальную колею.

Один из оперуполномоченных ЧК, парень лет 19-20 влюбился, как дядя Вася, в одну из красивых, но своих девчат, а она его отвергла, предварительно заморочив ему голову, ушла к другому.
И настолько ему было тяжело, что он решил покончить с жизнью, он потерял всякий интерес ко всему.
Что же он был молод, любовь впервые вошла в его душу и такой удар!
Он написал письмо Председателю ЧК ( то моему папе) с просьбой простить его за слабость,  как коммуниста, но жить мол он, больше не может.
Написал письмо и своей изменнице - пожелав ей счастья, и выстрелил себе в лоб!
Выстрел был произведен им по всем правилам, но он не рассчитал угол входа пули - она пробила лоб, прошла по черепной крышке и выскочила где то в затылке, не задев даже оболочку мозга.
На выстрел его подбежали соседи, отправили его в лазарет и он выздоровел.
По выздоровлению, да и он выздоровел от раны, и от своей « безумной» любви одновременно, получил за самострел взыскание, десять суток ареста.
Потом он работал еще в ЧК долгое время, даже смеялся над своим бестолковым поступком.
Через полгода  он женился и обрел  семью.

 Был  и такой там же  случай:  Арестовывают тайный дом свиданий,  а точнее всех кто там был, так как при Советской власти, все притоны и дома терпимости были распущены и запрещены. Забрали  там,  в ЧК всех, кто был и мужчин и женщин.
Стали профильтровывать: кто,  зачем, почему вели проверку оперуполномоченные, молодые ребята и вот к одному из них вводят как говорится ослепительной красоты самую настоящею - гулящею.
Он, как говорится, посмотрел на нее и – обмер. Допросил, поговорил, побеседовал и,  видя перед собой ее лицо, фигуру, потерял покой…..
Что же им ведь было только 18 - 20 лет, это было и немудрено.
 Влюбился парень и не знал, что же ему делать? Но любовь, любовью, а дело, делом.
При  выяснение оказалось, что ее надо выпускать, ни в каких политических, уголовных делах она замешена не была.
А  выпустить ее просто так? Он знал, что потеряет ее навсегда.
Тут и пришла ему спасительная мысль - правда пришлось покривить душой и принципами пролетария-коммуниста, да и  что не сделаешь ради своих чувств.   
Уже было решение ее выпустить, а он как следователь этот момент несколько задержал.
Вызвал ее еще раз как бы на допрос, да и скривил душой и сказал, что за ее поведение ее должны судить, а поэтому тюрьмы не избежать.
Помолчал, глядит на нее, она растерялась, а он, набравшись храбрости, ей сказал:
 -  Вот если выйдешь за меня замуж по настоящему, тогда все можно будет закрыть.
Парень он был и на вид не плохой,  и внешности довольно приятной, она посмотрела на него, сквозь слезы и сказала:
 - Я согласна.
Выписал он ей пропуск на выход и сам с ней пошел, повел ее сразу в Исполком, там тогда браки регистрировались.
Записались, поздравили их там, ведь они  не знали кто она и пошли они к нему домой.
Он жил на квартире и занимал комнату у частных хозяев дома. Так они стали мужем и женой.
И как говорила моя мама - она оказалась на редкость очень строгой, но настоящей женой ему.
Был рад он, была рада она и получилась очень счастливая семья. Прошло два года и посыпались у них дети…..


Продолжение следует -http://www.proza.ru/2016/02/10/1220               
               


Рецензии