Одежда священника в 21 веке

ОДЕЖДА СВЯЩЕННИКА И ХРИСТИАНИНА

(далее в тексте дореформенное написание имени Иисуса Христа – Исус, дореформенное, значит исконно русское, так как в нашем родном языке нет сдвоенных гласных, как в греческом и латыни, поэтому Кирилл и Мефодий, создатели нашей письменности, написали имя Господне с одной гласной – Исус, и сегодня, когда клятвы давно сняты со старых обрядов, а лучше их назвать русских обрядов, мое подсознание и сознание удобнее воспринимает и пишет в свойственной моей национальности форме - Исус.)


Истина приходит к людям в современных для их понимания одеждах.
Исус Христос пришел к людям своего времени не в одеждах эпохи Моисея, когда было основано иудейство как религия, а в современных ему облачениях хитоне, ризе, сандалиях.

Иисус не носил одежд священников, не отделял себя от простых верующих ношением каких-либо символов, потому что символы отделяют священника от паствы, это еще и кастовый знак сообщества. Но церковь та, как задумал ее Исус, не только сообщество а всечеловеческая община, не разделенная, а соединенная неразрывными связями. Стремление священства выделяться, отделяться в образе от верующих может потакать страсти самости, кастовости, самовознесения над народом, препятствуя передаче энергии благодатного смирения.


О нем свидетельство евангелиста - «.. там не приняли его, ибо Он имел вид путешествующего в Иерусалим».
Поэтому эта статья посвящена проблеме адекватной внешности для священнослужителей и вообще христиан в 21 веке.


Сразу скажу, есть типы и виды одежды, которые неизменны на протяжении веков, или неизменны в главных чертах, несколько меняясь по эпохам. Это наш народный костюм, точнее костюмы, поскольку в разных местностях России существует разнообразие в соответствии с уездом и областью. Этническая составляющая всегда будет в народном костюме узнаваемой и яркой. Но даже она претерпевала изменения от столетия к столетию.

Наша русская церковная одежда впервые фатально изменилась при никоновских реформах во второй половине 17 столетия. Но сказать изменилась  - ничего не сказать. Никон сам и его клир не просто изменили облачения. Они переоделись в греческие церковные одежды, и перестали навсегда носить  русское национальное церковное облачение. Исчезли украшения мехами головных уборов логичные в стране мехов и лесов. Исчезла длинноплость и длинные рукава с прорезями, бисерные наборные или вышитые кушачки и пояски, и другое, известное уже лишь специалистам.


С тех пор по личному желанию некоторых любителей русской старины изредка можно было увидеть русские по стилю одежды на церковных деятелях, и самым, пожалуй, ярким проявлением восстающей из пепла русскости явилось облачение восстановленной должности патриарха – белый куколь или куполообразный клобук с боковыми крыльями, украшенный тремя вышитыми золотом серафимами, что тоже русская особенность, серафимами на лобной части и на крыльях по бокам.


Ни у кого не возникло вопросов по поводу такого возрождения русскости в патриарших уборах, потому что это прямое проявление бессмертно актуальной этники нашего народа.


Но одной этники для жизни современной церкви еще мало. Деловой или офисный стиль , в интерьере хай-тек предполагает и соответствующую линию в одежде христиан и священства.
Ответ на вопрос можно подсмотреть у протестантского священства, выбравшего черно серый удлиненный френч, иногда короткий френч с черной рубашкой и белым стоячим воротничком.


Думаю, что мы достаточно самостоятельный этнос, чтобы найти и без подсказок новый имидж служителей церкви в 21 веке.
Большинство храмов сегодня находятся в городах. И эта тенденция только будет нарастать. Значит отдающая деревней этника будет диссонировать с городской деловой средой.


Френчи устарели и их эпоха прошла. Обычный пиджак, но вероятно удлиненный и более близкий к сюртуку, с отворотами, открывающий рубашку скорее черного цвета с галстуком, вот где нужно искать ответ на вопрос современной христианской одежды.
Создание православного современного костюма доставит огромную радость всем русским людям, церковь перестанет быть музеем и вернется в современную стилистическую среду.


В любом общественном собрании появление нашего духовенства перестанет напоминать приезд оперных артистов в исторических костюмах.
Именно стагнация в развитии русского церковного костюма, которая началась с его ликвидации патриархом Никоном, а продолжается до сих пор его подменой греческим церковным костюмом 17 столетия наиболее беспощадно и красноречиво свидетельствует о сути никонианства – слепом копировании западного греческого и подавлении собственного национального христианского творчества, а за творчеством и образования, и прочих плодов культуры христианской.

 
Страх смены греческих одежд на русские и благодатно современные, «стояние» в истине вместо движения во Христе, все это разделяет наш народ до сих пор. Сама парадигма окончательного ответа на все вопросы обожения прошлого и особенно опыта 17 столетия по сути завершает историю церкви подобным «Стоянием и утверждением» вместо развития и творчества, подобного росту дерева из корней. И не случайно так апокалиптично настроение в современной православной церкви, попытка «устоять» в потоке жизни вместо наслаждения движением, и творчеством в этом потоке приводит в уныние и страх будущего.


Мне возразят, мол, ваше православие отличается в чертах от древнего, но всякий мудрый садовник знает, что корни дерева под землей, отличны от всего дерева по форме и виду, ствол плоский и высокий и толстый, ветки ствола многочисленны и тонки, листья плоски и бесчисленны, плоды вообще не похожи не на корни, ни на ветки, ни на ствол, но без плодов все дерево прямо называется бесплодным, сколь бы пышными не были корни и ветки и даже листья.


Скажу более, мудрый садовник оглядывая древо Церкви безжалостно должен отсекать бесплодные ветки, многочисленные и тонкие, оставляя лишь несколько крепких и истинно плодоносных, а переводя на язык церковной жизни отказываться от всего бесплодного и внешнего, ибо силы природы нашей слишком слабы чтобы плодоносить по всем направлениям кроме главных.   Костюм есть внешнее и как бы он не казался дорог, наступает время шить новый.

Но сшить его для 21 века может лишь искренний, творческий и свободный человек, а не запуганный начальством охранитель церковного музея.


Некоторые предпочитают нашу исконную Старообрядческую Церковь и надеются обрести соотвествие в ее лоне. Да, они многое выстрадали, но яд никонианства оказался слишком страшен и незаметно отравил и их, обе стороны раскола были уверены, что обладают последней истиной и в идеях и в поведении и дальше истории для них не будет. Поэтому оба пути оказались словно формальдегидом в банке залиты фиксативом самомнения и музейного "стояния" проклиная всякое свободное развитие и творчество христиан.


Поэтому они и остались до сих пор в своем 17 столетии, а народная масса оставила обе крайности, по природе более сочувствуя русскому стилю во сем, а значит и старообрядчеству, но не разделяя слепого экстремизма, чуждого народной душе.

Недавно увидел в американском фильме католического священника в черном пиджаке и черной рубашке со стоящим невысоким воротом, поверх кторого на узкой цепочке был небольшой крест. Все это смотрелось современно и прилично, и невольно стало грустно за русскую церковь, опять мы отстаем, словно и не живем, а идем против рожна, сохраняя, а не развивая и совершенствуя одежду священника в 21 веке.

А идеи есть и очень приятные. Суть веры-служение Богу и людям. Представьте себе монахинь в форме наподобие стюардесс на авиалиниях. Обвальные пилотки или фетровые таблетки береты наподобие работниц метро. У каждого монастыря свои цвета, свои шейные платки. Почему нет?
Также и монахов в формах полувоенных наподобие формы "Армии спасения"-благотворительной волонтерской организации в странах Европы в католической церкви. И народ бы перестал шарахаться от людей веры и церкви.

Стагнация или движение? Святой ступор или святое развитие?


 Какую идею мы принимаем для жизни и она определит всю нашу жизнь?

 Евангелие говорит устами Исуса о служении, службе людям. А мирские люди желают господства и власти под знамением креста. И боятся изменить окаменелую внешность ведь подданные и слуги и нижестоящие люди могут не узнать владык своих и перестать раболепствовать. Задумайтесь куда ведет слепое повторение церковь? К утрате жизни и лидерства, достойного Бога и его слуг - Божиих людей.

Отсюда и два пути -господство ведет к бесплодию и развращает, а истина служения по примеру Христа плодотворна и многоплодна. Идея служения и отвечает на вопрос как шить новую форму для монахинь и священства. Но эта форма не для господства и привилегий, а для служения и творческого труда.

Продолжение следует…


Рецензии