Совершенство

Достаточно давно я познакомилась с одним необычным человеком. Его звали Эрис и он был крайне нестандартной личностью. Он носил футболки цвета хаки, вывернутые наизнанку, его волосы всегда стояли торчком на самой макушке, а в руке он всегда держал маленькое увеличительное стекло, которое неизменно теребил большим и указательным пальцами. Он «окунался в мир» при помощи массивного полевого бинокля, который всегда таскал с собой на толстой ремне, напоминающей по толщине канат. Он любил вести пространные разговоры о плотности воды и сахара, часто заговаривал об открытиях гидравлики и особенно любил размышлять о подводном мире, наполненном невообразимыми чудесами.
Сначала, я себя ощущала первооткрывателем в области психиатрии- настолько этот человек был любопытен с точки зрения опытного исследователя, но понемногу привыкая к нему, я поняла, что он может быть не только потенциально больным, но и вполне здравомыслящим.
Как-то раз, попивая эспрессо в небольшом придорожном кафе, мы разговорились. Шло энергичное обсуждение философских тем вселенского масштаба. Я спросила Эриса, что в его понимание есть смысл жизни человечества.  Он выдал совершенно поразительную фразу.
-Смысл жизни состоит в том, чтобы существовать в пределах разумного.
Мне стало любопытно, что же он имел в виду. На этот вопрос он нашел не менее гениальный ответ.
-Это значит, что не стоит приписывать себе несуществующие роли, а жить по законам разума. Заявлять, что человек есть всесильное существо, так же нелепо, как если бы рыбы стремились взлететь.
-Почему же ты считаешь, что это невозможно?
-Потому что существует незримые законы.
-А если просто-напросто обратиться к эволюционной теории?
-Она тоже подчинена особым законам.
-Хорошо,- сказала я,- существует ли тогда совершенство?
На раздумье ушла доля секунды.
-Только в абстракции.
Я вопросительно посмотрела на него.
-Совершенство существует до того момента, пока существует мысленное уродство. Допустим, ты видишь перед собой красивую девушку. Ты уверена в ее эталонной красоте, так как не обладаешь своей. Хотя на самом деле дело обстоит иначе. Совершенство- это проецирование внутренней дисгармонии в реальность.
-А если видеть в этом понятии более глобальный смысл?
- Его нет, так как совершенство- понятия насквозь субъективное. Пока не будет существовать единого мнения всей Вселенной касательно Абсолюта, оно будет чистой выдумкой.
Я не нашлась, что ответить, только поняла, что я питаю искреннее уважение к его гигантскому интеллекту. И сразу на задний план отошли его причуды, произошла удивительная трансформация во внешности.
-Что ты видишь, когда смотришь на яичницу?- Он ковырял вилкой салат из морепродуктов, внимательно рассматривая его через лупу.
-Просто завтрак.
Он поддел прибором креветку.
-А я вижу феерию атомов, которые собираются в молекулы, которые в свою очередь структурируются, превращаясь в удивительно вкусную штуку. Здорово,  правда? И я вижу в этом совершенство.
-В яичнице?
-Да.
Я посмотрела на него, не скрывая искреннего удивления. Он оторвал взгляд от тарелки.
-Это же ясно как день. Ее совершенство состоит в упорядоченности. Можно сказать, в ней скрыт весь мир.- Выдержав паузу, он продолжил.- Возможно, в этом вся разгадка. Весь мир- совершенная структура, так как он абсолютно упорядочен. Молекулярный мир.
-Но ты ведь говорил, что совершенства не существует?
-Верно, - с улыбкой сказал он, -так же как и смысла жизни. Так чего же ты ведешься на субъективные уловки?
Я рассмеялась. Я его абсолютно точно поняла.
За окном мягко садилось рыжее солнце. Небо напоминало картину, написанную маслом- разноцветные мазки задевали яркий пылающий шар. Было спокойно и гармонично.
-Я думаю, что ты со мной согласишься, если я назову твой завтрак эталоном вкуса?
-Конечно, - я улыбнулась.
И мы счастливо продолжили трапезу.


Рецензии