Моя бабушка

      Моя бабушка, Акулина Андреевна Феофанова,в девичестве Славина, была глубоко верующей женщиной.Все мое раннее детство прошло рядом с ней.Бабушка болела астмой,задыхалась бедненькая,ее замучили приступы.Сестра моя не слушалась, убегала от бабули.Я же жалела и всегда сидела с ней рядом.Я помню комод,в котором хранились ее вещи.Они так сказочно пахли.Там находилось необыкновенное мыло,я не знаю откуда было оно у нее,но пахло мыло такой нежностью,как будто мылись им в раю.Были приготовлены вещи на смерть.Я так боялась,что она когда-нибудь умрет.Бабушка не умела читать.Она просила меня почитать маленькую книжечку, где были написаны на каком-то древнем языке песнопения. Бабушка рассказывала о Боге, о том,что учатся служители церкви  в семинарии.Бабушка много молилась.У нее стояла икона Николая Угодника.И папу она назвала Николаем.Он был самым послушным из ее детей.Я старалась,выговаривала каждую буковку из маленькой книжечки.Мне нравились необычные слова.Бабушка по утрам варила нам каши и пекла лепешки.В садик я не ходила.Детство было спокойным и добрым.Когда приносили пенсию, я гордо расписывалась за  нее, а потом научила бабулю ставить роспись,до этого бабушка рисовала крест.Она так интересно выговаривала нашу фамилию.Вместо Феофанова говорила Феяфанова,и я представляла себя маленькой феей.
      Бабушка много рассказывала о своей жизни.Ей приходилось ходить пешком в другую деревню за солью за много километров,нести тяжелый мешок одной.Главное в еде, говорила бабуля, это соль. Вот не посоли и вкусно не будет.Это мы избалованы сахаром.А люди,жившие до войны в деревнях радовались даже соли.У бабушки была красивая фигура.Она никогда не была полной.Девичьи плечи, талия, все было при ней  и хорошо помню кафтан и юбки.Длинных юбок у нее было много.Говорят,что губы и нос у меня бабулины.
      В начальной школе я была круглой отличницей.Бабуля знала, когда я вернусь и смотрела из окна квартиры.А я заворачивала за садик и бежала с поднятой рукой,показывая, что получила опять пятерку.Помню, провалилась за домом ранней весной в шубке по пояс в воду.Пришла домой.Никто не ругал.Бабушка ловко сняла с меня одежду и посадила в ванну греться, в горячую воду.Одна забота и любовь.В детстве я мечтала быть дворником.Из окна квартиры я видела, как он подметает асфальт.Становилось так чисто.А метла, как будто сама мела.
      До четырех моих полных лет мы жили в Омске.Я прекрасно помню наш дом на 15 северной.Там ходили трамваи. На левой стороне стоял ларек,где продавали конфеты. Мама работала на базе и приносила нам мороженные сливы.Это в Сибири я первый раз их попробовала. Папа водил нас в парк.Мы катались вокруг фонтана на лошадках игрушечных и машинках,крутя педали.Осталась фотография,где я стою в панамке,в сарафанчике и в сандаликах рядом с огромным железным медведем.  Я помню комнаты в доме.Чулан,где стояла железная кровать и мы втроем :я, сестра,и двоюродный брат Олег скакали на ней.В огороде росла морковь и мы с сестрой ее резали игрушечным ножичком  и раскладывали на пластмассовые белые тарелочки, и кормили кукол.Еще в доме стоял бак с ледяной водой.Вода была такая вкусная. Я  помню железную кружку,которой мы наливали воду.Запах детства.Мы сидели с бабушкой на лавочке и  она хвалила меня другим бабушкам.Она говорила:"какая послушная девочка".А я уже бы и побегала,но так хвалили и я изображала послушание до конца.Сестра моя Ирка убегала на соседнюю улицу.Бабушка задыхалась и не могла ее догнать .У нас часто бывали гости.Папины и мамины братья и сестры.Вместе дружно жили.Я так жалею,что мы уехали из Омска и остались одни в чужом городе.Но все когда-нибудь кончается.Когда мы подросли,бабуля уехала в Омск, к другим внукам. и потом умерла.Жизнь и смерть ее остались для меня загадкой.Как будто что-то оборвалось...


Рецензии