Встреча с Иолантой в Большом

Сто лет не была в Большом (Новая Сцена не в счет) по разным причинам. Но тот образ театра, что был в моей памяти - старинный, красивый,  сказочный, в общем, классический - я уже не застала. Все, начиная с металлорамок при входе, новейшими лифтами внутри, искусственными вазонами с искусственными фикусами по краям лестниц и кончая отсутствием одного из самых важных атрибутов "моего" Большого Театра - знаменитого Занавеса, говорило о том, что я пришла в другой театр.

Занавеса не было по той причине, что сцена уже была готова к спектаклю и демонстрировала декорации, которые я меньше всего ожидала увидеть в той опере, на которую пришла. Хотя логика в декорациях определенно присутствовала: всю сцену занимало сооружение, похожее на огромную оранжерею, а точнее на теплицу, поделенную пополам, где одна половина была ярко освещена (там будут все зрячие), а другая, соответственно, темная (для слепой Иоланты). Вместо цветов  эти стеклянные теплицы были заставлены множеством пюпитров с нотами.
Я поняла, что все будет не так, как раньше, и приготовилась внимать новой постановке в духе минимализма Сергея Женовача.

Исторически, короткую оперу "Иоланта" давали после короткого балета "Щелкунчик" (и мы бы не возражали против этого и сейчас). Но нам была предложена сюита Щелкунчик, во время которой в темной половине появляется Иоланта и будто бы грезит - в течение получаса бедная певица-Иоланта (Анна Нечаева) была вынуждена присутствовать на сцене в центре внимания публики - то ходила, натыкаясь на пюпитры, то сидела, раскачиваясь и размахивая руками, то бродила "по стенке" и т.д. Сюита казалось бесконечной, хотя звучали до боли знакомые мотивы, т.к. уже начинаешь переживать за певицу - ведь ей же петь заглавную роль! Будут ли у нее силы?
Когда она запела, все сомнения ушли на задний план - голос Божественный! Я поняла, что весь спектакль буду воспринимать, как "борьбу" между мастерством исполнителей и причудами постановщика.
Так оно и вышло.

Подружки Иоланты появились в красивых, но слишком откровенных белых платьях, из которых у многих того и гляди перельются через край их пышные формы. Многоголосье Подружки пели, усевшись в линию по очереди, одна за другой, почти как падающее  домино. (Я поволновалась за одну пухлую Подружку, чье глубокое декольте  едва скрывало ее «верхний этаж», и ее сидячая поза грозила закончиться конфузом.)
И все появившиеся персонажи так и оставались потом в этой «теплице» - то усаживались, то выстраивались рядком вдоль стен, как бы ожидая своей очереди петь.

Сразу хочу сказать, что все мужские голоса пели отменно - и отец-король (Вячеслав Почапский), и герцог Роберт (Константин Шушаков), и граф Водемон (Олег Долгов) и другие. Но почему толстенный привратник дворца Бертран (Александр Науменко) вышел в каком-то крупно вязаном белом "исподнем", как будто " на двор"  вышел, было непонятно. Интересно, в чем же выйдет Король? - Ну, конечно же, в белом крупно вязаном халате до пят. Чего же ждать от герцога и графа? - Ха! Они в серых астронавтских костюмах НАСА, с большими накладными карманами на бедрах, как будто набитыми гаечными ключами и прочими инструментами, необходимыми для починки неполадок в космическом корабле! И опять до боли знакомые арии - "Кто может сравниться с Матильдой моей ..."  -  но почему эту арию Роберту понадобилось петь, вскочив на стул? (опять беспокойство: как бы не упал!), а вслед за ним, будто повторяя жест друга, взлетает на другой стул и Водемон. (Невольно возникает ассоциация с Последним Этингером из «Русской канарейки», чей певческий талант впервые проявился при исполнении "Ёлочки" на стуле).

Короче, сначала мы с подругой переглядывались типа "Interesting!", а потом уже просто привыкли и наслаждались замечательными голосами. Более того, когда Иоланта и Водемон исполняли дуэт о силе и красоте Света, я уже была готова прослезиться - так это красиво и эмоционально было исполнено! И очень волнующий финал "Хвала Творцу!" Уже хочется рыдать.

В результате, мы хлопали от души и в один голос сказали, что бессмертную оперу П.И.Чайковского невозможно испортить! и, в сущности, были очень довольны этим вечером, тем более что после театра прогулялись по рождественской Москве по морозцу.

А по дороге пытались понять, понравилась ли нам эта постановка или нет. Понятно, что современные постановщики хотят стряхнуть "старую пыль" с классических произведений и пофантазировать, но для какого-нибудь авангардного театра где-нибудь в модной подворотне это было бы шикарно, тем более, что в финале был эффектный постановочный ход: темная стенка поднялась и восторжествовал свет! ("Ружье выстрелило!»), т. е. все как бы логично, но, а где же увидеть классику? То волшебство, которое заложено в оперу, то таинство, которое тебя ждет в театре, тем более в Большом?


Рецензии
Всё очень узнаваемо и характерно для нынешнего времени. Режиссёры стараются выпендриться, показать себя "глубокими, ищущими натурами", сказать "новое слово" в театральном искусстве. Оттого и дикие постановки, вывернутые шиворот-навыворот произведения. Вот свежий пример. "Театр наций", где руководителем Е. Миронов, поставил "Идиота" Достоевского. Князя Мышкина играет... женщина - И. Дапкунайте. А несколько женских ролей играют мужчины. Такова "глубокая задумка" режиссёра и худрука. В общем, как у Булгакова - про рухнувший "балкон с голыми боярами".

Степан Круговой   14.02.2016 11:06     Заявить о нарушении
Но когда это "новое слово" не ложится тебе на душу, начинаешь задаваться вопросом, достойная ли ты публика для режиссеров, которых считают "глубокими, ищущими натурами".
Спасибо за отклик, Степан. Я уже думала, что это никого не интересует.

Тамара Филатова   14.02.2016 19:16   Заявить о нарушении
Публика - достойная. А вот режиссёры - отстойные. Они считают, что все должны соответствовать их причудливым или больным фантазиям. А кто не понимает - тот "не имеет вкуса". А всё обстоит прямо противоположным образом. Не умеют подать известные мысли и сюжеты свежо, но эстетически безупречно, в рамках здравого смысла и уважительно к зрителям и авторам - вот и гримасничают. И это подаётся как передовое и культурное. А Вам желаю пополнять Вашу страничку новыми произведениями и зарисовками.

Степан Круговой   15.02.2016 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.