О единстве Церкви

       В феврале 2016 г. прошёл архиерейский собор и намечается встреча патриарха Кирилла с папой Римским Франциском. В постановлениях архиерейского собора нет ничего нового по сравнению с прошлыми годами, непонятно, что же они готовили в течение 50 лет? Настораживает только пункт о "сближении церквей". Детально в документах это "сближение" не рассматривается и как бы оно не закончилось крахом православия. Вот что писал о единстве церкви святитель Феофан Затворник: "В христианстве не следует ничего изменять, подчинять духу времени, но должно строго держаться всего, как изначала заповедано, не ища льготностей. Христианство должно пребывать вечно неизменно, нисколько не состоя под зависимостью и управлением духа века, а напротив, само будучи назначено управлять, или властвовать над ним во всех, покоряющихся его водительству. Как Бог неизменен, так и неизменна природа наша, неизменен  должен быть и Символ веры. До самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Прибавлениями, изминениями, развитием могут хвалиться другие общества христианские, отпавшие от единения с истинною Церковью Божиею. Они и отпали по случаю изменений в учении, - и изменчивость стала существенною их чертою. Они и пусть  к чести своей - хвалятся новизнами! Пусть хвалятся паписты, вымыслившие центр единства и потерявшие истинную точку опоры. Пусть хвалятся протестанты, непостоянные, как ветер, и неустойчивые, как волны морские, - со своею ложною и никогда небывалою свободою совести и убеждений, в последних выводах своих дошедшие до всебожия и безбожия. Так, - они пусть хвалятся; нам же да не будет хвалитися, разве ревностью - таковым хранить наше учение, каково оно было в начале, в похвалу Церкви Божией, в день Христов, страшась грозного суда, изреченного Апостолом: "аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет". (Гал.1,8) Ныне многие увлекаются новизною, но не всё новое хорошо. Старое однакож, как испытанное, лучше нового, ещё не испытанного. В делах же веры и благочестия чем что старее, тем лучше. Да и какая нужда изменять, например рисунок иконы или ноты в напевах? - особенно когда старое созидает, а новое разоряет. Европа нас сводит с ума; но Европа почти вся и во всём своём составе оязычилась. Не лучше ли оставить её себе самой? Истинный свет пришёл к нам из Византии. И мы не маленькие, - не вчера вышли на свет. Скоро уже тысяча лет, как веруем во Господа и содержим Его святой закон. И в этом пусть другие у нас учатся, как и следует: ибо истина у нас. Есть люди, которые вместо того, чтобы в стремлении вперёд обновлять себя по образцу христианства, они хотят поновлять христианство по своим прихотям, не себя ему подчиняя, а его к себе приноравливая - оставаясь тем же, чем есть. Они воображают, будто идут вперёд, и других заманивают идти также посредством разных отмен и изменений в христианских порядках и законах Церкви Божией, чтобы мы обновлялись и изменялись по законам христианства, а они не себя хотят изменять, а христианство, - и тем портят всё дело, подрывая всякую возможность к действительному нашему изменению. Христианство, предлагая нам образец великого совершенства, подаёт и все потребные к тому средства. Она есть лествица, возводящая на небо, путь, ведущий в живот, врачество, исцеляющее все немощи и несовершенства наши. Эта лествица уже многих возвела на небо и не перестраивать её нужно, а восходить по ней. Не исправлять лекарство, а пользоваться им в простоте веры, чтобы оздоровиться его целительной силой.
Новшества повреждают веру, привлекая своею новизною внимание верующих, и их повреждают, и ввергают в нечестие, поставляя их не в должное отношение к Богу, вместо благочестия. Само новшество есть нечестие; потому что своё измышление ставит выше Божеского определения в Его слове. Оно есть повторение дела прародителей, которые, приплетши, со слов отца лжи, новое толкование к заповеди, впали в крайнее нечестие и ввергли в него весь род человеческий. Будучи же таково по природе новшество в вере, оно и плод всегда и всюду производит по роду своему, - то есть ввергает в нечестие и распространяет его, по мере своего распространения. Содержите христианство всё, как оно есть и как оно хранится в Церкви Христовой, и твёрдо стойте в нём, не покушаясь ни изменять, ни поправлять что-либо; совершенствуйте непрестанно самих себя по образцу его, всячески стараясь достигнуть той меры, какую оно всем указывает, целясь его целительностью, стремясь, куда оно ведёт, и неленостно восходя куда оно возводит. Новшество в вере есть нечестие." (Феофан Затворник. "Православие и наука". Москва, 2009 г.)


Рецензии