Речной челюскинец

Год на год не приходится, весна весне рознь и ледоходы так же, бывают долгими и сплошными, с толстыми и крупными представителями холодного структурного братства сине-зеленого цвета, а бывают быстрыми и едва заметными, с маленькими тонкими грязно-прозрачными льдинками. Как какому году подфартит, природа может по-всякому распорядиться, а мы просто наблюдаем за ее причудами с весеннего сухого обрывистого высокого бережка. Наблюдаем и удивляемся, какая она, природа, разнообразная и разносторонняя, в своем издевательстве над нами, людьми…
Серега был хорошим грамотным речником, знающим свое дело судоводителя капитаном буксирного теплохода, понимающим с одного взгляда повадки рек и лесов. А еще он был очень заядлым рыбаком и охотником, адреналинщиком, каждую весну, как, впрочем, и многие другие здесь, выпрашивающим у начальства несколько дней отгулов для поездки на первую рыбалку в период весеннего ледохода и сразу за ним. Адреналин, понимаешь ли, играет, свежей рыбки и впечатлений хочется засидевшимся за долгую зиму мозгам и организмам.
- Саныч, ну дай десять отгулов, рыбалка ждет, первая, - уговаривает он начальника дать ему дни.
- Да куда ты поедешь, лед еще стоит, - парирует начальник, - да еще теплоход не подготовил к навигации, народ не собрал.
- Ты же знаешь, приеду, отработаю, все будет в срок, соберу людей, дай дни, - взмолился Серега, понимая, что первым переправиться в ледоход на устье бурлящего притока – это круто. Адреналин за зиму накопился, застоялся, девать некуда.
- Да ладно, иди, - бросая ему подписанное заявление, говорит начальник, - только рыбки привези.
- Обязательно, Саныч, спасибо! – восторженно кричит Серега и бежит в отдел кадров…
Весна выдалась ранняя, теплая и солнечная. Ветерок еле-еле колышет тонкие голые веточки прибрежных березок, расчесывая их спутавшиеся за долгую таежную зиму «волосы», подготавливая к приобретению в скором времени красивой прически с маленькими липкими нежными и тонким прозрачными зелеными листочками. Река, эта сильная горная извилистая «коса» тайги, давно уже прогнала из русла все свои льды, выплеснув их представителей на устье, впадающее в более крупный рукав, спящий могучий приток главной реки Якутии. Выгнала и хлещет чистой волной по его замороженным щекам своим потоком, словно будит старшего брата, разбивает сковавший его панцирь и освобождает из прочного плена. Усилия становятся ненапрасными, когда ее скромные, но упорные ручейки расползаются по поверхности льда, давят на него своей скромной массой и промывают себе тонкие глубокие дорожки, тем самым разрезая его, панцирь, на куски, части, давая понять, что пора просыпаться и освобождаться из плена. И вот уже стоит треск толстого льда могучей реки, стоит на всю округу, разнося свои звуки далеко в тайгу и по улицам поселка, рассказывая всем, что он свободен, поднимает льды и несет далеко-далеко, туда, где…
В палисаднике у Сереги стоит моторная лодка на телеге, приготовленная к буксировке на реку, в гараже «УАЗик» и в нем все снаряжение для весенней рыбалки. Хозяин в нервном адреналиновом напряжении, постоянно бегает на обрыв рядом с домом и поглядывает вдаль, вверх по реке, к соседнему поселку, в надежде увидеть хоть какой-то просвет в сплошном ледовом потоке. В его толще и гуще он желает поскорее проскочить в этом просвете на ту сторону, в устье притока, блестящее свободной водой. На вторые сутки ледохода поток панцирных кусочков становится пореже, льдины на вид тоньше и не такие страшные, как в первый день. Пора! Серега цепляет телегу к машине, машет наблюдающей за ним в окно жене и детям рукой и с довольной физиономией дождавшегося своего часа рыбака уезжает к реке. Через несколько минут лодка, в появившемся просвете между скоплениями льдин, уже спущена на воду, а машина добрым соседом угнана в гараж. Серега – грамотный взрослый человек, довольный «до соплей», как пацан, что он первооткрыватель в нынешнем году, заводит мощный импортный лодочный мотор и пускается в долгожданный путь по лабиринту движущихся в хаотичном состоянии, больших и малых, толстых и тонких, чистых и грязных льдин. Медленно и маневренно ведет капитан свою лодку между ними, лавируя вправо и влево, поглядывая вперед, назад и по обеим сторонам. Ведет, словно находится в рулевой рубке родного буксира, напоминая своими действиями и маневрами северную экспедицию теплохода «Челюскин» в небезызвестные годы далекой Советской власти, когда мы, молодая Страна Советов, хотели утереть нос всем заморским буржуям и первыми покорить Арктику. Но, то была нужда показать себя всему буржуйскому миру, а сейчас? Серега тоже хочет утереть нос всем местным аборигенам, что он первый, первый!..
Вертел головой капитан, вертел, да не довертел, льдина, непонятно откуда вынырнувшая, треснула лодку в самую середину правого борта, да с такой силой, что алюминиевый корпус не выдержал удара, за которым последовал следующий, не менее сильный, и треснул пополам. Вода моментально хлынула внутрь лодки, мотор заглох, так как Серега перестал управлять им, а молниеносно сориентировался в случившейся обстановке и попытался выбраться из лодки на большую льдину. Льды моментально стали давить со всех сторон, сжимать тонкий металл, давить его и наконец, он лопнул, раздавленный кусками толстого и не потерявшего своей мощи зимнего панциря реки. То, что осталось от его Любимой лодки, добытчицы и помощницы, под весом тяжелого мотора и всего снаряжения начало тонуть, уходить под лед, затираться ими и через несколько секунд скрылось под грозной толщей, оставив отважного капитана на льдине. Да и она, эта его спасительница, оказалась не такой большой и толстой, слегка накренилась на один край, и Серега, не удержавшись, соскользнул в воду, где некоторое время пытался безуспешно барахтаться в быстром ледяном потоке. На несколько секунд или пару минут хватило его человеческих сил сопротивляться сильному напору льдов и воды. Тело начало замерзать, коченеть, силы заканчивались и стихия, под названием весенний ледоход, жестоко и быстро расправилась с переставшим сопротивляться человеком. Вода сомкнула хаотичные ряды льдов, накрыв с головой Серегу, бравого капитана, рыбака и охотника, пожелавшего всему поселку доказать свое право называться первым покорителем ледохода нынешнего года. Захотел, и удалось, потому, что это был первый утопленник начавшегося «купального» сезона в таежном крае на стремнине бурной полугорной таежной реки…
Не нашлось ни одного смельчака для поиска Сереги, пока ледоход полностью не прошел эту местность, адреналин у других, желающих кому-то что-то доказать, как-то поиссяк, сдулся и улетучился. Потом, через несколько дней, по настоянию жены, работники специальных служб пытались начать поиски тела, но безрезультатно. Две своенравные реки не простили такого действия шустрому Сереге, отцу двоих детей и капитану буксирного теплохода.
Жестко, жестоко, больно и страшно! Да только без толку, как они, эти самые «челюскинцы» тонули, так и продолжают ежегодно тонуть в непокорной водной стремнине якутских рек. Гибнут, а все равно продолжают жить своим адреналином, ничем их не остановишь, кроме…
Такого природа не прощает никому, забирает к себе тех, кто не желает слушать свое сердце, а действует по зову накопившегося адреналина. Подвиг «Челюскинцев» не удался в наших краях, знать, они сильнее, речные льды!


Рецензии
Написано очень интересно, красочные образы природы и главного героя делают рассказ объемным, живым.

Рассказ очень страшный.
Капитан судна, не новичок и не сухопутный, ну как же он мог "повестись" на "слабо", на адреналин?!
Как жена отпустила?!
Рассказ настолько реалистичен, что переживаешь за главного героя.

Понравилось. Спасибо.

С уважением, Юлия

Юлия Чернухина   26.01.2024 14:39     Заявить о нарушении
Благодарю, Юлия, все из жизни, нашей таежной жизни и все такие рассказы я публиковал в якутском журнале в рубрике "Невыдуманные истории"...

Станислав Климов   27.01.2024 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.