Гл. 24 Сюрпризы от таможни

                Глава 24
                «СЮРПРИЗЫ»  ОТ  ТАМОЖНИ

   С таможней я встречался в заграничных поездках (о них я  писал), и в каждой стране она имела свои особенности.

   Немецкая таможня во Франкфурте-на-Майне (я летел в Алма-Ату)   «прицепилась»  к  металлу в моём багаже.  Пришлось объяснять, что это модель экскаватора - подарок фирмы, производящей эти экскаваторы. В Вашингтоне, куда мы прилетели, нас не досматривали, только какой-то дядька всё спрашивал: «Колбасу не везёте?». У австралийской таможни главные вопросы: «Нет ли у Вас растений, семян, каких-нибудь    животных?» В Токио таможня меня не досматривала, а у моего спутника-казаха переворошила все вещи.

   Я прилетел из Берлина в Москву и в Шереметьево проходил таможенный контроль, когда меня вдруг пригласили:

- Пройдёмте, возмите с собой вещи!
 
   Меня провели в пустую комнату, предложили стоявший в центре стул, и оставили одного. Я сидел и не знал, что думать – контрабанды у меня не было, возможно, что-нибудь в покупках или в передачах для моих знакомых?
   
  Время шло, но никто не приходил. Наконец, в комнату влетела взъерошенная таможенница, посмотрела бирки на моих вещах и кому-то закричала:

- Здесь же не та последняя цифра!

  И  мне:

- Вы можете идти.

   Взяв свои вещи, я отправился в зал, продолжая ощущать холодок, испытанный в пустой комнате.

    На казахской таможне накладки, возможно, и были, но они не остались в памяти - их заслонило другое – откровенный грабёж.

  В  служебных поездках у меня   не было проблем с казахской таможней – мне задавали вопросы, иногда смотрели вещи.  Всё, как обычно. Приключения начались, когда я летел в частном порядке.

   В феврале 1996 года наша семья уезжала в Германию. Из Караганды в Алма-Ату  мы приехали поездом, дальше предстояло лететь самолётом Люфтганза.

   В зале аэропорта пришлось долго ждать. Объявили регистрацию на наш рейс, мы пристроились к очереди.

    В стороне стояла  группа крепких парней в чёрных кожанках.  Они разговаривали по-казахски, громко смеялись, поглядывая, как я заметил, на нашу группу.

   Мы подошли к таможенникам, я к одному, зять и сын к двум другим.

   Я предъявил бумаги, среди которых был документ из банка, подтверждавший законность имевшейся у меня валюты от продажи домашнего имущества.
 
  Таможенник повертел этот документ и сказал:

- Здесь не хватает одной печати.

   - Какой печати? Этого не может быть!

   Молодая таможеница за соседней стойкой с полуулыбкой поглядывала на нас, как смотрят на фокусника с эффектным номером.
 
   Вижу, что с зятем и сыном на других стойках происходит то же самое. К нам троим подошли крепкие парни, стоявшие в стороне:

- Пройдёмте с нами.

   Я стал возмущаться:

- Что за безобразие, я летал в разные страны, такого ещё не было!
 
   То ли это подействовало, то ли посмотрели на мой возраст, но « мой» таможенник-казах сказал:

- Дедушку оставьте.

   Мелькнула мысль: «Какой я тебе дедушка!».

  Зятя и сына повели на второй этаж, развели по разным кабинетам.

   Закончилась регистрация, пассажиры прошли на посадку. Мы осталась в пустом зале, а наших мужчин всё не было. В зал почти вбежала невысокая женщина в форме,  видимо, руководитель посадки:

- Что же вы стоите? Надо самолёт отправлять!

   - Да наших куда-то увели!

  Она чертыхнулась и ушла.

   Моей жене стало плохо, дочь стояла в слезах, мы не знали, что делать.

   Опять пришла женщина в форме:

- Ну, что ты будешь делать? В каждом рейсе такое - выберут какую-нибудь семью, задерживают рейс. Скажите, Вы будете жаловаться?

   - Нет.

   А что я мог сказать? Что это был грабёж, я понял сразу – самолёт летел с переселенцами, многие были из Караганды и  документы на валюту у них были из того же банка, а задержали только нас, видимо, решив, что с нас можно больше взять. Чтобы жаловаться, надо оставаться в Алма-Ате (из Германии их не достанешь), а самолёт улетит, и девять наших билетов пропадут. Мелькнуло и такое –  возможно, что её вопрос - провокация, и от того, как я отвечу, зависит исход этой истории.

  Она ушла и вскоре вернулась:

- Их всё нет?!

   Наконец, пришли «задержанные», все взъерошенные.

- Ну, что?

   Зять махнул рукой, и мы двинулись на посадку.

   Для Таи эта история не прошла даром – в самолёте  ей стало совсем плохо, возле неё хлопотали стюардессы-немки, давали ей что-то нюхать, пить.
 
   Мужчины не стали рассказывать, что с ними было, только настроение  у них было мрачное, а какое оно может быть у только-что ограбленных людей? Только Женя удивлялся:

- Ты, знаешь – деньги пересчитали, и одна бумажка оказалась лишней. Они её тоже взяли.

   «Бумажка» была купюрой в сто долларов - у проверявших, похоже, был ещё и шулерский талант...

    ...После этих событий прошло три года. Мы с Таей прилетели в Караганду повидаться с родными, с её мамой, Прасковьей Ивановной – тогда ей шёл девяносто первый год.

     В здании аэропорта нас встретила надпись со стрелкой, показывающей в сторону (видимо, был какой-то карантин):

- «Кто с продуктами – досмотр в этой комнате».

    Никто не хотел ещё одного досмотра, и пассажиры стали выкладывать продукты на своевременно поставленный круглый, почему-то, стол.  Что за карантин, никто не объяснил, поэтому люди выкладывали всё, что у них было.
 
   Когда очередь дошла до нас, стол имел уже праздничный вид – высились бутылки со спиртным, грудой лежали коробки конфет, колбасы, какие-то свёртки. Было ясно, что сегодня у таможни будет праздник.

  Мы подошли к молодому таможеннику. Он не стал смотреть наш чемодан, только задал несколько, видимо, уже проверенных вопросов. Когда он спросил, не везём ли мы кому-нибудь вызов (в Германию) и я сказал, что везу, он оживился:
 
- А есть у Вас доверенность?

 Доверенности у нас, конечно, не было (да и нужна ли она , мы не знали, обычно привозили без доверенности).

   -Это нарушение, - сказал он.

   Я не знал, что делать и сказал:

- Может быть штраф?

   - Двадцать марок.

 Он быстро взял бумажку и громко сказал:

- Следующий!

   ...На обратном пути мы заранее приехали в аэропот вместе с провожавшими нас родственниками.

  Объявили регистрацию, мы с Таей подошли к седовласому таможеннику.

- Запретного не везёте? Кассеты опечатаны? Справка от врача на лекарства есть?

 У нас всё было. Он улыбнулся:

- Законопослушные граждане?

  Я ответил:

- Да.

   - Тогда платите таможенный сбор, 300 тенге.

   Я растерялся – о сборе я не знал, да и местных денег у нас не  было, зачем они нам в Германии? Пришлось продираться через толпу входивших и издалека показывать Анатолию (брату Таи), что мне нужно 300 тенге. Он передал через головы входящих, я отдал их благообразному дядьке, и мы прошли дальше.
 
   Во время полёта я спрашивал у соседей – сколько заплатили таможенного сбора?  Но они ничего не знали о сборе...

   ...Пройдя ещё нескольких контролей, мы направились  к предотлётному залу. Но там оказался ещё один контроль. Сразу за входом стоял металлоискатель, возле которого суетились два низкорослых казаха в странной полинявшей форме – то ли милицейской, то ли военной.

    Первой через металлоискатель прошла Тая. Я стал проходить, но зазвенел звонок. Я вернулся, снял часы и пошёл второй раз. Опять звонок. Я снова вернулся, выложил из кармана мелочь, ключи. Зазвенело в третий раз. Который помоложе пригласил меня в стоявшую рядом фанерную будку.
 
   Тая забеспокоилась:

- Куда вы его ведёте!?

   Тот, который остался:

- Бабушка, не волнуйся, сейчас он прийдёт!
-
   В тесной будке «милиционер» спросил:

- Деньги везёте?

   Я показал таможенную декларацию, где была небольшая сумма, которую мы оставили на всякий случай.

- Пересчитайте.

   Я вынул деньги, пересчитал. У него загорелись глаза, и он стал показывать пальцами, чтобы я дал ему одну бумажку. Я стал что-то говорить, но он остановил, молча показав куда-то в угол (там, похоже, была прослушка).

   У меня были мелкие купюры (об этом меня предупредили ещё дома), и я дал ему одну. Выйдя из будки, я прошёл в зал (к металлоискателю меня больше не приглашали).

      Ждать посадку пришлось довольно долго, и с места, где мы сидели,  была видна  группа с металлоискателем. Пассажиры-одиночки, особенно, молодые, проходили его без задержек. Когда появлялась семья,  а лучше с детьми, металлоискатель начинал звенеть, и главу семейства приглашали в фанерную будку. А там было то же, что и со мной. Один из «задержанных» высунулся из будки и громко крикнул:

- Мария, дай кошелёк!

   Получив кошелёк, закрыл дверь. Через какое-то время он покинул будку, довольный, что избежал, возможно, ещё худшего.

   На наших глазах через «будку» прошёл не один десяток пассажиров...


   Все эти накладки, все непорядки можно объяснить тогдашним состоянием стран бывшего Союза. Сегодня, как говорят, многое изменилось к лучшему. Наверное, но что было, то было.

                * * *


Рецензии