гл. 12 Тракторист

               


   В многочисленных командировках (до восмидесяти дней в году) я так «налетался» в самолётах, что в отпуск  мы всегда отправлялись поездом. Наши маршруты пролегали, обычно, через Москву, из которой мы отправлялись дальше - на Украину, где жил мой отец, в Сочи (правда, всего один раз) или в подмосковные дома отдыха. Два раза уходили в плавание по Волге на теплоходе.

   Отправлялись мы, обычно,  всей семъёй –  я, моя жена Тая и наши дети - Галя и Евгений, Женя. Занимали целое  купе, и на дни дороги оно становилось нашим домом.
 
     Потом дети выросли, и мы стали ездить сначала втроём (с Женей), а потом  вдвоём. В купе появились попутчики, среди которых встречались очень интересные люди. От них мы узнавали много нового для нас, в том числе и о жизни, о которой нельзя было прочитать в тогдашней печати, увидеть по тогдашним телевизорам.

   Вот одна из таких поездок.

   Осенью 1979 года мы направлялись в Москву  втроём – я, Тая и Женя (тогда студент).

   На карагандинском вокзале, куда мы приехали, наш поезд уже стоял.  Мы вошли в свой вагон, расположились в купе. Вслед за нами вошёл молодой человек, одетый, как говорится, с иголочки, во всё новое. В руках у него большая спортивная сумка.

- Здравствуйте, куда едем? – спросил он бодро.

   Мы ответили.

   Положив сумку на вторую полку, молодой человек  вышел из купе.

- Хорошо, что с нами едет приличный молодой человек, - сказала Тая.

   Поезд тронулся. Минут через десять молодой человек заглянул в купе и, попросив посмотреть за его сумкой, ушёл.

   Прошло несколько часов, а нашего соседа всё не было.

   Наконец, он появился, очень весёлый. Достал свою сумку, раскрыл и мы увидели, что она доверху заполнена бутылками водки.

- Свобода! Я только что освободился, - сообщил он нам, и, взяв несколько бутылок, ушёл.

   Мы переглянулись – человек, оказывается, ехал из лагеря, а за что он там сидел, можно только гадать.

- Вот тебе и приличный молодой человек!

   Теперь понятно, почему одежда у него «с иголочки» – она только что из магазина, а деньги, похоже, у него были.

   Вернулся он поздним вечером, с трудом влез на свою полку. Всю ночь метался, вскакивал, что-то кричал – спокойно спать нам не пришлось.

   Утром, взяв несколько бутылок водки, он опять ушёл. Мы обратились к проводнику, сказали, что у нас непонятный сосед - днём отсутствует, где-то, видно, пьянствует, а ночью не даёт спать.  Проводник, похоже,  знал, куда уходит наш сосед, и передал ему наш разговор. Через некоторое время сосед пришёл, молча взял сумку и ушёл насовсем.

   Но мы не долго оставались втроём. Примерно через час в дверном проёме появился измятый паренёк с полупустым мешком на плече. Он вошёл в купе, опустил мешок на пол, и стал расстёгивать штаны. Тая было дёрнулась, но паренёк сказал:

- Не бойтесь, там у меня трико.

   Сняв измятые штаны, он влез на среднюю полку и улёгся, положив мешок под голову.

- Я еду на похороны, хоронить маму, - сказал он нам.

   Мы высказали ему наше сочуствие. Теперь понятна его странность – человек не в себе от горя.

   Поезд продолжал движение. Мы занимались обычными дорожными делами, читали, разговаривали. Всё это время наш попутчик молча лежал на своей полке.

   Вдруг он сказал плачущим голосом:

- Какая же я сволочь, родную мать похоронил! Не на похороны еду, это я сказал  проводникам, чтобы в вагон пустили. Мама жива, я к ней еду. Я был с проводниками, а моё вино выпили, меня и направили сюда.

   Он присел на полке и продолжал:

- Вы, я вижу, едете семьёй, всё у вас хорошо. А меня жена выгнала – пьянствуешь, говорит. А где я пьянствую? Я тракторист, а в деревне просят – то огород вспаши, о ещё что-нибудь. Денег ни у кого нет, вот и рассчитываются самогонкой. А куда её девать?

   Он полез в карман, достал измятую бумажку и протянул Жене на соседней полке:

- В совхозе меня ценят, это благодарность от дирекции.

   Прочитав бумажку, Женя вернул её парню.  Тот продолжал:

- Я еду к матери, а она не знает , что я еду. А пить что? Все пьют и я пью... А жена меня выгнала.

   Взбив мешок, парень лёг, отвернувшись к стене.

   Ближе к вечеру он приготовился сходить. Попрощавшись с нами, он сказал:

- Я тут наговорил вам...

   Мы пожелали ему всего хорошего.

   На небольшой станции парень сошёл. Было видно, как он удаляется по разбитому перрону, нервно поправляя на плече свой мешок.

   Что его ждёт ?

                * * *


Рецензии