Совесть

Что такое совесть человеческая?  Обычно  это оценка человеком своих действий  или поступков, сквозь призму общепринятых ,общечеловеческих ценностей или норм. Это очень индивидуально и зависит от персональных восприятий норм морали принятых в обществе.

  Могу с уверенностью сказать ,что каждый охотник помнит каждую свою собаку , а хорошо работающую ,тем более.

  В моей жизни были только охотничьи собаки. Одни работали хорошо, другие очень хорошо, от тех которые не работали по каким –нибудь причинам , я избавлялся сразу же, т.е. я никогда не привязывался к собакам , как к домашним питомцам, за редким исключением. Этим исключением и был мой западник Дим.

  Я купил Дима у однорукого охотника –Петровича в горах. Купил...звучит как то нехорошо..Как можно купить друга? Но тем не менее я его выменял ..на деньги.

   Большой вольер , вместивший восемь собак, был построен на пологом склоне сада, уходившего вниз , к шумной горной речке.

  Вольер был примитивный донЕльзя. Рулон рабицы был закреплен за растущие деревья сада, два обтесаных кола ,зарытых в землю , служили опорой для калитки.

  - Обычно собаки со мной на песеке , в горах. Привожу их домой весной , когда в лесу много молодняка, чтобы не давили. – опередил мой вопрос Петрович.

  Я любовался собаками. Еще не облинявшие , в зимней одежке ,чистые , сильные , вольные  звери.

  - Могу продать двух. Во-о-он того кобеля и его сестру.они еще щенки по десяти месяцев, но уже начинают работать. -  Хозяин показал на серо-белого кобеля и серую сучонку.

  Мне сразу глянулся кобель.Широкогрудый , хантейского типа ,с белой грудью и лапами, с богатым шерстным покровом. Он дышал здоровьем. Никогда бы не подумал ,что ему только десять месяцев, но его документы о происхождении подтверждали дату его рождения.

  Машину он знал. Сев в багажник моей Нивы он изчез , распластавшись на полу и за всю дорогу я его не видел и не слышал.Это обстоятельство покорило меня.Обычно ,в этом возрасте щенки ,а в особенности лайки, гиперактивны. Дим же ,сохранял спокойное величие. Он был интелегент.

                ***
  Так началась наша совместная жизнь и охота.

 Я не могу сказать, что учил его...Мы учились друг у друга.

 Первый же выход в лес показал ,что в лесу он как дома. Он уходил надолго , возвращаясь проверить направление моего движения.

  Весна ..Комары ,лягушки, поющие птицы и орущие ,токующие фазаны..  Всё привлекало его внимание пока мы не пришли  к камышовым крепям , с большими котлованами заполненными вешней водой  и поросшими по берегам неполазными зарослями тернов и облепихи. Дим уходил все шире и шире.Были слышны его шлепки лапами в воде, треск ломающегося кмыша , фырканье во время преодоления глубоких участков.

  Он гонял болотную живность, впервые с ней встретившись и увлекшись этим занятием. Думаю ,что это были болотные курочки, появляющиеся и исчезающие в тростниках ,как привидения, умело пользующиеся  своими маскировочными способностями .

  Он не вылазил из камышей ,настолько увлекшись своей работой ,что не обращает внимания на мои призывы. Ухожу от него вдоль камыша ,по едва заметной тропинке.

  Плотные заросли окружали меня.Где то все это было залито водой ,все еще стоявшей в низинах после весеннего разлива, терновники же росли только по не залитым верхам. На свежей иссиня-черной грязи, покрытой тонким слоем воды ,можно было видеть все разнообразие следов живлтных , населяющих эту местность.

  Большой плес слева – зеркало чистой воды, обрамленное стеной тростника. Стайка чирков кормится вдоль заросшей кромки.Они по очереди ныряют ,доставая какой то корм, как поплавки переворачиваясь вверх хвостами. Сидящие по берегам в тине  лягушки, дуют пузыри щек ,закатывая глаза в любовной истоме ..Весна..

   Дим обогнал меня ,как это обычно делают лайки - немного  коснувшись моей ноги. Сердце , сдвоив , стукнулось  о  грудную клетку от неожиданности.Всегда знаешь,что собака рядом и может прийти в любой момент, но всегда она приходит неожиданно.

  Он ушел вперед ,по кромке камышазалитого водой в терновый остров впереди. Иду тихонько за ним, по едва заметной тропе ,растворяющейся в кустах калины и терна. Одежда легкая, лезть в кусты – себе дороже. Ощетинившись колючками он не особо то рад приходу непрошенных гостей.

  Дим нашел кого то в дальнем ,не доступном для меня углу тернов.Его звонкий ,чуть с гнусью голос, прорвался сквозь сторойный хор лягушачьего и птичьего вечернего пения.

  По кому он работает? Идти туда я не мог ,да и не зачем. Мой приход мог спровоцировать его на атаку  и если это кабан или свинья с поросятами, то далеко не безопасно для молодой собаки. Конечно же ,я ждал от него работы ,за этим я и приехал в лес.Но слыша сейчас ,как он работает, я волнуюсь и переживаю.

 В том ,что это была работа по зверю, я не сомневался уже. Дим замолкал, перемещался ,опять начинал работать, все еще не покидая тернов. Что может произойти с молодым ,азартным кобелем?Может попасть под страшный удар кабаньих клыков ,а потом быть изувеченным и растоптанным озлобленным секачем или свиньей.

  Вечерело..Я был все еще на том же месте ,ожидая работающего Дима. Серп поднимающегося из-за горизонта месяца проявляляся все ярче и ярче, появились первые звезды, в окрестных болотах с кряканьем и плеском вставали на крыло кряквы ,улетающие на кормежку ,комары запели свои нудные песни..Беспокоясь ,я звал Дима.Кричал ,свистел, слыша его работающим на том же месте.

  Он пришел уже потемну. С шалыми глазами ,улыбающийся своей собачьей улыбкой, с языком вываленным наружу до самого корня.

  Вытащив собаку в свет фар ,я осмотрел его ,опасаясь обнаружить следы кабаньих клыков .Он был грязный ,замусоленный болотной тиной , но без следов крови. Моет работал не по кабану ? А может просто осторожный ? Это была его первая работа ,очевидцем которой я был.

                ***

  В один из осенних дней ,мы с супругой отправились в лес. Это время звенящей прохлады , когда воздух прозрачен и чист, прохладен и звонок. Когда ты слышишь курлыканье улетающих журавлей ,но не можешь их рассмотреть в синей ,прозрачной вышине. Когда солнце светит ,но уже не греет. Когда появляются первые осенние грибы, созревают калина , боярышник ,терен и облепиха. Когда запах прошедшего лесной тропой зверя еще долго висит в воздухе.

  Узкой лесной тропой мы шли к нашим грибным местам.

 - Как сильно воняет кабаном, вернее хряком , - только подумал я ,как услышал треск ломающихся кустов ,гул потревоженног стада ,какой то не то стон ,не то короткий вопль  Дима и потом его азартное облаивание и тревожное похрюкивание кабанов.

Все это было рядом, так близко ,что сквозь лай собаки были слышны прыжки во время бросков ,хруст валежника под копытами зверей..

  Супруга , ухватившись за мой рукав ,прошептала:” Пойдем отсюда ,пока целы.. Я бою-ю-юсь..”

 - Никто тебя не тронет. Стадо разбежалось уже ,а Дим воюет с одиночкой . Нужно стронуть зверя , ходовой не будет опасен для собаки , а обороняющийся  на месте , в тернах , может нанести серьезные повреждения во время выпадов, - произнес я громко, почти крича , начав топать ногами и трешать сушняком.

 Дим взвизгивал нападая , кабан в ответ рычал во время ответных бросков.
 Я что то кричал собаке и кабану ..

 В итоге кабан сорвался с места, разрывая с треском сплетенные в единое терновники. Все смолкло .

 - Вот и все , - улыбнулся я ,повернувшись к  супруге , - Бояться нечего они ушли.

  Дим пришел быстро ,буквально только отогнав зверей ,как бы понимая ,что мы не охотимся.

 - Что это там у него болтается сзади? –спросила супруга ,обращая мое внимание на подходящую собаку.

 Я подозвал Дима и увидел ,что кусок кожи с плотью, размером в мою ладонь,отсечен на задней стороне его бедра.Ощупав его всего ,я обнаружил кровь ,на нижней стороне груди от удара кабаньего клыка.

 - Задница ладно..,а вот грудь..- завалив его  и раздвинув густую шерсть, я увидел ,что клык распорол кожу ,не проникнув под ребра. – Нужно ехать к хирургу ,зашить.

 ...Через месяц все зажило “ как на собаке” и к началу промыслового сезона мы были готовы – я морально ,Дим физически.

 В свои полтора года , он был крупным ,костистым с хорошо развитой мускулатурой ,наработавший за лето хорошую физическую форму. Мой сынишка Дима ,его ровестник и тезка, запросто катался на нем во дворе ,ухватившись за его густую шерсть и взобравшись на его широкую спину.

                ***

 В один из дней раннего декабря  мы охотились в горах. Место уникальное. Два соленых озера – большое и малое в окружении крупного лесного массива, представленного всем разнообразием южной растительности. Дуб, ясень, клен ,боярышники ,а так же фруктовые дички груши и яблони, являясь превосходной кормовой базой для всех видов животных.

  Весь кабан ,населяющий эту местность ,откормившись за летние месяцы в окркстных полях кукурузы,зерновых и подсолнечника , скапливался в лесных массивах вокруг озер.

 Мы гаяли кабана вдоль Большого озера ,по его высокому ,заросшему лесом берегу.Пахло сыростью и грибами.Кое где встречались копанины кабанов. Слой сухого листа  гремел под ногами. Собаки ушли куда то вперед. Линия застрела далеко впереди. Тишину иногда нарушает заполошный крик , испугавшейся чего то , утки с озера.

  В большой прогал вижу все блюдо озера, покрытое шевелящейся черно-серой живой массой. Это кряквы! Они машут крыльями поднимаясь на лапах над водной поверхностью, перелетают и садятся, распуская усы по поверхности после низкой посадки и вообще ,ведут себя очень шумно ,не по охотничьи.Охота на утку здесь запрещена и поэтому их здесь собирается тысячи.

  Впереди выстрелы..Не один и не два! Канонада! Кто стреляет ? Взяли ,нет?

  Сонное оцепенение улетает! Прислушиваюсь и присматриваюсь..остальные гайщики ,тоже притихли как то… Слушают..

  Как из- под земли , впереди меня , в мелколесье – кабаны. Идут в лоб на меня, преследуемые Димом. Идут быстро и молча. Удивительно ! такие крупные копытные и совсем не производят шума. ...Один ,два ...шесть ..- успеваю считать я. Увидев меня , наконец, резко сворачивают , обтекая справа. Вижу , как Дим ,забегая ,пытается хватать одного из них за ноги. Кабан взбрыкивает , продолжая свой бег.

   Пропускаю зверей за линию загонщиков...Один зверь переворачивается после выстрела , второй отваливает в сторону , с повисшим все-таки на нем кобелем. Через время слышу визг собаки на одном месте.Бегу на звук.Дим держит кабана за ухо и кричит ,именно кричит ,сквозь стиснутые зубы ,не смолкая.

  Окровавленный кабан пытается поддеть его рылом, но у него не хватает разворота от повисшей на нем собаки.Он только толкает кобеля ,кружась с ней в диком танце на одном месте. Белые грудь и шея кобеля в крови..В чьей?

  Выстрелить не могу – убью собаку.Но и медлить нельзя, кабан все время достает собаку рылом в грудь.

 - Почему кобель все время кричит? Кабан достает его клыками? Но почему тогда он не бросает его? И грудь вся в крови..

  Подхожу и бью кабана ножом подмышку ,за суставом. Раз и второй раз...Кабан заваливается на бок,визжа ,как обычная домашняя свинья и иступленно лупя задними  ногами воздух ,доходя в агонии. Дим отскакивает , тут же  хватая кабана за заднюю ногу ,но отлетает далеко в сторону от сильного пинка.

 - Ты что , дурак! – Кричу ему. – так и без зубов останешься!

 Но он уже сообразил ,рвет кабаний загривок.

 Возвращаюсь чуть назад.Второй лежит на месте. У нас шесть товарных лицензий, можно было бы стрелять весь этот гурт ,за исключеием головной свиньи .Я не знаю результатов стрельбы застрела, они стреляли много,может быть перестрел. Нехорошо..

 - Если бы не Дим ,то этот  второй ,ушел бы. -  Я в восторге от его работы!

                ***

 Этой же зимой я начал ходить с ним по кунице, пытаясь тропить и найти хотя бы одну ,чтобы показать собаке. Он подбирал указанные мною следы ,но тут же бросал их ,не следя совсем.Они не имели запаха и ,следовательно ,не интересовали лайку. Я прекрасно понимал одно –для того чтобы Дим начал работать по кунице ,я должен ему ее показать .

  Но куница –зверь ночной! Как и где найти ее свежие следы днем? Помощь пришла совершенно неожиданно.

   Мой друг Лёша –заядлый гончатник и зайчатник ,привстрече рассказывает мне :” Вчера был по зайчику..Знаешь широкие посадки вдоль железной дороги? Так вот, их сейчас чистят.. Зайцы все там сейчас ,под кучами хвороста ложатся.И куницы там много, следов ,во всяком случае.По моему моя Найда гоняла куничку ,потому что ,гоняла странно как то. Все деревья нюхала ,след теряла ,потом опять начинала работать ,опять по деревьям..Вобщем я ее подловил и увел с куниьих следов.”
- Ох ,а зайчика я там погонял!!! – прикрыл он глаза в восторге.

-                ***

Первый  же выходной я с Димом на указанном месте. Широкая ,как лесной массив лесополоса ,с огромными кучами слежавшегося хвороста , оставленного почему то рабочими. И куньего следа , действительно , валом.

    Дим ходит по набродам ,тянувшимся от одной кучи к другой. Морозец поддавливает, снежок похрустывает под ногами,охочусь по кунице,которая здесь явно есть. Все как в тайге, по настоящему, как мечталось ! Лайка , куница..Только прореженная лесополоса возвращаля обратно ,на берега Кубани.

  Дим заработал впереди ,по ходу..бегу туда .Я никогда не видел куницу живьем,только на картинках. Представляю ,как она затаилась под собакой , распластавшись на ветке. Вижу кобеля ,который облаивает стройный ясень, не спуская взгляда с его вершины.

  С дерева летит снежная пыль..

 - Кто ее сбил? Куница на дереве или в дупле?

 По мере приближения , Дим обходит дерево по кругу  и останавливается на противоположной от меня стороне.

  - Отвлекает внимание..как лайки быстро соображают! При виде приближающегося охотника ,зверек может уйти верхом ,поэтому лайка отвлекает его.

  Еще ближе..Крадусь,стараясь не хрустнуть ,не подшуметь.

 - Где же она , куница?- шарю глазами по уже хорошо видимому дереву .

 Громадный ,грязно-желтый кот сидит на вершине дерева.Один глаз прикрыт, ухо оторвано ..Настоящий разбойник.Сытый и довольный , посматривает на собаку сверху. Бич охотничьих угодий! Выхожу из-за дерева не таясь больше и кот ,увидев меня прыгает с самой вершины.

 Стреляю по инерции,видя ,как сноп дроби смял  его полет на землю. Дим давит добычу ,улыбаясь мне.

 Я же ,выговариваю ему:”Это не наша добыча! Нельзя ! Это кот ,пусть и одичавший разбойник ,пусть и поел зайчат и фазанят ,но это кот! Нельзя!”

  Дальше иду по центру лесополосы, подходя к дуплистым деревьям ,не пропуская кучи хвороста.. Дим ищет впереди.

 Вижу ,что он закопался возле кучи валежника. Явно заинтересован..”Ушки на макушке” , прыгает вокруг ,весь внимание внутрь ее.

 Подхожу ,подбадривая его :” Давай ,давай ,поищи ..там ,там !”

  Под кучей явно кто то есть.Это видно по поведению собаки.Может конечно заяц или лиса, но они бы ушли заранее. Берусь за толстый обрубок ветки,уходящей  своей кроной в основание кучи.Шевелю ее..Ди прыгает на кучу ,потом на ее противоположную сторону ,пытаясь кого то поймать.

  Я в мыле от азарта , от близости зверька. Шевелю всю кучу , дергая за выступающие обрубки...Приподнимаю и бросаю их..

  Голубой зверек выпархивает из-под кучи  мимо собаки и по спирали уходит  по стволу дерева ,на самую вершину , и повисаетв рогульке наверху ,смотря на потерявших рассудок охотников. Один из которых ,с пеной на морде , голосит пытаясь влезть на дерево, второй ,с ружьем в руках , мечется потерявшись во времени и в пространстве от  азарта.

  Сейчас я рассмотрел ее.Темно –коричневая ость и голубовато-серый  пуховой подшерсток, блестящие бусинки глаз на острой мордочке и  округленные ,большие уши-локаторы, крупные черные папы с белыми , острыми коготками..
 Азарт бурлит и клокочет, передаваясь дрожью в руках..Стреляю в зверька ,в расчете, что он прилетит после выстрела мне в ноги, но он повисает в рогульке после моего выстрела. Просто обмякнув ,повисает..

  Смешно наверное ,когда к четвероногому охотнику ,пытающемуся взобраться на дерево ,присоединяется двуногий..Кто быстрей влезет!
 Мои унты скользят по мелко-шершавой коре ясеня , тяжелая куртка , наоборот ,цепляется за каждый ,даже мелкий выступ коры, не давая добраться до заветных сучьев..
  Раздеваюсь ,не смотря на морозный ветерок и уже через минуту держу в руках теплую, пышную ,голубую куничку.Я слышу ее запах – горьковато-терпкий ,напоминающий запах мускатного ореха ,который не спутаешь ни с каким другим. Дим прихватил осторожно теплого зверька , а потом долго обнюхивал , тыкаясь и утопая носом в темной шкурке ,как бы стараясь запомнить этот запах. Эта была самая первая и поэтому самая яркая работа по кунице.

                ***

      Зима подсыпала снежка. К середине января морозы покрыли льдом реку,  оставив небольшие продушины на стремнине. Пушной зверь бродил широко, переходя с одного берега на другой, оставляя пробитые тропы следов по берегам.  Здесь можно было видеть следы лисиц ,куниц ,норок и даже выдра бродила от полыньи к полынье ,оставляя длинные следы  мазков ее хвоста на снегу.

  Солнце только окрашивало Восток розовым,когда мы с Димом были уже в лесу. Я медленно брел по захламленной  протоке с большими ,как бобровые дома ,наносами мусора на прижимах. Дим шарил по этим кучам, переходя от одной к другой ,влезая порой вовнутрь и обходя по кругу с берега ,затем резко ушел в лес , по чьим то ,затоптанным им же следам.

  Перехватив след ,я пытался понять ,по кому же он ушел, когда вскоре услышал его голос на реке. Бегу , путаясь в мелком кустарнике, задохнувшись от быстрого бега и волнения. Собака передо мной .Облаивает огромный ,торчащий в небо ,обломанный ствол старого тополя. Обломок в два обхвата толщиной и метров за десять высотой. На его конце, одетой короной ,торчали вверх острые зубы излома. Совершенно очевидно ,что вверху – пусота  под короной. Пара черных дупел смотрели в разные стороны черными пустотами. Такой тополь легко может спрятать берогу медведя ,но они здесь не водятся.


 Подхожу ближе и Дим начинает перемещаться вокруг ствола ,на противоположную от меня сторону, по очерченному им самим невидимому диаметру.

   Огромная желто-рыжая башка, выныривает из дупла следя за собакой. Я опешил..
 - Рысь что ли ? Их же здесь тоже нет! Кот! Камышовый дикий кот!!

 Он медленно выползал из дупла ,следя за лающей собакой ,опираясмь на передние лады снаружи. Дальше и дальше..Уже выполз наполовину , до середины тела..Я понимаю ,что стрельнув сейчас ,я буду вынужден рубить дерево или взбираться на его вершину ,т.к. кот соскользнет обратно внутрь дупла .

Как бы понимая мои мысли ,Дим смещается еще дальше по кругу ...Кот выползает из дупла все дальше и дальше ,следя за собакой..

 Вот уже опирается на передние лапы ,оставаясь только задними в дупле.

 - Но какой же огромный ! Если бы не знал , что рыси здесь не водятся , подумал бы , что рысь, даже кисточки на ушах!

 Бью кота и он ,вывалившись из дупла ,летит вниз, растопытив лапы с выпущенными когтями и балансируя всем телом ,чтобы приземлиться на ноги ,как это могут делать только коты.

 Подпрыгнув вверх ,Дим ловит его в воздухе ,от удара распластавшись нп земле. Кот величиной с хорошего лисовина и весом под десять килограммов.

 - Порвет собаку ! – бегу к рычащему и шипящему клубку.

 Кот впился собаке в грудь, изогнувшись рвет ее всеми четырмя когтистыми лапами.Собачья шерсть летит клочьями.Снег в  крови ,кошачьей и собачьей уже...

 - Только бы глаза не выдрал ! – подбежав я пытаюсь ногой прижать кота к земле , но он , как ртутный шарик , выскальзывает , впившись в собаку . Наконец мне удается прижать его , кот тут же бросает собаку и я чувствую его когти ,пробившие мой сапог , в районе икры. Дим же ,воспользовавшись заминкой , перехватывает кошачью шею , ожесточенно тряся и ломая позвонки. Все затихает..

  Это второй камышовый кот в моей жизни. Первого я добыл из-под гончих в камыше. Крупный , сильный , серо-желтый зверь с разбросанными по телу черными пятнами, выстоившимися в ровные ряды от головы к хвосту и делающими его не видимым. Толстый, пушистый  хвост, черными и желтыми кольцами . Мощные лапы с сантиметровыми когтями ,грязными  в запекшейся крови.. Это была НАША добыча, которой я был несказанно рад.Не столько самой добыче ,сколько способностям моей собаки.

  В этот же день ,значительно позже ,он сработал норку, которую мы не смогли взять. Он нашел зверька ,под большим ,подмытым  водой и отколовшимся от коренной части куском береговины, повисше м на красных и желтых обнажившихся корнях , надо льдом. Кобель был уже в пене от бесполезных попыток достать зверька ,когда я подошел. Он грыз и обламывал мерзлую землю ,кровеня снег поврежденными деснами и губами.Рвал толстые корни , пытаясь перекусить их ,оставляя на гладкой , шелковистой поверхности  кровавую слюну. Норка в ответ ,громко стрекотала где то под берегом , распуская отвратительный запах ,раззадоривая и меня и собаку еще больше ,но все наши ухищрения не привели ровно ни к какому результату.

  Дим лез под берег ,нырял в расщелину сверху .Я ,в свою очередь, шевелил длинным свидиновым прутом , но норка только верещала в ответ,грозя нам всеми мыслимыми и не мыслимыми карами ,но не двигалась из своего убежища. В конце концов, мы оставили ее в покое.

                ***   
               
  В этом же сезоне ,я взял еще двух куниц,одна из которых была очень легкой ,вторая же заслуживает отдельного рассказа :
” Даже на Кубани крещенские морозы заявляют о себе, иногда очень серьезно ,когда столбик термометра опускается до минус 20 и ниже.

 Но Кубань есть Кубань.. Днем солнце пригревает , растапливая снежную корку и заливая талой водой поверхности , ночью же к власти приходит мороз, сковывая всё подтаявшее за день в свои железные объятья.

 Блестит от наста снег, гремя проваливаясь под тяжестью шагов ,блестят потоки заледеневшей влаги на кустарниках и деревьях, клоня их под своей тяжестью к земле, ледяным панцирем покрыты черные колодины обломков деревьев ,торчащие из под снега.

  Струящийся пар из промоин реки ,поднимаясь оседает на на прибрежных зарослях калины и вербы , нарастая за ночь пушистой белой шубкой.

  Я иду по кромке старого леса ,граничащего с подросшей вырубкой. Дим гремит настом по вырубке.

 - Что он там делает? – я пытаюсь заманить его в лес ,где много ветровала и просто старых дуплистых деревьев и где старые ,затаившие двучетки хорошо видимы на снежной корке.

  - Чего он там лазит? Здесь же зверь , здесь! – ругаюсь я на ушедшего кобеля .  – Они же здесь где то ,в завалах !

  Дим завизжал на месте.Я слышу ,что этот визг не от боли, от досады скорее, как за убегающим зверьком, который вот ,совсем рядом ,но не догнать..

 Ломлюсь  сквозь ледяной кустарник, гремя как бьющийся чайный фарфор.Среди вырубки , на чистом – обледеневшая ,в беспорядке сложенная поленица пиленных чурбачков. Некоторые из них покрыты зеленым замерзшим лишайником ,некоторые – подгнившие с посыпавшейся трухой ,но основная масса все еще крепких ,схваченных монолитной ледяной коркой.

  Кто то готовил ее для баньки ,но то ли река не дала увезти поленицу, то ли просто не поместились приперевозке, сегодня дав приют кому то из куньих.
 Дим не обращая внимания на мой приход, суетился вокруг кучи ,пытаясь проникнуть во внутрь ее , просовывая голову в имеющиеся пустоты , но тут же отскакивал ,визжа от азарта. Глаза горят ,уши ловят каждый шорох ..Он весь там ,внутри и он знает кто там , в отличии от меня .

  Он ныряет, елозя на боку , под самый низ кучи ,найдя там достаточно большую для себя дыру. Дергается там ,взвизгивая и извиваясь всем телом ,пытаясь достать  кого то , но выскакивает ,бросаясь сразу же к противоположной стороне поленицы.Пипка его носа покрывается бусинками крови.Он весь вне себя от азарта, опять ныряет под кучу и ..опять выскакивает с расписанной мочкой носа, вытираясь о взъерошенный снег.     Его состояние передается и мне . Трясущимися руками вырубаю длинную слежку и начинаю шурудить внутри кучи ,находя просветы между поленьями. Шест не идет ,упираясь и ударяясь в слежавшиеся поленья. Пытаюсь отломить поленья от смерзшегося монолита , используя сначала шест , а потом свой топорик, стуча обухом его по чурбакам.Они крошатся , разламываясь под ударами , но держатся крепко. Сую шест под кучу , намереваясь пошурудить там основательно ,но он упирается в пиленные огрызки ,не доходя даже до середины. Я в таком же азарте ,как и Дим , только нос мой все еще цел ,хотя застывшие на морозе и потерявшие чувствительность ладони уже в крови.

 - Нужно сделать рычаг! – осеняет меня инженерное решение.

 Вырубаю длинный кол ..Сую его в просвет между поленьями ..Давлю..тяну ...толкаю..Наконец от поленицы отваливаются пару поленьев ..потом еще пара..Я как загнанная лошадь, в мыле! Пот льется по лицу.Снимаю верхнюю одежду ,рюкзак, вешаю все это на ближайший сук ,к ружью..Вижу ,как вокруг меня поднимается пар..

 - Если бы кто то сказал мне , даже у себя дома ,переложить эту железно-спаянную поленицу дров с одного места на другое..Никогда не стал бы этого делать! А здесь ,работая с остервенением ,отбивая каждое полено ,сдирая в кровь ладони,ворочая поленицу громадным ,еле удерживаемым моими уставшими  руками ,колом , я работаю..Еще как работаю! Стаханов позавидовал бы!

  Наконец то открылась “крыша”, обнажив черную ,не смерзшуюся внутренность. Выбрасывая на улицу поленья ,углубляюсь в поленицу. Кобель суетится вокруг ,то прыгая наверх и пытаясь влезть в открывшееся жерло, то опять бросаясь вниз. Почему то уверен ,что зверек сейчас окажется у него в зубах.
 Но все идет совершенно по другому..

  Зверек показывается в проломе ,пристально изучая меня одним левым глазом ,второй же ,правый смотрит на меня белым бельмом..

 - Вот , вот , Дим ! Возьми его! Он здесь, сюда  ! – Это я перевожу на русский письменный ,на самом же деле ,я не думаю что кричал то же самое.

 - А где же ружье? – увлекшись раскопками я переместился на противоположную сторону кучи .Два- три шага к ружью по рыхлой ,шаткой поверхности.

 - Нужно взять ружье! – я готов сделать эти три шага..

 Но кунь меня опережает.

 Я вижу белую собачью морду ,вынырнувшую под ним и кунь прыгает..Сначала на мои ноги , потом на грудь и плечи ..Машу руками , защищая лицо. Дим прыгает на меня ,клацнув зубами у моего подбородка,пытаясь схватить куницу. Кунь ,взлетев на мою голову ,прыгает на ближайшее дерево и ..пошел верхом. Дим ,визжа от азарта ,следует низом за ним .Я же плачу ,в вырытой мной самим  деревянной яме , пытаясь достать  с сучка мое ружье.

  Все произошло так стремительно ,что я готов рыдать..Почти два часа работы..не работы – каторжного труда! Зверек был в моих руках, но я его оттолкнул. Все еще чувствую  гладь его меха на своих ладонях и его запах.Терпкийзапах куницы.

    Мог ли я его схватить? Конечно мог! Мог быть покусанным , поцарапанным , но схватить я его мог! Дим же ,весь исполосованный зубами и когтями пытался..При этом ,правда ,чуть не цапнул меня за лицо , промахнувшись по кунице . Но он ,я думаю ,даже не сомневался..

  Голос собаки прерывает мои угрызения. Хватаю ружье и бегу на зовущий лай..
 - О ужас ,только не это!

 Дим крутится вокруг большого штабеля бревен, не менее чем тракторная тележка вличиной.

 - Как в наказание за что то! – медленно обхожу штабель..

 Кобель нюхтит ,фыркает ,прыгает наверх ,лезет под низ, взлаивая..

  - Что делать?

 Стучу сапогом по выступающим из штабеля бревнам в раздумье..

 - Здесь не рычаг ..подъемный кран нужен! Отказаться от этой затеи? В конце концов она мне и не нужна, эта куница..Какая куча! Я и умру здесь , разбирая ее..

 Я влез на штабель ,громко топая сапогами по обледеневшим стволам. Попрыгал на нем.Дим лез в просветы между бревнами ,громко фыркая ..

  Какое то движение ,прямо у меня под ногами..

 - Куница! Все тот же кот ,с бельмом! – он поворачивает голову ,следя за собакой. На меня он не обращает внимания ,считая полным лопухом или своим другом?
 Но нет,теперь то я уж точно маху не дам! – прицеливаюсь я по самому кончику носа зверька, хотя какой там прицеливаюсь.кунь сидит в двадцати сантиметрах от среза стволов.

 - Разобью..даже по головке будет месиво..- Перевожу стволы на сантиметр в сторону и стреляю.

 Хвост куницы ,мелко дрожа ,поднимается в просвете бревен.Хватаю за этот хвост и выбрасываю куницу на собаку. Кот оглушен ,но живой.

  Дим ловит куницу на лету ,заканчивая нашу охоту ,да и сезон тоже.”

                ***

   Весна..Отцвели синие пролески..Все еще серый по-зимнему лес ,зазеленел готовыми распуститься почками. Он все еще и серый будто бы и в то же время сквозь эту светлую серину пробивается уже новая жизнь.Зацвели сады..Сказочная красота! Розовые яблони, абрикосы и персики , белоснежные  вишни..Все идет своим чередом ,украшая улицы южных станиц.

  В мае зацвел терен...Взбитыми сливками белеют его нескончаемые заросли,  ползущие по косогорам белыми лентами, захватившие свои территории по кубанским кручам и пойменому лесу. . Май – время первых грибов , дорожками появляющихся в терновых влажных дебрях.

  А какие грибы без собак?Дим всегда со мной. Лезем по тернам где на четвереньках,где и по пластунски ,пользуясь зверинными тропами. Вот наконец извивающаяся дорожка белых шляпок! Режу хрустящую плоть толстых и плотных ножек, укладывая  тяжелые0крупные ,пахнущие свежей сыростью шляпки в пакет.
 Дим крутится вокруг меня,скорее всего не понимая,чем это занимается хозяин.Он нюхает грибы срезанные.потом идет по дорожке ,наступая на рыхлые шляпы..Я ругаюсь.

 - Ну чего ты здесь лазишь? Тебе нечем заняться ,что ли? Уходи! Что за свинья ! Все поломал..

 Конечно же он понимает ,что я не очень доволен .Обидившись уходит , треща в тернах где то в стороне.Запах цветущего терна ,заглушает все остальные. Он осязаем ,накрывает тебя плотным ,сладким ароматом, немного откатываясь потом и позволяя тебе сделать вдох свежего лесного воздуха , накатываясь обратно.

  Где то в болоте загудела выпь,заглушив  своим басом хор загулявших по весне лягушек.Звенят синицы, загомонили, испугавшись кого то ,дрозды, где то в гуще тернов закричал токующий фазан..

 Я услышал шумный взлет его и громкую посадку на дерево. Потом его испуганное :”Кэк” и лай Дима. О том ,чтобы пробраться и посмотреть работу собаки не могло быть и речи, хотя грибы уже отошли на второй план.

 Я слышал как фазан ругнулся один раз :” Кэк ,кэк!” потом второй : “ Кэк –кэк!”, а потом затарахтел крыльями ,помчавшись прочь :” Кэк –кэк,кэк –кэк ,кэк-кэк....” ,уйдя со слуха и без остановки ругающийся на потревожившую его собаку.

  Дим трещал сушняком ,сотрясая терновые заросли и обсыпая белые цветы, но понять куда делся петух не мог. Он его потерял и вскоре пришел ,забыв об обиде ,громко дышавший ,влажный ,улыбающийся .он нашел для себя что то новое. Весну мы потренировались по фазану .Дим находил ,сажал на дерево и облаивал как петухов ,так и кур, но за отлетевшими не следил.то ли решил что для него проше найти другого , то ли просто считал для себя это не необходимым..

                ***

  Отгрохотали перепелинная и утинная охоты. Открылся фазан. Конечно же мне было интересно посмотреть работу моей собаки по фазану .Почему то охота на фазана –петуха должна быть обязательно  с егерским сопровождением.То ли от перестрела , то ли для придания значимости обществу охотников? Тем не менее ,егерь с нами и мы совсем не там ,где планировали. Облесенная заболоченная низина,с шишкастыми буграми  и небольшими озерцами воды ,поросшими камышовыми крепями. Бугры покрыты зарослями терновника и уже янтарно-желтой облепихи.

  Медленно идем всей компанией вдоль зарослей.Дим шарит внутри ,треща сломанными ветками. Подъем не заставляет себя долго ждать. Затарахтели в зарослях крылья и..птица осталась  невидимой, сев где то внутри куста облепихи, попискивая..
 - Это курица ,не стреляем. – объявил егерь, хотя мы и сами знали ,что у нас лицензии только на петуха и вообще ,стрелять курицу не только безнравственно , но и не по охотничьи.

  Отзываю собаку и уходим дальше. Договариваемся подходить только по очереди и стрелять птицу только исключительно в лёт.

Очередная работа и конечно же , право добыть первого петуха предоставляется хозяину. Лезу в кусты на голос..Петух скэркает на собаку , потом резко срывается в высоченную свечу над кустами, тарахтя крыльями по втвям и набирая высоту.
  Достигнув пика свечи ,он ,как выпущенный из пращи камень, набирая скорость срывается в сторону компании.

 Все они вскидывают ружья ,не смотря на договоренность ,что стреляю я.
 После моего выстрела ,фазан складывается ,как ныряльщик с трамплина , по пологой дуге толкающей его инерции, с той же набранной уже им скоростью ,летит к земле.
  В рядах охотников смятение.Фазан ,как пушечное ядро ,летит на их головы. Все бросаются в стороны  и тоько один ,растерявшись, бросается сначала в одну ,потом в другую сторону , согнувшись и оглядываясь посекундно на пытавшегося поразить его фазана, убегая почему то вдоль его траектории падения ,падая  в конце концов ,запутавшись в траве.Фазан грохается об землю, подскочив от силы удара..

  Толпа лежит вповал , давясь от смеха , я то же выползаю на четвереньках , буквально рыдая от потрясающего зрелища.

 - Чуть не заохотили тебя ,Гена!

- Ты в штаны с перепугу не наложил?

- Это Сергей специально, чтобы покончить с тобой таким оригинальным способом! – посыпались подначки ,все еще ржавших мужиком, которым только дай повод.

  Нужно было видеть его испуганную физиономию и вытаращенные глаза , чтобы понять всю комичность этой ситуации, когда Охотник испугался не на шутку.

  - Теперь тебе и на фазана охотится нельзя будет!  Или испуг выливать к бабке!
  Гена посмеивался ,но был очень сконфужен.

  Положенных четырех петухов мы взяли без происшествий больше.Всех их отработал Дим. Подавал он только  мне.Где бы не находясь ,кто бы не стрелял  из под него, он хватал добычу и , сопровождаемый отборными матюгами удачливого охотника, на всех парах мчался искать меня ,кладя добычу у моих ног.   
               
  Немного хуже обстояли дела с добытыми кабанами.Утащить их он не мог, но пускать кого то к сбитому зверю не хотел, рыча и бросаясь на приближающихся охотников и устраивая  жестокие драки с другими собаками.он считал своей добычей все ,что было им сработано, не взирая на присутствие других.

  Почувствовав свою силу , как то и меня ,в азарте он цапнул за руку , когда я не задумываясь подошел к сбитому кабану  и попытался привязать веревку к пятачку.
 Бросившись ,Дим ударил зубами мою руку , но не прокусил. Тут же сконфузившись ,смотрел в сторону ,признав во мне хозяина .Я никогда не задумывался ,что может случиться с Димом вдали от меня . Он же не всегда работал накоротке, зачастую уходя по такому зверю ,как олень или кабан очень далеко. И если к стоящему на отстое или сбитому животному , попытается подойти кто то чужой..Я просто никогда об этом не думал..

                ***   
 
     По мере нашего обоюдного взросления  и накапливания опыта, мы расширяли географию наших охот. 

Большой Кавказ – горы Краснодарского края и Карачаево-Черкессии.. Белоствольные , светлые буки или чинарники, богато устилающие по осени землю треугольными орешками, снабжающие диких копытных и медведей .        Богатейший животный мир с трудно-описуемой дикой красотой ландшафтов , от просторных степей в подножии , до скалистых пиков ,подпирающих пронзительно синее небо, с шумными горными речками и удивительной прозрачночти озерами, в которых можно видеть медленно ходящую вдоль берега форель.

  Мы охотились высоко в горах  КЧР, в предальпике , по изрезавшим горы ущельям , поросшим смешанным лесом, за кабаном.  Звери ,кормясь ночами в буковых лесах по над речками ,оставались по верхам тех же ущелий на дневки. Охоты в горах тяжелые.Я не говорю об охотах на баранов или козлов. Олени и кабаны ,спускаясь на кормежку пониже в водоразделы, после нее уходили в верхи ,в скальники ,где и проводили в безопасности дневное время. Добраться до них было не так то просто ,а уж толкнуть их в нужном направлении было вдвойне тяжело.

  Местные охотились обычно из ночных засидок , во время выходов зверя. Мы же ,будучи с собаками, охотились нагоном или гаем. Оставив застрел в местах возможных переходов зверя ,загон уезжал  на парк километров и начинал гай – медленное движение с собаками в сторону застрела.

  Как я завидовал Диму с его четырьмя ногами, моих двух мне явно не хватало и я достаточно часто использовал две руки тоже. Крутой склон , поросший громадными ,упирающимися в небо буками, ниспадал в шумевшую далеко внизу безымянную речку.  Светло –серые ,в мелкую черную крапинку  толстые стволы буков ,растущие по склону ,придавали светлый , но строгий и торжественный вид осеннему лесу.

  Испаханный кабаньим стадом лесной пол усыпан буковыми орешками.По всему склону торчали громадные скальные выросты ,препятствующие моему движению.Иногда их можно было обойти ,иногда нужно было спускаться или подниматься ,просачиваясь сквозь скальные разломы и трещины , рискуя каждую минуту сорваться. Мертвые стволы  упавших великанов  ,добавляли трудностей в нашем пердвижении. Нам нужно было , растянувшись по склону ,перекрыть ущелье  и давить зверя вверх ,но верх в горах –понятие растяжимое ,это постоянное  движение  по ломаной. Вверх и вниз ,вверх и вниз.

                ***

  Обходя большой завал ,в котором упавшее старое дерево подмяв  под себя молодняк ,висело не касаясь земли, поддерживаемое ими на весу, я обратил внимание ,что Дим вертится в буреломе , явно чем то заинтересовавшись. Он обнюхивал стволы , вставал на задние лапы , чтобы влезть на висящее дерево , лез под скалку.
 - Пойду –посмотрю чего он там? Дим ,что нашел ? – заговорил я с собакой.
 Посмотрев на меня ,он подолжал совать свой нос в мелкие отверстия от выпавших сучков по старому стволу.

  - Да ну...Куница ,ты думаешь? Может белка? – кряхтя я перелазил через бурелом, приближаясь.

 - Маленькое отверстие , см до десяти в диаметре...Кто же туда забрался? Горностай? – я тоже изучал ствол валежины.

 Вдруг на меня пахнул запах куницы,тот незабываемый запах мускатного ореха ,горьковато-пряный..

  Я отломил тонкий , гибкий хлыст и вставив в отверстие , начал крутить и шевелить внутри дупла.

 Дим взлаял , напряженно и заинтересовано следя за моими движениями, и прислушиваясь к чему то внутри ствола , наклоняя голову с натороженными уами ,с одной стороны на другую.

 - Что то там есть!

 Я вытащил прут и вогнал его в другое отверстие, во встречном направлении. Прут уперся во что то мягкое..Труха?

  Вытаскиваю прут и вижу на его кончике коричневые волоски.

 - Ты чего там? Остаешься на месте? – окликнул меня ,шедший значительно выше меня по склону Николай, с которым я познакомился  уже здесь , по приезду.

 - Да , я пойду здесь , а ты еще немног спустись и пойдем параллельно дальше. Но тут куница , по-моему..Кобель не уходит .В загон уйдем дальше ,он может вернуться и будет здесь крутиться. Я пробую ее взять!

 - Я сейчас приду ! – дрогнувшим от волнения голосом кричит мне Николай.

 Я вырезаю более длинную хворостину и толкаю ее в дупло. У меня карабин Тигр,как я буду ее стрелять? Но все же пытаюсь выгнать..У Николая двустволка ,этоменяет дело.

  Дождавшись его ,начинаю активно шуровать в дупле.

 Куница ,как змея ,просачивается  в узкий выход  дупла ,сминая свою пышную шубку, тут же на выходе , превращаясь в пушистый коричневый шар,который  оттолкнувшись от дерева , резво взлетает вверх и коснувшись пару раз ствола растущего рядом бука, оказывается на его вершине,уходя верхом  по кронам. Все произошло так быстро ,что Николай не успевает стрелять , а когда куница останавливается , перемахнув через глубокую  промоину  в отвесных скалах ,то она уже вне выстрела. Дим , маханув вокруг промоины , лает уже под деревом.

  - Что делать? Обходить далеко ,перебраться через промоину проблемно. Скалы обрываются резко вниз , зияя темным проломом..Куница долго сидеть и ждать не будет..

  - Стреляй ! У тебя же СВД! – предлагает Николай .

 Я знаю возможности моего карабина . Кладу карабин на ствол упавшего бука . Дим лает под деревом внимательно наблюдая за зверьком.
 
  Прикладываюсь и стреляю по тонкой ветке , на которой сидит куница.

 - Промах! – куница вертит головой , готовая сорваться.

 Стреляю вторично . Перебитая веточка резко сбрасывает куницу, которая летит к земле , извиваясь в воздухе. Дим ждет ее внизу ,подпрыгнув хватает ее высоко в воздухе.

 Я спокоен ,зная что сейчас зверек будет у меня. Через минуту я рассматриваю лесную куницу с желто-оранжевой грудкой и мягкой коричневой шубкой.

 -  Ох ты какая..! – восторгается Николай.- Никогда не видел, сколько уже охочусь..

 Его желание владеть этой добычей столь очевидно ..

 Я протягиваю куницу ему :” Это подарок от Дима твоей супруге или дочери...

Он бережно гладит шелковистый мех , дует ,открывая голубоватый подшерсток..

- Красавица!

 Живой мех очень красивый ...

  -  Надо поспешать ..После выстрела ,ребята будут считать ,что мы начали гон ,да и зверя могли стронуть..”

                ***

    Николай начинает терять  высоту по склону , спускаясь ниже ,к реке  я же  начинаю движение по намеченному маршруту,вдоль склона. Идем покрикивая иногда ,постукивая по деревьям. Набрав высоту идти легче , вдоль склона по пробитым зверем тропам. Они пробиты тысячами зверинных лап и копыт ,идут по самому легкому маршруту , вдоль склона , иногда переходя на  параллельно идущие ,  иногда карабкаясь на скальники  и ныряя под завалы. Самые опасные участки это уходящие вниз , так  называемые лотки – ровные , пробитые селевым потоком ,грязевые русла. Если поскользнешься на таком русле ,то остановишься только внизу , на берегу видимой далеко внизу речки. Неизвестно , правда , в каком состоянии.


  Дим ушел куда то вперед.

 Перебираюст через очередной лоток ,вооружившись двумя палками ,на которые опираюсь ниже себя по склону , боясь соскользнуть.  Внутри холодок от чувства близкой опасности. Вижу далеко внизу Николая. Он куда изобретательнее – переползает лоток на четвереньках .

  Задумываюсь иногда , насколько странные люди эти охотники! Казалось бы, сиди дома – смотри телевизор, пей  чай ,получай удовольствие ! Но все мы охотники – искатели адреналина, лезем в болота ,карабкаемся в горы , сплавляемся по речкам ,блудим в тайге ,охотимся на крупных и опасных животных ,только для того ,чтобы вновь и вновь почувствовать это состояние  бурлящего адреналина  - дрожь в руках ,сердце готовое выскочить из груди .

 Лоток влажный и скользкий . На тропе ,пересекающей лоток ,следы оленей и кабанов, поверх них четкие следы собаки. Мы прошли может полпути в сторону застрела, может больше,трудно ориентироваться в незнакомой местности.

  Впереди выстрелы на разных высотах и опять тишина. Через время , проскрипев крыльями и огласив округу своими сиплыми голосами , на выстрелы пролетели  вороны.

  Я знаю, будут кружить там ,значит взяли зверя , улетят проверив – значит ничего нет. До чего же умные птицы! Сопровождаю их взглядом..Вот ,как бы споткнулись ,резко замахав крыльями,набирая высоту и уйдя резко в сторону противоположного склона ,расселись на вершинах буков разговаривая.

 Мне совсем недалеко до линии застрела. Уже вижу впереди  , в полсклона , стоящего на месте стрелка.

   - Стреляли выше , несколько раз. Видимо большой гурт ,шума было много .. - встречает он меня все еще не сходя с места.

 - Да..Я видел следы на переходе через лоток. Приличный гурт..Посмотрим сейчас, удя по вОронам ,что то есть! – поддержал я разговор.

  Начинаем подниматься вверх. Что сложнее в горах? Подниматься или опускаться? Для меня все зависит от поклажи , но зачастую подниматься легче даже с грузом.

                ***

  Пыхтя добираемся до стрелков. Черный секач с запененными, грязно-желтыми клыками лежит на две водотока. Над ним ,на склоне два наших охотника.

  Подхожу к секачу и толкаю ногой .Он шевелится ,как резиновый шар , наполненный водой.

 - Жирный ! Хороший секачик! А кто стрелял? Поздравляю с трофеем! – жму я руку подошедшему из стрелков.

    – А Дима не видели? – задаю волнующий меня вопрос.

 Я не видел Дима уже около часа ,после сбитой куницы.А сейчас он должен бы быть на битом звере, или вернуться ко мне ..Но его нет.

 - Я стрелял секача. Он шел стороной , пропустив стадо вперед, а твой кобель ушел за стадом. Я видел , он все хватал одного поросенка, но тот все время уходил вперед ,а он за ним..А гурт большой , голов сорок будет. Да придет ,куда он денется! – поддержал меня стрелок.

 - Думаю ,что придет..

  Охотники подтянулись.

 - Вот это кабаняра ! А клыки..черные ,отточенные..ятаганы настоящие , - сыпали они мне соль на рану.

 - А кто еще стрелял ? Кобеля видели?

 - Я подсвинка одного выбил и еще один сверху стрелял. Кобель ушел за гуртом.
 - Непонятно.. , почему он не остался на битых ,как шел за гуртом ,так и пошел..

                ***   
 
 Я был обеспокоен.Не знакомое место..Да и охотники..разношерстная команда..я не знал половину из них. Что  делать? Только ждать..

 Свиней решили вытащить к машинам ,а там уже разделывать.

Не знаю почему ? Гораздо проще было бы разделать на месте, разделив мясо по рюкзакам и выйти к следующему поросенку.

 Но “ со своим уставом..” Может местные хотели показать нам настоящую охоту..? Чтобы больше не приезжали..

  Вяжем кабана веревкой за рыло ,к ней две палки – поперечины на расстоянии двух шагов ..Получилась оригинальная упряж для четверых. Начинаем тащить, но на первом же десятке метров выдыхаемся. Кабан большой! Очень большой ! И гора крутая очень..Скользит по ходу щетины легко , но чувствую что умираю..

 - Давайте рывками на раз-два..Рвем шагов пять , потом отдых ..- сиплю я не знакомым от страшного напряжения голосом.- А может все-таки разделать?

 - Лучше возле машин..Там и вода и посуда есть..- Отзывается мне кто то из местных, но судя по его дыхалке ,он уже тоже готов.

 - Ну что ж ,тогда “три..”  - подхватываем и ,как ломовые кони ,прем кабана вверх.

 Дызания не хватает,сердце готово выпрыгнуть из груди ,пульс стучит в висках колоколами, соленый пот выедает глаза..

 - Ладно , дойдем до моего подсвинка ,там разделаем. К машинам уже недалеко. – Соглашается один из сменивших нас бурлаков, жадно хватая недостающий кислород широко открытым ртом.

 Подсвинок небольшой.Черно –рыжий ,плоский ,как доска , утонувший в упавшей листве. Собаки нет и возле него. Однажды так уже было..

                ***

  Мне привезли молодого годовалого кобеля с далекого Сахалина. Не знаю, как  он попал на Кавказ , а мне его привез мой друг. Кобель  был с документами о происхождении, в соответствии с которыми его звали Джесси Норд и еще как то..Но у меня он стал Сахалином или просто Саха.

В начале осени ,я взял его и Дима просто прогуляться в лесу. Собаки ушли вдвоем как то сразу. Будто бы я слышал их голоса на острове, но шум реки не дал мне возможности определить где они и куда ушли. Я их потерял со слуха.

  До ночи я ждал собак.Свистел ,кричал возле машины. В конце концов уехал ночью,оставив собачий коврик  на месте.

  Следующим утром ,ни свет ни заря  я в лесу..Коврик так же сиротливо лежит на смятой траве.

 - Может приходили..? – Кричу ,зовя собак..Не никого..Оставив что то из продуктов уезжаю на работу ,благо все это совсем рядом.

  Вечером возвращаюсь..Дим лежит на коврике, свернувшись калачиком. Подняв голову ,смотрит на меня ,но не встает.Сахи нет..Дим весь какой то замученный ,замусоленный ,со взбившейся клочьями шерстью,грязный..Прошли сутки с момента их ухода..По чем они работали? Куда ушли ? Что случилось?

  На эти вопросы я так и не нашел ответа . Сахалина я так и не нашел , не смотря на долгие ежедневные поиски и распросы местных охотников , пастухов , чабанов. Может погиб под кабаном? Может волки, которые к той поре уже появились в наших краях..

  С той поры прошло много времени и никогда после этого Дим надолго не уходил.Если работал ,то в пределах слышимости. Будучи в поиске , регулярно приходил отметиться.
               
                ***

  Мы закончили с кабанами и поднялись к машинам. Бесконечные горные хребты вокруг.Облесенные горы ,пустоты сенокосов . Скот ,пасущийся вдоль речки Кяфар ,которая несет свои воды в зеленчук ,а он ,в свою очередь ,в Кубань, на которой наш дом. Так близко и так далеко.

  Мы ждали до вечера..Я иногда стрелял ,звал..мужики пьянствовали..

 - Придет ,куда ему деться здесь! – подбадривали они меня , но вопрос о том ,что уже пора ехать висел в воздухе.

 Я это понимал..

 - Поехали ребята..оставлю какие –нибудь вещи ,может вернется..А потом приеду сам. Я знал ,что Дим не пришел не просто так. Он работал ,он продолжал делать свое дело, для меня его хозяина.

  Я же уезжал..

  Через неделю я был здесь. Нашел свой свитер , оставленный для собаки. Кусок хлеба ,оставленный под свитером был не тронут. Собака его бы подобрала..

  Что то я сделал не так! Надо было не уезжать, или  во всяком случае вернуться на следующий день...но работа ,заботы ,расстояние не позволили мне это сделать.

  До сегодняшнего дня меня мучит совесть за то ,что я сделал что то не так, хотя я еще долго искал его ,обзванивая знакомых охотников ,но что то не сработало ,
безвозвратно ушло..


Рецензии
случайно здесь задержался, не прошёл мимо
и вспомнился фрагмент из моих мыслей о счастье:
Уровень совести – самоконтроль,
Поступков оценка, душевная боль.
Уровень совести – свод твоих правил.
Так ты воспитан и корысть оставил.

Олег Устинов   24.10.2023 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.