Говорить ли детям правду о смерти

Что говорить ребенку о смерти близкого человека?

Для меня этот вопрос впервые возник, когда умер мой папа. Сыну было тогда шесть лет. Как сказать маленькому человечку о том, что его любимый дедушка больше никогда не придет? Тогда у меня не было сил думать об этом. Решение было в моей душе - сказать правду. Воспринял он тяжело - лежал на кровати,   смотрел в потолок и долго молчал. Потом я объяснила ему как смогла.

Спустя какое-то время я поняла одну очень важную вещь. Если ты любишь человека, а он тебя оставляет - он отнимает у тебя любовь, а когда он умирает - его любовь остается с тобой, ты можешь думать о нем, и любовь согревает твое сердце...
Нужно говорить детям правду...


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!

Очень сложно рассказывать маленьким детям о смерти. Когда-то, только-только появившись на "Прозе.ру", опубликовал сказку о Луне. И совершенно неожиданно для меня в одном из отзывов проскочила мысль, что её сюжет можно использовать для объяснения малышам ухода их бабушек или дедушек. Просто удивительно. Может, и впрямь — как один из возможных вариантов. Рассказывают же о рождении, вспоминая то капусту, то аиста, так почему бы и нет? Потом, когда подрастут, поймут и сами, а совсем детскую психику можно пока и поберечь.

Андрей Девин   11.11.2017 21:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, за отклик на мои непростые размышления. У меня родительский опыт невелик - сын один, внуков пока не имеется. Поэтому нет возможности обобщить. С моим сыном все было как-то непонятно, мне иногда казалось, что он знает и понимает больше меня. Года в три (!) он сделал вывод, что люди, когда умирают, превращаются в памятники. Года в четыре интересовался, каков запас яйцеклеток в женском организме, т.е. и сколько может родится детей, если все их использовать. Что касается разговор о смерти, тут все упирается в то, что величина потери для ребенка может быть разной. И мне, конечно, интересно с точки зрения психиатрии узнать ответ на вопрос - где грань между пользой правды для нормального эмоционального развития ребенка, и излишней нагрузкой на психику.
Ваше предложение о привлечении иносказательных средств мне кажется замечательным, главное, чтобы оно не искажало правдивую картину мироустройства.

Новелла   13.11.2017 17:10   Заявить о нарушении
Сказка благодаря образности текста "по определению" несколько искажает реальное мироустройство. Другое дело, что под этой реальностью подразумевать. В понятии верующих и атеистов она существенно разнится.
Думаю, лет до пяти детям можно рассказывать такого рода сказки, не опасаясь тяжёлых последствий в будущем. Некоторые и в Деда Мороза верят до школьной скамьи.
"Лунный" сюжет я бы рекомендовал детям от трёх до пяти лет, когда в голове ребёнка сказка занимает едва ли не большее место, чем реальность.

Андрей Девин   13.11.2017 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.