Многообразие

          ЯК   НЕВЕЛИКИЙ   ЕПІЗОД  У   ВІЙНІ   СТАВ   ВЕЛИКОЮ   БИТВОЮ,
               А   ВІЙСЬКОВОПОЛОНЕНИЙ  СОЛДАТ   СТАВ  ГЕНЕРАЛОМ   
                «История Южной России изумляет каждого своими   
                происшествиями и полусказочными героями, народ 
                удивительно оригинален, земля прекрасная».
                Тарас Григорьевич Шевченко
   Взятие горы Маковка (Макувка) — всего лишь относительно небольшой эпизод Первой мировой войны, операция местного значения весной 1915 года на Карпато-Галицийском участке фронта, целью которой было овладение господствующей высотой — горой Маковкой. В  политике на незалежной Украине к истории этого боя привлечено огромное внимание, антироссийские силы на Украине возвели оборону Маковки в разряд ключевого события в истории украинских вооружённых сил и их «освободительной» борьбы против русских, в ходе которого бойцы Украинского легиона сечевых стрельцов одержали победу над Русской армией. С этой точки зрения, бои за гору Маковка стоят в одном ряду с другими эпизодами вооружённых столкновений между украинцами и русскими — битвой при Конотопе в1659 г. , взятием Батурина в 1708 г. , боем под Крутами в 1918 г.  и прочими зрадами и перемогами..
   Первый штурм Маковки русскими войсками произошёл 29 апреля и потерпел неудачу. Второй штурм был 30 апреля – 1 мая и русским подразделениям удалось, несмотря на потери, завладеть позициями на Маковке, однако австро-венгры бросили в контратаку резервы, которые заставили русские части отступить. В этой контратаке, собственно, и участвовали «сечевые стрельцы», которые были частью 130-й пехотной бригады 55-й пехотной дивизии армии Австро-Венгрии.  3 мая 1915 года обескровленные части 78-й русской дивизии в результате третьего штурма овладели-таки горой Маковка, выполнив поставленную задачу.
   Потери русских войск за все три штурма Маковки составили около 3170 офицеров и нижних чинов убитыми, ранеными и пропавшими без вести, австрийские источники сообщали о пленении 173 солдат и взятии двух русских пулемётов. Потери австро-германских сил при боях за Маковку русской стороне не известны, но они были значительными — русские не вели подсчёт тел убитого противника после овладения высотой.  Только пленными за неделю боёв с 14 по 21 апреля 1915 года было 90 офицеров, более 3006 нижних чинов, 8 огнемётов и 11 пулемётов противника. Одним из пленных был будущий лидер ОУН Е. М. Коновалец, служивший во львовском 19-м ландверном пехотном полке армии Австро-Венгрии.
  Это была тактическая победа Русской армии, но задачи корпусной операции не выполнены и «Высота 958», была оставлена без единого выстрела девять дней спустя…
   В августе 1999 года на Маковке был открыт мемориал-некрополь сражавшихся и погибших там «сечевых стрельцов», произведён
выпуск почтовой марки и конверта в память «победы» на Маковке, снят документального фильма об Украинском легионе сечевых стрельцов. Битва на Маковке — отнюдь не единственный исторический миф, некогда созданный украинскими националистами и возводимый ныне на Украине в ранг ключевого события для украинской нации. Примыкающими к этой «зрадоперемоге» являются бой под Крутами 29 января 1918 года, где отряд Красной гвардии Михаила Муравьёва столкнулся с отрядом, выступавшим на стороне УНР, тот бой никак не повлиял на общий ход Гражданской войны, но описывается «украинское сражение при Фермопилах» и разгром украинской дивизии СС «Галичина» при Бродах в июле 1944 года.

    Среди пленных «усусов»  был Остап Стеца.

    Встречайте -      
Остап Антонович Стеца родился в июле 1900 года в семье путевого обходчика возле с.Команча в Австро-Венгерской империи и с  15 лет работал путевым обходчиком на станции Конюхов, тогда же и
вступил в сечевые стрельцы в 1915 году, провоевал  Первую мировую и гражданскую войны, а весной 1920 года вступил в Красную Армию и направлен в Казань – в пехотное училище, а затем был переведен в Школу Червоных Старшин имени ВЦИК в Харькове, направлен на Западный фронт против поляков, на Южный фронт против Врангеля и принимал участие в ликвидации отрядов Махно. В 1921 году Стеца закончил курс ШЧС и был оставлен там на строевой должности. В 1929-1932 обучался в Военной академии им.Фрунзе, а руководителем его группы был легендарный комкор Г.Гай. Затем краском Стеца преподавал тактику в Свердловском пехотно-пулемётном училище. В июне 1938 был арестован по обычному для тех дней обвинению в «шпионско-диверсионной деятельности», но признать себя виновным отказался и 24 сентября 1940 года был освобожден из Нижнетагильской тюрьмы с назначением в марте 1941 года в  Военную академию им.Фрунзе.
   На территории СССР в 1943 году начато формирование Войска Польского и в апреле 1944 года генерал-майор Красной Армии Стеца направлен в эту часть, как опытный военный специалист и уроженец Галичины, с детства знавший польский язык с назначением начальником штаба 1 польской дивизии имени Костюшко, в рядах которой принимал участие в боях у Ленино, освобождении Белоруссии и Польши и штурме Варшавы.
   Война шла к концу, Войску Польскому требовались свои национальные офицерские кадры и Стеца  21 апреля 1945 назначен командиром офицерской школы №3 в Иновроцлаве, а через восемь месяцев он уже начальник оперативного отдела Генерального штаба Войска Польского и бригадный генерал. Примерно в то же время он  был секретарем Государственного комитета Польши по борьбе с бандитизмом, в который входили министр обороны Михал Роля-Жимерский, главный комендант милиции Витольд Юзьвяк, замминистра обороны Мариан Спыхальский, министр безопасности Станислав Радкевич и участвовал в организации операции «Висла» по ликвидации ОУН-УПА на территории Польши. В 1949 голу был назначен  начальником Военной академии Польши, а затем до  1955 года  был командующим Силезским военным округом. В 1956 году был отозван в СССР, где вышел в отставку в звании генерал-майора и прожил оставшиеся годы. За свою многолетнюю ратную службу был отмечен тремя орденами Боевого Красного знамени, Орденами Возрождения Польши, Крестом Грюнвальда и многочисленными медалями.др.
   Умер генерал Стеца в марте 1978 года в Москве.
   Дочь генерала Т. Стеця опубликовала заметки « Необыкновенные приключения украинского стрельца» в газете « Киевские ведомости», выпуски от  4-18 сентября 2002 года.


Рецензии