От автора х

              (Предисловие редактора см. http://proza.ru/2018/08/16/860).

               Будучи уже в довольно зрелом возрасте, я как-то подумал о том, что почти ничего не знаю о своих предках, начиная с деда-прадеда. Все мои попытки что-то узнать о том, как они жили, что делали в те далекие, весьма сложные времена, ни к чему не привели. Никаких воспоминаний о себе и своем времени они не оставили. Мало что могли вспомнить и добавить наши родители, да мы особо их не расспрашивали. А жаль. Вот тогда и пришла мысль самому написать и оставить на память потомкам что-то о нас.

               Нам ведь тоже пришлось жить в очень непростое время. От Великой Отечественной войны, Сталина, СССР и "развитого социализма" до разрушения Советского Союза и всей мировой социалистической системы. А в технике от керосиновой лампы, повозки и лампового приемника до полетов космос, смартфонов и Интернета.  По ходу рассказа, я попытаюсь показать процессы, происходившие в наше время в стране, в обществе, на флоте. В том числе попробую высказать свою точку зрения на то, как получилось, что, казалось бы, вечная, могучая страна Советский Союз вдруг развалилась на части и исчезла, и кто в том виноват.
               Начну рассказ издалека, с самого начала, с детства. Оно ведь тоже неразрывно связано с нашей общей историей. Может рассказанное мной будет интересно не только моим потомкам, но и кому-то из современников. Особенно молодым людям, которые  готовятся к самостоятельной жизни.  У каждого из нас своя судьба, свой взгляд на события, их причины и следствия, но даже если наши взгляды на людей и события не совпадут, опыт старшего для молодежи, возможно, будет полезным. А пожилым мой рассказ напомнит времена прошлых лет,  собственной молодости.

               Не исключено, что в моем повествовании что-то окажется несколько сдвинутым по времени, или обнаружатся какие-то неточности в деталях. Что делать, многое придется восстанавливать по памяти. Кое-какие фотографии пришлось использовать из более позднего времени, так как в те времена, о которых пойдет речь, фотографировать корабли, базы, технику было запрещено. Кому-то из служивших на флоте, что-то в плане моих взаимоотношений с вышестоящими начальниками, может показаться невероятным. Некоторые детали, не влияющие на общий смысл сказанного о прошлом, вносились в последующие годы.
               Так вот,  я могу что-то забыть, в чем-то ошибаться. Но что касается главного, того, что всё происходило на самом деле, что ничего мной не выдумано - за это ручаюсь.

               Однажды мне попалось на глаза вступление к воспоминаниям одного из писателей, (к сожалению потерял его фамилию):
              «Мои  записки  не  предназначались  для  публикации. ...Эти  записки глубоко личные,  написанные для себя, а не  для постороннего  глаза,  и  от  этого крайне  субъективные. Это не мемуары, которые  пишут  известные военачальники и которые заполняют полки наших библиотек.  Описания  подвигов здесь по возможности сведены к минимуму. […]
               Если, все же, у рукописи найдется читатель, пусть он воспринимает ее не как литературное произведение или исторический  труд, а как документ, как свидетельство очевидца».

               Точно так же с моими «Записками подводника на переломе эпох», которые предлагаются вашему вниманию. Писал для себя и своих потомков, но всё-таки, показал некоторым своим друзьям и сослуживцам на сайте «Автономка». Видели их и некоторые другие читатели, с которыми ваш покорный слуга не знаком. И вот что написал мне один из них:
              «Хочу высказать свое мнение по поводу Вашей Книги, именно Книги, а не рассказа о технике и службе. Мне Ваши Записки понравились, я бы сказал, что это одно из лучших произведений опубликованных на этом сайте. Живой язык, понятный и в меру “подводный”, делает Книгу очень простой и интересной для восприятия.
               Заранее хочу уточнить – я далёк от подплава и моря вообще, я танкист-пехотинец, я тот  интересующийся читатель, но кого нацелена такая проза. Я не хочу комментировать политические темы и взгляды,  где-то мы схожи, где-то нет, (и это нормально). Записки меня увлекли по нескольким причинам.
               Во- первых – становление командира – всегда очень интересно и увлекательно читать о том как становятся “первым после Бога” и что интересно – пока не встречал шаблона, у каждого командира свой путь и здесь очень важно пережить, не прочитать, а пережить; 
               Во- вторых – очень интересен переход с многоцелевой подводной лодки на ракетоносец – подводникам это наверняка понятно, а читателю не совсем. И тут автору удалось впечатлить контрастом;
               В- третьих – командир с годами становится опытнее и мудрее – читаешь и ощущаешь, как это происходит – первые БС с азартом и эмоциями, последние службы – уже буднично по деловому. И мыслей сторонних много;
               В- четвертых – система она и в Африке система, но настолько черствая и нерадивая – когда автор описывает конец службы – аж зло берет!
 
               Ну и самое наверное важное – даже для непосвященного человека, судьба автора просто завораживает, насколько надо быть фанатом своего дела и веры в правоту, чтобы идти-идти и, разбиваясь о скалы, как завещал Горький, таки не разбиться, не сломаться. 
               Я ни в коей мере не могу оценивать или критиковать Ваши поступки, но если честно, мне жалко что Вы не стали адмиралом, хотя наверняка могли бы, если бы захотели найти компромисс – может быть помогли бы нескольким таким вот капитанам 1/2/3 ранга не разбиться о скалы, не пропасть и не попасть под нож системы.  Как Вам когда-то помог Голосов, например, как Вы помогали офицерам.
                Читатель 15.07.2015 01:00»

              Они настояли, чтобы я  опубликовал их. Что я и делаю.
               

           Продолжение:    http://www.proza.ru/2015/11/07/913


Рецензии
Очень любопытно и интересно рассказали:-)))с уважением:-))удачи в творчестве:-))

Наталья Скорнякова   04.06.2022 18:17     Заявить о нарушении
"А я еще и крестиком умею!" (шутка).
Спасибо за внимание, Наталья,

Альберт Иванович Храптович   05.06.2022 05:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.