Спицы

Для конкурса "Добрые вещи века"
http://www.proza.ru/2016/02/05/993

Цок, цок, цок… Сотни маленьких лошадок с серебряными копытцами скачут по волшебному лесу, гривы развеваются на ветру.
Цок, цок, цок… Мерно постукивают бабушкины спицы, торопливо мелькают пальцы.
- Бабушка, а почему ты говоришь, что вяжешь на четырёх спицах, ведь спиц пять?
- Петли только на четырёх, а пятая рабочая.
- Да, но мама вяжет на двух, а там тоже одна рабочая, - не унимаюсь я.

За мамой наблюдать не интересно, её спицы не стучат, да и вяжет она медленно, останавливаясь, постоянно заглядывая в какую-то бумагу.
- Бабушка, я тоже хочу, дай я буду вязать.
- У тебя не получится, этому учиться надо.
- Дай, дай, - капризничаю я.

Спицы ощетинились, норовистые петельки торопятся сбежать.

- Придерживай пальчиком, придерживай, - слышу я над ухом, - а теперь этой спицей зацепи ниточку.
Легко сказать, стоит чуточку повернуть, как все петли соскакивают.

- Рано тебе, - бабушка отбирает рукоделье. И снова: цок, цок, цок…

- Мама, научи меня вязать, - отрываю я её от схемы. Мама что-то продолжает пришёптывать, будто не замечая меня. Но я не отступаю.

- Хорошо, но сначала ты должна научиться набирать петли.

Мне выдали свой собственный клубок и свои собственные блестящие спицы. Напряжённые, широко разведённые пальчики, прикушенный язычок. Через несколько дней учу своих подружек, у каждой в руках спицы, выпрошенные  у родителей.

Маленькие женщины, это первое умение должно быть оценено. Мы стайкой сидим на лавочке. Вязать дома, помилуйте, разве это интересно. Сказать по совести, вязать мы не умели, могли только набирать петли, но делали это так серьёзно, так по-взрослому, что за час демонстративной работы собрали множество комплиментов.

Болеть летом – совершеннейшая глупость. Длинными зимними вечерами не чувствуешь жара одеяла, да и разглядывать картинки в книгах и журналах куда интереснее при свете лампы. А тут ясное солнышко, чистое небо, мама, сидящая у балкона со спицами. Скучно.

- Мама, мама, - тормошу я её, - научи меня вязать.
- Ты ещё маленькая.
- Как это маленькая? Я хожу в старшую группу детского садика, потом подготовительная и всё - школа, а в школе вязать некогда.

Мама смеётся, но достаёт спицы и клубок. Я легко набираю петли, освоила, выдёргиваю спицу, а вот дальше…

Шершавые нитки выворачиваются, убегают, утягивая за собой почти весь ряд. Десять петелек, десять непокорных петелек. Сбежавших надо поднимать.

- Мама, мама, - раздаётся каждые две минуты, - подними.

Много лет спустя, обучая свою дочку этому ремеслу, я поняла, сколько терпения потребовалось моей маме в тот день.
Ряд окончен. От напряжения лоб становится мокрым. Сползаю с высокой кровати и босиком на кухню, показать бабушке.

Когда довязала маленький лоскуток, болезнь отступила. Во дворе хвалюсь подружкам, первая настоящая вещь, это не петли набирать. Девчонки загораются, бегут по домам за спицами. Но первые трудности гасят запал, спицы заброшены, летним днём есть чем заняться в тенистом дворике.

Разглядываю образцы в мамином альбоме: листики, цветочки, ажурные кружева, маленькая варежка, шарфик, будто для куклы. Много позже я узнаю, что некогда вязание было магическим ритуалом, наполненным символами. К примеру, узор «три из трёх» символизирует Святую Троицу, а узор «лестница» называли «лестницей жизни», означала она стремление к жизни вечной.

В Ирландии считали, что «зерно», заполняющее внутренности «ромбов», приносило изобилие,  «соты» - успех каждодневному труду. «Цепи» служили упрочнению родственных связей, а новорождённому мальчику вывязывали «дерево жизни».

Петелька, ещё петелька, завораживающее действо, погружение в себя. Каждая вещь как история, история, рассказанная себе самой, открытие, ведущее к глубинам подсознания. Спицы - тонкие из струн, толстые, деревянные, пластмассовые, круговые на леске, вспомогательные, мои помощники, сколько вещей вам удалось создать, скольких людей мы с вами согрели, сберегли.

И стоит закрыть глаза, как можно увидеть натруженные бабушкины руки, порхающие лёгкими бабочками над будущими носочками.

Цок, цок, цок…


Рецензии
Я научилась вязать от бабушки и в 8 лет связала первые носки. все собираюсь написать рассказа про мужчину вязальщика. Вот и напомнили!

Нина Джос   15.02.2016 16:25     Заявить о нарушении
Значит надо писать, Нина. Напишите - позовите )))

Елена Гвозденко   15.02.2016 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.