Интуиция от ненавистника

Интуиция от ненавистника

В интуитивном созерцании преодолевается пропасть, отделяющая объект от познающего субъекта.
ШеллингљФ.В.


(К вопросу о поправке на ветер методом "потока сознания" при исчислении сроков прибытия поездов в пункт назначения на примере районов Хакасии)

Хорошо быть молодым и здоровым: Да сытым, одетым по сезону. А в конце шестидесятых я, студент Лесного института, и был молодым, здоровым, сытым (винегрет, чай сладкий, много хлеба) и находил удобным свой теплый спортивный костюм.
В тот день на моих ногах были сибирские катанки, а за окном вагонаљ- январский мороз, унылая хакасская степь и багровый, почти зловещий, закат солнца. Поезд, наполовину пустой, энергично перемещался из краевого города К в областной А. В плацкартном купе нас двое.
Я, как и многие студенты того времени, думал скорее о какой-нибудь ерунде. Возможно, о легкомысленной студентке, из тех, что так и не смогли осилить "Анти-Дюринга". А без знания подобных трудов заблудиться в нашей тайге очень даже просто. Уже были известны случаи с подобными студентами, из легкомысленных. Итак, размышляя черт знает о чем, я ехал из города К в город А на зимнюю практикуљ- молодой, сытый, одетый по сезону, здоровый, а потому размышляющий о живом.
Напротив меняљ- небритый, худой, с серым лицом и, более того, нечесаный мужик, с грязнотцой под ногтями и в сибирских пимах с разрезами сзади. Однако, как это не покажется странным, на его лицељ- серо-зеленомљ- видна мысль. Итак, с одной стороныљ- деревенская, из грубой овчины, шапка с клапанами, повязанными сзади, какие приняты у животноводов из передовых, уже поощренных грамотой с профилем Ильича; с другойљ- его глаза говорят о понимании того, куда мы перемещаемся и где конец пути.
- С ним все ясно,љ- сказал бы о таком следователь по важным делам (а следователи видят государственных преступников насквозь), и он бы не ошибся. Потому как по этим делам следователи копают глубоко, смотрят в глаза пристально. В народе справедливо о таких говорят: "Им принадлежит будущее". (2)
Шестидесятые годы были из последних, когда встречались люди с особенной аурой: Тут еще есть одна заковыкаљ- время то было не простое, а время великих свершений, и потому многим не нравились какие-то там "ауры", глаза с мыслью. Не могли "простые, советские" определить им местољ- подозрительным. Раздражали они образованного и не очень обывателя.
Но понял я это много лет спустя, когда не стало забот, что поесть, а стало беспокоитьљ- чем? И как следствие этих обстоятельств появилась потребность размышлять вечерами.


Итак, январский багровый закат, вечерний поезд, в купе двое: студент непрестижного института и старый человек с землистым лицом, умными глазами, но одетый в тяжелые ватные штаны, уже засаленные местами.(3)
Вначале, как это бывает, поговорили, кто куда едет, где учусь, и дажељ- о ценах на рынке.
- Дороговато все стало, - сказал он обычное. - Но кормят в больнице неплохо, - вздохнул прерывисто. - Устал я от всего, а: страшно уходить, - он покачал головой в стороны:. - Господи, да почему я такой? - сказал и отвернулся к окну. Помолчал. Потом, как бы пересилив себя, заговорил о неизбежности сильного ветра после такого-то заката. О том, что все взаимоувязано и запрограммированољ- он так и сказал "запрограммировано"љ- слово для того времени редкое; и что человек мал, но присутствует в жизни нечто, что только кажется нам случайным; и что самому человеку не дано "поймать ветер рукой, как и связать воду в узел". И пояснил: "Это из Библии". С этого начался разговор, о котором хочу рассказать.
- Вы что, верите в Бога?
- Естественно.
Помолчали, имея в виду значительность ответа. От этого, кажется, и колеса застучали громче.
Тема для меня интересная, в купе нас двое и я нашел удобным спросить:
- И что, есть факты?
Подростком, когда мало сомнений в значительном, Его присутствие мне было понятно, но в студенческие годы у меня стала проявляться прогрессивность.
- Есть, (4) љ- и, помолчав, продолжил:љ- Любая вещь на земле имеет хозяина. И планета не может быть бесхозной: И потом, все, что сказано в Библии,љ- было. Есть и теперьљ- посмотрите вокруг. Тогда почему я не должен верить ей в том, что будет? Есть объект и есть предметы, развитие которых с самого начала предопределено. Я понятно выразил мысль?
Мне хотелось продолжения, я смотрел на попутчика.
- И почему я не должен верить другим людям?
- Но среди людей встречаются разные,љ- и самому противно, когда я начинаю
умничать.
- Да: разные. Сказал о достойных.
Говорил онљ- Семен Андреевичљ- иногда тихо, как уходил в себя. И внутри предложения случалась остановка. А мог войти в состояние, какое бывает у влюбленного в тему лектора.
- Вам, к примеру, доказывает существование Бога, если кто-то видел будущее? Илиљ- происходящее где-то, где никогда и не был?
Он погладил на груди свитер, смотря на багровый закат. Смотрел, как прощался.
- Если желаете: Вспомнил я эпизод из жизни известного Распутина. Фаворита царской семьи. О нем я услышал от очевидцаљ- тогда уже совсем старика Игнатьева. Говорил, что он прямой потомок иркутского губернатора,љ- и посмотрел пристально - достоин ли я откровенности? И найдя возможной откровенность при кратковременных встречах, например, в поезде, помолчав достаточно, заговорил: - В тот год я работал на верхнем складе, в лесосеке,љ- в зоне у нас была своя лесопилка. Таскал большие и малые сучья в костер. Это для того, чтоб молодой, оставленный расти лес не болел. Жалко лес-то нашим руководителям: Как-то сидели мы у костра. Разговор, помню, шел о том, что можно ли знать о происходящем где-то. Но не просто о передачи мысли на расстояниељ- в это верили многие, а о возможности почувствовать чужую мысль, направленную другому. О возможности перехватить ее, потому что адресат недостаточно восприимчив. Ну скажем так: груб для этого, отягощен, например, собственной значимостью.
Вот что рассказал Игнатьев:љ"Мы были на приеме у Великого князя. Человек двадцать, среди нас:љ- и он назвал несколько фамилий, сопровождая их титулами: министр, граф, адмирал: Был там и Распутин. Не любили мы его: сибирского конокрада. Да что делать: В одиночестве прохаживался Григорийљ- сутулый, лохматый среди нас. Не любили мы: Его Высочество, между тем, задерживался.
Неожиданно Распутин остановился перед генералом: и сказал, указывая на него пальцем: "У тебя умерла мать". И снова пошел по кругу, а генерал сразу же уехал. Потом стало известно: Распутин был точен до минут".
Мой попутчик, как я теперь понял,љ- из бывших заключенных (5)  - сжал ладони в один кулак и легонько постучал им по коленке, заговорил длинно.
- Понимаете: Даже такой слишком очевидный факт не стал для присутствующих там важных господ Промыслом Божьим. Думаю, стал он интересным для пересказа в обществе, где его можно выгодно подать: вокруг события, а онљ- значительныйљ- в центре. Думаю, все просто: люди находят повод уйти от главного вопросаљ- веры,љ- головой покачал.љ- Интересный факт,љ- встрепенулся попутчик в стоптанных набок пимах,љ- в то время особенно полюбились, так сказать, эполеты. Разрушительные силы стали называться прогрессивными. Появились апологеты: Поэты, авангард: Все связано. Признак переедания это, растраченного ума верхним сословием,љ- закончил Семен Андреевич, выказывая на слове "ума" гнилой зуб, из коренных. А мне показалось, Семен Андреевич отвлекается.
- Ума?
- Ума, который дается во чреве матери.
- Во чреве матери?
- Во чреве. Его или дает Господь, или нет.
- И многим дает?
- Немногим: Только одна почва из четырех оказалась благодатнойљ- так сказано в притче,љ- возможно, от того, что мысль так удачно была закончена, рассказчик вытянул ноги, как бы расслабился.љ- И знаете, еще думаю: ум есть константаљ- величина на Земле постоянная,љ- по-видимому, он решил развить свой успех.љ- По мере необходимости ум, а это почти вера, о которой мы говорим теперь, может концентрироваться, переходить из одного сословия в другое. А может и переливатьсяљ- аналогично капиталуљ- из одной страны в другую. Или, подобно химическим микроэлементам почвы, переноситься непогодой из одного места в другое, обогащая или делая скудной местность,љ- пожевал губы несколькими зубами, которые были впереди.љ- А почему такоељ- кто знает: слишком много следствий, переплетенных между собою, что первопричина и не просматривается: Дело совсем-совсем не в зерне, оно есть у Сеятеля.
- А образование?љ- мне было интересно.
- Никакого отношения,љ- с видимым удовольствием ответил он.
- Никакого?
- Абсолютно.
- Мне трудно судить: Но что-то здесь есть.
- Извините, не "что-то", а суть: с той почвы и спрашивает урожай Господь. Требует подвижничества от этих людей.
Образовалась пауза, и у меня оформился вопрос:
- Ну, а если эти люди попали в неблагоприятные условия? Заморозки весенние, например,љ- мне стала нравиться аналогия.
- Что ж, отдохнет почва годик, а потом и урожай даст. Поболее. Главным здесь является другое,љпринимаемое большинством за случайное,љ- позитивные изменения человека, как только он попадает в свободную среду,љ- слово "свободную"љ- с нажимом. А я подумал: "У моего собеседника большая библиотека. Все свободные деньгиљ- на книги".љ- В этой среде,љ- продолжил он,љ- рост духовного потенциала становится ускоренным. Это как у вас, у техников: переход потенциальной энергии в кинетическую. Я рассуждаю правильно о законе?
- Правильно. Сравнение духовного с материальным - это даже: оригинально. Свежо,љ- но подумал: хочу казаться умным.
- Получается, потенциальная энергия не только не была утраченаљ- ее невозможно, как и микроэлементы почвы, утратить навсегдаљ- она все это время готовилась, чтобы явить себя.
Интересная тема для меня, молодого. Но что-то мешает. Может, скорость выдаваемой информации? А может, одежда у него какая-то не такая: Возбуждается иногда. Да и вообще такое хорошо говорить в аудитории, с кафедры, заложив руку в карман брюк. Прохаживаясь иногда.
- В бухгалтерии это называется что-то вроде "расходами будущих периодов". Частью оборотных средств,љ- в голосе веселость.љ- А если серьезно: доброе есть субстанция, постоянно участвующая в обороте. Это как бы сверху нам дан Устављ- с заглавной буквы, а в нем основноељ- земля, животные, растительный мир. А, сделав нас по образу и подобию Своему, наделил добром. Правда, человек захотел знать много. На это Он обременил нас накладными. Но образ и подобие не отнял, оставил его нам как бы в качестве оборотных средств,љ- и он похлюпал носом.љ- Вот так и живем: Прости, Господи, упоминаю имя Твое всуе,љ- и погладил заскорузлой ладонью под полушубком. Там что-то было у него нехорошо.љ- Да: так вот, мы говорили о добрых делах: Они прорвутся. Правда, почвы благодатной у нас становится меньше. Истощили основные, да и оборотные средства. По статье "накладные" отказываемся платить,љ- вздохнул.љ- Срамные места наукой прикрываем. Развитой: Грядет Апокалипсис,љ- без всякого сожаления, как о прибытии поезда, сказал он.љ- А как проявится ум, что сдерживался неблагоприятными условиями?.. Небо не допустит: разбазаривания дефицитных фондов. Не допустит,љ- возбудился от последних слов.љ- Думаю, не будет мало, если этот человек уверует,љ- продолжает свою мысль Семен Андреевич.љ- Станет подвижником.
- А мне все более кажется, что он отвлекается от вопроса: почему он верит в Бога?
- Подвижником?љ- собеседник для него я слабый, но успокаивает факт молодости.
- Да. И не применительно к большим делам, а в ежедневном ношении бремени. Ум надобен, чтоб нести, интуиция. Онаљ- фундамент веры,љ- Семен Андреевич пожевал губы.љ- Образование наше: не способствует созерцанию, обольщает снять бремя,љ- однако порядочно он намолчался. И мне это было видно.
- Вы интересно говорите. Расскажите еще: почему Вы верите в Бога?љ- мне стало бы нехорошо, если кто еще был в купе.
Проводница (к слову, коротенькая юбочка, круглые коленки) принесла чай двойной заварки. И Семен Андреевич стал пить его уютно. А мне пришла в голову мысль: как бы повел себя этот человек, если к нам вдруг поселились еще двое? Да из столпов нынешнего общества: Сник бы Семен Андреевич, как травинка в цвету, вдруг иссушенная солнцем.
Позвякивая ложечкой, он допил второй стакан.
- Увидеть что-то в том месте, где и никогда не былљ- это знаете ли: Как увидеть будущее,љ- говорю, желая продолжения.
На это мой сосед поводил пальцем по ручке подстаканника, отодвинул его дальше. Была пауза, но вот он начал следующий рассказ: без Бога невозможно такое!
- Мне известен случай, когда человек видел будущее, не думая об этом совершенно. Это моя бабушка: Согласитесь, соблазн не поверить увеличивается, если это бабушка сказала. Даже если она и была нестарой,љ- и он отвернулся к окну, чтобы посмотреть на умирающий закат. И мы еще определились в завтрашнем днељ- будет ветрено. И хотя это всего физика воздушных потоков, было приятно осознавать свою осведомленность; сложно ориентироваться, когда физика отсутствует. (6)
Сегодня я задаю себе вопрос: верил ли сам в рассказываемое мой попутчик? Думаю, да. Но могли быть и сомненияљ- как у всякого, кому не дано знать все или ничего. Многие ли поверят? Но не испугаемся большинства и самой субстанции "время".
- Когда мне было лет пятнадцать, моя бабушка поведала мне один давнишний сон. Удивлялась ему: "Это было в году десятомљ- я тогда Митей ходила. Жили мы в деревне Высотное, что на реке Кан. Работа в крестьянстве тяжелая, за день так наломаешься, что спишь на одном боку, что с вечера легла. Вижу однажды сонљ- не бывало такого.
Будто бы я вышла к реке, стою у обрыва. А дело как бы зимой, лес белый от мороза. Дымка, но видно остров и по реке дальше. Из распадка напротив, что повыше острова, подъезжают двое на конях. В одеяла закутались поверх военных шинелей. Винтовки поперек седел. Лиц их не виднољ- все в инее, снегу. У лошадей ноздри льдом заросли.
Спрашивает один:
- В деревне чужие есть?
- Нету, нету никого,љ- а сама боюсь.
Из-за поворота реки, снизу, там у нас дальний покос, показались люди. Много-много. Едут верхами, на санях, телегах. Отродясь такого не видела: закутанные в одеяла, тряпки. В санях и телегахљ- солома, сено, а в них люди укрылись. Некоторые уже и не шевелятсяљ- мерзлые. Потом вижу: разъезжаются они по нашим деревенским домам. Большељ- военные, но были и баре. Много обмороженных. Потом, как бы в доме у нас, стали снимать перчатку с руки у военного, а вместе с ней и кожу сняли. Страшный сон. Утром подивилась, мамане рассказала. И ведь надо же, через какое-то время, немного прошло дней, опять вижу этот сон. Военные и мирныељ- много людей. Едут и едут. Обмороженные. И опять в доме у нас снимают перчатку у какого-то в погонах, а вместе с ней и кожа снимается:
Тяте когда стала сказывать про сон, что повторяется,љ- он только отмахнулся: "Золотой дождь пошел, не до снов нам теперича". Осенью это было, самая страда, овес в тот год хороший уродился.
А когда началась гражданская-то, смута, в году двадцатом, увидела я это все опять. Но не во сне, а на самом деле. Случилось, кто-то пробежал под окнамиљ- а мы как раз пироги пеклиљ- и крикнул, что, мол, снизу по льду солдаты едут. Деревенские наши вышли к обрыву и видим: много повозок снизу по реке поднимаются. Много было и верховых. Закутались с головой, а морозы в тот год стояли сильные. Сама видела, как птицы падалиљ- на лету замерзали. Двое подъехали раньше, с другого берега, и допытывались: есть ли в деревне красные.
К нам поселилось много: были они и в бане, стайке. Там тятя печь сделал, чтоб телят держать весной. Сколько было обмороженных: А в горнице, помню, была одна молодая девица. Девчонка совсем. Все плакала да длинные папироски курила. Нам это чуднољ- ведь баба же. Она ихнего в погонах упрекалаљ- такого же молодогољ- мол, куда ты завез меня? Что с нами будет? А он сильно был обморожен. Смазывали мы почерневшую его кожу гусиным салом. Как он стонал жалобно. Плакал. Помню, занесли его в горницу, положили на лавку, а он как кочерыжка застывшая. Только глаза смотрят. Стали мы разматывать тряпки на руках, а потом снимать перчатки. Так одну вместе с кожей на пальцах сняли. Как это во сне видела. Хорошо помню".
Семен Андреевич замолчал, обратив голову к окну, где вспыхивали огни станционных фонарей.
- Вот такой сон рассказывала моя бабушка. Человек достойный для меня,љ- и, помолчав, вздохнул:љ- Отмечала она даты тем, "кем ходила" в какое время. Либо освободилась от бремени,љ- вспомнил он дорогого человека.
- Интересно,љ- я стараюсь быть вежливым. И вообще мне хорошољ- время у меня такое: завтра будет интересно иљ- через месяц, в институте. Потом будет теплое лето. Друзья, которым я могу при случае сообщить о некоторых наблюдениях. Есть к этому уже и домашние заготовки. В картинках можно подать.
Поезд идет через уже потемневшую холодную степь. Там снег колючий, начинается хиус: От стипендии у меня осталось маловато, но что может случиться такого, чтоб все пошло наперекосяк? Пребывая в состоянии пристойной для моего возраста и образования ироничности, я сказал:
- Всякое можно увидеть во сне. Бывает интересно.
- Не все так просто. Не все просто так,љ- неохотно теперь и не совсем понятно отвечает рассказчик.љ- Я бы сказал так: подобное откровениељ- один из способов побуждения интуиции: у некоторых из нас. Иначе как это понимать, я и не знаю,љ- при этом он сделал ладошки вверх, развел их чуть. Спросил еще чаю у заглянувшей проводницы. Стал пить его, прикрывая глаза.
- Я вот теперь вспомнил один случай: Это как раз к разговору, почему я верующий: Вы замечали когда-нибудь, как рельефно можно увидеть сон во время пограничного состоянияљ- в состоянии дремы? И если вдруг вернуться к полному пробуждению, становится удивительнољ- как же это было все реально! Обычно это никак не соотносится с тем, что вокруг. Думаю, как и во сне, в этом состоянии можно увидеть нечто, имеющее выраженное соотношение к окружающему нас материальному миру. А это уже "что-нибудь" для материалиста-диалектика,љ- он вздохнул. Говорил Семен Андреевич иногда тихо, как бы прислушивался к себе. Внутри его, чувствовалось, происходил процесс.љ- Вспомнилось давнее, услышанное мною в подростковом возрасте. Могу рассказать:
Как уже было сказано: не побоимся отрицающего большинства. Признаем и возможность совпадений. Но не слишком ли их много у каждого из нас? И вообще в жизни. Кажется некоторым, и сама жизньљ- цепь случайностей, случайно выстроившихся ровными рядами до самого горизонта, по ранжиру. Ведь смогла же Библияљ- по их диалектикељ- напечататься в типографии от взрыва, что когда-то случился в космосе.
Но вернемся к услышанному мною, а потому нет нужды подсвечивать фон: кто проходил мимо и что за шуба у него. Мне интересно, потому что в своем сердце я чувствовал пустоту, а для Семена Андреевича это, очень может быть,љ- шанс.
Итак, третий рассказ о том, что может послужить неким толчком к вере. Как мог бы сказать кто-то из недоброжелателей моего рассказчика: "Толчком к побудке прикорнувшей в дреме интуиции". Мы же в связи с этим констатируем: нам известно, что движение поезда отягощено ветром, ворвавшимся в хакасскую степь. Но нам известно и о том, что дополнительные расходы энергоресурсов на этот случай предусмотрены.(7)
- Было это примерно в году тридцать восьмом. Я был в возрасте, когда подростки прислушиваются, о чем говорят взрослые. Как-то летним вечером в нашем дворе, за столом, были мои родители, кое-кто из соседей. Собрались по случаю. Была с семьей соседкаљ- подруга моей мамы, школьная учительница. Вот что она рассказала из своего прошлого: "В тот год в наших деревнях ходил тиф. Народу вымерло: Похороны каждый день. Некоторые уже и плакать перестали. Анисиму, моему старшенькому, был годик. Утром был веселый, играл: затолкает мне пальцы в рот и смеется. Да так заливается: Еще подумалаљ- не к добру: А вечером он и слег. На следующий день совсем стал плох мой первенец. Вижу на второйљ день- отходить стал. Задыхается, синеет. И так, сколько днейљ- со счету сбилась. Ни днем, ни ночью не находила себе места. Глаза все выплакала. Какими только настоями не поила, бабушку нашу деревенскую просила полечить: Худой, кожа да кости остались. Какой день отходит сынок, а умереть не может. Так было тяжко, так тяжко:
День на пятый качаю зыбку, не сплю. Может, забылась, только немного: Слышу, кто-то в сенцах переступает. Босой. Дверь легонько скрипнула, жарким ветерком со двора пахнуло. Вижу, старик. Перешагнул порог, а дверь у нас низкаяљ- так все тогда делалиљ- выпрямился, на меня смотрит. Сразу виднољ- не из наших, а я совсем и не испугалась. Почему-то знаю: власть имеет, а добрый. Одежда на нем длинная, как домотканая, наподобие нашей беленой холстины. Худой совсем, косточки на руках видны. Босой, как многие тогда в летнюю пору. Борода, волосы белые. "Ты, мать, не убивайся так сильно,љ- говорит, смотрит на меня прямо,љ- не умрет он теперь. Умрет в четырнадцать. Надо так",љ- худой рукой на зыбку показал.
Я сидела с открытыми глазами, слова не сказала. Потом очнулась. В горнице никого, дверь в дом уже закрыта, а в сенцах слышу шаги. Вышла во двор, чтобы узнатьљ- кто это? Удивиласьљ- во дворе никого. И не думала совсем, что это был сон.
Анисим тут же скоро поправился, все обошлось. С годами стало все больше казатьсяљ- сон был это. Но всякий раз тревожно становилось, когда вспоминала. Работала в начальной школе, была комсомолкой, как все, но не безбожницей. Кроме людей, кто-то еще на земле, знала, есть. Про то, что видела, никому не говорила. Понятно, не Господь же это: Но таких глаз ни у кого из людей не видела. Совсем другие у него глаза были".
Кто-то из присутствовавших спросил: какие? На это учительница задумалась ненадолго, может, на минуту.
- Очень добрые и как бы власть у него большая. Не бывает такого у людей. А как еще сказать?..
- У Отца такое может быть,љ- возразили за столом.
- Может: Может, может,љ- охотно, после недолгих размышлений, ответила женщина и, вероятно в знак понимания и согласия, подняла указательный палец.љ- Когда исполнилось Анисиму четырнадцать, тревожно стало. Дни считалаљ- сколько до пятнадцати осталось. Где чуть задержитсяљ- в окно смотрю. Длинным мне год показался.
Вздохнула, когда наступило пятнадцать, думалаљ- обошлось: Скоро, а дело было совсем к зиме, нашла в сенях белую тряпицу в крови. Потом другуюљ- на его кровати, под матрацемљ- с засохшим гноем, сукровицей. Стала всех расспрашивать, тогда Анисим, сынок мой, и признался, что ранил себя. И дружки его рассказали: игра у них такая былаљ- втыкать в песок ножичек. Он и наткнулся, а может, кто толкнул нечаянно. А нам сказать побоялся. Думал, обойдется, прятался. Отвезли его в район, в больницу. А когда поехали его проведать, оказалосьљ- поздно. Умер: Помню, под узду лошадь во двор заводит отец, а на санях что-то длинное в рогожу завернуто. Я в окно смотрю, сразу и понять не могу, а на сердце такая тревога. Надеялась, по хозяйству что хозяин купил в селе: И теперь слышу, как скрипит снег под полозьями. Господи, Господи,љ- на этой ноте тогда закончила свой рассказ подруга матери и покачала головой в стороны. Такое покачивание осталось в моей памяти навсегда как признание неизбежности и необходимости смириться. Видел я это у разных людей, если ими утрачено много,љ- поделился своим наблюдением Семен Андреевич. Руками еще развел, признавая факт обреченности маленького человека.
К этому времени зловещий закат угас, в вагоне потемнело, лампочка светила слабо и, кажется, еще слабее от налетавших из степи порывов ветра. Они становились упругими, кажется, уже заметными по движению поезда и по тому, как падает напряжение в сети. Постукивали колеса, приглашая ко сну, затихали немногие пассажиры. Правда, в дальнем конце вагона еще не закончилось выяснение отношений: некто застуженным и весьма усталым голосом спрашивал: "Ты что, нас, работяг, не уважаешь?" На это оппонент усталому нес какую-то околесицу о слабом здоровье, ссылаясь на имеющийся у него рентгеновский снимок. И я почувствовал в диалоге слабость личностных качеств этих людей.
В наступивших сумерках расслабился, прислонился спиной к перегородке, ногу положил на ногуљ- что естественно для человека, знакомого с теорией вероятности и законом больших величин академика Великанова.
- А как вы-то думаетељ- это сон?љ- Но мне хотелось, чтобы это был не сон. - А имеете Вы пример: явный? Не в пограничном состоянии? Это, знаете ли: ("Это, знаете ли:" неожиданно прорвалось), что доказывало бы существование: Бога. Как говорится, за ценой бы никто не постоял.
- Знаменья надо:љ- тихо в сумерках ответил Семен Андреевич, возможно, прислушиваясь к перестуку колес по железу моста.љ- Многие бы не постояли.
Надо сказать, рекљ- больших и малыхљ- в тех краях достаточно. Местность, как наша жизнь,љ- пересеченная, всхолмленная, переходящая в горы. Скалы почти неприступные. Бывает и ветер, да такой, что и крыша накренится у дома. Вон их сколько нынче такихљ- тяжелые климатические условия. Ветрено.(8)
С минуту помолчали, потом Семен Андреевич легонько ударил тыльной стороной ладони правой руки о левуюљ- как если бы он не ошибся в выборе.
- Их имеется достаточно. Вот обобщитьљ- гипотезу трансформировать в закон: это другое дело. А цена: цена установлена давнољ- преодолеть сомнения. Задавить их, проклятущих.
Я подумал о гуманитарном образовании моего спутника. Скорее с экономическим уклоном. Однако засаленный на груди полушубок, но болеељ- ватные штаныљ- стеганые, толстыељ- не соответствовали моим тогдашним представлениям об университетском дипломе. Шапка, с вязками сзади, пимы с разрезомљ- далековат я был от синтеза "невидимых логических связей".
- Если нам не дано знать свое пищеварение, не будем же мы отказываться от еды. А знать совершенно невозможно. Да и не надо,љ- этими словами Семен Андреевич закончил начатую мысль и сказал категорично:љ- Слишком многое науке не по плечу, - он встал, потолкался в тесном купе, для чего я убрал ноги под лавку. - Расскажу об одном событии, значительном для меня. Я бы сказал, это интимно, но: расскажу,љ- и, сделав  по  зэковской  привычке  "руки за спину",  опять потоптался,  делая по два шага к двери и обратно. - Дело было так,љ- он приподнял голову, посмотрел на тусклую лампочку:љ- Пожалуй, лучше начать раньше:
В августе сорок четвертого меня призвали в армию и после двухмесячной подготовки насљ- обученныхљ- бросили в самое пекло Северо-Западного фронта. Был контуженљ- есть документ, оказался в плену. Девятнадцатого апреля нас освободили союзники. Когда увидели, как разбегается немецкая охрана, мы плясали. Скоро подкатили на своих "виллисах" англичане: стали хлопать по спинељ- они это любят. Угощали сигаретками. Потом они же и выдали нас в сорок шестом. Какие-то у них каски плоские, противные,љ- поделился своими воспоминаниями бывший пленный.љ- Обо всех других кто-то беспокоился, просил. Англичане, французы и другиељ- кого только в концлагере не былољ- за время в плену получали денежные компенсации. Их встречали как героев. Награждали. Наградили и насљ- сроками, а встретилиљ- сибирские лагеря. Летом нестерпимый гнус, зимойљ- морозы. Какие же длинные в заключении зимы! Кажется, нет уже совсем тепла на планете. Все кончилось, без остатка,љ- поделился впечатлениями бывший зэк.љ- Работыљ- на износ: лесоповал, строительство. Бетон очень тяжелый в заключении, земля тамљ- камня тверже,љ- почувствовал я в его словах явную нелюбовь к мерзлой сибирской земле.љ- Охрана лютует, издеваются "друзья народа"љ- уголовники.
- Я слышал. Почему не давали отпор? Много их, уголовников?
- Нет-нет. Не в том дело. Они между собою объединены. Злые люди всегда объединены. Иначе их не будет. Исчезнут. Таков:љ- Семен Андреевич стал подбирать слово и нашел подходящее,љ- таков Промысел Божий. Присутствие зла, как и темного цвета, естественно. Иначе как познать в полной мере белое?
Я на это согласно кивнул.
-љЗачем жестокость?.. У вас гуманитарное образование?
-љДумаю, чтоб дорожить правом выбора: Образование, образование: Люди встречались разные, читал в Германии кое-что: из их эмигрантской литературы. Бессонница опять же:
- А что из современного читаете?
- Современная литература: не умиляет меня красивое письмо ни о чем. Карнавал ряженых. Никогда им не познать разницу между чернилами и кровью. Идейка у современных творений квелая, родовая травма у них. Между собою объединяются, пытаются они прижиться в обществе, да где там: Нет, уж лучше читать безграмотные милицейские протоколы. Там - мысль. Из современного - только по приговору народного суда, - вздыхает Семен Андреевич, очерняя интеллектуальный потенциал. Из десяти тысяч бессмертных Союза писателей. - Господи, за что?
Он откинулся спиной к стенке: одной рукой гладит линкруст на ней, другоюљ- под рубаху, грудь поглаживает, как успокаивает там что. Глаза прикрыты, молчит. И мне становится слышен перестук колес. Я вижу у окна молодую девушку. Красивую. Она рассматривает дальние огонькиљ- всюду жизнь. "Хорошо может быть и в маленькой деревеньке, если там встретят друзья. И чтобы : чтобы все было чисто",љ- возможно, так думает девушка. Волосы ее убраны, только выбилась и теперь случайно упала на лицо светло-русая прядь. Ее хорошо убрать с лица. Очень нежно, за красивое ушко.
- Так вот: к нашему разговору. Один из заключенных, "мужик", не захотел терпеть униженияљ- отказался подчиняться уголовнику. Да еще: рукой, из штанов вынутой, по лицу "авторитета", по губам его.
Самоубийствољ- всегда грех, да уж тяжко бывает, нестерпимо: Коллективом избивали "друзья народа". Глаза его помню. Как звал нас взглядом. Всласть урки посмеялись (их понять надољ- развлечений-то никаких): руки нашему на груди сложили, а в них пустую пачку "Беломора". В зубыљ- окурок. Да: так вот, его, еще теплого, замуровали в стену: разобрали в другом месте кладку и снова заложили кирпичом. Песочком кровь присыпали, подмели. Чтоб чисто было. Как-то в том доме теперь живется людям?.. Соцгород строили:
- Искали его?..
- Искали. Стену разбирать, бетон долбить не станешь. Списали доходягу. Смерть не так страшна, если она всегда рядом, если в табунке живешь. Отношения становятся все более физиологические, сострадание притуплено. А пища,љ- вздрогнул как от холода,љ- баланда. В кипятке плавает перемерзшая капуста, немного крупинок. Пайка хлеба,љ- и, разведя руками, с удивлением:љ- А ведь пилили лес, рубили топором, сучья таскали на деляне. Строили. И при этом изо рта пар шел. Непостижимо. Энергия откуда? Как пережил я все это? Откуда сила?љ- руки разводит, удивляется неподдельно. Я же подумал: "Семен Андреевич потерял главную мысль, увлекся воспоминаниями. Есть что вспомнить, есть:"
-љ:А когда вернулся: скотина для нашего народа лучше, чем такие, как я. Только что убивать "за так" нельзя. "Опущенный" у нас народ. Немцы, пропитанные национальным духом, напряжение сбрасывают войной. Едут в другие страны, чтоб расслабиться. Правда, теперь на танках не разгонишься, да на это есть другое оружие: воля, изощренный ум, ресурсы. Плюс продажная элита нашей страны. Если слово "элита" можно применить к всплывшему дерьму.
"Наверное, совсем болен,љ- подумал я.љ- Может, что с сердцем. Не боится говорить".
- А завалить зверя, как Россия, мечтают многие. Наш же теперешний народец способен только вурдалачитьљ- есть себя. А если кто, не дай Бог, попадет под руку: Не такой, как все: Готов я был иногда хоть в петлю. Один, здоровья нет:
- Подождите, подождите,љ- почти вскрикнул я от пришедшей мысли,љ- а как же англичане, к примеру,љ французы, они-то как снимают напряжение? Они как?
Семен Андреевич имел ответ, выношенный давно.
- Сволочи первейшие англичане для всего русского. Враги. Поляки заложат сразу, если будет малая возможность,љ- стал он класть мазки граненые на холст. Я подумал: "С англичанамиљ- все ясно. Обижен. А поляки-то что ему сделали?" Надо сказать, досталось и японцам: на вулкане сидят, наблюдают за русским медведем, чтоб не упустить время, когда его валить станут. Неспокойно у России и на юге.
В злобе он пошел на социальные обобщения:
- Отнюдь не глупые люди говорят, что без разделения населения на сословия напряжение в обществе будет расти. Нравится кому-то это или нет, но в странах, о которых вы сказали и не сказали о которых, есть по меньшей мере три сословия. Напряжение, как колебания, гасятся внутри за счет разной плотности социальных слоев. Отсутствует резонанс, все внутри. Мирный народ в нашей стране без русской нации, да при одном сословии, есть невозможное. Такой народ состоит из безликой массы, а не отдельных граждан, нуждающихся в государстве. Себя начнет есть:
Слишком очевидно: мой сосед в своих бедах винит не себя, и потому еще возвращается к теме: ему было плохо и после освобождения.
- Мстящие у нас люди.
- Мстящие?
- Мстящие,љ- говорит он о своей беде.љ- Амебы, потому как ни плохого, ни хорошего не видели.
Но мне хочется продолжения о другом.
- А как после войны немцы? Успокоились?
Семен Андреевич, как мне показалось, не без сожаления прекращает разработку начатой темыљ- выпрямился, тыльной стороной ладони поясницу погладил.
- Не слишком-то я гулял по послевоенному "фатерланду", но обратил внимание на размеренность их жизни. Кругом руины, а их бабушки по дорожкам гуляют. При шляпках, улыбаются весне, лету, а потом и наступившей зиме. Видел, на качелях тихо покачивались, днем, а в руках букетики полевых цветов. Беседуют. Взрослые работают на разборе руин, детиљ- в песочнице. Ну: а американцы, вот у них: другое. Деньги. Слова "умный" и "бедный" у них не сочетаются. Другим советуют, бывают настойчивы. В лагере как-то один из наших, учитель, спросил: "Ну, а как бы к деньгам отнесся сегодня старик Диоген? Который в бочке жил?" Американец, летчик, не смог вспомнить: почему жил Диоген в бочке, а ноги на столе.
- У них там много верующих?
- Думаю, мало. Из лагеря для перемещенных лиц много не увидишь: Думаю, мало. Это же определенное состояние! Как у художника, накопившего достаточно отрицательных эмоций и потому увидевшего перспективу, так сказать, на своем холсте: Религиозных там много: в церковь ходят, законопослушные. В Алжире теперь отстреливают арабов, а что до этого рядовому месье? Это же правительство убивает, грабит! И продолжает месье кушать сытно. У них все иначе ис-то-ри-чес-ки! Есть и вражда, зависть: Но не до такой же степени:љ- и он снова о том, что тяготит его и сегодня.љ- История нашего народа, вкусившего запретного плода, показательна собственным унижением, насилием над собою. Не было в современной истории такого. Как в язычестве, бегал русский народец с факеламиљ- палить помещичьи усадьбы. Рабочий тоже вооружилсяљ- словом "экспроприация". Жал, где не сеял: Но ничего не проходит бесследно,љ- кажется, он даже немного наклонился в мою сторону, чтобы в сумерках посмотреть в глаза. Носом не хмыкал.љ- А платить "достойным плодом покаяния" не хочется.љ- Я подумал: "Из Библии, наверное, на которую уже ссылался".љ- Вот так и бесится по-мелкому народец наш, неприкаянный. То царя, то империализм винит. Врагов искореняет внутренних. Для некоторых хорошо подходят евреи. Опять же засуха у нас. Нехорошая. Мы-то похуже будем евреев. Мы и есть засуха, от которой усохнет любой народ, если он оказался среди нас. Как же мы кусаем друг друга,љ- Семен Андреевич от этих слов заходил быстрее.љ- Если народ напился собственной крови, ни-ког-да он не успокоится, если ее не выпустить: Хорошо, если кровопускание себе сам сделает. А может случитьсяљ- другие выпустят. Тогда уже всю, до капли. В канализацию.
Еще походил. Тесно ему теперь в купе поезда.
- Нет у народа твердой почвы под ногами. Нет. Случись чтољ- все повалится. И побьется на куски мелкие: Много ненавидящих. Иначе объяснить не могу: Уже какое поколение как на гидропонике растет, не приемлет почвы натуральной. Естественное для нихљ- смертельно опасно: Маска на лице их.
Думаю, тема эта для моего случайного попутчика не вычитанная, не услышанная где-то, а не любил он "этот народец". Винил в своей несвободељ- прошлой и настоящей не англичан, и не столь нынешних руководителей, а тех, кто начал с поджогов и подсыпки песка в хозяйские станки, и теперь самоедствует. Смеется тому в глаза, кто понимает больше. Услышал я впервые: народ нашљ- на букву "г", и что он не может этого не знать. Потому как на фоне знамен любит изображатьсяљ- запашок он него.
- Но выиграл войну, победил,љ- мне хочется получить ответ, но возразил я не энергично. Еще подумал: "Хорошо, что никто его не слышит".
- Победил, потому как жертвами каялся,љ- не может успокоиться, как бы сказали теперь, "диссидент",љ- вымереть должен гордец великий. Освободить место для других. Я-то им всем что сделалљ- смотрю не под тем углом? Вот, ни семьи, ни здоровья. Жизнь прошла,љ- это из самого его нутра, одышку обнаружил. Сидел минут несколько, отдыхал. - Как-то ночью не выдержал: "Господи, дай веры больше. Понесу свой крест, только скажи: "Я есть". И составил план. Нехорошо это, да скажу, как есть. Вы спрашивали: "И что, есть факты?" Для меня это - один из них. Сама суть.
Я выбрал одного не очень известного ученого, умершего примерно двести лет назад, и попросил мою знакомую, увлекавшуюся спиритизмом, написать его даты рождения и смерти. Призвать на помощь теософиюљ- идея старая, простая, а я не знал, что делать.
Смешно это для образованных, но утром следующего дня знакомая принесла мне листик бумажки с написанными на нем шестью цифрами. Одна из цифрљ- столетие, была указана неправильно. Узнал я об этом в сельской библиотеке, куда в то же утро поехал на междугородном автобусе: из шести цифр совпало пять! Сверх того, блюдце ответило на вопрос о характере ученогољ- "пессимист". Очень даже правильно.
- Может, у кого в книгах посмотрела?
- Исключено. Не будет. Если только теоретически.
Семен Андреевич еще прошелся, подбирая место рукам. Он даже хотел приспособить их подмышками. Да оказалосьљ- не Ульянов (Ленин) он.
- Никогда я не занимался этим: Грех тревожить, но не могу случившееся объяснить иначе, как милостью Божьей ко мне.
Далее я почувствовал особенную ноту в повествовании Семена Андреевича: он стал говорить о своем личном сомнении, что его более беспокоило теперь. Он даже сказал: "Да не должна же она, в самом-то деле: Возможно и совпадение, да не чаще, чем один раз из пятидесяти тысяч",љ- и он мял руки, как это бывает, когда их моют под струей воды. Только сжимал их сильно.
Когда поезд стал притормаживать и заскрипело железо колес, он сказал, прощаясь:
- В К врачи приговорили меня. Вот и конец пути.
Вагон дернулся в обратную сторону, а стоянка всего минута.
- Хочу отмести всякие сомнения,љ- он сделал резкое движение рукой.љ- Ненавижу их в себе,љ- и тише,љ- и малые они мне теперь в тягость. Да видно, живому не дано преодолеть пропасть сомнений до конца.
Это и была нота последней, через которую угадывалась мелодия. Для него этољ- аккорд в конце лебединой песни: И он вышел, неся на плече котомку с имуществом.
Прошло много лет, как я был студентом, но чем дольше живу, тем больше убеждаюсь: необходимость той встречи была предопределена. Как многое в нашей жизни. Помогает мне моя вера, а потомуљ- не сочинитель Семен Андреевич. Тело его давно превратилось в прах, но не исчезло бесследно, как и его воля, опыт и даже интуиция не могут уйти в небытие.
В тот памятный мне вечер его беспокоила смерть, стоявшая рядом. И было его нетерпение передать накопленное богатство (9)  тому, кто может в нем нуждаться.
Что я теперь и сделал. Добросовестно.

ПРИМЕЧАНИЯ:
-----------

 1 Описываемые события имели место, они не искажены.
2 И не надо спорить с народом, не надољ- посмотрите вокруг на жизнь нынешнюю. Основы ее заложены давно, когда садили тех, кто поближе, да защиты не имел. Потому нами теперь и управляют, кто садил, либо молчаливо радовался этому - почва благодатная для формирования нынешних "команд профессионалов" с героем-чудотворцем впереди. Нынче они энергично перемещаются по коридорам и этажам власти.
3 "Пим сибирский,љ- подумал бы о нем кто из москвичей, из тех, что осведомлены об отставании России от Запада. Особенно развитые из них находят отставание значительным. Да и как иначе, если отвисают втоки у ватных штанов.
4 Отметим: рассуждения моего случайного попутчика были стремительны, изложенные им факты не были соединены между собою достаточно. Торопился человек. Передадим суть, не стремясь к ткани художественного повествования.
5 Какая в лагере пища для размышлений, какая прекрасная школа! Как многому мы обязаны пенитенциарной системе нашего государства. Какие люди вышли из ее стен! Скучать станем, если угнетать перестанут.
6 Тогда-то и появляются рецидивы мрачного средневековья: мол, существует нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Самодостаточным!љ- это же надо, бред-то какой!
7 Имея данные о плотности, скорости и угле атаки воздушных масс на поезд, используя последние наработки в системотехнике, не представляет особого труда откорректировать потребность в дополнительных ресурсах и расчетные данные о прибытии пассажиров к месту их назначения, то есть каждого из нас.
8 Чтобы избежать неприглядного вида, нынешние архитекторы проектируют здания с плоской кровлей. Крыша не может поехать за полным отсутствием ее. Во время перестройки зданий и сооружений они вообще не предусматриваются.
9 Главное из них: уверенность в том, что пассажирские поезда ходят в соответствии с установленным свыше расписанием. Опоздание бывает, но незначительное, им можно пренебречь. И всякий из нас прибудет в назначенное место и в назначенный срок. И прощаться на выходе каждый будет по-своему. Может, кого из пассажиров упрекать станет. Обиду выскажет: Люди-то разные бывают.


Рецензии