Как я потерял друга

    Я терял друзей не раз. В школе, институте. Я поздно стал относиться к дружбе как к наиболее ценному приобретению в жизни. Потери друзей я связываю только со своим неумением найти общего языка с другом, проявлением собственных амбиций и эгоцентричных обид.
    Первую потерю друга я помню особенно отчетливо. Это произошло  тогда, когда мне  было 8 лет. Я учился во втором классе начальной школы №38. Мой друг, Вадим, учился тоже во втором классе, но другой школы,  33. Знакомы мы были с детского сада. А значит, «с горшка» - лет с трех. Весь детский сад мы «прошли» вместе, было много общего, наши мамы часто забирали нас из садика вместе и хорошо знали друг друга.
    Когда началась школа, мы не потеряли интерес к общению. Дома наши разделяла лишь улица Гоголя, в то время не очень шумная и опасная. Я проводил у Вадика почти все время после уроков, играли с соседскими девчонками в карты, дрались подушками, рассматривали разные медицинские книги, которых было много в библиотеке его родителей.
    Вся улица, все близлежащие дворы были в нашем распоряжении. Мы играли «в пробки» и рыскали по округе в поисках приключений на свои головы. Тогда весь город будто сошел с ума, все школьники играли в эти пробки. Суть была в том, что пробки с пузырьков различных одеколонов, духов, тюбиков ранжировались по классам и степени важности по особой шкале. Были Офицеры, Фестивальки, Короны, Золотые горошины и даже Скала… Два игрока бросали по пробке на землю, примерно на расстоянии метров 3-4 друг от друга и методом метких бросков ногой добивались попадания своей пробкой в пробку другого игрока. Если ты попадал в пробку противника, ты ее выигрывал и она становилась твоей. Многие удачливые и особо меткие игроки ходили с целыми пакетами боевых трофеев.
    В доме у Вадика, на втором этаже, была большая общая кухня, примерно на 4-5 квартир. В этих квартирах тоже жили школьники примерно нашего возраста, в том числе две девчонки.
    В то время у меня был еще один друг. Он был старше меня года на 4. Звали его Костя. Костя жил в моем доме, на втором этаже. Не знаю почему он возился со мной. У нас был общий интерес в одном - мы коллекционировали сувенирные машинки масштабом 1:43. Иногда мы слонялись вокруг дома, иногда сидели на крыльце. Вот эти два человека и составляли мой круг общения вне школы в течение первых двух лет учебы. Они не были знакомы друг с другом, к сожалению. Потому что, если бы было иначе, все было бы иначе…
    В один прекрасный день, в субботу, мы вновь развлекались дома у Вадьки. Родители его куда-то уехали. Мы носились по квартире, натягивали колготки, которые еще носили, до самых ушей и смеялись друг над другом. Нам было хорошо.
    Ближе к вечеру, мы вышли на кухню, где тоже собралась тусовка из 2-3 первоклашек. Кто-то достал карты и предложил поиграть в «дурака». Мы играли долго, но тогда мне очень везло. Я был весел. Девчонки обращали на меня внимание и я был в центре этого веселья. Потом мы играли в догонялки по всему второму этажу.
    Скорее всего, Вадику нравилась одна из его соседок. И вот когда он заметил, что девочка эта поглощена общением со мной, он дал выход своей ревности. Вадик резко вскочил, подошел к вешалке, на которой висело мое пальто, снял его и с презрением и обидой выбросил за дверь, в коридор. Все смотрели на нас раскрыв рты…Для меня это было свидетельством того, что я чем-то обидел друга. Сильно обидел. И переступил какую-то черту, да так, что поставил под удар нашу дружбу.
    Я оделся в коридоре и ушел.
    С Вадимом мы не общались в течение дней четырех. Свободное время я проводил с одноклассниками из моей школы или с Костей. Именно Косте я рассказал о том, что сделал Вадим. Костя долго возмущался и говорил, что настоящие друзья так не поступают.
    Через неделю мы с Костей гуляли в нашем дворе, бросали снежки по какой-то мишени. Вдруг я увидел Вадима. Он улыбался и шел к нам со стороны улицы. По выражению его лица я уже понял, что он больше на меня не сердится. Моя обида на него тоже давно прошла. Вадька шел ко мне быстрым шагом и я видел, что он хочет что-то мне сказать. Вдруг, Костя, заметив Вадима, выбежал ему навстречу. Я стоял на месте и даже не мог предположить что случится дальше.
     Костя подбежал к Вадику, сорвал с его головы меховую шапка-ушанку и злобно и поучительно громко сказал: «Так как делаешь ты, с друзьями не поступают, вот слазай - ка за своей шапкой». С этими словами он бросил шапку Вадьки в сторону помойки. В помойку она, конечно, не попала, но это было не главное. Вадим стоял с непокрытой головой, смотря то на меня, то на Костика, явно обескураженный. Потом он медленно подошел к шапке, с достоинством поднял и отряхнул ее. Надев шапку, он еще раз посмотрел на меня и ушел домой.
Костя был явно доволен тем, что мог проявить дружеские чувства ко мне именно таким способом – наказав моего обидчика. Я был расстроен таким поворотом событий, ведь было понятно, что мы снова можем дружить, позабыв мелкие обиды! Конечно, проучить Вадьку стоило, но мое желание отомстить исчезло почти на следующий день после того, как мое пальто оказалось за дверью.
    С тех пор с Вадимом мы виделись лишь случайно, встречаясь на улице даже здоровались редко. Он чувствовал себя очень оскорбленным. И возможно тем, что думал, что Костя сделал это по моей просьбе. По крайней мере, я не успел остановить то, что произошло.
    Мы выросли. Костя давно переехал в другую часть города и мы с ним больше никогда не виделись. Вадим жил в том же доме, через дорогу от меня. Мы не общались. Однажды, мы увиделись с ним в общей компании. Пожали друг другу руки, даже обнялись. Настроение было доброжелательное, ведь нам уже было лет по 16-17, мы были уже взрослее.
    Через год я узнал, что Вадим повесился. Прямо у себя дома, в ванной. Его мать в это время была дома, занималась  какими-то домашними делами. Бельевая веревка…
    Ему было 17 лет и он не смог перенести первую сексуальную неудачу. Но ведь это бывает почти с каждым, если бы он знал об этом! Его девушка, видимо, любила его, потому что наглоталась таблеток в тот же день и чудом осталась жива. Разве могла она так ранить Вадима своими насмешками? Вряд ли.
    Уже позднее, когда мне было 23 года, я разбирал и сортировал старые детские фотографии. Попались мне и фотографии времен моего детсадовского возраста. На одной из больших общих фото была изображена вся наша подготовительная группа, в том числе и Вадим. Но то, что я заметил на этой фотографии, поразило и испугало меня!
    На снимке Вадим стоял в верхнем ряду. Фотография делалась на фоне разрисованной стены актового зала детсада. На стене, в кашпо, висели живые цветы, в том числе и вьюны. Так вот, Вадим стоял точно перед таким цветком. Стебель цветка спадал из горшка вниз, свешиваясь сантиметров на 30 по стене. Если приглядеться внимательно к снимку, создавалось впечатление, что вьюн плотно обвил голову мальчика и он будто висит на стебле цветка!
    Я не мог поверить своим глазам, сопоставляя факты смерти Вадика и эту зловещую фотографию. Невероятное совпадение. Как же я раньше не обращал внимание на этот цветок, на немного наклоненную кудрявую голову Вадима?
Сейчас и тогда я сожалею только о том, что позволил решать судьбу моей дружбы третьему человеку, отношения с которым были для меня менее значительными, чем отношения с Вадимом.
    Мне больно думать, что Вадим пронес обиду на меня в течение всей его недолгой жизни, до последней минуты…Возможно, я смог бы ему чем-то помочь, будь я по-прежнему его другом.
          
22.04.2009 г.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.