Мне приснился коммунизм

СОН

Сон был настолько яркий, полный ощущений, красок и чувств, что напоминал реальность. Я не сразу понял, что это и есть тот самый коммунизм, о котором мы столько мечтали и строили, жертвуя ради него всем на свете, в том числе своим здоровьем.

Все началось с троллейбуса, в котором ехало много народу, но это был не тот народ, что мы видим по утрам – они были веселы, молоды душой, разговаривали о чем-то ужасно интересном, и никому не было тесно, несмотря на давку. Не было билетов. Люди забегали в троллейбус, проезжали до нужной остановки и выбегали, устремляясь к неведомой мне, но очень важной для них цели.

Светило яркое, ласковое солнце.

Я вышел на площади, чувствуя себя несколько чужим в этом мире, посторонним, приезжим из маленького села в большой город и еще не до конца понявшим суть происходящего. Повсюду лежали горками арбузы и все желающие, проходя мимо, выбирали себе понравившиеся. При этом они, как и мы, придирчиво разглядывали хвостики, постукивали по бокам и только после тщательного осмотра забирали с собой понравившийся плод. Мне тоже хотелось, следуя им, взять арбуз, но я не знал, где буду жить, поэтому оставил идею на потом.

На улицах было чисто и витало ощущение праздника, который или вот-вот начнется или только что отзвучал, оставив в воздухе ощущение всеобщей воодушевленности и радости.

Ко мне стоящему и озирающемуся подошел мальчик лет семи-восьми и очень серьезно спросил, чем я тут занимаюсь. В ответ на мое стеснительное «Ничем!», он предложил покататься на лошади. Как само собой разумеющееся неподалеку на газоне паслась грациозная лошадка, рядом на дереве висела сбруя и мне достаточно легко удалось взнуздать лошадь, а затем и оседлать ее, подтянув наверх мальчугана. Лошадка попалась сговорчивая, не пыталась нестись вскачь или останавливаться по своей воле и желанию на полном скаку – мы плыли размеренно по улице, радуясь окружающему миру.

Одна мысль не давала мне покоя – а как мы слезем с лошади? Я ведь никогда в жизни не делал этого, а сверху из седла это казалось совершенно невозможным, хотя я тысячу раз видел, как это делают в кино. Лошадь, словно подслушав мои сомнения, остановилась и плавно опустилась на землю, как это делают верблюды, подогнув ноги. Мы с мальчиком спокойно выбрались и пошли дальше, ни мало не заботясь, что будет делать лошадь.

– Постой, – неожиданно озаботился мальчик, – а ты случайно не собираешься стать мне папой? – в его голосе звучало явное неодобрение моим несуществующим желанием.

Сказать по правде, я бы не отказался иметь такого сына, но пока еще и сам не знал, как сложится моя жизнь в этом городе без жилья, без работы, без знакомых.

– Конечно, я могу пожить с тобой некоторое время, – рассуждал он очень по-взрослому, – ты прикольный, мне это нравится. Но я не собираюсь запирать себя в рамках семейных отношений. Ты меня понимаешь?

Понимаю ли я его? Нет, конечно! На первый взгляд мальчик выглядит ухоженным, не изголодавшимся, не забитым жизнью, то есть вполне себе мальчик из хорошей семьи. С другой стороны, а где его родители, отпустившие гулять малыша одного в большом городе? Может быть, он потерялся и пока не осознал этого? Помните, как в том фильме «Подкидыш» из старого-старого советского фильма?
 
Пока я «хлопал ушами», мальчик ушел по своим делам, оставив меня в растерянности.

А вокруг бурлила жизнь. Люди разных возрастов, но молодые душой и телом, собирались стайками, обсуждая что-то неимоверно интересное, разбегались, устремляясь в различные здания, где их, по всей видимости, ждали очень интересные дела. Не было видно ни одного нищего или обездоленного, у каждого человека находилось дело. Хотя некоторые при этом просто прогуливались или задумчиво сидели на скамейках, наслаждаясь солнцем.

Не было суеты, хотя все вокруг кипело жизнью.

Неожиданно я оказался в просторном зале, где мой новый знакомый помогал мне рисовать на стене кистью. Просто на стене, которая была чистой. Просто потому, что мне захотелось ее чем-то украсить. Мне никак не удавалось подобрать нужный тон, а мой добровольный учитель терпеливо, никуда не торопясь, словно я для него был единственной целью в жизни, пояснял, что нужно лишь правильно и ярко представить себе нужный тон, а кисть сама составит нужную краску.

На вопрос «А откуда в кисти столько краски?» был простой ответ «Она там есть всегда!»

Мне никак не удавались звезды. Яркие, сияющие прозрачной синевой острые звезды на фоне синих всполохов глубокого космоса.  Мастер долго и терпеливо наблюдал за моими попытками, потом подсказал: «Не напрягайся так, не нужно! Просто дай своему воображению свободу, и оно само подскажет, какая краска нужна!»


ПРОБУЖДЕНИЕ

И подумалось мне после пробуждения, а почему такой мир мы не можем построить в жизни, что нам мешает? Не тот ли это коммунизм, о котором мы столько мечтали? Мы и жили по-коммунистически, работая не за деньги, а за идею. Строили БАМ, поднимали целину, вкалывали в студенческих стройотрядах, занимались наукой, не глядя на время и личную жизнь, совершенствовали производство, которое отчаянно не желало меняться. А потом взрослели и забывали о романтических мечтаниях юности, сталкиваясь с прозой жизни – нужно где-то жить, зарабатывать деньги, кормить семью. И потухали глаза, остывали сердца, под напором житейских трудностей. На первый план выступали вполне материальные, очень близкие по времени и чрезвычайно важные по жизни интересы. Наши сверкающие иллюзии рассыпались прахом под натиском товарно-денежных отношений, особенно в условиях острой нехватки, как первого, так и второго.

Товарно-денежные отношения стали переломным моментом в развитии человечества, закрывшим для него путь к коммунизму. Именно возможность получения материальных благ в обмен на бумагу открыла путь стяжательству, ростовщичеству, казнокрадству и коррупции. Главным для человека стали не его достижения в материальном труде, а количество денег в его личном пользовании. Поэтому цена товара определялась не его общественной значимостью, а возможностью продавца обмануть покупателя.

Это все звучит крайне утрировано, но до сей поры мы с вами наблюдаем, как многочисленные тренеры учат своих клиентов выживанию в нашем сложном мире товарно-денежных отношений, утверждая, как постулаты: стань сильнейшим, подави слабейших, поднимайся по карьерной лестнице, невзирая ни на что, самое важное – стать богатым и получить власть.

Можно ли при товарно-денежных отношениях перейти из капитализма в коммунизм? Может ли социализм быть промежуточным состоянием в этом переходе? Поможет ли наилучшее удовлетворение материальных потребностей человека стать основой для строительства коммунизма? На мой взгляд – нет! Потому что сами по себе товарно-денежные отношения меняют духовную сущность человека, смещая акцент общественной значимости деятельности человека на личностные факторы. Человек-потребитель при любом уровне производства материальных благ останется потребителем.

В мире товарно-денежных отношений вполне могут быть люди, отвечающие критериям коммунизма – такие люди живут ради великой цели, отдают себя служению людям, получая за это лишь достаточное для поддержания их существования количество материальных благ. То есть сами материальные блага для них не имеют собственной ценности. Есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть!

Само понятие «коммунизм» стало для многих людей ругательным или, по крайней мере, фантастическим, утопическим, несбыточным. Они говорят, что никогда человек не сможет жить так, как это мечталось строителям коммунизма – от каждого по способностям, каждому по потребностям. Они уверены, что любой человек во все времена постарается взять по потребности, а вот отдавать ничего не будет, потому что нет стимула – ведь никто не стоит с кнутом, не заставляет работать, не требует отрабатывать взятое по потребности. Ешь, пей от пуза, да валяйся на пляже, радуйся жизни! А откуда появится все это, спросите вы? Да машины все будут делать, оставив человеку возможность ничего не делать. Обратите внимание, не время для творчества, а для ничего не деланья!

Так может ли человек построить коммунизм?

Нынешний человек не может. Нынешний человек покалечен товарно-денежными отношениями, погружен в них с головой, наполнен стереотипами мира товарно-денежных отношений. Требуется не только время, но огромная работа каждого человека по восстановлению души в ее чистоте. Как у ребенка, как у святого, как у истинного человека, живущего ради человечества, а не ради удовлетворения животных инстинктов.

Будет ли это когда-то? Вполне может быть, если на отдельно взятой территории создать условия для накопления этих новых людей, которые будут общаться с внешним миром лишь по необходимости, для получения того, что пока не в силах производить сами. На какой основе они смогут контактировать с внешним миром, какие ценности смогут дать в обмен на материальные блага? Не знаю. Но очень надеюсь, что в их мире с удовлетворением материальных потребностей проблем не возникнет, как не возникает их у аскета, монаха, ученого, погруженных в свой мир.

Поколение из Страны Советов еще помнит «Моральный кодекс строителя коммунизма», про который нынешнее поколение если и вспоминает, то со смехом, как о приколе или глупых фантазиях. Тем не менее, основа его была чрезвычайно светла и полезна человечеству. Он очень краткий, поэтому не грех процитировать его полностью.


Текст «Морального кодекса строителя коммунизма»

     1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
     2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
     3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
     4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
     5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
     6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
     7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
     8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
     9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
     10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
     11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
     12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В первом пункте говорится о любви к Родине, хотя и довольно ограниченно, в определенном категорийном диапазоне. Хотя, трудно упрекать людей, стремящихся к высоким моральным ценностям, в нелюбви к миру товарно-денежных отношений, к капиталистическим отношениям.

Пункт два в таком виде характерен именно для переходного периода – социалистического, при котором от каждого по возможности, каждому по труду. С переходом к коммунизму этот пункт упрощается до первой части «Добросовестный труд на благо общества».

Пункты с третьего по восьмой даже не обсуждаются – это необходимая составляющая любого здорового общества.

Девятый пункт также является переходным и при коммунизме отомрет за ненадобностью.

Пункт 10 можно хоть сейчас декларировать на каждом углу, ведь именно это называется сейчас толерантностью, хотя и трактуется косо и убого.

Пункты 11 и 12 являются данностью сосуществования двух миров – социалистического и капиталистического. Хотя, если одиннадцатый пункт написать по-новому «Нетерпимость к врагам дела мира и свободы народов», он станет актуален и сейчас.

Так в чем же были неправы строители коммунизма? В чем они расходились с десятью заповедями? Лишь в том, что Заповеди ориентированы на отношения человека и Бога, а Кодекс на отношения человека и общества. Тем не менее, они взаимно дополняют друг друга и вполне могут стать основой «Кодекса строителя будущего человечества».

Только кто подпишется под таким Кодексом?

Нам часто говорят, что современный мир товарно-денежных отношений в большей степени ориентирован на человека, так как позволяет ему в полной мере вознаградить себя за напряженный труд, получив достойное вознаграждение. Если же напряженный труд не оплачивается достойно, значит, это недостойный труд. И точка.

Представьте себе на минутку, что кто-то решится запустить в массовое производство так называемые безтопливные генераторы свободной энергии (БТГ СЕ или просто БТГ). Кому интересно, могут легко найти на ютубе тысячи ссылок на демонстрацию работы опытных образцов БТГ. Такой генератор не требует топлива ни в каком виде. Ему не требуется солнце, вода или ветер, перепад температур или взаимодействие разных металлов для создания гальванопар. Он ничего не накапливает, черпая энергию из бесконечного источника – окружающего нас эфира.

Можно до бесконечности спорить о существовании эфира, но генераторы работают и выдают электрическую энергию постоянно и стабильно, причем совершенно бесплатно.

Итак, такие генераторы появились на рынке и народ кинулся их покупать. Как вы думаете, сколько проживет этот энтузиаст счастья человеческого? Чьи интересы он заденет? Как к нему отнесутся люди, благосостояние которых основано на извлечении прибыли из любых иных источников энергии? Сколько людей лишится не только доходов, но и работы?

А теперь давайте подумаем, как к такому изобретению отнеслись бы при коммунизме? Чувствует разницу? В том-то и дело. Поэтому сейчас любой благодетель человечества обречен на порицание, осмеяние и забвение. А различного рода специалисты по увеличению доходов транснациональных компаний получали, и будут получать Нобелевские премии.

Так за какое будущее человечества вы голосуете?


Рецензии
Никак, ни при каком строе, без денег не получится. Ленин, и тот понял... Коммунизм не только бесплатный трамвай - он и так, по сути, был бесплатным - это высокоморальное общество и каждый в нем. И идти к такому положению надо бы путем э, а не ре-волюций. Долгий путь, на столетия. А мы все пытаемся перепрыгнуть через ступеньки. А то и просто прыжки на месте, как на майдане.
С другой стороны, высокоморальным быть проще, если сам, и твоя семья, абсолютно ни в чем не нуждаются, и есть полная уверенность, что так будет всегда. Семья. Вы пишете, что до женитьбы деньги не были фетишем. И намек в вашем чудном сне на мальчика ясен. Нет, мне такой коммунизм, без детей в личном пользовании, не нужен😂!

Иван Москаль   16.03.2016 18:57     Заявить о нарушении
Ребёнок не вещь для личного пользования - он личность, которую нужно уважать. Вы правы, что коммунизм - это мечта весьма далёкого будущего, вполне вероятно, что недостижимая мечта, но стремление к такой мечте человека возвышает. А вот стремление урвать побольше бабла и сесть в более высокое кресло превращает его в тупую скотину - секс, наркотики и рок-н-ролл.

Ленин понял, что перепрыгнуть из капиталистического общества в коммунистическое невозможно, а на пути к цели придётся использовать уде имеющихся людей и из отношения, постепенно меняя и то и другое. Но так как всем этим занялось множество далеких от идеи людей, методы и цели изменились, да и хотелось всем побыстрее добраться до коммунизма, чтобы раз и никто не работает, а все жрут на халяву. Не получилось.

Самая главная сложность не в том, что человек к этому не готов, а в том, что в обществе принудительно культивируется иная модель поведения. В этой модели всегда есть узкий круг людей, обладающих властью и деньгами, которые определяют правила игры для всех остальных людей, заставляя их конкурировать из за искусственно ограниченных источников ресурсов, продаваемых по завышенным ценам. Пока эта модель не будет сломана, ничего в обществе не поменяется, потому что высокодуховные существа будут этим обществом отторгаться вплоть до физического уничтожения.

А так мне идея коммунизма очень нравится, ведь когда то и я был его строителем :)

Сергей Шангин   16.03.2016 19:26   Заявить о нарушении
И я был строителем, сознательным в той мере, в которой позволяли обстоятельства.
Все у вас, Сергей, правильно сказано, но вот "сломать" систему, это и есть убежденность в необходимости революций. Вроде бы накоплен опыт, и ясно, как день, что итог революций более печален, чем до того. Проходят десятилетия, жизнь налаживается, становится лучше, чем в 1913 -м. Ура, лишения не напрасны? А кто знает, что было бы, не случись Октября?
Кажется, замкнутый круг - не борешься за свои интересы, хозяева жизни тебе дадут, в лучшем случае, минимум - абы мог работать на них же. Борешься - единственный результат, что теперь и хозяевам хуже некуда. Тем, кто не успел убежать. Но ведь на гнилом Западе работяге отстегивают неплохо. Странно, правда - революций там нет, а пан сорит собственными деньгами. А сорит он потому, что понимает - будет бунт, бессмысленный и беспощадный, если не кормить. Вот угроза бунта и есть причина роста благосостояния рабочего.

Иван Москаль   16.03.2016 20:06   Заявить о нарушении
если бы не было октября нас бы расчленили на десятки государств и заставили воевать друг с другом и не было бы у нас егорова и кантарии жукова и рокосовского королёва и гагарина курчатова и келдыша и много чего ещё...

сейчас мы полуколония банковского олигархата-а были бы прямой колонией соедей панской польши и румынии с турцией и ираном прибалтийских нацистов и тд и дрались бы между собой...этот факт подтверждается нынешним состоянием полуразвала...и от окончательной резни остерегает лишь ядерная мощь россии! увы...косовары и бандеры...сталин приравнен к гитлеру...это неофашистская европа поднимает голову...им просто очень нужны ресурсы...и задарма...

а то путин им ...за дровами ведь тоже к нам в сибирь приедете?

а они не хотят к нам в сибирь-они хотят к себе в сибирь!!!

с покл нч!

Ник.Чарус   12.05.2016 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.