История одного переселения

           Часть – I.    Из «зоны АТО» в статус ВПО.
                1.
 Незадолго до начала войны...(началом войны я считаю разрыв первого снаряда в моём городе) ...скопив кое-какие гроши со своей пенсии инвалида второй группы к тем деньгам которые остались от прошлогоднего моего бизнес-летнего-сезона, перетянув все свои вещи из своей «однушки» в «двушку» к матери, проживающей на соседнем квартале "60 лет СССР", я затеял ремонт в квартире. И вот, закончив зачистку "до бетона", и повыгребав весь строительный мусор, я решил отметить с товарищами, помогающими мне, начало воплощения моих дизайнерских замыслов. Баклажка холодного пива в конце жаркого рабочего дня, плюс прохладный душ, сделали своё дело - Я попал с пневмонией в городскую больницу. Состояние было на столько серьёзное, что врачи заподозрили туберкулёз. И на одинадцатый день, «УАЗик-таблетка», доставил меня в город Ирмино, бывший когда-то Теплогорск, в Стахановский Противотуберкулёзный Диспансер. В палату номер три меня внесли на носилках... Палочки Коха во мне не обнаружили, поэтому я остался лежать в палате МТБ(-). Я не буду объяснять читателю что такое МТБ(-) и МТБ(+), в 21 веке все ответы знает ГУГЛ. Более-менее оклемавшись и набравшись сил я стремительно шел на поправку... Но моему возвращению в Первомайск не суждено было сбыться. По городу начали вести обстрелы, сперва УА-новцы, пока не заняли окраины места, а потом ЛНР-овцы, пока Украинские силы не отошли к Попасной и Золотое. Мне оставалось только молиться за маму, которая ради меня прервала свой отдых в родительском селе на Житомирщине и вернулась в город. А с началом боёв за Первомайск вынужденна была прятаться вместе с соседями от снарядов в подвале собственной пятиэтажки. Так как под окном разорвался "подарок от паразитов". За день до этого, 10 августа, она пришла в подвал, угостить знакомых в честь моего Дня Рождения, и соседи убедили её жить в подвале, а вечером 11-го числа, квартира превратилась в хлам посечённый осколками и стеклом от пластиковых окон, окончательно сделав подвал комфортнее квартиры. Когда я узнал об этом, и о берёзе у маминого подъезда, срезанной взрывом,,, Представил себя смотрящим из материнского окна на... Захотелось переделать Есенина:
                Белая берёза
                под моим окном
                Скошена осколком
                словно топором
                Белая берёзка
                ты меня спасла
                Может тот осколок
                метился в меня...
  Убедив мать выехать из зоны АТО, я ещё долго не мог забыть её рассказы о супчике на костре, о ночах в подвале без света, о буханке хлеба на четверых на два дня, о рисковых похождениях по воду, из которых некоторые не возвращались, о могилах под подъездами. Я поклялся себе - когда-нибудь, в своём городе я поставлю мемориал-памятник "Мирным жителям города Первомайска - ЖЕРТВАМ АТО". Одному богу известно какой кошмар они там перенесли.
  В Ирмино же, всё было относительно спокойно, если не считать рассказы о единичных случаях попадания снарядов в частный сектор и звуки артиллерийских выстрелов из орудий периодически устанавливаемых ополченцами за терриконом, неподалёку от диспансера, от залпов которых дрожали стены старой постройки. Боязнь ответного удара заставляла всех бежать в бомбоубежище. Но постоянное мотание туда-сюда, плюс безответность ВСУ, свело на нет эти перемещения. Люди стали привыкать, лишь изредка вздрагивая от неожиданности первого выстрела. И когда вдруг раздавалась мелодия вызова чьего-то телефона. Это, пожалуй, были самые радостные минуты - знать - появилась связь. Человеку обычному, тяжело представить какая она может быть, эта "связь": - "Что вы? Как Вы? Стреляют? Вот гады. Забрать? Стараемся, проехать тяжело - не пускают. Кормят? Хуже? Вот блин! Ну потерпи немножко, что нибудь придумаем! Может быть прорвёмся!" – И прорывались. К кому, через временные "невсегда-зелёные коридоры", заплатив огромные деньги частным извозчикам и на "БАКС-постах" – Кому война, кому мать родная. К кому, делая огромные круги, заезжая с обратной стороны через Россию. Постепенно народу становилось меньше. Мы радовались за каждого покидавшего диспансер. И честно скажу... не только потому что "прощай кошмар", но и "меньше народу - больше кислороду". С питанием становилось всё хуже и хуже. Директорат сник с больницы, волей-неволей переложив всё хозяйственное бремя на плечи младшего медперсонала, среди которых остались "самые-самые". Помог случай, правда не надолго, но всё же...
  Один "больной" успешно прошедший курс лечения, решил выбираться пешком. Но на первом Блок-посту, его тормознули "Ополченцы". Объяснив Серёге (так звали пешехода), что на следующем блок-посту чеченцы и что те, могут посадить его в подвал на неопределённый срок или заставить рыть окопы, а ближайшие обходы простреливаются... Одним словом, Серёга вернулся в стельку пьяный и с небольшой торбочкой - хлеб, консерва(Одесская), тушенка(Ростовская). Но главное - сигареты,,, хоть и без фильтра, но всё же - никотин. Никотиновый голод, сила более весомая, чем "харчевая". По крайней мере у меня так. К этому времени я уже бросил курить. Но... покуришь... вроде и жрать не так хочется... закурил заново. Именно желание покурить больше всего заставляло брать палки в руки и разрабатывать ноги, в поисках сигареты. Мало-помалу я стал доходить до остановки, потом до магазина... Слава Богу, ПриватБанк продлил действие своих просроченных карт... Хоть пенсию мне заморозили, но время-от-времени брат с подКиева или тётка с Днепропетровска, перечисляли на мой счёт "пару копеек". Банкоматы все были разбиты. Но в единственном "Кошике" (магазинчик за три остановки) продукты по карточке "канали". Правда, в этот день я возвращался, пустым. В магазине разгребли всё, даже спиртное. Мой улов составлял один жирный "бычок". Заглянув по привычке в "схрон" - место куда, один мужик обещал положить сигареты, я вышел на финишную прямую к главному входу в ПТДиспансер. Мне навстречу ехал микроавтобус - тёмно-синий, разукрашенный зелёными маскировочными... или для понтов... пятнами. Взяв палки в одну руку, второй я сделал жест имитирующий курца... Авто остановилось...
- Олег привет. А ты чё тут делаешь?
- Вова? Здоров. Да вот лечусь. А ты какими судьбами?
- Глянуть заехал. Был ваш один у нас.
- Курить есть?
Вова, полноватый, бородатый мужчина в камуфляже сидящий за рулём, достал из бордачка пачку "Тамбовский Волк" и протянул ..
- Как вы тут?
- Да почти пойдёт, с харчами напряг, с куревом — труба.
- Да?
Вова повернул голову в глубь салона:
- А ну дай... - сказал какому-то автоматчику, и добавил, для меня:
- ...сколько Вас там?
- Одиннадцать.
- На вот ещё пять пачек. У тебя одна - то тебе, а это поделишь между остальными, по десять штук. Ладно давай выздоравливай. С харчами решим...
- Спасибо,,, быть добру.
- Удачи.
Смотря в след удаляющемуся авто, дождавшись когда оно скрылось за поворотом, с головой полной дум, я продолжил шкандыбать ко входу, не заметив оконных наблюдателей.
Поднимаясь по ступенькам, я встретил девчонок - отдал им две пачки. Зайдя на свой этаж, раздал ещё две и последнюю кинул на тумбочку между двух кроватей своих "сокамерников". Упал на кровать - устал.
Только прилёг, в дверях появился "Белый халат":
- Ты всё раздал?
Я еле удержался, чтоб не нагрубить... (вроде я никогда не давал повода...) Но... то ли усталость, то ли какое-то понимание всеобщей озабоченности, не позволили мне выплеснуть эмоции:
- Да. - и "халат" скрылся.
Но, через время, появился другой:
- Как его зовут?
- Кого? - спросил я.
- Ополченца, с которым ты разговаривал.
- Какая разница?
- Да ну нет. Не могу же я обращаться к нему — "Бабай"
Только сейчас подсознание выдало надпись зелёной краской на Вовкиной машине.
- Владимир. - ответил я засыпая.
На ужин были большие куски печёнки и... пюре-е-е-е... жизнь наладилась.
Около месяца поставки продуктов были от местных предпринимателей. Потом когда они резко прекратились, одни связывали это с отъездом "Бабая" к Мариуполю (ходили такие слухи), другие с прекращением финансирования, так как в Стаханове объявили своё, не от кого независимое "казачество". Через неделю "труба" настала не только с куревом, но и с питанием. К тому же, на обходе, от своей врачихи, которая иногда появлялась в диспансере, я узнал что в больнице закончились необходимые мне препараты и что никто не собирается за ними ехать, а надежды на то, что их привезут - никакой. Оно и понятно, никому не хочется лишний раз рисковать своей жизнью, тем более что доставка медикаментов не входит в обязанности младшего медперсонала. Им и так большое спасибо, за проявленную заботу о больных. Худо-мальски, но им удавалось состряпать нам из тех продуктов, которые они приносили из дому, еду не дававшую нашим желудкам засохнуть. И ни кто не жаловался почему суп посный, каша не солёная, а чай без сахара. Не жаловались и потом, когда кроме нарезанных помидоров ничего не было. Спасались фруктами. Никогда в жизни не ел столько яблок, груш и слив одновременно. У каждого, кто не успел выехать из диспансера до начала боевых действий, руки были коричневые от грецких орехов. Бизнес работал несмотря ни на что. За килограмм орехов - 5 гривен - буханка хлеба, которую делили на 10 человек, оставшихся в больнице. Серёга всё-таки ушел. Потом двое умерло. Туберкулёз страшная болезнь, голодному её победить невозможно. А мне, к тому же ещё и без антиретродействующих препаратов, в особенности. Поэтому поняв, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, я принял решение грёБсти самостоятельно. Было два варианта пути - первый, самый ближний - Луганский STOPцентр - но там их тоже могло и не быть. И второй вариант - добираться до Харькова. В Харькове - 100% есть, но - Как туда добраться? Удастся ли успешно пересечь линию фронта? Не зависну ли я на каком-нибудь из блок-постов? Времени на размышление не было - таблеток осталось на три дня. Связь не работала, точную информацию узнать не удалось. Поэтому утром, 10 ноября, услышав сопутствие - "Удачи...", я вышкандыбал на остановку. В кармане тонкой ветровки было четыре грецких ореха и три сигареты. За поясом, под первым свитером - маленькое полотенце. Через плече висела сумочка-борсетка в которую уместилось всё необходимое - документы, мыльно-рыльные причендалы, новые носки, баночка с остатком таблеток, чайная ложка, и карточка с 50-ю гривнами на счету. В руках по трости, в душе огромный энтузиазм авантюриста. Такая мелочь, как отсутствие наличных, меня интересовала меньше всего. Я рассчитывал на человеческое понимание. И я не обманулся. Водитель первой же маршрутки "Ирмино-Стаханов" на моё объявление - "Денег нет", молча кивнул - "Залазь". Со Стаханова я надеялся уехать в Кировск. От туда, как мне было известно, ходили автобусы, какими-то объездами, на Лисичанск - территорию уже подконтрольную Укропам. Я всё-таки склонялся ехать на Харьков, бо переоформить пенсию, надо было выезжать из зоны АТО. Так сказать - убить двух зайцев. Таким же, "Денег нет - Залазь", мне удалось добраться до Кировска. Узнав на автостанции, что маршрут до Лисичанска не ходит, так как "Бахмутка" под обстрелом, через два часа с этим же водилой вернуться назад. В Стаханове, найдя магазин "по карточке" я купил нехитрый "перекусон" - две сосиски (405ккал.) и брикетик хлеба с высевками (240ккал.) - минус 12 гривен. На шесть с половиной часов я заправился. Покумекав - как быть дальше, решил спросить у людей. И получил дельный совет - ехать до Алчевска, а там дизелем, по пенсионному - бесплатно, до Луганска. "Денег нет - Залазь" опять сработало, правда пришлось стоять, я отказался от предложения девушки воспользоваться её местом, объявив на весь салон - "Мне полезно". На выезде со Стаханова первая блок-постовая проверка документов. Я, так понял - "Таможня Стахановской Казачей Республики"(куда мир катится?). Ничего необычного. Зашел бородач с «калашем», все показали документы. У некоторых он взял в руки, полистал, отдал, поехали дальше. Перед Брянкой(таможня уже ЛНР:) все повторилось. На сорок минут я погрузился в раздумья. Вспомнилось, как однажды, не дождавшись пенсии, с последней таблеткой и с нехваткой пятёрки за билет с Первомайска до Луганска, меня выперали с автобуса... Что-то поменялось в водилах... Выйдя из прострации я понял, что проехал Ж.Д. вокзал, когда "Богдан" въехал в тоннель. Кто бывал в Алчевске тот знает о тоннеле под Алчевским металлургическим комбинатом. Возвращаться пришлось на троллейбусе. Зато, тридцать метров от троллейбусной остановки, это легче чем тристо от автобусной. Взяв в кассе льготный бесплатный билет я отправился на поиски стратегического объекта типа "эМ,Жо". Слив "информацию", вышел на перрон стрельнуть сигарету. Два мужика в оранжевых жилетках посоветовали заранее выйти на платформу третьего пути:
       -    Ты пока дойдёшь так и дизель уедет. На тебе сигареты, тут пол пачки...
            Спички есть? ... и ступай, там покуришь, бо через пять минут прибывает.
Делать нечего - "поступал". Полтора часа "Тудух-Тыдых" и я в вечернем Луганске. "Центр" выдачи таблеток находился на территории ОблБольницы, на "Острой могиле". Сегодня я уже опоздал, а завтра должен был там появиться с 8:00 до 10:00, поскольку кровь на анализ брали до 10:00, после чего я мог получить терапию на максимальный срок - на пять месяцев. Времени было уйма. Полазив вокруг вокзала и не найдя магазина с "по карточке", слопал два ореха. И тут на глаза мне попался белый внедорожник с надписью "Патруль". Я и в прошлые приезды замечал его и знал что это менты (привычка замечать их осталась с лихих девяностых) приезжают на халяву  "пошаурмиться". Так оно и было, с тем отличием, что в камуфляжах, к бронежилетам - каски, к автоматам - гранаты, но только не "пошаурмиться"... Подойдя вплотную, я обратился к сидящему за рулём:
- Мужики, можете выручить?
- Чем?
- Денег не хватает..
- Ой брат... извини... налички ноль... за пайки работаем... консервы вон в микроволновке разогревать приехали... - и кивнул в сторону фаст-фуда, где один ножом открывал а другой вываливал в тарелку содержимое банок.
- Везёт вам.
- Могу консерву дать, только рыбную. Кильку в томате будешь?
- "Братскую могилу"? - вспомнил я давно забытое "поганяло" данного
продукта.
- Оную самую - ответил "понятливый" и протянул банку.
Я взял, поблагодарил, пожелал удачи, и переставляя палки уходя подумал: "Что-то поменялось в ментах...".
Уединившись от людских глаз, методом трения об бордюр, вскрыл "могилку" и "братья" перекочевали ко мне в  желудок. Сработал будильник на телефоне - 20:00 - время приёма терапии. Я двинулся в вокзал. В туалете, запив таблетки водой, посмотрев на состояние своей рожи в зеркало и найдя, что бриться не надо, отправился на поиски места "подремать". На втором этаже было холодно. Осталось пара не застеклённых огромных проёма в стеклянном перекрытии сквозь которые гулял ветер. В целом, вокзал был в удовлетворительном состоянии, то-ли от того что мало пострадал от обстрелов, то-ли от оперативного восстановления, Если так... То и со строителями что-то произошло... Расположившись на первом этаже в зале ожидания, я подумал: "Почему на вокзалах такие неудобные кресла? Наверное что-бы не проспать ни поезд, ни чемоданы". На всякий случай перевесил сумочку под куртку, переставил будильник с 8:00 на 6:00, палки зажал между ног, откинулся, на сколько это было удобно, на зад и закрыл глаза. Было мучительно от въедливого холода. Вышел покурить, присел на лавочку, вставил сигарету, щёлкнул зажигалкой. Рядом на лавку плюхнулся пьяненький человек:
- Дай докурю.
Я полез в карман за пачкой.
- Да нет,,, у меня есть... докурить дай,
Вытянул из пачки сигарету, прикурил её от "бычка", предложил ему выбрать. Он выбрал "бычок". Сделав пару тяг, мужчина повернулся ко мне, спросил:
- Слушай,... у тебя носки есть?
- Да. - ответил я.
- Можешь дать?
"Видать ему нужнее"...
Не став досматривать "кино" с "пересменкой" белья, ушел по английски.
Что запомнилось, так это всеобщее волнение за поезд "Киев-Луганск". Он опаздывал уже часов на шесть. Кто-то встречал, кто-то собирался уехать. У каждого был свой интерес, но все желали приезда состава целым и невредимым. Почему-то вспомнился 199* год, перед глазами возникла картина поезда «Харьков-Адлер»... пробитые камнями насквозь окна вагонов... перепуганные лица пассажиров. Тогда это был Нагорный Карабах... Жуткая картина.

                2.
 Наутро, добравшись до обл.больницы, и пройдя все ступеньки от «Здравствуйте» до «прощайте», я вышел за ворота «Центра.../выдачи препаратов(примечание автора)» с пятимесячным запасом таблеток. Надо было что-то срочно съесть. Доел грецкие орехи
Пока жевал – думал. Мозг «нажевал»:
Поеду-ка я на Автовокзал, а дальше видно будет.
Несмотря на уверенность которую внушала ничем не изменившаяся атмосфера Центра(там доброта и вежливость персонала всегда была поразительной), возвращаться в «туб.кошмар» я не собирался.
«Денег нет – залазь»… и я на автовокзале.
Посидев с минуту на вокзальном кресле, напротив расписания автобусных маршрутов, вдруг увидел – «Луганск-Сватово»… от туда ж ходит бесплатный поезд на Киев!!!
В кассе сказали: «Сто гривен».
- Ого!
Осторожно спускаясь(мне вниз тяжелей, чем в верх) по наклонному переходу на первый перрон, увидел парня шагающего навстречу.
- Парень, можешь выручить?
- Каким образом? – поинтересовался остановившийся.
- Денег на билет не хватает.
- Сколько?
Решив не юлить, выдал напрямую:
- Сто.
- Ого!
- Отож, с миру по нитке… сколько можешь…
Тот молча полез в карман, вытащил двадцатку, протянул:
- Куда хоть ехать?
- Сперва до Сватова, потом бесплатным поездом на Киев.
- Ты подойди к водиле, объясни, может возьмёт…
- Я думаю быстрей возьмёт если будет не хватать, чем совсем не будет…
- Согласен. Ладно, удачи тебе – и похлопав меня по плечу парень
продолжил подъём, а я, ответив:
- Тебе тоже. Благодарю. – продолжил спуск.
 Обойдя три перрона, я вернулся на «первый»… уперся в сватовский «Эталон».«Навырученных» оказалось – сорок девять гривен, восемьдесят копеек. С этим капиталом я и подошёл к двум мужчинам, как мне казалось причастным к перевозке пассажиров:
- Здравствуйте, Вы водитель? – рассеял вопрос на двоих.
- Допустим.
- У меня просьба… - выдержав пару-секундную паузу…:
- ... возьмите до Сватова, только у меня не хватает денег…
- Сколько?
- Есть всего сорок девять гривен…
- Там хозяин, с таким – к нему – отфутболил меня высокий толстячек
указав «за автобус», откуда доносилась громкая речь.
- Когда отправляетесь?
- По людям. – услышал я причину нерешительности водителя и
отправился к «богу перевозки».
Начался «футбол».
Хозяин: «Я не водитель», водитель: «Автобус не мой»,
Хозяин: «мне всё равно», водитель: «это он тебе так говорит»…
Поднамучившись костылять вокруг автобуса, я обратился к «маленькому и худому»(напарнику водителя):
- Возьмите хоть до Старобельска или Рубежного.
- Восемьдесят есть?
- «Восемьдесят»? – Есть! Только копейками… плюс сорок девять гривнами. Берешь? – «мужик сказал…»
Не знаю что подействовало… но… прозвучало:
- В самый зад!
«Восемьдесят» он не взял. И не отказал в сигарете.
Место конечно я выбрал не важное. На заднем «диване» возле запасной двери, сквозь щели негодного уплотнителя постоянно дуло в ноги. Зато у окна. Периодически взгляд вылавливал воронки, до полтора метра в диаметре, по обочине дороги. Попадались раненные деревья и… блокпосты, блокпосты, блокпосты. Не знаю – может показалось,,, но чем ближе мы подъезжали к «линии размежевания», тем больше что-то менялось в облике «ополченцев». Куда-то стали исчезать округлые животики, лощеные мордочки, опрятный вид. Нет… не так. Лица! Перемена а лицах! Даже не знаю как описать… В общем, чем ближе к линии фронта, тем усиливалось определение – «таких не берут в космонавты». На последнем тактическом пункте… нет,,, «проверяющего документы» может быть ещё и взяли б на «орбиту»(у меня возникло подозрение, что это кадровый офицер-россиянин), но его окружение… сложилось впечатление - согнали-загнали дурней, «зависимых» то ли от водки, то ли от чего другого, но идейного в ихних взглядах я ни чего не узрел. Может плохо смотрел? Хотя моя интуиция – штука надёжная. Я уверен, попадись таким в темном переулке, да не будь присутствия «кадровика», приехали в Сватово мы бы в трусах на босу ногу,,, если бы приехали. Но это всего лишь мои мысли на тот момент.
Последний раз хлопнула дверь на территории ЛНР, дрогнул автобус, тронулись…
Внутри, что-то начало распирать… Ах, да! Это же, то чувство которое я давно не испытывал. Детство! Вспомнилось как в детстве, следуя на летние каникулы к дедушке-бабушке, я испытывал такое же волнение, нарастающее по мере приближения к  Житомирском селу Будо-Литки. Апогей настигал меня уже в беленой известью хате и стихал только на любимой полянке в лесу «Выробки», куда, сгорая от нетерпения я тянул ораву местных детских друзей. Только сейчас стало доходить, это – ВОЛЯ! Но к ощущению воли стала примешиваться тревога, особенно когда увидел интенсивность, с которой стали попадаться на глаза «аномальные» места, и размеры воронок, когда в молодом сосняке стали непрестанно проскакивать срубленные, обгоревшие деревца. Казался раненным и в ожогах весь лес. Автобус стал вилять, объезжая железобетонные блоки, и мы въехали между песочно-пропиленовыми мешками. На флагштоке развивался двуколор. Зашли трое «Укропов». Высокие парни, лет по двадцать пять, до тридцати. Быстро просмотрев паспорта, они вышли из транспорта, пожелав – Счастливой дороги. Первое, что-то доброе за всё время пути. Я стал внимательно всматриваться в каждого кого видел за окном. Искал аналогию. Искал и не мог найти. Ни в людях, ни в пейзаже. Здесь, была изрыта земля и много “убитых“ деревьев, там такого не заметил. Здесь, особенно в лесополосах, неоднократно наблюдал капониры с танками, БТРами, другую, саперную технику, там – ни разу. Кто же тогда портил природу? А тот кто говорит, что российской армии на Донбассе нет, потому что она спрятана от глаз людских. Потому что не на своей земле воюет. И ей наплевать на землю Украины, на её поля и леса. Ровно как на тех новороссов, которым даже документы проверять не доверяют. Ещё недавние граждане Украины, которые стали дешевыми наёмниками в чьих-то интересах. А граждане ли они были?
Наверное я не перестану задавать себе эти «почему».
Поражало то, что в каждом Укропе я видел “космонавта”, это доказывал не только их «прикид» - внешний вид, но и чувствовался внутренний мир каждого воина, будь то «проверяющий паспорт» стоящий рядом или в далеке «тянущий ветку» к капониру с Т-62. Истину нельзя не прочувствовать. Истина заключалась в том, что они были на своей земле, на земле своих предков, волей истории ставшей территорией, в большинстве своём, русскинфицированной. И что среди этого населения, оказались неудачники, решившие стать весомей. Совпадение интересов, которые сошлись в «Русский Мир». Но какой ценой?
Ноги промерзли. Пришлось в срочном порядке переключиться на… Делая круговые движения стопами, почувствовал тёплый прилив крови, Захотелось встать, пройтись… и мы въехали на автовокзал.
Рубежное. Открыв «щелявую» дверь я вышел на улицу. Со словами: «Всё, приехал…» - то ли спросил, то ли объявил, проследовавший мимо меня водитель-толстячок. У парня вышедшего следом за мной на перекур, взял сигарету. Зря закурил. В животе заурчало. Узнал – стоять будем минут тридцать. В голове кисель – от «ночевать в каком-нибудь подъезде», до «втихоря залезть в автобус». Попытка не пытка. Решился… опять подошел к «худому-напарнику» и… Слава Господу – «Зелёный» до Сватово.
Если в Рубежном мне хотелось кушать, то в Сватово я уже хотел жрать. Поэтому выйдя из автобуса, первым делом узнал где магазин с «по карточке». Мне повезло, минимаркет находился по прямой в сторону Ж.д вокзала. Затарившись тремя пачками пюре-мивина, двумя мивина-вермишель, пакетиком маккофе-3в1 и мини-багетом для хот-дога(хлеба в вечернее время уже не оказалось), я зашёл в кафе по «соседству». Девушка-бармен, любезно согласилась залить кипятком в пивном стаканчике порошок-картошку и смесь-триаду в маленьком. Вот когда пригодились восемьдесят копеек - уплатил за стаканчики. Уничтожив «быстро растворимый крахмал», запив его таким же напитком, направился на вокзал.
Первое разочарование – за билетами на бесплатный поезд для переселенцев надо обращаться в кабинет «Сотрудник МНС», который будет только завтра с 11.00 до 14.00 выдавать талончики по которым в кассе выдадут бесплатный билет до Киева. А так… есть деньги – бери билет хоть прямо на сегодня. Не долго пребывая в расстроенном состоянии, успокоил себя тем, что это сделано неспроста. Не все же выезжают без денег. Возможно есть любители халявы. В конце концов – Что такое ночь на вокзале для тех, кто месяцы провёл в подвалах-бомбоубежищах? И тут у меня зазвонил телефон. На связи тётка, родная сестра моего покойного отца. Папа умер за год до начала войны и после похорон мы стали поддерживать отношения в телефонном режиме, в последнее время всё больше интересуясь стреляниной вокруг Лисичанска. И то это происходило тогда, когда такую возможность предоставлял мобильный оператор МТС, одновременно, как на входе, так и на выходе. Но я ещё видать не привык к тому, что я уже находился на территории подконтрольной Украине. Поэтому обрадованный высветившейся надписи – «тётя ВЕРА», поднял трубку. Получив указание немедленно садится на дизель Сватово-Лисичанск, ехать до «Переездной», а там меня встретят.
- Помоешься, отдохнешь-переночуешь, а там видно будет. Ждем.
                ***
Полное погружение в горячую ванную – вы сами понимаете, что это такое после полугодовалой больничной жизни, где раз в неделю душ и тот по большей части быстрый от того, что прохладный или очередь, когда вода горячая.
Вылазить не хотелось, но оттирать уже было нечего – скрипел как пенопласт о стекло, к тому же, неоднократное тёткино:
- Олег, ты чё там уснул? Я уже стол накрыла. - я выдернул пробку
слива. Напоследок контрастный душ, «махровое» обтирание, дядькина одёжка и я за столом в центре внимания.
- Ну, рассказуй племяш, куда путь держать надумал? – начал после .
рюмочки казенки, дядя Федор.
Вдоволь наинтересовавшись и получив установку – «Отдыхай, набирайся сил», переключились на былые воспоминания.
Спать легли поздно. Первый раз за полгода я ощутил атмосферу семейной любви. Наново переоцененное чувство. Спал я больше суток

                3.
  Не став утруждать родственников сопровождением до самой посадки на поезд «Сватово-Киев», 13 ноября на станции Переездная они посадили меня в дизель-поезд снабдив лёгким тормозком, тремя парами новых носков и сто пятьдесят гривен в качестве «возьми, не выдумуй, в дороге пригодятся». Ровно в 11.00 я был в кабинете сотрудника МЧС. Там записали мои данные и выдали талон на получение бесплатного билета на поезд до Киева. Вышла неувязочка... поезд ходит по четным числам (и почему я не узнал об этом в первый приезд?). Итак... на руках у меня был билет до Киева на 14.11.2014, время  отправления 13.30. Впереди были сутки. Возвращаться еще на одну ночь к тетке мне несильно хотелось... отчасти – плохая примета... хоть я и не суеверный, но всё же решил не торопить события.  Уехать в Лисичанск я успею всегда, решил побродить здесь. Выйдя из вокзала, увидел двоих женщин, стоявших возле щитка с религиозной символикой. Верующие. Оказались Свидетели Иеговы. Подойдя вплотную, только набрал в легкие воздуха, чтобы задать вопрос.... не успел. Терпеливо выслушивая монотонную речь то одной, то другой «Свидетельницы...», приняв в дар пару журнальчиков «Пробудитесь» я изловчился и спросил:
- Евангелие у вас есть? Карманные такие..
Пока одна рылась в сумке, я обратился ко второй:
- Извините, Вы не подскажете, где здесь можно переночевать до завтра? Ато мне билет выдали на бесплатный поезд до Киева, а поезд только завтра. Я выезжающий из АТО.
- Гостиница...там.
- А что-то другое...попроще и подешевле?
- Понятия не имею.
Не став заморачиваться, погрузив в карман мини-Евангелие, попрощавшись с божьими слугами я двинулся в сторону ТАМ.
Пройдя приличное расстояние мне показалось: «Не туда я иду и не то я делаю». Остановился. Закурил. Интересоваться у кого-либо? Вглядываясь в лица людей, понималось - «у каждого свои заботы»... Вдруг, в потоке прохожих, взгляд выловил странного человека. Он шел в мою сторону. На его груди висела большая картонка-табличка с надписью,,, что-то о Господе и о помощи Ближнему (точное содержане уже не помню). Табличка оказалась двусторонней (на грудь и спину), одевалась через голову, а по бокам имелись пришитые ленты-завязки. Поравнявшись, он спросил:
- Вам помочь?
- Я не против, если подскажете где в Сватово можно переночевать, бо у меня поезд завтра. Я выезжающий из зоны АТО.
- Так, таааак. Вот задача...говорить — одно, а делать-то, совсем по другому выходит... - сам-с-собой начал мужчина.
- Так что, не знаете?
- Попробую помочь. Как Вас зовут?
- Олег.
- Меня Слава. Дело в том, что я живу не один. Мне надо посоветоваться... у Вас документы есть? - и мужчина принялся
звонить по телефону.
 Пока он советовался с «Валентиной», я рассматривал его.
Чуть выше среднего роста, жилистый, худощавый старичок с «биг-бордом». Несмотря на холод, на нем был одет облегающий плотно-связанный старенький свитер ручной работы. На голове лежала шапочка аналогичной вязки... вернее сказать, такая полусфера, покрывающая макушку совершенно седой головы. Такая же седая, аккуратная коротко-стриженная бородка. В меру морщинистое лицо, здоровый цвет кожи которого, выдавал в нем явного некурильщика.
Отключив телефон Слава пробежался глазами по страницам моего паспорта, потом посмотрел на меня...
- Если тебя устроит вариант – кухня-раскладушка... мы с женой живем в однокомнатной квартире... тут... для меня-то недалеко, но как ты? Где-то километр... осилишь?... или тебе может взять такси?
- Вячеслав...как Вас по отчеству?
- Просто Слава...
-      Слава, я не устал, но передвигаюсь я медленно, поэтому если не
               спешите, то лучше сэкономим.
- Куда мне спешить? Я на ежедневной прогулке... пойдем тогда,,, нам в ту сторону.
Намекая на «Биг-борд» я задал Славе вопрос: «Какой Вы конфессии?». Он просто ответил: «Никакой. Бог – Един».
Шли мы долго. Зато нескучно пообщались. Перед подъемом на второй этаж Славкиной трехэтажки, я выкурил сразу две сигареты, посидев пару минут на лавочке, поднялся в квартиру. Меня встретила Валентина –  супруга Вячеслава. Усадив за стол, втроем скромно покушали – суп, макароны по флотски и чай с гренками. Немного пообщавшись с Валентиной Ивановной о том о сем... по большей части о родственниках... оказалось их сын остался жить в оккупированном Луганске – причины мы не обсуждали...но часто навещал их..
- Плохо, что война...очень плохо. Сколько планов,,,сколько судеб наломало...а сколько жизней унесла эта война? - печально
вздохнула женщина.
Телевизор смотреть я не пошел. Выпил таблетки. Позвонил тете Вере, отчитался...потом маме...сообщил: «Выезжаю завтра».  Заглянул в комнату к хозяевам, спросил где помыть ноги. Пока простирнул носки, Слава разложил кресло-кровать, Валентина принесла постельное и плед. Пришел, увидел, уснул.
 Четко проснулся в 7.59, дотянулся до стакана с водой, зазвонил будильник. На моем «Nokia” всплыла надпись «Терапия». Достал из банок по таблетке. Принял, запив водой. Поставил стакан на место. Отключил сигнал. Стал одеваться. На кухне появился Слава:
- Спи еще. Можешь позавтракать... - кивнул на тарелку с гренками и:
бутылку молока на столе, затем добавил:
- …до двенадцати будь как дома, потом пообедаем и...я  попросил соседа...отвезет прямо на перрон.
       -     Спасибо. – и без лишних слов я уткнулся в подушку досыпать.
 Сосед оказался  таксистом, но денег не взял (может Слава заплатил ему раньше?) В общем...прибыли мы вовремя. Подошел поезд. Слава помог мне подняться в вагон. Мы обменялись телефонными номерами попрощались, пожав друг другу руки и пожелав всего доброго. Последние прощальные взмахи через стекло плацкарта и Слава скрылся из видимости двигающегося вагона.
Принесли постельное. От чая я отказался. Соорудив постель, решил принять горизонтальное положение. Тут же, как ни странно, уснул.
 Снилась мне всякая белиберда. Проснувшись, поспешил глянуть в окно, Сон, тут же стёрся из памяти. Этому меня еще моя бабушка научила: «Олег, если не хочешь ломать голову –  что бы значил твой сон?... то как проснешься, сразу глянь в окошко... сон, тут же улетит...  захочешь вспомнить – не вспомнишь» - сработало. В окно увидел Днепр. Киев. По идее – скоро на выход, Стал собираться. Мой вагон остановился на первом перроне, как раз напротив входа в вокзал. На часах было 05,30.
 На втором этаже вокзала, там где отдел МЧС, мне сказали, что регистрацию переселенцев сейчас делают в любом собесе. Делать нечего, побрел на первый этаж, в зал ожидания для инвалидов.  Расположившись на мягком диванчике, съел тормозок и стал думать о дальнейших действиях. Во первых,,, нужно было дождаться брата – он должен был привезти зимнюю куртку и обувь. Потом ближайший тубдиспансер... - пока всё... а там как Бог подаст.
 В 09.30 зазвонил телефон:
      -    Ты где? - услышал голос Димы.
      -    В зале для инвалидов.
      -    Ага. Щас зайду.
 Брат спешил, отпросился с работы. Поэтому вручив мне компактный рюкзак, пару соток гривен. Перед расставанием, посоветовал ехать в село к маме. Но у меня на очереди было знать, как обстоят дела с моим здоровьем. Поэтому я нацелился на тубдиспансер. Перекусил  нехитрыми Димкиными бутербродами, переобулся, утеплился привезённой курткой... рюкзак за плечи... палки в руки... прощальное «досвидания-дякую» дежурной «сиделке» (она открыла мне двери выхода на улицу из комнаты для инвалидов, таким образом избавив меня  от лишнего «повокзального круиза» вывев на финишную прямую до остановок городского транспорта. В какой-то поликлинике узнал адрес диспансера... Вобщем к 15.00 я добрался к месту казни... в регистратуре терпеливо выслушав мою «историю болезни» отвели меня в какой-то кабинет. Там я повторил свой рассказ еще раз, делая акцент на том, что в Ирмино я пробыл почти полгода и не долечился... выписки у меня не было(мне её никто не дал, поскольку меня не хотели отпускать добровольно из Стахановского ПТД)... женщина-врач переписала мои паспортные данные и отправила меня сдавать мокроты. Специализированная комната, знакомые баночки и я в коридоре в ожидании «приговора». Через время ко мне подошла та-же женщина-врач:
     -    Вы говорите, что лечились в Стахановском противотуберкулезном
           диспансере?
     -    Да. Почти полгода.
     -    И лекарства принимали?
     -    Ну да... поэтому я и приехал сразу с поезда к вам. Хочу долечиться.
     -    Вас нет в Дэржавном реестре хворих на туберкулез..- недоверчиво
заявила врачиха
Не до конца еще понимая смысл её слов, задумавшись над тем - «что-бы это значило», я поинтересовался:
    -    Так вы меня положите в больницу?
    -    Нет.
    -    Почему?
    -    В реестре Вас нет. На каком основании вас ложить? Вы здоровый.
    -    Как это здоровый? Меня не хотели отпускать...говорили: «Надо
         долечиться».
    -    Я положить вас не могу, Приходите в понедельник, если будет
         положительный результат по мокротам, тогда положим. А так... если вы
         здоровый, то можете заболеть...у нас инфекционная клиника.
 Понимая что результат на наличие палочки Коха будет отрицательный и чтобы не делать лишние телодвижения в понедельник, взял телефон врачихи и пошкандыбал восвояси. Во дворе нашел лавочку. Присел. Закурил. В голове заваривалась вопросительная «каша»: от - «что я делал полгода на тубонате...какого черта жрал ихние таблетки, от которых покрошились зубы...почему меня не хотели отпускать..?. Вырисовывалась такая картина:
«меня вывезли из Первомайской больницы – дабы был подальше от обстрелов, а возможно и от раненых... палочки Коха во мне не обнаружили,... оставили лежать в тубдиспансере – состояние было неходячее... таблетки давали – в целях профилактики, чтобы не заболеть... не хотели отпускать – боялись, что не доберусь...плюс – если не станет больных в диспансере, то больницу закроют и персонал потеряет работу... Ну а эпикриз не выдали бо я не был больным на туберкулез... очевидно по этой же причине меня не внесли в Госреестр.» Объяснив сам-себе и найдя, такой расклад убедительным, прошептал: «Слава Богу» (вспомнился Слава и Валентина). Позвонил. Поблагодарил. Жив-здоров, да и ладно. Как тут не прочитать «Отче наш...»? Мысленно помолился и...
      -    Вы переселенец из Луганска? - услышал приятный женский голос.
Поднял голову. Девушка, лет до тридцати, вопросительно ждала ответа.
      -     Да.
Короткая беседа на предмет моего положения...и...
      -     Пойдемте, там автомобиль моего мужа, пристроим Вас где-нибуть.
      -     А Вы кто, волонтер?
      -     Человек. Идёмте, уже поздно,... чтоб не опоздать.
За воротами, на автостоянке ждала иномарка. Полноватый мужчина, невысокого роста, вышел на встречу. Поздоровались. Спросил где мне будет удобно,... открыл переднюю пассажирскую дверь.
Усевшись за руль, подал мне руку:
      -     Андрей.
      -     Олег.
      -     Ты кушать хочешь?
      -      Пока еще нет.
      -      Ладно, щас завезем Аню домой, потом на Контрактовку.
На «Контрактовке» по улице Фроловская, оказалась база «Волонтерской Сотни». Охранник увидев мои трости, молча кивнул - «Проезжайте». Заехали на территорию... Не смотря на вечер, на «базе» бурлило движение. В голове промелькнуло - «Обитель Солидарности». Андрей просуетил всё сам. Мне оставалось расписаться в каком-то журнале с условием, что я обязательно зарегистрируюсь в понедельник в ближайшем собесе и предоставлю им «Довидку ВПО». И так...на руках у меня была регистрационная справка «подданного» Волонтерской Сотни. Как мне объяснили...по ней я смогу брать здесь необходимые мне вещи, моющие средства, лекарства...  добавив, что у них можно и покушать, сказав, что палаточная столовая работает с 9.00 до 17.00 каждый день, кроме пятницы. Не смотря на позднее время, Андрей, пообщавшись с «девушкой-сотницей», принес пакет. Положив его на заднее сидение, объявил:
     -     Взял тебе покушать... Щас едем в хостел, тут недалеко... а в понедельник я
            приеду и поедем в собес..
     -     Пенсионный Фонд в понедельник работает? Мне надо разморозить
            пенсию. Давно не получал.
     -     Полюбому тебе надо сперва в собес, потом в банк. Я уже знаю. Не
         … беспокойся, все сделаем. Щас в хостел.
Хостел оказался во дворе какой-то организации, к  тому же, на чевертом этаже. Немного незручно, зато полезно...давно не совершал такие всходы... Поселился. Правда, по просьбе Андрея, комендант-дежурной пришлось договориться с одним постояльцем, чтобы тот уступил мне на время нижнее место. Парень, увидев меня, без лишних слов согласился. Андрей отстранив мои деньги, своими проплатил за три дня. Обменялись «телефонами». Попрощались.
Поужинал. Остальные волонтерские сардельки, тот-же «Парень» помог поставить в комнатный холодильник. У него-же узнал где помыться-побриться. Ушел-пришел. Увидел, что моё ложе аккуратно заправлено постельным:
     -    Спасибо. - сказал в пространство.
     -    За что? - вопросил «Парень».
     -    За заправку...
     -    Это дежурная...  - улыбнулся тот.
     -    Ну...тогда за место..
     -    Ты с АТО?
     -    Да. Из зоны АТО.
     -    Воевал?
     -    Нет. Жил.
     -    Беженец?
     -    Неправильная формулировка, Не «беженец», а «Переселенец».
     -    А в чем разница?
     -    Беженцы убегают в Россию, а Переселенцы выезжают из зоны АТО, для
          того чтобы ВСУ имели возможность стрелять.по врагам. Чувствуешь
          разницу?
«Парень», спрыгнул со второй полки, протянул руку:
     -    Юра.
     -    Олег. Приятно познакомиться.
     -    Мне тоже. Ты извини, если что не так. Знаешь... я разных видел...
     -    Я тоже... на Донбассе «разных» много. Теперь извини ты... я с дороги.
          Целый день на ногах. Устал. Рубит сильно. Буду спать.
     -    Окей. Отдыхай. Если что — обращайся.
Юра вышел перекурить, а я разделся, улегся в кровать и попытался уснуть... Но отправиться в Царство Морфея, сразу  не получилось... Комната стала наполнятся постояльцами, по большей части – строители из разных областей Украины, работающие в Киеве... Люди приходили с работы, отдыхать не спешили. Завтра воскресение — выходной.
Думалось за разное,.. В памяти всплыл слух о Противотуберкулезном Диспансере, который находился на подконтрольной территории ВСУ в пгт.Крымское... Говорили, что ЛНРовцы разбомбили его в ухнарь... Два ПТДиспансера... По моему, ни одного снаряда, тот – разрушен. Надо будет полазить в Интернете, проверить... На этой мысли я кажется и заснул..  Проснулся я поздно. Проспал прием тера-таблеток. Оказалось разрядился телефон..не сработал будильник..значит так надо было...  значит кого-то мог разбудить...  Все спали. В тишине было слышно лёгкое сопение рядом лежащего соседа. Через наклонное окно светило яркое солнце. Хостел оказался массандровый…вчера не обратил внимания. Тихонько поднялся, натянул штаны-футболку, всунул ноги в обувь, зацепил сумочку-борсетку  и… что-бы не стучать палками о пол, медленно отправился на утренние водные процедуры.
 В длинном коридоре было пооживлённей. На диванчике сидела пара – парень и девушка. Девушка держала планшет и на двоих одни наушники… по одному  в соседствующее ухо… что-то внимательно смотрели.
- Здравствуйте. – в пол голоса произнёс я.
Они, не отрывая взглядов от экрана,  синхронно кивнули мне в ответ.
 Вспомнилась одна цитата – «Раньше при встрече снимали шляпу, сейчас вынимают из уха наушник, в особых случаях – вынимают второй». Это сравнение меня развеселило, а холодная вода окончательно привела к бодрому состоянию в котором я и вернулся из умывальника в комнату. Как оказалось, больше половина «народу» уже не спало.
- Всем Доброе утро.
Кто услышал – тот ответил. Зачем-то мысленно сосчитал койки - двенадцать двухярусок. «Консервная банка» - но свободного пространства было достаточно. Осмотрелся. Двое, кушали за столом, остальные «интернетились»…кто лёжа в постели, кто сидя…в зависимости от устройства. Юра оказался самым ленивым «ноутбукарем». Его прибор стоял вертикально раскрытым как книжка, это позволяло ему быть в «Глобальной сети» лёжа на боку. Он выглянул из-за него и спросил:
- Олег, а ты куда ходил?
- Умываться.
- Умыться мог бы и здесь, за холодильником раковина.
- Да. Умывайся, брейся здесь…хоть мы в ней моем только посуду, да руки перед едой…я думаю  возражать ни кто не будет, если после тебя будет чисто… - произнёс один из завтракающих за столом
Достал «Волонтёрские сардельки». Пока ел – общались. Как оказалось – это ещё не все постояльцы. Многие, на выходные, уезжают домой. А так все места забиты. Немного поотвечав натипичные для такого знакомства вопросы на предмет - «Что?Где?Когда?», решил прогулятся. Воскресенье пролетело быстро. В 22.30 я уже был в хостеле. На следующий день приехал Андрей и мы поехали по инстанциям. Собес, Пенсионный Фонд, Приватбанк, опять Собес и Пенсионный Фонд. Не смотря на повсюдную очередь, к вечеру мы уложились. Я получил «Довидку ВПО» с местом проживания – Киев, вул. Спасська 36-Г, кимната - 6. Статус  - «Временно Переселённой Особы» окончательно был закреплён. Оставалось прожить три месяца до первых выплат – «Пособие переселенца» и поновленного получения пенсии по инвалидности, которую я не получал уже шесть месяцев. Андрей обещал поддерживать… проплатив моё проживание ещё на неделю. На том и расстались. Началось моё курсирование по маршруту -  «Спасская-Фроловская-Спасская». Проснулся, вышел-дошел, поел-затарился едой и в обратный путь. На это уходило всё светлое  время суток. Жизнь "Временно Переселённой Особы" началась...               
Далi тут: http://www.proza.ru/2017/12/23/1736


Рецензии