Коворкинг

Мир стремительно меняется, едва ли не каждый год, если не чаще, появляются новые термины, обозначающие новые явления… Однако, не зря говорят, что ничто не ново под луной, и новыми иностранными словечками обозначаются в принципе не такие уж неизвестные вещи. И в «старом мире» были «менеджеры», «флеш-мобы», «корпоративы», «лайки», «онлайны»… Были даже «коворкинги» и «хихикомори», правда, немного…


ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ СТОЛ

Нынче регистрируется каждый вздох. Википедия гласит: «Первый в истории коворкинг открылся 9 августа 2005 года в доме феминистского сообщества Spiral Muse в Сан-Франциско. Уставший от недостатка общения в офисе и непродуктивности труда дома программист Брэд Ньюберг учредил коворкинг как некоммерческое партнёрство и предложил потенциальным участникам рабочие места, бесплатный Wi-Fi, перерывы на медитацию, общие ланчи и совместные поездки на велосипедах в обмен на небольшие ежемесячные взносы. Спустя год Брэд закрыл первый коворкинг и вместе с партнёрами основал новый — Hat Factory».

Организация трудового процесса, в частности, рабочего места – вопрос чрезвычайной важности. Даже если работа не требует сложных технических приспособлений и оборудования, электрического станка, швейной машинки, верстака, мольберта, чертежной доски, и пр., и пр. Даже если можно обойтись только ручкой, блокнотом и ноутбуком – все равно для полноценной и плодотворной работы требуется некое трудовое пространство. Если человек – участник классических трудовых отношений, каждый день ходит на работу, проводит там положенные восемь часов, то, по всей вероятности, у него имеется официально закрепленный стул, стол и даже компьютер.

Но сегодня все больше людей трудятся на «своей территории».

Каким образом они устраивают рабочее место?

Известно, что Пушкину хорошо работалось, лежа в постели. Бальзаку – ночью, а если днем, то за плотно задернутыми шторами. За работой он пил много кофе и ел огромные бутерброды с паштетом. А Мариэтта Шагинян садилась за рабочий стол рано утром, не позавтракав, обвязав голову старым чулком. Кто-то любил работать, нарядившись в самые изящные свои одежды; кого-то вдохновлял аромат подгнивших яблок… А Флобер утверждал, что весь секрет вдохновения заключается в том, чтобы садиться за стол каждый день в одно и то же время. Одним нравилось обдумывать свои произведения в полной тишине и одиночестве, другим в уличной толпе, третьи предпочитали покрытые опавшими листьями дорожки старого парка, четвертые -- читальный зал библиотеки (чем не коворкинг – эконом-класса!) Кто-то снимал коморку на самом верхнем этаже, уходил туда из дома, жарил каштаны и искал ключевую строчку… А кто-то эту самую строчку находил за столиком в кафе…

Ну да, дело, конечно, не только в индивидуальных особенностях работника, но и в его финансовом положении, стоимости аренды и общепита. В иные времена и в иных странах вести собственное хозяйство обходилось дороже, чем питаться в забегаловках. Кто-то приходил в кафе, потому что у него не было денег на дрова, чтобы обогреть собственный угол.    

«Все эти печальные молодые люди» Америки и Европы двадцатых годов двадцатого века, завсегдатаи театров и ресторанов, умудрявшиеся чуть ли не ежедневно поставлять свои материалы в редакции глянцевых журналов – возможно, это именно они придумали первый  «коворкинг», сами того не зная. Или, может быть, его «истоки» следует искать лет на сто раньше, в жизни парижской богемы, которую описывает Бальзак… В общем, на эту тему можно написать целую диссертацию – найти бы только подходящий коворкинг! 


ГДЕ, КАК, СКОЛЬКО

Коворкинг – слово английского происхождения, обозначает «совместная работа». В широком смысле — это подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком — подобное пространство, коллективный офис.

По сведениям одного посвященного коворкингам иностранного издания, к концу 2014 года около 300 тысяч человек работало в 6000 коворкингов по всему миру. Первое место по коворкингам занимают Соединённые Штаты, за ними следуют Германия, Испания, Великобритания и Япония.

В России первый коворкинг появился в 2008 году в Екатеринбурге. Потом -- в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Тольятти… Существуют коворкинги и в Красноярске.

Помимо коворкингов, открытых для любых участников, имеются и специализированные пространства, отбирающие участников с определённой сферой деятельности, определённого пола или национальности.

Например, в Вашингтоне работает коворкинг, созданный женщинами для женщин; в Филадельфии – коворкинг, ориентированный на молодых предпринимателей еврейского происхождения; в Нью-Йорке – специально для писателей; в Париже – для работы над проектами из области социального предпринимательства…

Большинство коворкингов предлагают клиентам (точнее -- резидентам) как постоянные места, так и «плавающие» — работу на любом свободном месте, не закреплённом за другим участником или командой. В «гостевом» формате коворкинги предоставляют посетителям краткосрочную аренду мест, переговорных комнат и офисной инфраструктуры. При этом некоторые коворкинги объединены программой коворкинг-визы, дающей резидентам одного пространства возможность бесплатно работать в коворкингах в других городах и странах.

Многие коворкинги располагают собственными переговорными комнатами, кухней и обособленными офисами для небольших команд. Их планировка и дизайн учитывает две основные потребности резидентов — спокойную работу и общение.

Самые первые коворкинги открывались как некоммерческие инициативы; со временем у пространств для совместной работы сформировалась устойчивая бизнес-модель.

Большинство коворкингов начинают приносить прибыль через два года существования.
Основной, а для некоторых коворкингов единственный, источник дохода — платежи арендаторов. Помимо этого, некоторые коворкинги получают средства от проведения собственных мероприятий и выступают площадкой для сторонних организаторов, организовывают питание резидентов, предоставляют им бухгалтерские, юридические и иные услуги. Некоторым коворкингам удаётся привлечь спонсорскую поддержку или инвестиции на развитие.

Коворкинги характеризует гибкая организация рабочего пространства и стремление к формированию сообществ резидентов и внутренней культуры.


СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РАВНЫХ ЛЮДЕЙ

Это всё сведения, почерпнутые из Википедии. Сообщества резидентов -- это, видимо, те, кто работает в одном коворкинге довольно продолжительное время. Они могут познакомиться, подружиться, организовать общий проект, решить коллективными усилиями задачу.

Да, коворкинги служат еще объединению людей для общения и творческого взаимодействия. Идеологи коворкинга определяют его как «совместную работу равных людей». Коворкинги имеют основание стать устойчивой формой самоорганизации, основанной на взаимопомощи и обмене опытом между людьми с разным опытом и профессиональными навыками.

Осмелюсь предположить, что в некотором роде идея коворкинга схожа с идеей профсоюзной: в своем чистом, скажем так, «идеалистическом» виде, без «грубой материи», тем не менее составляющей основу официально признанного профсоюза – безо всех этих «формальностей», типа трудового договора или отраслевой принадлежности, мешающих «свободным мореплавателям» пришвартовать свой корабль к профессиональному объединению трудящихся... В этом смысле, отчего бы не сделать совместным проектом резидентов проект защиты своего коллеги по коворкингу от какого-либо трудового либо общественного произвола…

Традиционная занятость постепенно, -- а вернее, довольно быстро, -- сдает свои позиции. Кто знает, возможно, сообщества резидентов станут самой благодарной средой для создания некоего «нового профсоюза» -- объединяющего СОВЕРШЕННО свободных работников… Хотя, не исключено, что это будет уже не профсоюз, а партия…

Однако очевидно, что коворкинг – отнюдь не для всех. Мастеру по пошиву верхней одежды или мастеру по ремонту автомобильных двигателей, скрипачу или барабанщику нужно искать иные «формы самоорганизации». Наверняка, коворкинг заинтересует, в первую очередь, молодых людей. Наверное, туда с большей охотой пойдет мужчина, чем женщина, которой волей-неволей приходится организовывать свое рабочее время дома, деля его между кухней, детской и письменным столом. 
Не придет в коворкинг и тот, у кого прохудились ботинки, или тот, кто вовсе не имеет заказов на работу, тот, кто в результате каких-либо причин предпочитает сидеть дома.


ХИХИКОМОРИ

Современный большой город предполагает не только наличие общительных людей, посещающих коворкинги, но и людей необщительных, крайне неохотно покидающих свой угол.

Японский термин «хикикомори» придуман примерно в то же время, что и «коворкинг». Он обозначает подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и стремящихся к уединению. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.

Вглядитесь повнимательнее в окружающих, не исключено, что среди ваших знакомых обнаружатся два-три претендента на хихикомори. Кто-то стал «тунеядцем поневоле» из-за неудачного опыта работы, кто-то слишком долго искал ее и, в конце концов, махнул на себя рукой… И это не самые худшие люди – «печальные молодые люди», потерянное поколение третьего тысячелетия. Исследующие японских хихикомори ученые находят у них столь независимое мышление и самоощущение, которое консервативное японское общество не может воспринять и интегрировать.

Среди социально-экономических предпосылок явления хихикомори отмечается, с одной стороны, мощная экономика страны, которая даёт возможность семьям из среднего класса и выше содержать своих детей фактически бесконечно (в семьях с достатком ниже среднего хикикомори — явление редкое). А с другой -- десятилетие отсутствия явного экономического роста и шаткий рынок труда, что внушает сомнения насчет действия прежней общественной системы, обеспечивающей человеку пожизненную занятость и карьерный рост.

По данным отчёта правительства Японии от 2010 года, в стране насчитывалось 700 000 индивидуумов, ведущих образ жизни хикикомори, чей средний возраст составлял 31 год. Однако помимо этой возрастной группы существует и так называемое «первое поколение» хихикомори, чей возраст превышает 40 лет. В связи с ней предусмотрительные японцы обозначили приближающуюся проблему -- «Вызов 2030 года», когда престарелые хихикомори начнут лишаться содержащих их родителей.

Вдобавок к этому, имеются предположения, что ещё 1,55 миллиона человек (то есть, примерно каждый 150-ый японский житель) находятся на грани превращения в хикикомори.


…Описание «хихикомори по-русски» содержится у Чехова, в рассказе «Человек в футляре». А в советские времена такое встречалась редко. Пионерия, комсомолия, профсоюзы, политика всеобщей занятости, и пр., и пр., и пр… -- все это способствовало профилактике подобных социофобий.   

А сегодня? Не грозит ли нам «эпидемия хихикомори»? Все-таки хочется верить, что нет, не грозит: в этом отношении в нашей слабости – наша сила. Ведь российское неблагоустроенное, экономически нестабильное общество с несформированным «средним классом» – не слишком благоприятная среда для хихикомори.   


Рецензии
Традиционная занятость постепенно, -- а вернее, довольно быстро, -- сдает свои позиции. Профсоюзному движению трудно проникнуть в столь расплывчатую сферу – где нет ни четко обозначенного работодателя, ни трудового договора… Каким образом решить эту проблему – вопрос сложный, но интересный. Сражаться, как Дон-Кихот, за добрые старые традиции? Призвать на помощь Конституцию, Трудовой кодекс, Роструд, Минтруд, привести в соответствие реальную социально-трудовую ситуацию с ее отображением в отечественном законодательстве? Горько вздохнуть, развести руками – и отойти в сторону ото всех этих коворкингов: бесперспективное, дескать, это занятие ("из болота тащить бегемота")?
Хотя, кто знает, возможно, сообщества резидентов станут самой благодарной средой для создания некоего «нового профсоюза» -- объединяющего СОВЕРШЕННО свободных работников… Хотя, не исключено, что это будет уже не профсоюз, а партия…

Балаганов   09.02.2016 21:05     Заявить о нарушении