Жизнь закончилась одна...

                Наша привычная и устоявшаяся жизнь рушилась. Она не была спокойной и размеренной, она была просто жизнью семей полка военно-транспортной авиации. В городе нашем было управление, вернее, Штаб дивизии, в которую входили три полка, дислоцировавшиеся рядом друг от друга в Литве, и один полк находился в Эстонии, в Тарту. Теперь, по прошествии лет, всё тайное стало явным, никаких военных секретов я не раскрою своим рассказом. Хоть мы все были молодыми, нам хорошо было знакомо, что такое чрезвычайная или неожиданная ситуация. Шла война в Афганистане, забирала и наших ребят… В 1979г. 25.12 погиб экипаж к-на Головчина, а в 1984г. 26.10 – экипаж майора Бондаренко и были позже ещё и другие потери… Светлая память всем экипажам, вернувшимся в родной полк не на своих бортах, а грузом 200…  Мы теряли друзей, жёны и дети – свою основу семьи, мужей и отцов. Возраст был в основном от двадцати с небольшим и до сорока, кто был старше – это уже командиры экипажей и комэски. Ещё замечу, что самая чадолюбивая часть населения нашей страны, это военные семьи. Зачастую с не отлаженным бытом, отсутствием жилья, с постоянными переживаниями за мужей, которые дома были, как редкие праздничные гости… Но во всех семьях дети были обязательно, чаще по двое, но и по трое, четверо…
                С развалом Союза ещё не сразу было очевидным такое быстрое и кардинальное изменение всей жизни. Конечно, политологи в какой-то мере ожидали, что всё должно быть по-другому, но навряд ли было и у них чёткое представление о последовательности и глубине всех потрясений, и экономических, и социальных, уж не говоря о политической стороне…  Как же, наконец-то, Запад возликовал: свалили таки русского медведя…  Но я не буду сейчас о глобальном. Хочу немного обрисовать наше положение, простых семей офицерского состава, оказавшихся вдруг на чужой территории. Ведь Прибалтика первой отделилась от Союза, все три республики заявили о независимости и получили суверенитет.  Тут нельзя не упомянуть о Вильнюсских кровавых событиях 11-13 января 1991года.  Нам сразу явились картины Карабахского побоища, спровоцированными экстремистами,  умело разжигавшими межнациональную вражду. А мы в Литве жили не в закрытых гарнизонах, а прямо в городе, где были русский садик и школа,  Дом офицеров, магазины Военторга, и в основном был один район  города, застроенный жильём для военных. В случае чего…. нас и искать-захватывать не стоило труда, к тому же весь лётный состав был на казарменном положении, т.е. находились в боевой готовности и ждали дальнейших указаний. По-моему, всё-таки дали  солдат для охраны входов детсада и школы. Информации достоверной не сообщалось… - почему танки на улицах столицы? … попытка захвата телецентра и здания правительства…- какими силами? Но зато друзья литовцы из старшего поколения, опасаясь худшего со стороны неадекватных молодчиков, предлагали нам, жёнам с детьми, спрятаться у них, на всякий случай…  Бережёного Бог бережёт…  Инцидент в Вильнюсе, к счастью всех сторон, не перерос ни во что большее. Литва стала строить жизнь самостоятельного государства.
                Большинство жён военнослужащих приняли литовское гражданство, за малым исключением, наверное. Несовершеннолетние дети автоматически получали его с матерями. Это давало надежду на какие-то гарантии, ведь думали об учёбе, медобслуживании, да и началась приватизация жилого фонда, можно было получить квартиры в собственность. Потихоньку как-то жизнь налаживалась, жили дальше: дети учились, мужья постоянно улетали, мы ходили на работу, - у кого она была…  А осенью 1992г. слухи о выводе войск с территории Прибалтики превратились в реальный факт. Нам был любезно отведён для передислокации полков Урал, речь шла о Шадринске и Оренбурге. Одни жёны восприняли это как неизбежность, другие – абсолютно «ровно». Но было много смешанных семей, т.е. жёны были литовки, коренные, чистокровные, были наслышаны о ссылках родных старшего поколения в  Сибирь и на Север в послевоенные годы, поэтому отнеслись к сообщению о переводе - …негативнее не бывает. Сразу забегу вперёд хронологии событий – много семей распались благодаря этому повороту судеб. Первые «желающие» поехали с началом учёбы в школе, осенью 1992г., другие – после нового года. Мы же, чьи дети были в выпускных, 9-х и 11-х классах, продолжали оставаться на своём родном, обжитом литовском пространстве. Честно говоря, в душе была паника от предстоящего… Дети родились и выросли здесь, в отношениях спокойного благоприятного общества. А что ожидало на тот момент в России, мягко говоря, пугало. Потом нам многое придётся пережить на новом месте, со слезами (и до истерик!) от свалившейся действительности будем добром вспоминать нашу прошлую жизнь…


                /продолжение следует/

                08/02/2016г.


Рецензии