Город Дураков представляет

Ты подарил мне то, что не купишь ни за какие деньги – искренний смех и неподдельную радость.
Неизвестный автор

В истории реализма все формы романов, связанные с трансформацией образов плута, шута и дурака, имеют громадное значение, до сих пор еще совершенно не понятое в его сущности. Для более глубокого изучения этих форм необходим прежде всего генетический анализ смысла и функций мировых образов плута, шута и дурака от глубин доклассового фольклора и до эпохи Возрождения. Необходимо учесть громадную (в сущности, ни с чем не сравнимую) роль их в народном сознании, необходимо изучить дифференциацию этих образов — национальную и локальную (местных шутов было, вероятно, не меньше, чем местных святых) и особую роль их в национальном и местном самосознании народа.
В скрытой форме промежуточный хронотоп кукольного театра лежит в основе «Тристрама Шенди». Стернианство — стиль деревянной куклы, управляемой и комментируемой автором. (Таков, например, и скрытый хронотоп гоголевского «Носа» — «Петрушка».)
В эпоху Возрождения указанные формы романа разрушали ту потустороннюю вертикаль, которая разложила формы пространственно-временного мира и их качественное живое наполнение. Они подготовили восстановление пространственно-временной материальной целостности мира на новой, углубленной и осложненной ступени развития. Они подготовили освоение романом того мира, в котором в это же самое время открывалась Америка, морской путь в Индию, который раскрывался для нового естествознания и математики. Подготовлялось и совершенно новое видение и изображение времени в романе.
На анализе романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» мы надеемся конкретизировать все основные положения настоящего раздела.
М.М.Бахтин

Когда у дураков появился свой праздник?

Историй вокруг происхождения Дня смеха – множество, потому истину установить чрезвычайно трудно. Но независимо от того, правда это или нет, один наиболее популярный рассказ о происхождении традиции восходит к 1564 году, когда Франция официально перевела свой календарь на современную григорианскую систему и тем самым перенесла празднование Нового Года с последней недели марта на 1 января.
В этой версии событий, тех, кто продолжал отмечать окончание новогодней недели 1 апреля, высмеивали как дураков, или, как их называли во Франции, - poissons d'Avril.
Несовершенство этой байки в том, что принятие нового календаря было процессом постепенным, который происходил в течение нескольких веков, поэтому маловероятно, что посмешищем служили те, кто продолжал отмечать праздники по старому календарю.
Существуют ли какие-либо другие объяснения? Да. И их много. Алекс Боуз, куратор онлайнового музея мистификаций, указывает на всемирную традицию "праздников обновления", которые можно найти в самых разных культурах, и которые часто были связаны с ритуальным хаосом.
Представляется вероятным, что современный вариант Дня дурака является мутировавшей версией своих предшественников. В древнем Риме, например, праздник Хилария был связан с полубогом и сопровождался переодеваниями и розыгрышами. А средневековый Праздник дураков, когда избирали Повелителя хаоса, - был пародией на христианские ритуалы, показательно, что он пережил века церковной цензуры.
Существует еще британская легенда, по которой праздник зародился в Ноттингемшире. В городе Готэм. Рассказывают, что в XIII веке жители Готэма узнали, что король Джон намерен считать своей собственностью любую дорогу, на которую только ступит его нога, поэтому они якобы отказали монарху во въезде в свой город. Когда прибыли солдаты, чтобы унять мятеж, жители Готэма притворились сумасшедшими, и король Джон решил, что их безумие было наказанием за непослушание, поэтому счел дополнительные карательные меры неуместными. Согласно этой истории в День смеха празднуют хитрость. Эта история, к сожалению, совершенно не подкреплена никакими доказательствами.
Почему праздник по традиции заканчивается в полдень? Это, вероятно, связано с обычными ограничениями, существовавшими для всех старых фестивалей и праздников – для хаоса и беспорядков отводились очень строгие временные рамки – "делу время, потехе – час". Источником для ограничений, вводимых в Великобритании, может быть хорошо известный в XVII веке день Шиг-Шэг, когда празднующие вставляли себе в шляпы веточки дуба, выказывая тем самым лояльность по отношению к монархии – существовало придание, что Карл II скрывался некогда от врагов в дубовой роще. Над теми, кто не соблюдал обычай, можно было подтрунивать и насмехаться только до полудня. В эти дни каждый, кто заигрывался дольше полудня выставлял себя "Апрельским дураком". Эта версия отличается от ритуалов, принятых в других странах.
Каким образом и когда зародилась новая традиция празднования Дня дурака? Первой крупной первоапрельской шуткой эпохи СМИ, которую не удалось побить и по сей день, был сообщение телеканала Би-би-си в документальной передаче "Панорама". В 1957 прошло сообщение о том, что в Швейцарии фермеры начали выращивать спагетти. Длинные и узкие поля якобы дают урожаи макарон как обычных сельскохозяйственных культур. "Многие из вас, я уверен, уже видели фотографии обширных плантаций спагетти в долине Po", - уверенным речитативом произнес диктор, добавив, что в этом году урожай будет особенно богатым, благодаря "виртуальному исчезновению макаронного долгоносика". Это сообщение вызвало настоящую лавину писем.
Ровно через 20 лет – в 1977 году – настоящим хитом стал номер газеты Guardian, в котором был опубликован специальный доклад о положении дел в Республике Сан-Серриффе, в Индийском океане. В нем говорилось, что государства располагается на двух островах - Верхнем и Нижнем Каиссе, столица страны – некий город Бодони. Но эта же британская газета сумела отличиться еще раз. В 1990 году она написала, что "улыбку" Моны Лизы смогли выявить только путем тщательной очистки, поскольку более поздние слои краски, скрывающие подлинник, делали выражение лица Джоконды неодобрительным.
Неужели до сих пор кому-то нравится устраивать розыгрыши в День смеха? Представьте себе, да ...
Во-первых, внимание, которое уделяется Дню смеха со стороны средств массовой информации, является доказательством того, что всем нам нравится дурачиться.
Во-вторых, сейчас времена тревожные, поэтому хорошо иметь день, когда анархическое веселье является официально узаконенным.
Ну и, наконец, ведро воды, подвешенное к двери кабинета босса, несомненно, забавит улыбнуться даже самых постных коллег.

День смеха или День Дурака

Откуда именно родом этот праздник - из Франции, Англии, Мексики или Швеции - тайна, которая к сожалению покрыта мраком.
Есть мнение, что изначально 1 апреля праздновалось во многих странах как день весеннего солнцестояния. Празднества по случаю весеннего солнцестояния всегда сопровождались шутками, шалостями и веселыми проделками.
Другая, более распространенная версия возникновения «Дня смеха» связана с переходом Викторианского календаря на Грегорианский.
Дело в том, что Новый год до того, как в 16-м веке Карл Девятый реформировал во Франции календарь, отмечался не 1-го января, а в конце марта. Потому Новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1-го апреля.
В те далекие времена также было принято веселиться в новогодние праздники. Но, несмотря на изменения в календаре, некоторые консервативно настроенные (а возможно просто неосведомленные) люди продолжали праздновать новогоднюю неделю по старому стилю. Другие смеялись и подшучивали над ними, преподносили «дурацкие» подарки и называли апрельскими дураками (April's Fools). Так и возник так называемый «День смеха».
Широкую распространенность праздник приобрел в 18-м веке. Англичане, шотландцы и французы распространили его в своих американских колониях. В «День смеха» принято было подшучивать друг над другом, а также давать друг другу бессмысленные поручения, например, найти и принести сладкий уксус.
Традиция праздника живет и теперь. Причиной такой своеобразной традиции стала сама природа. Весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами.


День дурака в Габрово

… лишь к глубокой ночи затихают торжества. Но искрометное веселье и своеобразный габровский юмор останутся в памяти надолго. До следующей встречи, неунывающий ни при каких обстоятельствах город Габрово! Ты подарил мне то, что не купишь ни за какие деньги – искренний смех и неподдельную радость.


Трудно отыскать человека, который бы не улыбнулся, даже услышав слово Габрово. А увидеть собственными глазами фестиваль юмора в Габрово дорогого стоит!
С самого утра 1 апреля в Габрово начинают проводить розыгрыши. Отовсюду доносятся шутки, звучит веселый смех. Так начинается встреча Дня дурака. Праздник открывается показом миниатюрных сценок из жизни коренных жителей столицы болгарского юмора. После импровизированных спектаклей на улицах города появляются духовые оркестры, приехавшие на фестиваль со всех уголков Болгарии.
А пиком праздничных торжеств становится самый яркий юмористический карнавал. Карнавальное шествие открывает символ Габрово – кошка без хвоста, назначенная Королевой праздника.
Кого только не встретишь в этот день на карнавале! Ведьмочки, ряженые, шуты, клоуны сменяют друг друга, как картинки в калейдоскопе. Здесь же вышагивают гордые владельцы собак со своими питомцами. Они тоже принимают участие в самых различных конкурсах.
Веселые торжества длятся целый день. Люди без устали подшучивают друг над другом, поют, веселятся. Все развлекаются, как могут: танцуют, участвуют в веселых конкурсах и забавных викторинах. Победители получают забавные награды, которыми хвастаются перед соседями. Еще бы не похвастаться! Ведь стать победителем конкурса среди людей, до тонкости разбирающихся в хитросплетениях настоящего юмора, удается только самым находчивым весельчакам!
И, конечно же, ни один праздник не обходится без фейерверков!


Рецензии