Азовский конспект

Полное название  этого учреждения выглядит так: «Азовский дом-интернат для умственно отсталых детей». Впервые я узнал о нём, когда писал очерк о деятельности благотворительного фонда «Я без мамы», находящегося в городе Ростове-на-Дону, от волонтёра означенного фонда Наталии Александровны Донцовой.  Тогда же мне удалось отыскать в интернете следующий материал:

«Мы очень мало знаем о детях с ограниченными возможностями, об их жизни, проблемах и очень редко сталкиваемся с ними в повседневной жизни. Такая изоляция инвалидов в социуме объясняется не только неприспособленностью общественных мест для этой категории населения, но и отношением окружающих к людям с ограниченными возможностями.

Большинство из нас относится безразлично - "меня это не касается", либо отрицательно - "это некрасиво и не дай Бог меня это коснется". Такому отношению отлично способствуют ставшие уже привычными предложения врачей еще в роддоме отказаться от ребенка с врожденной инвалидностью, а не то он "испортит вам жизнь", дискриминация при трудоустройстве и обучении. Причем, отношение тем хуже, чем сильнее выражена патология...

Жалость, неловкость, непонимание, недовольство, презрение, страх, а порой даже и агрессия - вот часто далеко неполный перечень чувств, которые мы испытываем при виде детей-инвалидов. Такое отношение вынуждает их жить в "своём собственном мире" и общаться с ограниченным кругом людей, поскольку такие чувства унижают личность этих детей, мешают их развитию, личностному росту, обретению уверенности в себе.

Детки с особенностями не должны проживать в изолированном от окружающего мира пространстве. Представьте, что ребенка-инвалида сначала бросила мать, потом его определили в дом ребенка, потом - в коррекционный дом-интернат. Даже если бы ребенок был физически здоровым, в таких условиях у него нет ни шанса стать полноценным членом общества. Какое у него будущее? После совершеннолетия он будет определен в дом престарелых. Клеймо "умственно отсталого" ломает ребенку жизнь.

Нужно помнить, что и эти дети являются людьми, такими же, как мы!

Дети-инвалиды это не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности они живут свою единственную и неповторимую жизнь.

От помещения детей в адекватную среду развития, среду обучения, может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень. Часто они могут учиться, но по специальным индивидуальным планам специально подготовленными педагогами, знающими, как надо с такими детьми работать. Если им уделять больше внимания, заниматься их развитием, можно добиться впечатляющих результатов! К счастью есть среди нас люди, отдающие все сердце и душу этим детям. И это педагоги и обслуживающий персонал Азовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Эти преданные своему делу люди верят в то, что их подопечные будут самостоятельными, развитыми личностями и прилагают к этому все усилия.

Государственная, экономическая, медицинская и всякая иная помощь таким детям должна, в конечном счете, быть фундаментом для помощи личной. Каждый из нас может внести любой вклад, даже маленький, который позволит нам облегчить участь этих деток, ведь путь в тысячу миль начинается с одного шага...

В рамках акции "Дорога в жизнь" Фондом «Я без мамы» ведется сбор средств на создание для детей Азовского дома-интерната безопасной и удобной обстановки: приобретение мягких кресел-пуфов, зеркал, ярких игрушек и настенных украшений, оборудование сан.узлов и душевых поручнями. Это позволит создать для ребят уютную домашнюю обстановку, в которой быстрее и эффективнее будет проходить программа по социально-бытовой адаптации детей и подростков с множественными нарушениями. Данную программу проводят штатные сотрудники в условиях детского дома-интерната и совместными усилиями мы можем дать шанс детям найти свое место в жизни».

Автором приведённого текста является сама Наталья Александровна Донцова. В другом материале, размещённом там же, она приводит список вещей, необходимых тем детям из Азовского дома-интерната, про которых говорилось выше:

«Для гигиены:

1. Поручни для инвалидов. Для унитазов 40 шт.
Продаются в магазинах Медтехники, средняя стоимость комплекта 1500 руб.

2.Поручни для инвалидов. Для душа. 10 шт.
Продаются в магазинах Медтехники.

Для малышей, проводящих большую часть жизни в кровати:
3. Липкие рисунки. 100шт. Детские темы: мультипликационные сюжеты, цветы, животные, геометрические фигуры. Приблизительная стоимость 330 руб.

Дети с серьезными патологиями большую часть времени лежат в кроватках в комнатах, больше напоминающих больничные палаты. Рисунки хоть немного украсят пространство.
4. Карусельки для кроваток детские. Для малышей, проводящих большую часть жизни в кровати.
Для детей постарше из детского дома-интерната:
5. Мягкие полки для игрушек, подвесные тканевые системы хранения игрушек, детские панно.

Всё, для создания обучающей уютной атмосферы в комнатах.

6. Зеркала детские небьющиеся. Осталось купить 5 шт.

7. Пуфики в комнаты. 160 шт.

В палате кроме кровати ничего нет.


Стоимость одного пуфа 1600 руб. с доставкой в Азов при одновременном заказе.

Для персонала детского дома-интерната:

8. Тележки для супермаркетов. 3 шт. 1*100 л и 2*60л
Тележки для пожилых нянечек, работающих в Азовском детском доме-интернате для умственно отсталых. Перевозить постельное белье, вещи».

Этот материал размещён в сетях 3го сентября 2012го года. Наталья Александровна Донцова отмечает: «Поможет даже одна игрушка или каруселька для кроватки!!!».

А вот, что я сам услышал от Наталии Александровны Донцовой относительно участия фонда "Я без мамы" в реализации проекта "Дорога в жизнь":

-Мы всё время помогали им, - отмечает Наталья Александровна, - но помощь эта в основном была разовой и точечной. Не будем забывать о том, что в Ростове-на-Дону под нашей заботой пребывает десять детских домов и приютов.

-После нашего знакомства с директором Азовского дома-интерната для умственно отсталых детей, Татьяной Алексеевной Левченко, мы узнали о существовании проекта «Дорога в жизнь», - продолжает Наталья Александровна. В этом Доме находятся дети либо со средней, либо с тяжёлой умственной отсталостью. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости там нет. Дети там находятся постоянно. У многих из них нет возможности находиться в семьях: кто-то опасен, кому-то нужен уход и присмотр фактически в течение круглых суток.

Проект «Дорога в жизнь» направлен на то, чтобы научить умственно отсталого ребёнка самостоятельной жизни, развить его личные качества – начиная от умения без посторонней помощи сходить в туалет и кончая умением работать, пусть даже – работать дворником. Правда, последнее получается далеко не всегда. Но, всё же…

Там целые классы оборудованы специальным образом. Есть квартира – такая, как в обычном доме, - где обучают навыкам домашней жизни.

-Аналогов этой методики, - отмечает Наталья Александровна, - в России не существует. Если она будет апробирована, то есть вероятность, что она получит дальнейшее продолжение и распространение уже на другие регионы и учреждения соответствующего профиля. Всё связанное с реализацией этой программы всесторонне изучается, записывается. Для каждого ребёнка эта программа – своя. Она составляется и расписывается специалистами с учётом индивидуальных особенностей каждого нуждающегося в ней ребёнка. Одна из частей программы состоит в том, чтобы само пространство, окружающее ребёнка, сделать обучающим, чтобы его обучало само пространство, в котором он находится. Большую часть времени такой ребёнок проводит в больнице, и почти всё время лежит, не видя ни перед собой, ни вокруг себя ничего, кроме голых стен. Если перед ним повесить картинку – есть такие специальные липкие картинки, неплохо подходящие для этой цели – это уже будет значительным шагом вперёд для его развития. Еще используются специальные поручни, при помощи которых у ребёнка потенциально появляется возможность научиться самостоятельно пользоваться санузлом.

-Конечно, мы – не специалисты, - поясняет Наталья Александровна, - и потому наша помощь в этом проекте касается прежде всего вопросов приобретения необходимых технических средств.

Чуть позже я узнал, что там осуществляется и ещё один проект, носящий название "Особый ребёнок". Вот что удалось отыскать на сайте Министерства труда и социального развития Ростовской области:

«В Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей успешно реализуется программа комплексного обучения «Особый ребёнок», цель которой - помочь ребенку адаптироваться в обществе.

Новая форма работы с воспитанниками – обучение компьютерной грамоте по специальной программе.

Из 326 детей отобраны 30 человек, которые в состоянии освоить компьютер. Техника и специальное программное обеспечение были получены в декабре 2008 года по федеральной президентской программе для стационарных учреждений, обслуживающих детей-инвалидов. Однако обучение началось недавно, поскольку воспитателям и психологам нужно было овладеть новыми методиками.

Занятия в компьютерном классе проводятся как групповые, так и индивидуальные.

В классе восемь компьютеров со специальным программным обеспечением. Стоимость каждого – 75 тысяч рублей. Клавиатура этих компьютеров отличается от привычных: большие разноцветные клавиши покрыты прозрачным трафаретом, чтобы на них фиксировались пальцы детей. Эта специальная клавиатура для коррекционных учреждений помогает развивать мелкую моторику рук, что напрямую связано с  развитием мозговой деятельности.

В классе есть и «учительский» компьютер, с которого можно корректировать действия учеников. В перспективе возможен переход и на нормальную клавиатуру, которая прилагается к каждому компьютеру.

Преподаватель анализирует достижения каждого ребенка и на основании этого составляет план дальнейшего обучения. Занятия в компьютерном классе воспитывают усидчивость и внимание эмоционально неуравновешенных детей.

Помимо компьютерной программы, в доме-интернате успешно используются и традиционные формы обучения и воспитания детей, которые учитывают все аспекты развития ребенка и помогают приобрести необходимые общие знания и специальные навыки, что позволит воспитанникам  (в меру своих возможностей) жить в обычном обществе людей.

В учреждении создана коррекционно-развивающая среда. Игровые комнаты полностью укомплектованы оборудованием для сюжетных, строительных, театральных игр. Есть все необходимые учебные пособия, аудио- и видеотехника, игры и игровые материалы. Оборудованы кабинеты психолога, комната релаксации, кабинет логопеда, дефектолога. Для реабилитации детей имеются актовый и тренажерный залы, комната психологической разгрузки, сенсорная комната, логопедический кабинет.

Спортивный зал укомплектован набором тренажеров. В музыкальном     -  подобрано оборудование для всех видов музыкальной деятельности.

Создана комната социально-бытовой ориентировки, где дети в условиях, максимально приближенных к домашним, получают навыки самообслуживания, домоводства, пользования бытовыми электроприборами. Также воспитанников учат пользоваться телефоном и распознаванию номеров экстренного вызова.

Осуществляется трудовое воспитание.

Чтобы  привить воспитанникам навыки поведения в обществе, повысить их уровень коммуникабельности, познакомить с правилами уличного движения для детей организуются экскурсии в магазины, музеи, зоопарк, цирк, поездки на общественном транспорте.

Воспитанники дома-интерната постоянно принимают участие во Всероссийских и областных фестивалях: «Зеленая планета» (г. Москва), «Я через сердце вижу мир» (г. Ростов - на - Дону), «Радуга мечты» (г. Азов), «Цветик - Семицветик» (г. Волгодонск) и др.

Активное участие в различных спортивных мероприятиях и личные достижения детей отмечены почетными грамотами и благодарственными письмами. На Специальной олимпиаде по легкой атлетике в г. Самара воспитанники учреждения завоевали 3 серебряных и 3 бронзовых медали.

Справочно:

В Ростовской области действуют 3 детских дома-интерната на 610 мест в гг. Азов, Новочеркасск, Зверево.

Азовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей был открыт в 1994 г. Его учредитель - администрация Ростовской области, функции учредителя выполняет Министерство труда и социального развития области. Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета. Учреждение рассчитано на 370 мест. В штате учреждения 361 сотрудник, в том числе 79 педагогических работников.

Дом-интернат оснащен автоматической пожарной сигнализацией. Имеется прямая телефонная связь с пожарной частью. Оснащенность средствами индивидуальной защиты, эвакуации - 100%.

В учреждении постоянно проживают дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи.

Ребенок с инвалидностью попадает в это учреждение для проживания после обследования областной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и выдачи ею образовательного маршрута. Областная медико-социальная  экспертиза (МСЭ) разрабатывает индивидуальную программу реабилитации. И ПМПК и МСЭ рекомендует проживание в учреждении такого типа. Окончательное решение о помещении ребенка в интернат остается за родителями».

  Этот материал был опубликован 29 марта 2010 под заголовком «Особый ребенок. Опыт работы Азовского дома-интерната для умственно-отсталых детей».

А вот другой материал, опубликованный на сайте телекомпании ДОН-ТР:  под заголовком «Директор дома-интерната для особенных детей из Ростовской области стала номинантом Всероссийского конкурса». Дата и время публикации: 31 мая 2011, 11 часов, 59 минут: «Ребята в интернате учатся ухаживать за собой - заправлять постель, чистить зубы. Они должны быть готовы к самостоятельной жизни. В азовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей многие попадают, как говорят сами воспитатели, в ужасном состоянии. Они практически не говорят, плохо двигаются. Но главное - боятся людей. Это позже, благодаря усилиям педагогов, врачей, санитарок ребята словно рождаются вновь. Дети особенные. И обучающие программы под стать им - "Особый ребенок".

"Уметь подобрать подходы, правильное лечение и создать домашнюю обстановку. Воспитателю надо быть мамой. И не только воспитателю, а всем, кто здесь работает", - пояснила директор азовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Татьяна Левченко.

Директор дома-интерната Татьяна Левченко признается - стать номинантом во Всероссийском конкурсе "Лучший работник учреждения социального обслуживания" - это показать, как на деле возможно решать проблемы социальной реабилитации и адаптации детей с нарушением интеллекта. Таких детей в интернате - около 400. К каждому - индивидуальный подход. Есть и дети-отказники. Их привозят из домов малютки.

Каждое утро начинается с врачебного обхода. А потом занятия - музыкальные, с логопедом, школьные предметы. Есть и компьютерный класс - он тоже особенный. Специальная клавиатура для слабовидящих и детей с ДЦП. А вместо обычной мышки - планшет. С его помощью ребята развивают мелкую моторику. А это напрямую связано с мозговой деятельностью. Ребята с удовольствием корпят у компьютеров. Им - по 17 лет и у каждого свои планы на будущее. Многие из них хотят поступить в колледж, выучится и пойти работать.

Станет ли директор дома-интерната победителем во всероссийском конкурсе - пока не известно. Да и главное не это. За последние три года - ни одного побега, а значит педагоги находят контакт с ребятами. А более 20 детей обрели родителей. Это и есть настоящая победа».

Хочу сказать ещё об одном событии, о котором мне самому довелось узнать в своё время, благодаря официальному сайту фонда «Я без мамы», где наряду с другими материалами, под заголовком «Поездка в Азовский детский дом для умственно отсталых детей» появилось сообщение следующего содержания, опубликованное 4го марта 2014го года:

« Дорогие друзья!

В воскресенье 2 марта мы навестили детей из Азовского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей, которые лечились в больницах нашего города под присмотром нянь фонда "Я без мамы", ухаживающих за детьми-инвалидами из этого учреждения в пред- и послеоперационный период. На встрече была няня фонда, Галина Васильевна, которая почти за всеми этими детьми ухаживала в больницах в период сложного лечения, и дети были счастливы видеть бабушку, как они ее ласково называют.

Волонтёр Ольга подготовила большие коробки развивающих игрушек, машин, кукол, пазлов и много-много других ярких и долгожданных игрушек. Мы разобрали игрушки, поиграли и пообщались.

Этим детям очень хочется и нужно общение, давайте ездить к ним чаще».

Не только волонтёры фонда «Я без мамы» уделяют внимание Азовскому дому интернату. Ниже следует сообщение, найденное мною на сайте Храма Пресвятой Троицы г. Азова, созданном по благословению Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, опубликованное под заголовком «В городе Азове и Азовском районе прошла акция "Подарок на Рождество"»:

«Социальной службой храма Святой Троицы г. Азова проведена акция «Подарок на Рождество». В акции приняли участие Настоятель храма протоиерей Сергий Бабенцев, клирики храма иерей Николай Юрченко, иерей Константин Нога и прихожане храма. Был организован сбор пожертвования для покупки рождественских подарков, на средства прихожан было собрано около 600 подарков. Священнослужители и добровольцы с 8 по 12 января посетили 4 детские дома (Азовский дом-интернат для умственно-отсталых детей, детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-интернат для умственно отсталых детей с. Самарское, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Азовского района в с. Кулешовка) и Азовскую воспитательную колонию г. Азова.

Настоятель храма протоиерей Сергий Бабенцев обратился с приветственным словом к детям и сотрудникам, в котором рассказал о празднике Рождества Христова. Хор детской школы искусств исполнил для собравшихся Рождественские колядки. Затем священнослужители поздравили с праздником Рождества лично каждого ребенка и вручили подарки.

Прихожане, принявшие участие в акции, выразили желание регулярно посещать детский дом инвалидов для оказания посильной помощи».

И ещё одно совсем короткое сообщение, как бы продолжающее данную тему нашёл я по ссылке: «www.rostoveparhia.ru/». Опубликовано оно было  21. 03. 2014 под заголовком «Клирик храма Святой Троицы г.  Азова посетил Азовский дом-интернат для умственно отсталых детей». Вот его текст:

«1 марта 2014 г. клирик храма Святой Троицы г. Азова иерей Николай Юрченко посетил Азовский дом-интернат для умственно отсталых детей. Священник причастил воспитанников учреждения Святых Христовых Таин. Затем отец Николай побеседовал с детьми и сотрудниками дома-интерната и передал в дар от прихожан храма Святой Троицы картины Азовских художников».

А вот какой материал под заголовком «В Ростовской области детей-инвалидов обучают компьютерным технологиям» опубликован на сайте информационного агентства «Кавказский узел»:

«В Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей начались занятия в компьютерном классе. Корреспондент «Кавказского узла» побывала на занятиях и убедилась, что и эти навыки при особом подходе доступны ребятам с нарушенным интеллектом.

По словам директора Азовского интерната Татьяны Левченко, из 326 воспитанников отобраны 30 человек, которые в состоянии освоить компьютер. Компьютеры получены 5 декабря 2008 года по федеральной президентской программе для стационарных учреждений, обслуживающих детей-инвалидов, но обучение началось недавно: воспитателей и психологов тоже необходимо было обучить новым методикам.

В классе - восемь компьютеров со специальным программным обеспечением. Стоимость каждого – 75 тысяч рублей. Клавиатура этих компьютеров необычна. На большие разноцветные клавиши сверху накладывается своеобразная прозрачная решетка, чтобы пальцы детей не «убегали» с клавиш.

«Это специальная клавиатура для коррекционных учреждений, – объясняет психолог Карина Попцова, окончившая дефектологический факультет Московского педагогического института имени Ленина. – Она ориентирована на развитие мелкой моторики рук, что связано с развитием мозговой деятельности».

В классе есть и «учительский» компьютер, с которого можно корректировать действия учеников. В перспективе возможен переход и на нормальную клавиатуру, которая прилагается к каждому компьютеру.

Занятия в компьютерном классе проводятся как групповые, так и индивидуальные. Тема урока, на котором удалось побывать корреспонденту «Кавказского узла», – собирание из пазлов картинок и их раскрашивание. «Так у этих ребят закрепляется понятия цвета и формы предмета. Они уже умеют печатать на компьютере», - говорит Карина Попцова.

Надя Шаруненко, ученица шестого класса, рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что больше всего ей нравится печатать на компьютере и рисовать. Занимается она компьютерными технологиями с 2006 года. Утверждает, что учиться легко, так как она быстро все запоминает.

По словам Татьяны Левченко, ведется учет успехов каждого ребенка: что он усвоил, что не усвоил, и на основании проведенного анализа составляется план дальнейшего обучения.

По словам замдиректора по воспитательной работе Азовского дома-интерната Татьяны Самородовой, занятиями в компьютерном классе воспитываются усидчивость и внимание детей, которые эмоционально неуравновешенны. А таких детей в интернате – большинство.

Директор интерната Татьяна Левченко сообщила корреспонденту «Кавказского узла», что ее учреждение составляет заявку на получение статуса опорно-экспериментального по Российской Федерации.

Напомним, что в Ростовской области развивается программа дистанционного обучения для талантливых детей. В рамках этого проекта создан центр дистанционного образования для детей-инвалидов. 70 миллионов рублей направлено на приобретение оборудования, обучение и переподготовку педагогов.

По данным министра общего и профессионального образования региона Игоря Гуськова, в 2010 году обучение начнут 59 детей-инвалидов. В дальнейшем их количество будет увеличиваться.

Автор: Наталья Баженова; источник: корреспондент "Кавказского узла"».

Во всяком случае, начало такому доброму, хорошему, перспективному, многообещающему делу положено, что, конечно же, не может не радовать. Хочется со своей стороны пожелать сотрудникам Азовского дома-интерната, их подопечным, а также всем тем, кто во многом, или в малом, случайно, или намеренно, прямо или косвенно оказал, оказывает, или только в будущем окажет им какую бы то ни было помощь, удачи во всех их начинаниях, и в продолжениях – тоже.  Со своей стороны порадуемся, что на нашей земле, в славном городе Азове, имеющем славную, древнюю, героическую историю, воспетую в песнях, былинах и сказаниях, в наше непростое время существует этот островок человеколюбия и истинного, самоотверженного подвижничества, основанного на глубоких знаниях, открытых человечеству честной наукой, о которой в своё время с глубокой надеждой писал ещё  величайший православный мыслитель, товарищ обер-прокурора Священного Синода, князь Н. Д. Жевахов.

А ещё хочется напомнить одну не только никогда не стареющую, но, напротив, делающуюся всё более и более актуальной и злободневной, мысль, которую ещё на заре 20го века высказал величайший русский философ-космист Николай Фёдорович Фёдоров о том, что общество должно, как минимум – обеспечить средствами для достойного существования всех тех, кто не способен работать, и – как максимум – излечить всех тех, кто не способен работать, сделав их способными работать, обеспечив им полную интеграцию в ряды общества с последующей их работой, совместно со всеми, направленной, по сути дела, на построения земного и космического Рая.

2016г.


Рецензии