Искусство и самовыражение

Диалоги с самим собою / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2015. –178 с.

Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/2919/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/zrac
------------------------------------

Атеист. Мне не нравится слово "профессионализм". Оно и выговаривается-то с трудом. Такие не выговариваемые слова сами нежизненны, и поименованные ими явления и предметы, обычно, искусственны, мертворожденные. Подлинное чувство не может быть "профессиональным". И мысль живая - не может.
Есть мастер, ремесленники, ученики. По смыслу профессионал - почти то же, что и ремесленник. Только с поганым оттенком.
У кого чувства и мысли "профессиональны", тот, скорее, не человек уже, но какой-то биологический робот. У такого не чувства и мысли, а копии с мыслей и чувств, высококачественные штампы.
Ремесленник, определяя себя таким образом, т.е. ремесленником, ясно определяет место свое: человек занимается своим ремеслом, зарабатывая средства к существованию. В этом, естественно, нет ничего плохого. Тот же, кто называет себя "профессионалом" и хочет, чтобы так его называли другие, претендует на совершенно иной статус - некоего судии в сфере, которою занимается. На самом же деле, он - тот же ремесленник, т.е. человек, в лучшем случае, хорошо знающий свое ремесло, и только. "Профессионал" никогда не создаст ничего нового именно потому, что страшно боится, что кто-то усомнится в его "профессионализме". Поэтому он - страж раз навсегда усвоенного "канона".
"Профессионализм" ассоциируется у меня с формализмом, пошлым коллективизмом и искусством в худшем смысле искусственности.
Кстати, само искусство - идея, ведущая по пути ложному. Мы живем не ради "искусства", а для выявления своего отличия от других, поиска и развития настоящего нашего "я" и внесения, распространения через это в мир нового. Жизнь интересна открытием нового, а не существованием среди неизменных, для всех общих ограничений. Она - непрерывное творчество, а не какое-то там "искусство". И результат ее - оригинальные чувства и мысли и соответствующие им поступки. Только они остаются. Остается живое. Искусство, искусственное - мертворожденное - отсеивается. Значение имеют оригиналы, копии не привносят в мир ничего нового и людям знающим, самостоятельно чувствующим и мыслящим, не интересны.
Почему развитие и фиксацию себя, т.е. самовыражение и искусство в смысле искусственности, подражания другим людям или природе - два разных смысла, понятия смешивают в одно, все вместе называя "искусством"? Глубочайшее заблуждение! При жизни Творца большинство возвеличивает того, кто штампует "искусство", повторяя уже осознанные и общепринятые, понятные массам вариации прошлых самовыражений, и не замечает или смеется над тем, кто создает и выражает себя. А после смерти Творца все меняется. Постепенно новое осознается, его признают гением, и он остается в веках именно потому, что в лице своего, самим собою созданного собственного отличия, смог создать отличие новой эпохи и заглянул в будущее. О "профессионале" же навсегда забывают, т.к. выделить труды его из работ тысяч других "профессионалов" после смерти автора нет возможности. Личность, если "профессионал" был личностью, умерла, но ничего своего - именно своего! - после себя не оставила. "Профессионализм" - тюрьма для таланта. Мне жаль тех, кто лучшую часть свою сам на всю жизнь сажает в тюрьму.
Искусство и искусственное не даром слова однокоренные. Искусство - не жизнь. Даже не след жизни. След следа? Тень тени? Безмысленное, бесчувственное копирование само выражений, оставленных ранее, - вот что такое искусство. А поиск и фиксирование себя почти всегда дают новое. Самовыражение - путь самопознания и саморазвития для человека, а через него - всего мира!

Верующий. Но ведь самовыражаются-то как раз именно средствами искусства!

А. Самовыражаются, сметая рамки, отрицая каноны, находя для своего индивидуального содержания адекватные индивидуальные формы. Если ты личность, содержание твое - живое, особенное, и формы выражения - тоже особенные. Конечно, если посылаешь к чертям всех "профессионалов" с их дохлыми правилами. Если же ты не личность, самовыражения просто не может быть, потому что выражать нечего, есть только что повторять. И ты повторяешь других, более или менее "профессионально" подбирая эклектику чужих мыслей и чувств. Это и есть не самовыражение - творчество, а "искусство" - копирование.
Чем значительнее искусство, тем ближе оно к канону, прототипу - чьему-то гениальному творчеству. Все искусство не личностно, не первично, а вторично, третично, нескончаеморично - литература от литературы, музыка от музыки, живопись от живописи...
Искусство паразитирует на подлинных мыслях и чувствах. Оно не дает ничего, кроме ширпотреба лжи, лицемерия. "Профессионализм" - всегда ложь. Под ним, как под маской, скрывается иное, подлинное лицо, когда оно есть, или же - пустота. Маски хороши на карнавале; но разве каждый день они нужны человеку? И разве в человеке меня интересует надетая на него маска? Так, посредством "искусства", из жизни делают нескончаемый, до тошноты надоевший всем карнавал...
Искусство ничего не дает для развития. Наоборот, самовыражение личности являет собой дифференциал интеграла развития человечества, который, в свою очередь, - составляющая интеграла развития материи во Вселенной. Самовыражение увеличивает количество исчерпывающей информации; искусство - только дублирует.

В. По-вашему получается, что любой полуграмотный дилетант как-нибудь само выразится и останется на века. А мастер, профессионал, в жизни своей создавший сотни добротных картин, книг или зданий, забудется. Что же, дилетант полезнее мастера?

А. Народное творчество переживает всех "профессионалов". Если человек свободно выражает себя любым способом, создавая нечто в мире ранее не существовавшее никогда, безусловно, он ценнее любого профессионала с крепкою головой, хорошею памятью и бестрепетными руками.
С другой стороны, возникнет ли у нормального человека мысль обозвать Достоевского, скажем, или Чайковского - "профессионалом"? Здесь - высшее сочетание гения и мастерства! Свобода - душа, искренность - сердце таланта. Мастерство - только тело.
"Профессионал" - это биологическая машина, надежно исполняющая определенную последовательность действий. Возможно, и достаточно сложную. Но в ней нет ни души, ни собственной мысли. Я - за человека, прежде всего человека, который интересен мне особенностью своей, непредсказуемостью. А что мне в чисто механическом мастерстве, что мне в "профессионалах"? Их не различаешь, их - сотни и тысячи. У них нету лиц. Они сливаются в фон.
Не умно гордиться "профессионализмом". Все равно, что говорить: "Вот я, такая аккуратная машина, могу штамповать штучки, столько-то рублей каждая. Покупайте меня!"

В. Но без профессионалов не было бы цивилизации...

А. Цивилизации не было бы без человека-творца. И все, что плохое в ней, - от "профессионалов": бездушие, искусственность, формализм. Скажите, что человечество без таланта, без гения? - Беспомощная машина. Что было бы с человечеством, коли б остались одни "профессионалы"? - Некому машину было б изобретать, направлять, совершенствовать. Вот что!
У нас "профессионал" - чуть не Бог на земле. А на самом деле, он - просто мертвяк. Наглый, самоуверенный, самодовольный мертвяк!
Смотрите, я показал на него пальцем!..


Рецензии