Встреча с Иолантой в Большом
Занавеса не было по той причине, что сцена уже была готова к спектаклю и демонстрировала декорации, которые я меньше всего ожидала увидеть в той опере, на которую пришла. Хотя логика в декорациях определенно присутствовала: всю сцену занимало сооружение, похожее на огромную оранжерею, а точнее на теплицу, поделенную пополам, где одна половина была ярко освещена (там будут все зрячие), а другая, соответственно, темная (для слепой Иоланты). Вместо цветов эти стеклянные теплицы были заставлены множеством пюпитров с нотами.
Я поняла, что все будет не так, как раньше, и приготовилась внимать новой постановке в духе минимализма Сергея Женовача.
Исторически, короткую оперу "Иоланта" давали после короткого балета "Щелкунчик" (и мы бы не возражали против этого и сейчас). Но нам была предложена сюита Щелкунчик, во время которой в темной половине появляется Иоланта и будто бы грезит - в течение получаса бедная певица-Иоланта (Анна Нечаева) была вынуждена присутствовать на сцене в центре внимания публики - то ходила, натыкаясь на пюпитры, то сидела, раскачиваясь и размахивая руками, то бродила "по стенке" и т.д. Сюита казалось бесконечной, хотя звучали до боли знакомые мотивы, т.к. уже начинаешь переживать за певицу - ведь ей же петь заглавную роль! Будут ли у нее силы?
Когда она запела, все сомнения ушли на задний план - голос Божественный! Я поняла, что весь спектакль буду воспринимать, как "борьбу" между мастерством исполнителей и причудами постановщика.
Так оно и вышло.
Подружки Иоланты появились в красивых, но слишком откровенных белых платьях, из которых у многих того и гляди перельются через край их пышные формы. Многоголосье Подружки пели, усевшись в линию по очереди, одна за другой, почти как падающее домино. (Я поволновалась за одну пухлую Подружку, чье глубокое декольте едва скрывало ее «верхний этаж», и ее сидячая поза грозила закончиться конфузом.)
И все появившиеся персонажи так и оставались потом в этой «теплице» - то усаживались, то выстраивались рядком вдоль стен, как бы ожидая своей очереди петь.
Сразу хочу сказать, что все мужские голоса пели отменно - и отец-король (Вячеслав Почапский), и герцог Роберт (Константин Шушаков), и граф Водемон (Олег Долгов) и другие. Но почему толстенный привратник дворца Бертран (Александр Науменко) вышел в каком-то крупно вязаном белом "исподнем", как будто " на двор" вышел, было непонятно. Интересно, в чем же выйдет Король? - Ну, конечно же, в белом крупно вязаном халате до пят. Чего же ждать от герцога и графа? - Ха! Они в серых астронавтских костюмах НАСА, с большими накладными карманами на бедрах, как будто набитыми гаечными ключами и прочими инструментами, необходимыми для починки неполадок в космическом корабле! И опять до боли знакомые арии - "Кто может сравниться с Матильдой моей ..." - но почему эту арию Роберту понадобилось петь, вскочив на стул? (опять беспокойство: как бы не упал!), а вслед за ним, будто повторяя жест друга, взлетает на другой стул и Водемон. (Невольно возникает ассоциация с Последним Этингером из «Русской канарейки», чей певческий талант впервые проявился при исполнении "Ёлочки" на стуле).
Короче, сначала мы с подругой переглядывались типа "Interesting!", а потом уже просто привыкли и наслаждались замечательными голосами. Более того, когда Иоланта и Водемон исполняли дуэт о силе и красоте Света, я уже была готова прослезиться - так это красиво и эмоционально было исполнено! И очень волнующий финал "Хвала Творцу!" Уже хочется рыдать.
В результате, мы хлопали от души и в один голос сказали, что бессмертную оперу П.И.Чайковского невозможно испортить! и, в сущности, были очень довольны этим вечером, тем более что после театра прогулялись по рождественской Москве по морозцу.
А по дороге пытались понять, понравилась ли нам эта постановка или нет. Понятно, что современные постановщики хотят стряхнуть "старую пыль" с классических произведений и пофантазировать, но для какого-нибудь авангардного театра где-нибудь в модной подворотне это было бы шикарно, тем более, что в финале был эффектный постановочный ход: темная стенка поднялась и восторжествовал свет! ("Ружье выстрелило!»), т. е. все как бы логично, но, а где же увидеть классику? То волшебство, которое заложено в оперу, то таинство, которое тебя ждет в театре, тем более в Большом?
Свидетельство о публикации №216020902691
Степан Круговой 14.02.2016 11:06 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Степан. Я уже думала, что это никого не интересует.
Тамара Филатова 14.02.2016 19:16 Заявить о нарушении
Степан Круговой 15.02.2016 10:33 Заявить о нарушении