Старая сказка про папу

     Давно это было. Прапрадедушка тогда был еще маленьким мальчиком.
Как то раз стала мама укладывать его спать, а он и просит ее рассказать сказку «Про папу». Растерялась она и говорит:
   - А я не знаю сыночек такой сказки.
   - Ну, тогда придумай, пожалуйста.
   - Не доводилось мне сочинять сказки, так что не взыщи, коли, что не так.
     Мама подумала немного и стала сказку сказывать.

                Часть первая.
   - Когда тебя еще на свете не было, служил твой папа в армии. Лучше всех стрелял из ружья, прекрасно владел саблей и хорошим был наездником. Не то что от природы был такой, а потому что много тренировался. Рубашка на его спине была белая от соли из высохшего пота. Занимался ли с конем, или с оружием, всякое движение старался доводить до совершенства.
     А все потому, что хотел вернуться после службы на родимую сторонку живым и невредимым. И еще поработать на Земле-кормилице.
     И вот случилась вскорости большая война. Приблизилось войско неприятельское к позициям части, в которой папа служил.
     Выехал вперед вражеский всадник, ездит вдоль границы на расстоянии выстрела от наших солдат. Расположение наших отрядов высматривает, считает, сколько сил его войску предстоит.
     Не понравилось нашему командиру это его наглое поведение:
   - Он, что же думает, у нас никто стрелять хорошо не умеет?
     Позвал к себе твоего папу и говорит:
   - А ну-ка, Иван, пристрели этого наглеца! Чтоб другим неповадно впредь было.
     Солдат прицелился, раздался выстрел. Рухнул наземь вражеский всадник.
Обрадовался командир, расцеловал солдата. Взял в руки его ружье и удивился:
   - Как ты из него умудрился попасть?
     Распорядился выдать солдату прекрасное наградное ружье с надписью «Лучшему стрелку». Ружье действительно было очень хорошее и било без промаха. Много врагов потом сразили его пули.
     Как-то раз подговорил командир одну цыганку нагадать твоему папе, что будет у того много детей, и доживет он аж до глубокой старости.
     Поверил твой папа предсказанию и без страха ходил с отрядом в разведку по тылам противника. Смело вступал в поединок с любым вражеским солдатом и всегда побеждал. Возвращался без единой царапины.
     Однажды раздались звуки труб со стороны противника. Расступились ряды вражьи, выехал вперед всадник в дорогих одеждах на прекрасном вороном коне. Даже сбруя и седло украшены были драгоценностями.
     Прокричали враги, что этот всадник не был побежден в многочисленных поединках, и равного ему воина по доблести во всем мире нет. И вызывает он на бой любого, кто не струсит.
     Командир подошел к своему любимому солдату, твоему папе. Перекрестил и троекратно расцеловал. Солдат помолился, поцеловал нательный крест и перекрестился.
     Отошли обе рати немного назад и остались на поле два всадника.
Загудели опять трубы и всадники устремились навстречу своей судьбе.
     В бою побеждает сильный духом, кто навяжет противнику свою волю. Проявит смекалку, займет выгодное положение, воспользуется малейшей оплошностью врага. Победитель вдруг поймет, каким-то образом почувствует, что его противник будет повержен. Тверда, как никогда, становится рука воина, словно огромная сила вошла в него. Обостряются зрение, чувства. И словно время замедляется.
     А враг, почувствует какую-то неуверенность, слабость. И вдруг совершит небольшую оплошность.
     Солдату нашему представился один шанс из тысячи, а он как будто наперед знал о том, что случится, и был готов к этому. Сверкнул клинок в его руке. Вражеский всадник рухнул и повис на стременах.
     Вопль отчаяния раздался на вражеской стороне, крики радости - в нашем стане.
     Победитель развернул резко своего коня, догнал коня поверженного врага, схватил за уздечку и поскакал к своему командиру. А тот был вне себя от радости, только и твердил:
   - Спасибо тебе сынок! Какая радость! Какая радость! Ты поднял боевой дух всей нашей армии.
     Потом отдышался и говорит:
   - Ты достоин награды. Тебе будет вручена именная сабля и этот конь в твое вечное владение!
     Все вокруг троекратно крикнули «Ура!»
     Передали с почестями тело погибшего всадника на вражескую сторону.
     А папе дали три дня отдыха, чтобы всадник и конь привыкли друг к другу. Без этого в бою нельзя.
     Конь оказался подарком судьбы. Быстро привык к своему новому хозяину и скоро стал настоящим боевым товарищем.Папа назвал его Орликом. Когда сотня шла в атаку, Орлик быстро обгонял всех и выходил вперед. Остальные кони признали его своим вожаком и старались не отставать. На огромной скорости сотня сметала врагов на своем пути и легко уходила от погони.

     И вот однажды тайно объявили солдатам, чтобы все, как следует, отдохнули, помылись, потому как завтра решающая битва. Постирали и погладили белье свое, чтобы все наутро были в чистом обмундировании.
     Утро выдалось солнечное. С обеих сторон противостояли многочисленные армии. Битва продолжалась до самого вечера. Много погибло солдат с обеих сторон. К вечеру папа стал уставать и тут его ранили враги, только что пришедшие неприятелю на подкрепление. Раны оказались тяжелые. Папа развернул  коня, и  крикнул ему в ухо:
   - Орлик, выноси дорогой!
     Словно птица помчался конь к своим позициям. В пути его сильно ранило, но он привез седока прямо к лазарету. И как раз вовремя. Стали врачи снимать раненого с седла, а у папы потемнело в глазах от боли, и он потерял сознание. Сделали ему операцию, перевязали раны.
     Через несколько дней осмотрел врач Ивана и сказал:
   - Все, отслужил ты свое солдат, комиссован теперь по состоянию здоровья.
Тут же присутствовал командир. Жалко ему стало терять такого солдата. Прослезился он, вытер скупую слезу и выписал вместе с врачом и писарем документ об отставке по инвалидности. Достал командир из своего кармана и повесил на грудь солдата медаль.
      Вспомнил папа о своем коне:
   - Как мой Орлик?
     Командир ответил:
   - Он не лучше тебя. Раны не заживают, гноятся. Похоже не жилец больше.
     Папа уверенно сказал:
   - Я вылечу его и заберу с собой!
     Командир пожелал удачи и попрощался. Его ждали готовые к бою солдаты.
     Превозмогая боль, раненый папа пошел к коню. Тот посмотрел на него и тихо заржал. Он очень обрадовался, увидев своего хозяина. И словно сил и здоровья ему тотчас прибавилось. Папа сам стал лечить своего коня. Смазывал раны мазями, делал перевязки, поил и обливал коня ключевой водой. Сам также пил и обливался ключевой водой. И раны стали заживать и затягиваться. И, наконец, отставной солдат, и его верный конь, потихонечку тронулись в путь.

     Ты еще не спишь сыночек? Нет? Ну, тогда слушай продолжение.

                Часть вторая.
     Когда солдат и конь подошли к нашей деревне, они уже значительно поправились и окрепли.
     Папа долго рассматривал родные места, все не мог насмотреться. За теми посадками из кудрявых березок они с отцом сено косили. А по той дорожке гоняли стадо коров и овец. На пруду ловили рыбу и раков. А там за речкой гоняли в ночное лошадей. Вспоминалось только хорошее. Защемило в груди, выступили от счастья слезы на глазах.
     Затем потихонечку взобрался папа на коня и поехал шагом по дороге к отчему дому.
     О его прибытии узнала вся деревня. Все жители, от мала до велика, бросили свои дела, чтобы поприветствовать героя.
     Я как раз набрала цветов, чтобы сплести венок, но передумала и подарила цветы солдату. Он обратил на меня внимание, и я понравилась ему. Через несколько дней он прислал сватов, и мы поженились.
     На его деньги, с помощью родных и друзей, построили большой дом пятистенок и просторную конюшню на краю деревни. Купили корову.
     На свадьбу родственники подарили кто овечку, кто курочку, кто петушка, кто чугунок или сковороду, кто тарелки, ложки или вилки.
     Первое время было очень тяжело. Но мы не сидели, сложа руки, а всегда трудились. Ведь вещей у нас не было самых необходимых. Папа сделал топорища, черенки для лопат, вил, ухватов, грабли. Сходил на кузню. Кузнец выковал топоры, лопаты, вилы, ухваты. За все надо было деньги платить.
     Я пряла, ткала, шила, стирала. В огороде сажала, полола, поливала.
Нанимались на работу к богачам. Работали добросовестно за любые деньги.
     Родственники с моей стороны, и со стороны твоего отца, навещали нас. Приходили к нам с гостинцами, чтобы мы не голодали.
     Папе опять же помогли родственники и друзья сделать телегу, хомут, дугу, сбрую, плуг, борону. Без этого нельзя в деревне.
     Через год родился ты. Вот нам с папой радость то была.

     Однажды волки что-то сильно развылись за околицей. Разбудила я твоего папу и говорю:
   - Волки воют, спать не дают. Тоску нагоняют.
     Встал Иван, взял ружье со стены. Зарядил его и вышел из дома. Подошел к околице, смотрит через изгородь, в темноте волчьи глаза отсвечиваются. Выстрелил в их направлении два раза. Волки замолчали, видимо, поджав хвосты, разбежались, кто куда.
     Пришел домой и говорит мне:
   - Спи сегодня спокойно, перепугались волки выстрелов, а завтра я на охоту пойду. Чтобы эти разбойники не вертелись около нашей деревни. Не хватало нам, чтобы они овечку или еще кого загрызли.
     Сказано, сделано. Утром взял папа ружье, патронташ и охотничий нож. Позвал с собой верного пса Шарика и пошел за околицу. Пройдя околицу, высмотрел место, где волки ночью стояли и траву помяли. Сказал Шарику:
   -Ищи след!
     И они пошли в направлении леса. Долго, коротко ли шли, вдруг Шарик зарычал. На загривке шерсть встала дыбом. И тут же на него напал матерый волк. Видимо логово было близко. Иван увидел еще одного волка и успел выстрелить в него. Но тут на него самого напал сзади еще один волк. Папа выхватил охотничий нож и ударил волка наугад. Рана была не смертельная, волк завизжал, и стая  разбежалась.
     А вот матерый волк и  Шарик вцепились друг в друга намертво и продолжали борьбу, не на жизнь, а насмерть. Иван изловчился, чтобы в пса не попасть, и ткнул ножом волку в бок. Волк разжал от боли свои страшные челюсти. Шарик воспользовался этой помощью, сомкнул зубы на шее волка и загрыз его. 
     Победители сделали небольшой привал. Отдышались, отдохнули немного,  и пошли искать логово. Вдруг их взору открылась небольшая полянка. Посредине волчье логово. А перед ним волчица с волчатами. Поднял Иван ружье, чтобы застрелить волчицу, а та говорит ему человеческим голосом:
   - Пожалей меня и моих волчат. Мы уйдем в дальние глухие леса. И никогда не причиним жителям вашей деревни никакого вреда. И другим  волкам крепко накрепко накажем обходить ваши места стороной.
     Пожалел папа волчицу и ее волчат, и вернулся домой.
     И как раз вовремя. Я вся в слезах стою у порога дома, плачу и говорю:
   - Лиса, разбойница, как-то проведала, что дома нет сторожевого пса. Прокралась в курятник и украла курочку. О, какое горе! Сыночек любит кушать яичко. Без яичка пирожки и пироги не испечешь. На Пасху опять же яички красить надо. Без курочки никак нельзя.
     И хотя папа и пес устали порядком, они бросились в погоню. Шарик взял след, и вскоре охотники оказались у лисьей норы.
     Лиса сидела на пеньке и приготовилась скушать курочку. Вдруг видит, ружье на нее нацелено и вот-вот выстрелит.
     Испугалась, лапки вверх подняла. Курочка выскочила и полетела прямиком к сапогам охотника.
     А лиса как закричит человеческим голосом:
   - Простите меня, пожалуйста! Пожалейте меня и моих лисят. Никогда я  не причиню ни вам, ни жителям вашей деревни никакого вреда. И другим  лисам крепко накрепко накажу обходить ваши места стороной. А когда увижу тебя, охотник в лесу, обязательно передам гостинец твоему сыночку. Будь то веточки клубники, земляники или черемухи. Или кулечек малины, или еще чего вкусненького.
     Пожалел папа лису и ее лисят, взял курочку на руки и вернулся домой.
Я так радовалась, так радовалась. Мы устроили маленький праздник тем вечером. Сходили в баньку. Папа играл на балалайке, а я пела и плясала.
     Услышав пение, вскоре собрались близкие родственники. Стали их мы угощать. Завязалась беседа о том, о сем.
     Раньше, если родится мальчик, то на него выделяли землю. А на девочек нет. Трудно жилось семье, где было много девчонок.
     Так вот выделили на тебя сыночек участок земли, но не в поле, а в  лесу, далеко от деревни. Рядом дорога проходит еле заметная, потому что люди редко ездили там. Даже кто с ружьем ехал, очень боялись встретиться с огромным медведем, обитавшем в том лесу.
     Твой папа сказал тогда:
   - Значит судьба моя такая! Раз выбор пал на меня, сражусь с медведем. Не к лицу мне отставному солдату труса праздновать.

     Что-то глазки твои сыночек закрываться начинают. Может, завтра сказку доскажу? Нет? Ну, слушай дальше.
                Часть третья.
Сделал папа рогатину, ружье зарядил большими пулями. Позвал с собой верного пса Шарика. Долго ли коротко шли, вдруг  Шарик учуял медведя и залаял громко. Увидел медведя охотник и прямиком к нему. Не доходя до него, воткнул рогатину в землю, острие направил в сторону медведя. Поднял ружье, взвел, уж было, курок, а медведь заговорил вдруг человеческим голосом:
   - Не убивай меня мужик. Я тебе пригожусь.
     Удивился папа и говорит:
   - Чем же ты мне можешь пригодиться?
   - А сыночек у тебя еще маленький, мало он еще каши ел. Он тебе пока не помощник. А пока он растет, я тебе помогать буду. Вместе мы выкорчуем лес на твоем участке. После сожжем коряги и рассеем пепел. На поле посеешь пшеницу, рожь, просо. Помогу  тебе с обмолотом. За труды мои много с тебя не спрошу. Будет варить жена твоя кашу, а ты привезешь чашку с кашей мне. В лесу у меня много чего есть для пропитания. Но я очень люблю кашу. С нее я толстею, становлюсь жирным. Это мне нужно, чтобы лучше перезимовать суровые зимы. Ранней зимой лягу спать в своей берлоге. А весной опять буду помогать тебе, корчевать лес. А как подрастет твой помощник, уйду в дальние глухие леса. Только меня и видели.
     Договорились папа и медведь, стали вместе трудиться.
     Хорошо получалось у них вдвоем, дела спорились. Грех было жаловаться.
     Но приедет папа домой, поужинает, станет с маленьким сыном играть. А сам нет-нет да задумается, станет мечтать.

     Вот будто приехал он  уставший с работы и кричит:
   - Сынок распряги коня. Сгоняй на нем на речку, вымой Орлика, щеткой обязательно потри!
     А сынок распряжет коня, сбрую в конюшне на деревянных, вбитых в стену гвоздях, как положено, аккуратно развесит. Только уздечка на коне, да щетка в руке у мальца. И, вот идет усталый конь к речке, благо до нее близко. Зайдет конь по брюхо в воду, а сынок с деревянных мостков его водой поливает, да щеткой трет. Нравится это коню больше всего на свете. Понимает, что любит и заботится о нем хозяин. Мотает от удовольствия головой, ржет, мягкими своими губами гладит мальчишку благодарно по спине.
     А потом конь, словно сбросив с себя усталость, повезет мальчика домой вскачь, чтобы порадовать молодого хозяина.

     Еще мечтал папа о том, как с сыном сена накосят. На следующий день перевернут рядки граблями, чтобы с другой стороны высохла трава. На третий  день сгребут валки в кучки. А кучки сложат в копны. На другой день с утра пораньше приедут. Папа будет класть вилами сено на телегу, а на нее встанет сын и будет аккуратней раскладывать навильники (кучки сена) по телеге внахлест. Чтобы воз сена получился широкий, высокий, с ровными боками.
     Притянут они сено к телеге гнетом (срубленным деревцем) и ремнями, чтобы сено не свалилось по дороге. Залезут на воз. Воткнут в сено вилы, чтобы держаться за них в пути. Не ровен час, на неровной дороге можно слететь с воза.
     Вот едут они домой, а односельчане удивляются им. Как они смогли такой большой воз уложить, да еще так аккуратно.
     А приедут домой, распрягут коня и отведут на конюшню отдыхать. Сын с маленькими вилами поднимется не сушила. А отец большими деревянными вилами будет подавать сено ему наверх. А сынок своими вилами ловко подхватывает сено и раскладывает плотно-плотно по всему сушилу. Там сено высохнет до конца и долго сохранится.
     Вот корова пришла из стада и быстро к телеге с сеном. Выдернет пучок сена и жует. Сено пробует. А в этом году сено получилось душистое, хорошо высушенное, дождичком не подпорченное. Много в нем всяких цветочков, даже ягодки встречаются. Понравилось сено корове. Хорошее молоко получится  из него. Корова  с благодарностью посмотрела на хозяев и пошла на конюшню. Там хозяйка ее с ведерком ждет, чтобы подоить.

     А еще папа мечтает о том, как  пахать землю будут весной. Папа возьмет плуг за ручки, а сын возьмет коня под уздцы и будет водить его. И буду делать ровные глубокие борозды поперек поля, и быстро вспашут все поле.
     А еще хорошо с сыном ходить на рыбалку. Купаться в речке.
     А можно всей семьей поехать в лес по грибы или ягоды.
Земля наша велика и обильна. Только не ленись.
     Ведь что такое безделье – это привыкание к смерти. А лень – это призыв смерти.
     Не поддавайся лени, живи и радуйся делам рук своих!
     От отца к сыну переходят знания. Помогая отцу, приобретаются навыки, которые вовек не забыть. На этом стояла, и стоять будет русская земля.
     Вот и сказке конец.

                Часть четвертая.
     Посмотрела мама, а сыночек сладко спит. Благословила она его на ночь и поцеловала. Закончила дела и легла на свою кровать. А муж ее не спал, сказку слушал и говорит:
   - Я у тебя прямо герой получился!
   - Дорогой, но это же сказка.
   - Все равно, спасибо. А знаешь, наготовь завтра пирожков. Пусть Орлик отдыхает утром. В обед выведу его из конюшни. Запрягу в новую телегу. Постелю свежую солому, покрою красивым покрывалом. Сядем все, да как промчимся вдоль да по деревне, с ветерком, да с бубенцами. Полетит Орлик, только пыль из-под копыт. Пусть все увидят, что за чудо конь у нас с тобою!
     Заедем к родителям нашим. С поклоном передадим гостинцы за то, что воспитали сына - удалого молодца, да дочку разумницу.


Рецензии