Об ошибках или как стать мудрее

(философское)
В одном известном фильме про разведчиков героиня произнесла очень красивую фразу: «А это только дураки учатся на своих ошибках». Как классно сказано. Так убедительно, красиво, так помпезно. Вот просто гвоздем со всего маха к доске прибила. Не вырвешься. Я долго верил этой фразе в своей жизни, пытался следовать ей и других поучал.

Нет, спору нет. Надо, ох как надо присматриваться к чужим ошибкам, и учиться на них. Правда, одно маленькое НО. Память на такие чужие ошибки у нас какая-то своеобразная. Почему? Мы не знаем степени болезненности этих ошибок, так сказать их вкуса, их опасности. Такое впечатление, что стада людей беспрерывно ходят по полям, усыпанным граблями, и такой стук стоит от их ударов по их лбам, что просто вселенский кошмар. А мы сидим на пригорке и смотрим. Даже в некоторой степени переживаем – кому сильнее вдарило. А чего нам переживать? Ошибки-то чужие и, значит, грабли чужие. Ведь это тот другой человек метался, паниковал, мучился, что совершил такое. Проходил все круги ада, чтобы исправить совершенное, а может испытать ужас от того, что это уже непоправимо. В нашей внутренней классификации опасностей чужие ошибки присутствуют, но как-то виртуально. Например, нам всем в детстве взрослые говорили: «Не суй палец в огонь, не хватай горячий утюг». И что, как кто не смотрит, обязательно схватимся, потому что забылись. А вот уж когда схватились, когда взревели от боли, все, такая ошибка сразу из виртуальной превращается в очень даже ощутимую. Да настолько ощутимую, что моментально мы ее запомним на всю жизнь, и она попадет в наш список очень даже реальных опасностей. Причем в графе «Степень боли» будет стоять «Очень больно».

И вот какая ерунда. Иногда такие виртуальные ошибки просто, как магнитом тянут нас их совершить. Сам проходил. Еду как-то на своей еще первой машине, задрипанный такой москвиченок, от отца достался. Выезжаю на проезжую часть с тротуара. Все медленно так двигаются, и я так медленно выворачиваю. А передо мной грузовик углом заднего борта маячит и прямиком на середину моего капота. И вдруг такое жуткое желание появилось. Пнуть этим капотом прямо в этот угол. Ну, самую малость, грузовику то ничего не будет. А я автолюбитель молодой, в авариях не был. А каково это, ощутить, как в кого-то въехать? Легонько так накатить, чтобы водила грузовиковый не почувствовал. Что-то нет желания по морде получить. Мозги тут же кричать – Ты что охренел, помнешь, поцарапаешь капот? Потом выпрямлять, красить будешь. На фига тебе это надо? А внутренний азарт только сильнее и нога с тормоза уже сама пошла. Пнул, легонько так пнул. Никто ничего не заметил, кроме меня конечно. Потом стоял во дворе, чесал затылок и приговаривал – Вот запоминай, запоминай какой ты дурак.

С тех пор тринадцать лет был за рулем и каждый день, но ни в одной аварии, надо сказать, никогда сам никого не бил. Все только меня, ну да это уже их ошибки. Пошла, значит мне на пользу наука. А еще наперед я теперь научился и лучше оценивать ущерб от своих будущих ошибок.

Все мы себя считаем, конечно, умными. И это правильно. А вот на сколько мудрыми? В одном старом совковом фильме с Виталием Соломиным, услышал хорошую фразу – Чем отличается мудрый человек от умного? Умный знает, как исправить, а мудрый, как не допустить. Вот к этой мудрости мы и идем всю жизнь. Правда, каждый по-своему и своими путями. А уж через сколько проб и ошибок? Вот только придти бы.


Рецензии