Договорняк. Глава 3

Глава 3

     Разве я мог предположить, что моё праздное любопытство может круто изменить мою жизнь. Моё согласие заменить травмированного игрока в заурядном футбольном матче тоже не было порождением предчувствия больших перемен. Я лишь пытался спасти собственное самолюбие, и у меня и мысли не мелькнуло, что наше пари с капитаном свяжет нас незримой нитью. Ведь мы жили в параллельных мирах, и пересечься никак не могли. Ни о какой новой встрече не могло быть и речи. Но… человек предполагает, а бог располагает. Когда я увидел своего «спонсора» в одной из передач местного телевидения, я стал думать о предопределенности нашей встречи. Быть может, это был тот знак, которого мы иногда так ждём? Конечно, я мог отмахнуться от своего ощущения, что настало время больших перемен, и тогда моя жизнь продолжала бы течь своим чередом. Только с недавних пор я стал считать, что потому мы и становимся аутсайдерами в жизни, что игнорируем внутренние сигналы.
     Новостной канал транслировал открытие новой базы местного футбольного клуба. Неумеренная восторженность комплиментов журналиста владельцу базы и её строителям привлекла моё внимание к передаче. Не каждый день оценивают провинциальный объект, как отвечающий  требованиям самой Премьер-лиги. Утверждение звучало несколько неожиданно. Мне стало интересно, на чем же основана такая уверенность. Пока корреспондент совершал экскурсию по тренировочному комплексу в сопровождении владельца клуба, в моей голове, одна за другой, родилось сразу несколько мыслей. Как иногда говорят, целый пакет. Мне стало в результате этого не по себе, потому как мысли были одна «безумнее» другой.
     Мой капитан оказался, «по совместительству», президентом местного футбольного клуба. Фамилия его была Максимович. И «баксов» у него было больше, чем волос на моей голове. Местный нефтяной магнат.
     Я редко смотрел передачи местного телевидения. Очень редко. Иначе бы давно знал, что это именно его команда вышла в первую лигу. Конечно, я слышал, что наши футболисты, как про них говорили «вчерашние юниоры», вышли в первую лигу. Все мои знакомые приписывали этот успех молодому тренеру, бывшему игроку большого футбола. Он нашел и собрал со всего региона талантливых ребят. И главное – многим из них сразу доверил место на поле. А ведь ни у кого из них за плечами не было громких побед. Для них это был шанс, который никто раньше им не предоставлял. Большинство тренеров команд второй лиги доверяют закатившимся звездам первой и второй величины. Звездам, которым часто ничего уже не надо. Звездам, которые могут блеснуть в домашней игре и «слить» игру на выезде. Но с ними проще, они предсказуемы, управляемы и могут гарантированно собраться в нужный момент. Работа с молодежью – это большой риск. Как бы то ни было, в команде должна быть пара-тройка «дядек», которые придадут основательности команде, да и судью поставят на место при случае. Новый тренер нашёл таких дядек, бывших игроков Премьер-лиги, согласившихся играть в никому неизвестном доселе коллективе. Во второй лиге молодая команда добилась успеха. Только сдюжат ли они в первой лиге? Деньги в ней крутятся покруче и отношения пожестче. Примеров бесславного возвращения было достаточно даже из истории нашего региона. Команды из соседних областей, блеснув яркой игрой во второй лиге, в следующем сезоне болтались на дне турнирной таблицы, и всё возвращалось на круги своя. Лишь игроков раскупали, в зависимости от их таланта, команды высшей или первой лиг.
     Я краем уха слышал об этом талантливом тренере и его талантливых игроках. Только вот я редко смотрел местные передачи, иначе бы давно знал, что это команда «моего капитана»…  Во «всемирной паутине» оказалось не очень много информации о команде. Этого следовало ожидать, это всего лишь бывший клуб второй лиги. Но для меня главным было то, что местный олигарх предоставил шанс и молодому тренеру, и молодым игрокам. Это было весьма неглупо. Я  нисколько не сомневался, что со всеми перспективными игроками предварительно были заключены многолетние контракты. И уже сейчас владелец клуба может с прибылью распродать их. Если команда добьется сколь-нибудь серьёзного успеха в первой лиге – цена на них вырастет многократно. И хотя футбольная команда даже во второй лиге - это серьезные расходы, но успех клуба придавал нового блеска его обладателю.
     Он дал шанс вчерашним юниорам, и они отработали потом и кровью этот шанс на поле. Их не сразу восприняли всерьез. Поначалу это было похоже на стечение обстоятельств и везение. Они у многих вызывали симпатию своим талантом и трудолюбием на поле. Судьи их «не убивали». Никому и в голову не приходило тратить на это деньги. Сами «спекутся». Когда умиление прошло, соперники обнаружили, что «поезд уже ушёл и его не догнать». Так команда «накатом и наехала» на первое место… Максимович дал шанс, хоть и знаменитому в прошлом игроку, но всё же ещё неопытному тренеру. А в результате, большинство из приглашенных молодых ребят продемонстрировали наличие хорошего потенциала. А ведь этого могло и не быть. Кое-что я знал о команде и раньше. Но я не знал, что это именно его команда…

* * *
     И вот я стоял у входа в основной корпус базы и любовался этим прекрасным сооружением из металла, стекла и бетона, ожидая Максимовича. База располагалась на окраине города, от старого тренировочного комплекса почти ничего не осталось. Всё было в кратчайшие сроки построено заново. Площадь тренировочного комплекса составляла около 8 гектаров. Максимович молодец, купил землю, когда она стоила ещё гроши. Пару-тройку гектаров составляла сосновая роща. В жилом корпусе располагалось 50 номеров. На базе имелся ресторан для взрослых футболистов и столовая для учащихся. На первом этаже размещалась автостоянка на 50 автомашин. Двигаясь пешком, я разглядел четыре натуральных футбольных поля и одно искусственное, два теннисных корта, электростанцию, газовую котельную, водозаборный узел и собственную систему очистных сооружений. Со слов журналиста, два поля были оснащены системой подогрева. Они были с электрическим освещением. Мелькнула мысль: осенью пожалел свежеуложенный газон на своих полях. Дружба дружбой, а … Хотя, не пожалей он эти поля, не было бы в моей жизни ни матча, ни пари, и не стоял бы я сейчас перед этой действительно отличной новой спортивной базой. Из телепередачи я знал, что этот комплекс обслуживал персонал из более 100 человек. От всего этого великолепия я испытал давно забытое чувство восторга.
     На базе проживали в двухместных номерах футболисты команды и в трехместных номерах учащиеся двух футбольных классов интерната. В каждой комнате был современный телевизор и компьютер с доступом в Интернет. Кроме того, для учащихся были оборудованы классы для школьных занятий. Была предусмотрена возможность для размещения молодежной команды. База была построена на перспективу. Я никогда не любил олигархов, ни больших, ни маленьких, а тут во мне стало расти чувство уважения к малознакомому мне человеку. Как ни крути, а он сделал доброе дело для земляков. Это вам не за границей сорить деньгами!
     Больше всего рекламировался манеж. Он давал возможность футболистам тренироваться не только на полях, но и в специально оборудованном зале. Хотя заниматься там могли представители и других видов спорта. Специально положенный в нём паркет позволял заниматься мини-футболом, волейболом, баскетболом, гандболом и большим теннисом. Ещё по одной волейбольной и баскетбольной площадке имелись на открытом воздухе.
     Рядом с манежем и раздевалками находился полноценный 25-метровый бассейн, джакузи с двумя водными каскадами, сауна, турецкая баня и тренажерный зал.
     Позаботились на базе и о восстановлении футболистов, медицинский центр занимал почти целое крыло. На оборудование были затрачены сотни тысяч долларов.  В этом же крыле находилась библиотека и совмещенный с ней каминный зал. Рядом с библиотекой в отдельной комнате располагались четыре бильярдных стола и три теннисных стола.
     Разрекламирован был и конференц-зал с тренерским столом на постаменте. Он легко превращался и в мини-кинотеатр, и в комнату для теоретических занятий.
     От увиденной собственными глазами даже части комплекса захватывало дух. Хотя я прекрасно понимал, что всеми этими достижениями цивилизации будут пользоваться и сотрудники компании-спонсора. Ведь рядом с комплексом располагалось не менее прекрасное административное здание нефтегазового комплекса. Возле него я и остановился. Хотя с момента пари прошло почти полгода, опознание обидчика произошло мгновенно.
- Ко мне?
- Да…
- Пять минут. Пройдемте в мой кабинет.
     Апартаменты подавляли своей роскошью. Смесь старинной мебели и современного оборудования.
- Так какой у вас ко мне вопрос?
     Нейтральный тон ободрил меня. После случившегося можно было ожидать худшего. Я уже собрался ответить, как в кабинет, постучав, вошла девушка.
- Минутку…
     В этой жизни я уже ждал очень много минут, одной минутой меньше, одной больше… Я не хотел быть невежливым и поначалу даже не пытался прислушиваться к их разговору. Девушка четко демонстрировала свое уважение к Максимовичу, но разговор шёл на равных. В его тоне было много больше теплоты, нежели при общении начальника и сотрудницы. Черты лица похожи. Очевидно, дочь. Это пробудило моё любопытство. Краем глаза я стал изучать её и слегка напряг свой слух. Разговор шёл на языке бухгалтерии, вовсе незнакомом мне, но слова «перерасход» и «маржа» понятны многим. Работает на отца. В бухгалтерии… при его деньгах. А почему бы и нет. Мне доводилось несколько раз сталкиваться с «золотой молодежью». И стиль этой девушки, скромно, но со вкусом одеваться, и её манера не вызывающе, но с достоинством держаться вызывали во мне уважение. Работа, пусть даже в финансовой империи отца, неплохо её характеризовала. Она стояла лицом ко мне и несколько взглядов, брошенных в мою сторону, не остались мною незамеченными. В них не было особого интереса, но на какой-то срок она меня запомнит, это уж точно. Хотя дольше помнить, думаю, буду я. Это мягко сказано помнить. Мне хватило 8 секунд, чтобы понять, что она мне очень понравилась. Среднего роста, стройная, темноволосая, с голубыми глазами. И лицом, которое не давило на вас своей красотой, а вызывало теплые и очень приятные чувства. В вас? … или только во мне? Разговор закончился также неожиданно, как и начался.
- Так что вы хотели от меня? 
     Мне потребовалось время, чтобы спуститься с небес на землю. Хорошо, что Максимович терпеливо ждал моего ответа. Думаю, он уже привык к тому, что нас слишком много, что-то желавших от него.
- Мне симпатична ваша футбольная команда … вы дали шанс молодым, и я хочу, чтобы вы дали шанс и мне… старику.
     Мой собеседник не смог скрыть своего удивления, этого он никак не ожидал. Но его реакция отразилась только в глазах, мышцы лица остались неподвижными.
- Между вами слишком большая разница…
- Надеюсь, не только в возрасте.
- Вы ведь не псих?…
     Ох, не знаю… Запрыгнуть разом через столько ступеней - «с улицы» в первую лигу… Чудес не бывает. Только где-то в глубине меня сидела маленькая надежда – если этого не было раньше, то это вовсе не значит, что этого не будет никогда.
     Он мог сказать многое, очень многое. Но ничего из этого многого он не сказал. И только в его глазах вновь промелькнула, то ли жажда мести, то ли желание взять реванш. Мне это не сулило ничего хорошего. И прозвучавшая следом короткая фраза подтвердила мою догадку:
- 10 из 10.
     Он мог сказать много чего и ещё недавно я бы со всем согласился. Из ста человек, опрошенных на улице, думаю, все сто ответили бы, что моё желание безумно. Но к этой лаконичной фразе я был менее всего готов. Это был почти приговор. Я, наверное, молчал долго, слишком долго. Но что я мог на это ответить? Отказываться было поздно.
- Слово? Контракт на этот сезон?
     К моему ответу, однако, он тоже был не готов. Отказываться также было поздно.
- Хорошо. И сделаем это прямо сейчас. Не стоит откладывать дело в долгий ящик.
     Он жаждал реванша…
     Максимович что-то тихо сказал по телефону, и мы прошли на футбольное поле. Там нас уже ждал вратарь. Как позднее я узнал, это был ещё один молодой тренер. Но тогда, для меня это был просто вратарь. Вратарь, опытный  и очень прыгучий. Его разминочные прыжки привели меня к мысли, что бить нужно только по верхним углам ворот. Только.
     Я и предположить не мог такое развитие событий, и спортивной формы при мне не было, но мне её принесли. На выбор. Всё по-честному. Максимовичу был нужен полновесный реванш. Я нашёл подходящий размер спортивной обуви и тоже стал разминаться.
     Слава богу, мяч был привычным для меня. Я стоял перед воротами и видел в них профессионала. Откуда-то пришел и тот, кого я так удачно «расстрелял» в прошлом. Он, конечно, тоже был из клуба и тоже жаждал реванша. "Круто ты попал на…»
     Если это была безумная идея, то вылечить меня должны были быстро и радикально. Только мне почему-то не хотелось излечиваться. Стоило ли отказываться от предоставленного мне шанса? Я и не отказывался…
     Каждый удар готовил тщательно. Меня никто не торопил. Удар наносил только тогда, когда меня покидало волнение. Это было похоже на стрельбу из боевого оружия, грех не воспользоваться наработанными навыками. Я «удалял из картинки» вратаря, поскольку боялся, что его опытные движения подавят меня. И только потом бил. Все мои усилия были направлены только на воспроизводство привычных движений, без каких либо эмоций.
     Я бил строго по углам. То в левый, то в правый, но обязательно в верхний. Чтобы исключить малейшую вероятность того, что вратарь вытащит мяч, внимательно следил, на какую ногу он переносил свой центр тяжести. Я был абсолютно уверен, что другого такого шанса мне никто и никогда не даст. Трудно сказать, кто из нас сильнее вспотел – я или вратарь. Первые удары сопровождались комментариями, некоторые из них даже носили шутливый оттенок. Вторая половина ударов проходила в абсолютной тишине. Казалось, был слышен стук наших сердец, моего и вратаря…
     Оформление и подписание контракта было быстрым и немногословным. Обсуждение самих условий контракта также не заняло много времени. Для начала я должен был пройти стандартный для футболистов медицинский осмотр. Мне были готовы платить большие деньги. Очень большие. Только эти деньги нужно было заработать. Поскольку мне была определена плата только за голы. Премиальные мне не полагались. В ходе матчей мне несколько раз должна была предоставлена возможность пробить по воротам, и если в результате я не забивал гол, то платил адекватный штраф. От штрафа меня могло освободить только прямое участие в голевой комбинации. Предполагалось выпускать меня не более как на один тайм, чаще на замену. Мне в лоб было заявлено, что больше 45 минут я не выдержу, и я с этим внутренне согласился. За отказ выпустить меня на поле - выплата половины причитающейся мне за забитый гол суммы. Я мог разорвать контракт в любой момент. Три нерезультативные игры подряд и со мной также могли разорвать контракт. Условия были очень жесткие. Даже у футбольных звёзд бывают «засухи». Максимович запланировал очень быстро вернуть свои деньги. Я хотел контракт, и я его получил. Нянчиться со мной никто не собирался. Хотя на некоторые оговорки хозяин клуба согласился, даже не задумываясь. Меня порадовало наличие в контракте медицинской страховки. Это был жест доброй воли…

* * *
     Богатство, свалившееся на меня за кубковую победу в гостях, вызвало жуткий зуд приобретения. Но я прекрасно понимал, что в моей жизни могут наступить времена и похуже, всегда необходимо иметь деньги на «черный день». Кроме того, долг банку висел надо мной дамокловым мечом и не давал мне дышать полной грудью. Я ненавижу долги, и свои, и чужие. Из этих соображений все деньги за пари я вбухал в уплату за кредит. Но теперь-то настала пора побаловать и себя немного. В конце концов, я это заслужил.
     Покупка нового добротного костюма не отняла много времени. В торговом центре я попросил подыскать мне темный костюм-тройку из шерстяной ткани с небольшим добавлением синтетики. Цена костюма приподняла мои брови, но мне удалось справиться с этим внезапно возникшим чувством. Слишком давно я приобретал предыдущий, отстал от жизни. Но я понимал, что костюм будет долго радовать мой глаз, и греть душу. А  за это стоило отдать даже большие деньги.
     Приобретение автомобиля было более хлопотным делом. Сам я не был специалистом в такого рода делах, а купить автомобиль - это не костюм приобрести. Возвращаясь из торгового центра с парой объёмных пакетов в свою однокомнатную квартиру, я обратил внимание на один из автомобилей, стоящих во дворе. Люксовый автомобиль черного цвета стоял возле моего подъезда. В моём дворе периодически появлялись дорогие автомобили различных фирм, в этом не было ничего удивительного. Благосостояние народа росло. Но эта марка мне была незнакома. В моей голове промелькнула какая-то мысль, но я не успел ухватить её за хвост. Каково же было моё удивление, когда из автомобиля вышел знакомый мне молодой человек. На ловца и зверь бежит! Вот кто мне мог помочь. Решение моей проблемы жило рядом, в соседней квартире.  Мой сосед работал на станции технического обслуживания автомобилей и нередко, с разрешения владельцев, использовал машины своих клиентов. Как он говорил «Должен же я проверить качество выполненной работы!»
- Привет, Андрей. Какой шикарный у тебя автомобиль! Я такой видел только в журналах. – Я с восхищением бросил ещё один взгляд на это чудо техники. – Как он называется?
- Добрый вечер, не завидуйте, всего лишь довожу до совершенства чужие обновки. Майбах-57, сам от него в восторге. Но это не про нас. Только слюни пускать. Машина хоть и не новенькая, но далеко не дешевая.
- Майбах. Слышать-то слышал, а вот живьём вижу впервые. А почему 57?
- Потому что есть ещё Майбах-62. Ещё круче.
- Повезло тебе! Хоть разок прокатишься.
- Мне - да, а вот тому, кто расцеловался с этой «красоткой» - нет.
- За него не переживай. Ты же знаешь, у нас гоняют только те, у кого есть деньги на штрафы. Найдут и на ремонт.
     Он рассмеялся. В его смехе я услышал оттенки горечи.
- Я бы без них без работы остался.
     Ещё раз улыбнулся и продолжил смущённо:
- С некоторых пор хочу задать вам один вопрос…
     Мне казалось, что времена, когда он смущался давно прошли. Но сейчас он явно не знал, как его задать.
- Да, ладно, спрашивай. Не тормози.
- Я тут в газете увидел фотографию человека, очень похожего на вас…
- И ты хочешь спросить, не родственник ли это? Нет, не родственник.- Я уже понял, о чём он говорит, несколько местных газет опубликовали мою фотографию. – Это я.
     Приятно было осознавать, что я тоже способен удивлять своих знакомых. Я добродушно рассмеялся.
- Удивлён? Знаешь, я тоже.
- Тогда, что же вы пешком ходите с такими огромными пакетами? Вам нужен добротный автомобиль. Не такой, конечно, - он кивнул в сторону Майбаха.  – Но что-нибудь приличное, как у нас говорят – что-нибудь из продукции отечественного автопрома. На первое время самое то. Пока не станете опытным водителем.
- Золотые слова. Ты давно проводил предпродажную обработку у себя в автосервисе?
     Каждый владелец перед продажей своего автомобиля желал скрыть от покупателя свои автогрехи. Андрей с успехом им в этом помогал. Его работа окупалась вдвойне, втройне.
- Хотите, чтобы я вам нашёл машину без «подводных камней»? Завтра же позвоню своим клиентам.
- Я тебе буду очень благодарен.
     Придя в квартиру, я вспомнил то слово, что промелькнуло «в первые восемь секунд», когда я оценивал автомашину. Породистая. Такая машина в моём представлении должна быть только консервативного черного цвета. Я признался самому себе, что она меня заинтриговала. Поэтому дома, первым делом, я открыл Интернет и сделал запрос. Что-то похожее я и ожидал увидеть, но всё равно ответ меня удивил:
Maybach - немецкая автомобильная марка в концерне Daimler-Chrysler. Выпускает роскошные представительские эксклюзивные автомобили.   
     Компания MAYBACH была основана Вильгельмом Майбахом, который в конце XIX века в паре с Готлибом Даймлером разработал двигатель внутреннего сгорания.
     История этой марки начинается в 1921 году, когда конструктор Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach)  создал автомобиль Maybach W3.
     После смерти в 1929 году Вильгельма Майбаха дело продолжил его сын Карл Майбах. В 1930 году он создал самый роскошный автомобиль того времени. Одинаковых автомобилей этой модели не было, так как при создании учитывались пожелания заказчика.
     В 1961 году права на марку Maybach приобрел концерн Daimler Benz. На долгие годы торговая марка MAYBACH была фактически забыта. Но в конце 90-х годов прошлого века менеджеры Daimler Benz решили, что пришла пора возродить автомобили под легендарной маркой MAYBACH.
     Первый концепт нового автомобиля автолюбители увидели в 1997 году, а уже в 2002 году в серийное производство пущены новые творения, уже компании Daimler-Chrysler. Это стандартный Maybach 57 длиной 5,72 м и удлинённый до 6,16 м Maybach 62. В конструкции автомобиля использованы многие достижения научно-технического прогресса, он оборудован всеми мыслимыми устройствами безопасности и предоставляет водителю и пассажирам несравненный комфорт при поездках на любые расстояния.
     Свидетельством уникальных технических характеристик и надежности является 4-х летняя гарантия на машину.
     Стоимость Maybach в базовой комплектации: почти полмиллиона евро за Maybach 57 и в полтора раза больше за Maybach 62.
          Что тут можно было сказать? Только и пришло в голову любимое слово из словаря многих моих одноклубников – «круто!». Но последняя фраза рекламного описания меня просто добила: «Майбах - роскошь для широкой русской души». Фраза показалась мне сомнительным комплиментом. Это уже стало модой «доить широкую русскую душу». Впрочем, можно порадоваться за своих земляков, если такие машины появились в провинции.
     Уже на следующий день Андрей свел меня с человеком, желающим избавиться от своего прежнего автомобиля. Несколько раз он проводил сервисное обслуживание данной автомашины, и поэтому гарантировал, что никакие неприятные неожиданности меня не ждут. Это не "кот в мешке", а хорошо сохранившийся автомобиль. За помощь в решении моей проблемы я подарил соседу абонемент на футбольные матчи этого сезона. После кубковой победы в гостях спрос на них, по местным меркам, влетел до небес. Вдобавок мы обмыли мою покупку в ресторане. В итоге все остались довольны заключенной сделкой. Бывшая в употреблении «Калина» не вызывала чувства зависти. В команде у многих были и покруче автомобили. Но только у тренера и наших маститых игроков были новые иномарки. Вот уж кто вызывал чувство зависти. У меня лично - белой.

* * *
     Два гола в одном матче – это немного, но и немало. Особенно в кубковом матче с командой высшей лиги. На этот факт многие обратили своё внимание, а некоторые не поленились и даже навели справки. Наш матч не транслировался местным телевидением, даже сюжета в местных спортивных новостях не было, и мои шедевры остались только в памяти очевидцев. Но интерес к собственной персоне я заработал. Боюсь, не только у болельщиков. Я не привык к повышенному вниманию к себе. Когда в спортивных изданиях появились только упоминания о том, что Иванов забил два гола, наказав вратаря за ошибки, я обрадовался тому, что Ивановых в России не меряно, в том числе и футболистов. Даже в нашей команде нас оказалось двое. Но потом я одёрнул себя: парень, «не тупи», ты стал публичным человеком! После двух голов команде высшей лиги с инкогнито покончено, раз и навсегда.
     В моих отношениях с игроками особых перемен не было. Кто я такой? Человек с улицы. Желания общаться со мной никто не демонстрировал. Первоначально многие удивились моему появлению в команде в самый последний момент. От прямого вопроса, что я здесь делаю, кого-то удержало моё крепкое телосложение, а кого-то мой возраст. Конкурента во мне никто не увидел и, как бы в подтверждение этого факта, с первой же игры я обосновался на скамейке запасных. Я не навязывался и ко мне никто не лез. Уже через неделю на меня махнули рукой. Все были уверены, что пройдёт время, и туман сам рассеется. Дело сдвинулось с мёртвой точки после кубковой игры. Вялых рукопожатий стало намного меньше и интерес к собственной персоне я буквально чувствовал своим затылком. Как ни крути, но именно я сделал подарок в виде премии всей команде. Исподтишка, но наблюдали теперь за мной все. Многие из них порасспросили обо мне, кто где смог, и убедились, что к футболу я не имел никакого отношения. В прошлом. Когда я стремился попасть в команду, я отдавал себе отчёт, что умею, по большому счету, только пробивать пенальти и штрафные удары. Я предполагал, что тренер будет выпускать меня на поле на 15-20 минут, максимум. Скорее всего, в конце тех матчей, когда судьба встречи уже решена и вероятность негативных перемен очень мала. Либо мы безнадёжно проигрываем, либо уверенно выигрываем. Это общепринятая практика в случаях с молодыми и малоопытными игроками. Чаще всего, это был последний шанс или жест отчаяния, кому как больше нравится. Не было у меня уверенности и в том, что мне удастся доиграть до конца сезона. Дело было в том, что согласно футбольной статистике, игрок забивает восемь-девять голов и удача берёт тайм-аут на неопределенное время. В моём случае, это прекрасный повод сказать мне «до свидания». Поэтому я не позволял себе надеяться стать полноправным членом футбольной команды. Я очень хотел попробовать, но к безудержным оптимистам никогда не относился.
     «Полирование» скамейки запасных было малоприятным занятием, но и у него был один плюс. Оно давало мне прекрасную возможность наблюдать за игроками команды в играх. Со скамейки запасных, когда я видел не только саму игру, но и слышал реплики тренеров и игроков, сама игра воспринималась несколько иначе. Под другим углом, что ли. В итоге о многих из моих новых коллег у меня сформировалось более основательное мнение. У меня даже возникло желание записать свои впечатления в записную книжку. Это был способ быстрее запомнить своих соратников.  Все-таки футбольный клуб – это большой коллектив. К тому же мне было интересно, насколько окажутся верны эти мои первые впечатления. В книжном магазине я приобрёл блокнот с буквенной нумерацией и удобную маленькую авторучку.
     Я удивился слову, что подсказала мне память. Соратники. А потом подумал, что моя память-то, пожалуй, права. Футбольный матч, действительно, чем-то похож на сражение. Есть поле битвы, есть основная армия, есть резервы, есть «генералы» и есть «солдаты», есть стратегия и есть тактика на каждый матч. И как часто повторял Серебровский, выигрывает тот, кто хорошо делает общее дело и хорошо делает своё. И тут важно быть именно соратниками. Невозможно представить, чтобы спартанские воины царя Леонида подвели друг друга или бросили своего предводителя. Во всяком случае, я подобного представить не мог. Только такие коллективы и попадали в историю. Нельзя было равнодушно относиться к установкам тех времён: «живи свободным, умри достойно!», «со щитом или на щите!». И в какой момент в нашу жизнь пришли другие поговорки? «Своя рубашка ближе к телу», «дружба дружбой, а табачок врозь». На футбольном поле с такими мыслями победы не видать. И первые игры это убедительно доказывали. Прошлогодние успехи породили во многих игроках иллюзию достижения успеха «малой кровью». Как ни убеждал тренер, что первая лига потребует дополнительного напряжения, но пока сам не попробуешь, сложно понять. Я верил Серебровскому, когда он уверял ребят в том, что каждый снизил к себе требования всего на чуть-чуть, а в итоге – одни поражения. Но кубковый матч показал, что не всё так плохо. Вольно или невольно, но поддержали же они меня! Неизвестно как долго я пробуду в команде, но в любом случае мне нужно было попытаться наладить отношения с игроками.
     Было очевидно, что Медведев, Болотов и Дубинин – стержень команды. Они бились и вели остальных за собой. Что-то иное было сложно ожидать, они были самыми старшими и самыми опытными. Мне это показалось важным, и в моей записной книжке появилась первая запись о команде.
     Но составлять портреты я начал с Борзова Игоря. Он был мне наиболее симпатичен, этот крайний нападающий. Ему было всего 18 лет. Он отрабатывал на 100% как в официальных играх, так и на тренировках. Я и сам «пахал», но за моими-то плечами был жизненный опыт. Он был азартен, не умел на поле скрывать свои чувства. Ни на кого не обижался, когда ему делали замечания. У него была отличная скорость, и не очень хорошая техника. Но если он ошибался, то не выключался из игры, а старался тут же исправить свою ошибку. На поле это был настоящий боец, играющий до финального свистка. За пределами поля Игорь больше молчал, со старшими был предельно уважителен. Чувствовалось, что он из хорошей семьи. Моему появлению в команде он был сильно удивлён, но старался изо всех сил это скрыть. Правда, неумело.
     Понравился мне и его ровесник, Соколов Виктор, центральный нападающий. В первых матчах он выходил на поле во втором тайме, на замену, вместо другого центрального нападающего Быкова Романа. В футбол, по его словам, начал играть в детском саду. И мать, и отец – медики. Уму непостижимо, как они отпустили сына в профессиональный футбол? Очевидно, очень хорошо относились к сыну и не стали ему мешать жить собственной жизнью. Правда, с его слов, они поставили условие, что он одновременно будет учиться в ВУЗе. Большинство спортсменов поступали на факультет физического воспитания, так проще. В нашей команде почти все там обучались. Многие педагоги – футбольные болельщики, поэтому практически всегда входили в положение. Виктор же выбрал юриспруденцию. Думаю, он не мог не понимать, что на юридическом факультете ему снисхождения не будет. Его выбор вызвал у меня уважение. И ещё было одно, что было мне просто по сердцу, он был равнодушен к деньгам. Наверное, это шло из семьи. Как и Игорь, он был  добродушен, но более общительный, «легкий на подъём». Первым поздравил меня с успехом в кубковом матче. Даже не пытался скрыть, что мои голы произвели на него большое впечатление. «О подобных шедеврах много слышал, но лично увидел впервые» - именно так он и выразился. Сложно было не обратить внимания на его грамотный язык. Сразу вспоминалось, что он из интеллигентной семьи. Виктор был высокого роста и при этом, удивительно, техничный и с хорошей скоростью. Напрашивалась мысль, что это первый кандидат на «вылет» из команды, точнее на «взлёт».
     Вторым поздравил меня Дубинин Владимир, наш вратарь. Поздравление было искренним, но суховатым. Он был старше, но для вратаря 24 года – это совсем немного. В футболе они задерживались дольше всех. На первый взгляд я дал Владимиру на пять лет больше. От него исходила какая-то глубокая основательность.  В горячке матчей или тренировок его иногда на поле окликали «дубом». Но только на футбольном поле. Вне его, за то же самое, можно было получить и в лоб.  Он был высокого роста и очень крепкого телосложения. Воспитанник клуба. Хорош в рамке ворот. Его слабым местом была игра на выходах. Если он чувствовал свою правоту, то отстаивал свою позицию и на поле, и за его пределами, невзирая на лица. Некоторые в команде много говорили о его трудолюбии, невольно намекая на нехватку таланта. Возможно, этот слух пустили футбольные скауты. В межсезонье отказался перейти в команду выше рангом. Я ему был очень благодарен за то, что он выполнил мои просьбы в мой первый выход на футбольное поле. О чём сказал ему при первой же возможности. В ответ он пошутил, что готов всегда идти мне навстречу, если это будет приводить к таким результатам. При этом он махнул в сторону стенда с турнирными таблицами и похлопал по карману, где звякнула мелочь.
     Центральный защитник Болотов Георгий. Ударение на первое «о». Неправильное ударение воспринимал как прямое оскорбление. Имел право. 31 год. Один из двух «дядек».  «Цементировал» оборону, «гонял» защитников, без него они бы намного меньше двигались и гораздо чаще ошибались. Несколько сезонов провёл в высшей лиге. Высокий, прыгучий, хорош в отборе, не испытывал больших проблем и в созидании, обладал прекрасным ударом с правой ноги. Был самолюбив, при случае сильно критиковал молодых игроков, но по делу. Имел автомобиль БМВ черного цвета, предмет зависти многих ребят в команде. После моего успешного дебюта на футбольном поле равнодушие сменилось интересом. Но иногда мне казалось, что в его глазах мелькает настороженность. Похоже, я перешёл ему дорогу. Согласно футбольной программке для болельщиков, именно он в прошлом сезоне был штатным пенальтистом. Ничего не поделаешь, в создавшейся ситуации рассчитывать на его симпатию, было бы безумием.
          Быков Роман вызвал у меня противоречивые впечатления. Высокий, крепкого телосложения, обладающий неплохой скоростью, приличной техникой, хорошим видением поля. Одним словом, гренадёр. 23 года, самое время для расцвета. Однако энтузиазма ему хватало только на один тайм. И я был согласен с тренером, когда он выпускал вместо него Соколова. У того тоже не хватало сил на весь матч, но по молодости, а у Быкова… Неведомо почему. Но я предполагал, что виной тут лень. Возможно, я ошибался, но таким было первое впечатление. Замены каждый раз вызывали у него всплеск отрицательных эмоций, но не желания больше работать на поле в матчах или на тренировках. Все ждали, когда он вновь начнёт забивать и всё наладится. Что ж, «поживём – увидим».
     Об остальных членах команды у меня сложились только фрагменты мозаики, и я решил отложить составление их портрета на будущее.

* * *
     Деньги за два гола и три отказа – это большая сумма. Согласно нашей договоренности, зарплата перечислялась на мою карточку, но в бухгалтерии явно произошла утечка информации. Увидев меня в очередной раз, тренер не смог скрыть своей растерянности. На его лице было одновременно удивленное и задумчивое выражение. На его месте у меня было бы такое же, если бы я узнал о выплаченных мне деньгах. «Блажь президента». Игрок из ниоткуда. Может, ещё что-то подобное. Но забить десять из десяти дорогого стоит. Информацию о фиаско его тренера вратарей, подобно шилу в мешке, не утаишь.
- Думаю, настало время нам поближе познакомиться. До начала тренировки есть время, пройдёмте ко мне.
     Его апартаменты находились на самом верхнем этаже жилого корпуса базы. На лифте мы поднялись за считанные секунды. Здесь же была и моя комната, где я проживал пока один. Но если моя комната была в самом конце коридора, то номера тренеров команды находились в его начале. Тренерский номер состоял из двух комнат. В той комнате, где мы расположились, была стандартная обстановка. Отличие от остальных номеров заключалось только в большом рабочем столе, наличии трёх кожаных кресел и большом экране монитора к компьютеру. Серебровский предпочёл стульям кресла, из чего я сделал вывод, что предполагается неформальное общение. Пока я устраивался поудобнее, услышал скрип паркета за дверью. Хорошее дополнение к видеокамере, расположенной под потолком коридора.
- Президент ознакомил меня с вашим особым статусом…, - мой собеседник сделал упор на слово «особый».
     А я, наоборот, подумал, что кто-то как раз забыл ознакомить его с моим особым статусом. Иначе не было бы этих трех отказов выпустить на поле.
- У вас хорошо поставленный удар. Он просил подумать, как можно наилучшим образом использовать… ваш талант. У вас есть какие-то соображения на этот счёт?
     Думаю, ему стоило значительных усилий не спросить у меня в лоб, какие отношения у меня с президентом. За одну кубковую игру я получил двухмесячную зарплату наших звезд. Было очевидно, что это его очень интересует, но он справился со своим любопытством. Невысказанные вопросы – невысказанные ответы. Его терпение вызывало уважение.
- Мне было бы проще, если бы вы обращались ко мне, так же как и ко всем остальным игрокам, на ты. Вы создали хорошую команду, но она молода. И в ней есть игроки, которые, по разным причинам, не бьются на поле от начала и до конца игры. В мои планы не входит ломать отлаженный механизм. Но когда кто-то «подустал», мне кажется, я смогу внести в игру свежую струю пытаясь реализовать свои скромные таланты.
- Кого из игроков вы, - Серебровский запнулся, но тут же продолжил, - ты имел в виду?
     Я мог бы назвать фамилии, но зачем? Серебровский и сам знал их.
- Только тех, кто перестаёт активно двигаться в конце игры, начинает допускать ошибки под воздействием усталости.
     К сожалению, в команде были игроки, не только устававшие раньше времени, но и проявлявшие недостаток волевых усилий. Но не мне высказывать в их адрес упрёки. Я отыграл на футбольном поле всего лишь несколько минут.
- Тогда, договоримся так, если ты чувствуешь в себе силы принести пользу команде, то говоришь мне об этом. Начнём с десяти-пятнадцати минут, а там посмотрим. И ещё… я знаю, что у тебя есть квартира. Спасибо, что не стал отказываться от комнаты на базе. Я, считаю, что у нас прекрасная база и есть возможность всем игрокам проводить часть времени на базе. Уверен, это сплотит коллектив и облегчит нашу футбольную жизнь. По возможности, я прошу всех проводить на базе ночь перед игрой.
     Это требование не показалось мне чрезмерным. Старшие в команде и сами смогли бы соблюсти режим, а вот молодежь вряд ли. Требования тренера были одинаковы ко всем. Я уже слышал, что при необходимости Серебровский отпускал с базы абсолютно всех.
     В его команде уже были игроки с хорошо поставленным ударом. Не думаю, чтобы он понимал, зачем команде нужен ещё один. Старше обоих тренеров… Но я спас игру и принёс команде выход в следующий этап кубка. А главное я вернул молодым ребятам надежду на светлое будущее. Вселил надежду и в сердца болельщиков. Это факт, который он тоже не мог отрицать. Пока я буду забивать, он будет меня терпеть.

* * *
     Игра чемпионата. Третий тур. Ноль очков. Последнее место в турнирной таблице. Вновь в гостях. Игра с ещё одним из кандидатов на выход в высшую лигу. Подтверждала это желание хозяев и парочка прикупленных техничных бразильцев. И им даже в кошмарном сне не снилась потеря очков. В нашей команде многие считали, что нереально у такой опытной команды, с хорошо поставленной игрой, отнять очки. И некоторые даже рассуждали об этом вслух. Но игра есть игра, а в игре всегда есть шансы, пусть и маленькие. Почему бы нам не зацепить хотя бы очко?
     Серебровский же по этому поводу твердил: «Мы бьёмся изо всех сил, и пусть нас рассудит игра!» Он выставил на поле самых опытных игроков за одним лишь исключением. Впереди поставил Борзова с его потрясающей скоростью. Достаточно будет парочки его фирменных голов, из тех, что он забивал на тренировках, чтобы вокруг парня закружились скауты. Такие перспективные игроки надолго не задерживаются в командах типа нашей.
     Установка тренера - активный прессинг на своей половине поля с жесткой опекой бразильцев и при малейшей возможности пас на ход Борзову. Первые двадцать минут он простоял в центре поля, охраняемый двумя защитниками. Плюс голкипер в рамке. Неплохой размен. Огорчало лишь отсутствие даже намека на точный пас. Все остальные игроки были возле наших ворот. Гол назревал. Одна команда ждала этого с надеждой, другая со страхом. И тут нашему вратарю удалось намертво поймать мяч и выбить его в сторону Борзова. Попытка обработать мяч была не слишком удачна. Слишком далеко отпустил от себя мяч и защитники легко им завладели. Ещё 10 минут его тоскливого ожидания в центре поля, и тревожного на скамейке запасных.  Поначалу, активный прессинг не позволял сопернику создать что-то серьёзное в атаке, но было заметно, как усталость наваливается на игроков нашей команды. Только слепой не видел, что гол в наши ворота – дело времени. А оно не резиновое. Конечно, вся команда работала как проклятая, но ведь всегда необходима и толика везения. Очередной «сейв» Володи и мяч вновь выбит вратарем в сторону Борзова. В этот раз он поступил хитрее, первым же касанием  пробросил его себе на ход и рванул к воротам противника. Сторожившие его защитники были просто шокированы его наглым маневром. Ведь он оторвался от них, как ракета от земли. Осталось только одно препятствие - вратарь. Серебровский хорошо проинструктировал Борзова. Тот не стал излишне близко  сближаться с голкипером, вовремя пустив мяч чуть в сторону. Вратарь попытался в прыжке сбить Борзова, но не смог дотянуться. Игорю только и осталось, как закатить мяч в пустые ворота. Это был ушат холодной воды. Противник остаток тайма пытался отыграться, но ему не хватило сил дожать нас. На эмоциях от успеха у команды словно выросли крылья.
     В перерыве наш соперник получил от тренера заряд энергии. Эта энергия даже выливалась через край. При одном взгляде на противника, в голову закрадывалась предательская мысль «не выдержим». К Борзову был приставлен свежий персональный опекун. В скорости он уступал прежнему, но в опыте, очевидно, намного превосходил. Пару раз он исподтишка неслабо ударил Борзова по ногам. И Игорь захромал. Серебровский выскочил к бровке и обратил внимание арбитра на этот факт, но в ответ услышал только угрозу получения красной карточки. Нас вновь прижали к воротам. Медведев и Болотов прикрывали самых опасных игроков, но они не могли «держать» всех. В конце концов, высокие защитники противника дважды забили гол после розыгрыша угловых. Конец. На штурм у команды сил уже не осталось. Какой штурм? Ребят, пожалуй, и из окопов не поднять. В глазах одно желание тихо дотянуть до конца игры. Но и противник устал. Легкой прогулки не получилось. Поэтому давление на наши ворота ослабло. Противник по инерции атаковал, мы по инерции защищались. До конца игры осталось 10 минут. Я подошел к тренеру и попросил выпустить меня на поле, только оставить Борзова и попросить его сделать пару рывков. Очевидно, у тренера свои идеи  закончились, так как он легко согласился со мной. К тому же, эту игру уже нельзя было записать в минус. Отсутствие серьёзной контригры, но зато достойная игра в обороне. Пропустили со стандартов, но от мастеров.
     Заменил я Павла Воронежского, универсального игрока, в этой игре игравшего в полузащите. С самых первых игр мне бросилось в глаза, что он совсем не умеет достойно проигрывать. Сразу после пропущенных голов Павел начинал высказывать претензии партнерам, провоцировал на конфликт соперников и играл излишне авантюрно и неоправданно жестко. При этом он выказывал своё недовольство и судьям. Удивительно, как в этой игре он не получил желтой карточки. Мне казалось, что в его 25 лет пора уже научиться держать в узде свои эмоции. Поэтому замена Воронежского не просто напрашивалась, она была крайне необходима. У Павла была хорошая, и стартовая, и дистанционная скорость, но он перестал двигаться, а значит, перестал приносить какую-либо реальную помощь команде. Заменой он был, как всегда, не доволен и поэтому нарушил традицию – не пожелал мне успеха в игре. Я был просто обязан помочь команде, иначе дам ему обоснованный повод критиковать и меня, и решение тренера.
     Просьба тренера «сделать несколько рывков» как можно ближе к воротам соперников ничего кроме грусти у Игоря не вызвала. Замысел тренера был понятен, но болезнен и чреват возможной травмой. Это давало Игорю право подойти к просьбе философски – как получится. Свой норматив ударов по ногам он давно превысил. Его опекун был бессердечен. Молодость подшефного не вызывала в нём ни капли жалости. Но команда проигрывала, и Игорь стал искать выход. Получив в свое распоряжение мяч, он попытался запутать игроков соперника и убежать. И планово, как это ни грустно, получил сзади по ногам. Желтая карточка опекуну, который ничего не имел против решения судьи. До конца матча осталось совсем немного времени. Когда я подошёл к месту нарушения, там уже стоял один из «дядек», наш капитан. Я передал ему указание тренера уступить мне право нанести удар и увидел злость в его глазах. Мы проигрывали, у нас появился шанс сравнять счёт, а он был вынужден выполнить просьбу тренера. Я разбежался и сильно пробил в обвод стенки. Мяч пролетел впритирку со штангой. Короткая, но непечатная фраза в мой адрес. Моя мама была ни при чём, но я не стал возражать. Удар-то был хорош… но мимо. Я подошел к Игорю и повторил свою просьбу. Я не мог смотреть ему в глаза, зная – его далеко не пустят. Его срубили ещё раньше, чем в предыдущий раз. Встать он не смог, с поля его унесли на носилках. Невысказанный горький упрек висел в воздухе. Опекун также покинул поле, получив сначала вторую желтую, а затем и красную карточку. И вновь никаких возражений с его стороны. Он прекрасно знал, что делал. Во мне вскипела кровь. Это могло мне помешать, и поэтому я старался успокоиться и думать только об ударе. Скорее всего, это был последний штрафной удар. До ворот чуть меньше 30 метров. Но капитан не дал мне возможности установить мяч. Я получил порцию ненависти и толчок в грудь. Затем он отошел от мяча достаточно далеко, чтобы сильно разбежаться. Я же стоял в двух метрах от мяча. Того, что я задумал Медведев мне не простит, но и другого шанса у меня не будет. Как только капитан начал свое движение, я сильно ударил по мячу. Я вновь пробил в обвод стенки, в ту же сторону, но только в этот раз я закрутил сильнее. Полет мяча я не успел досмотреть, так как лежал лицом на газоне. Капитан, которого, иногда, звали «медведем» за его добродушный нрав и фамилию Медведев, не простил мне моего самовольства. Но я услышал шум на стадионе, и он мне подсказал, что в ворота я попал. Толчок был силен, часть спины онемела. Но в этот момент я был готов простить ему всё. Ведь я забил гол! Розыгрыш в середине поля, и почти тотчас же свисток. Игроки хозяев пытались что-то доказать судье, но он только молча продемонстрировал свой секундомер. Своим поведением в конце игры он приятно меня удивил. Возможно, в нём проснулась совесть. Зрители же были разочарованы. Упущенная победа. Я подошел к Игорю и поблагодарил его за мужественный поступок. Он протянул мне руку и поздравил с классным ударом. Капитан был раздражен, брошенный на Борзова взгляд был полон неодобрения. Неужели он почувствовал во мне угрозу своему положению в команде? Больше никто из игроков не поздравил меня. Ссориться с капитаном никто не захотел. Рановато начались осложнения. Хотя этого можно было ожидать. У нас слишком разный статус.
     Я старался войти в жизнь команды естественно, было бы идеально, чтобы это произошло незаметно. Но я понимал, что это практически невозможно. Своим появлением на футбольном поле я кого-то выдавливал с него. А поскольку у остальных игроков заработная плата сильно зависела от проведенного в игре времени, то выходило, что я ещё и сильно ударял кого-то по карману.
     Толчок в спину я, пожалуй, заслужил. Я понимал, что своим поступком посягнул на авторитет капитана. Но лежание на футбольном газоне вредно для моего здоровья и … авторитета. В раздевалке, когда игроки покидали её, я собирался попросить капитана остаться на пару слов. Но он и сам никуда не спешил. Тем лучше!
     Я ждал, когда игроки покинут помещение и обдумывал с чего начать разговор. Оказалось, что всё это лишнее. Когда я подошёл к нему, то не успел даже раскрыть рта.
- Ты мне скажи, кто ты такой?
     Свой вопрос он сопроводил тычком двумя руками в грудь. Мне захотелось ответить ему тем же, но мысль, что тогда мы станем похожи на двух петухов, остановила меня.
- Человек.
     Я сказал это максимально спокойно, но капитана это не успокоило.
- Если ты забил пару голов, то теперь мы молиться на тебя должны?
- Я вообще-то об этом никого не просил. А голы, я думаю, забил кстати. Они и уверенности добавят, и премия как-никак.
- Думаешь, купил этим нас?
- Премию не я плачу, а победа команде была нужна. Она придаст ей уверенности.
- Грамотно стелешь. Самый умный что ли?
- Думаю, не дурак.
- Это уж точно! Ребята будут по ногам получать, а он сливки снимать! Знаешь, с этим мы и без тебя справимся.
- Может быть, и справитесь, а может быть, и нет. Это Максимовичу и тренеру решать. У меня, как и у вас, контракт. И до тех пор, пока я приношу пользу клубу, я буду выходить на поле.
      Это был не самый достойный приём, прятаться за чужие спины. Я это понимал, но в данной ситуации мне ничего лучшего в голову не пришло. Завоевать авторитет у игроков команды времени у меня не было. Для этого нужно съесть пуд соли.
     По своей натуре он соответствовал фамилии Медведев и был добродушен, но в этот момент, его взгляд не обещал мне ничего хорошего. К черту дипломатию!
- Ты капитан, и хочешь добра команде. Я тоже хочу добра команде, и пока я приношу ей пользу, тебе придется меня потерпеть. Я не посягаю на твоё положение в команде, но и ты, в будущем, думай о последствиях своих поступков…
- Это угроза?
- Нет, это дружеское предупреждение. У меня нет футбольного опыта, но есть другой, не менее ценный в этой жизни.
- Это какой же?
     Я выдержал его повторный толчок, но его скептическое выражение лица взорвало меня. И я сделал то, что потом долго вызывало во мне и улыбку, и стыд одновременно. Немного отойдя в сторону, я сделал шпагат вперед и в сторону, легко вскочил и продемонстрировал пару приёмов из восточных единоборств. Он не шевельнулся, когда я остановил свою правую ногу в нескольких миллиметрах от его лица. Это было по-детски, но впечатление произвело. А может это просто поток воздуха стёр все сомнения с его лица… 


Рецензии
Отличная глава, как и предыдущая, но с той я был знаком по рассказу. Ощущается интрига, а остросюжетные произведения читать намного интересней.

Михаил Бортников   20.08.2016 11:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.