Пианино

   Было у меня пианино.

   Нет, не то, на котором меня мучили играть в эпоху моей учёбы в музыкальной школе. То пианино было благополучно продано моими родителями для какого-то другого мальчика, принесённого в жертву Эвтерпе. А на вырученные деньги отец купил себе подержанный мотоцикл.

   Речь пойдёт о другом пианино, которое я приобрёл сам, находясь в здравом уме и трезвой памяти, несмотря на все ужасные детские воспоминания об этом инструменте.

   Лет пятнадцать назад был у меня сосед Сергей. И вот, как-то в ясное воскресное утро он позвонил в мою дверь и попросил о помощи. До этого он обращался редко, просил мало, возвращал вовремя, поэтому я воспринял его просьбу обыденно.

   Но на это раз его приход поставил меня в тупик. Ему, ввиду затеянного ремонта, потребовалось вынести из квартиры пианино "Гамма", на котором в детстве играла его младшая сестра. Но она давно уже была замужем и не жила в этой квартире. Самому Сергею пианино не представляло никакой ценности, хотя и стоило оно когда-то, согласно металлическому шильдику на задней стенке, ни много ни мало 680 советских рублей.

   Итак, задача была сформулирована. Действующие лица в лице меня и Сергея были на месте. Обещанная бутылка беленькой охлаждалась в холодильнике. То есть, можно было начинать.

   - А нам ещё кто-то поможет грузить пианино на грузовик? - так, между делом спросил я, когда мы катили пианино по коридору.
   - Какой ещё грузовик? - буркнул Сергей.
   - Ну, это.. на котором пианино повезут, - рассудительно предположил я.
   - Никому оно не нужно, - мрачно ответил Сергей. - Мы его не помойку покатим.

   И два человека с высшим образованием, один из которых имел за плечами ещё и музыкальную школу по классу фортепиано и классической гитары, а другой - степень кандидата технических наук, покатили пианино дальше.

   Через час кряхтения, мычания и прочих вздохов (по причине того, что матерных выражений мы, в силу своей образованности, не знаем, а применять слова невпопад было друг перед другом стеснительно), мы оказались на лестничной площадке.

   После нашего волока на полу осталась неправильной формы кривая от заевшего колёсика. То есть, колёсики у пианино как бы были. И по крайней мере три из них даже крутились. Только нам это помогало мало. Пианино было настолько тяжёлым, что чугунные колёсики буквально вгрызались в половицы.
 
   - Ерунда, - махнул рукой Сергей, глядя на синусоиду. - Я всё равно полы буду перестилать.
   - Ага, - согласился я и тут же добавил, - а по асфальту будет ещё хуже.

   Мы переглянулись, представив себе дальнейший маршрут до помойки по не совсем ровной дороге, и бутылку беленькой пришлось распечатать уже на этом этапе.

   Мимо нас и нашего пианино сиротливо протиснулась соседка сверху.
   - Пианино купили? Вот молодцы какие, - одобрительно похвалила она. - А высоко вам нести?
   - Нет, - выдохнул Сергей, - нам вниз, отпивая ещё один глоток из бутылки.
   - Как бы сейчас кто-то из соседей не вздумал диван какой прикупить, - подумал вслух я.
   - Или пианино, - пошутил Сергей.
   - Ну, тогда мы им это отдадим, - пошутил в ответ я. - А своё пусть обратно везут.

   Но других таких дурачков в нашем подъезде не оказалось. Ни в то ясное воскресенье, ни в последующие годы.

   Лестничную клетку мы, как и ожидалось, преодолели быстро. Трудности начались с поворотом на лестницу вниз. Во-первых, нам не хватало пространства, чтобы развернуть пианино на девяносто градусов. Во-вторых, было опасение, что пианино покатится по наклонной вниз, и мы будем не в силах его удержать. Ну, а в-третьих, нам не хватало элементарного опыта в передвижении тяжёлых предметов. Хотя, я подозреваю, даже самые именитые грузчики вряд ли могли бы похвастаться, что им приходилось перемещать пианино по лестнице вниз.

   После нескольких неудачных попыток спустить пианино хотя бы на ступеньку, мы застыли в недоумении.
   - Может, через окно? - спросил Сергей. - Если что, то я окна тоже буду менять.
   - А как поднять его до подоконника? - спросил я.

   Мы допили содержимое бутылки и пожалели, что припасена была всего одна. Без неё мысли о нашем деле представлялись весьма неопределёнными.

   И вдруг решение нашлось.
   - А давай, - неожиданно для себя самого предложил я, - закатим его ко мне?
Моя квартира была напротив Серёгиной, а по прямой, как мы экспериментально доказали, передвигать пианино гораздо легче.
   - А оно тебе надо? - недоверчиво спросил Сергей, чуть ли не в душу вглядываясь в моё зарёванное детство, проведённое не на площадке во дворе, не  на речке, не на футбольном поле, а в долбёжке по клавишам, пока я заучивал бесконечные гаммы и этюды.

   В принципе, Сергей был однозначно прав. Но а вдруг? Вдруг у меня родятся дети, предположил я. Ну, допустим. И они (ну, вдруг?) сами захотят учиться играть на пианино. Рассчитывать на столько совпадений было маловероятно, но я представил, что до помойки было очень далеко и всё же решился:

   - Закатываем ко мне.

   Мы с Сергеем открыли в себе второе дыхание и стали вталкивать пианино в мою прихожую. Несмотря на то, что весь путь до гостиной мы проложили ковриками, пол в моей прихожей со временем тоже пришлось перестелить. В итоге пианино было приставлено к свободной стенке, где и оно нашло своё пристанище на следующие пятнадцать лет.

   Надо признать, мои дети унаследовали от меня не только цвет волос, но и отвращение к музыке, потому что ни один из них ни разу не проявил желания даже хотя бы потренькать по клавишам. Тем более, что в эпоху развития электроники у пианино появились достойные конкуренты. Однажды друзья подарили на день рождения нашему сыну электронный орган. Это был вполне работоспособный музыкальный инструмент на две с половиной октавы, причём в дополнение к нему было подробное руководство, как научиться играть простенькие мелодии. Самым интересным в устройстве органа было то, что можно было одним нажатием на кнопку изменить звучание, скажем, похожем на скрипку, или на гавайскую гитару, или на какой-нибудь ещё инструмент, которых внутри этого прибора было спрятано больше двадцати. А в довершение ко всему, всё сыгранное на клавиатуре можно было сохранить в памяти устройства, а потом воспроизвести в виде фонограммы.

   Надо ли говорить, что пианино "Гамма" за шестьсот восемьдесят рублей нервно стояло в сторонке? Со временем я стал понимать, что даже если дети и проникнутся интересом к музыке, то уже не на этом агрегате, ставшем по сути своей элементом интерьера.

   Ясный воскресный день потихоньку стал приближаться...

   Спустя несколько лет после начала истории сосед Сергей съехал из нашего дома. Но я же не могу доверить такое ответственное дело, как перетаскивание пианино, человеку без должной подготовки. Поэтому о помощи пришлось просить другого выпускника физмата, с которым мы когда-то вместе работали в одной гимназии, а ныне пребываем в добрых дружеских отношениях. Палыч осмотрел путь предполагаемого отступления и определил, что проблема спуска пианино вниз по ступенькам остается открытой. Тем более, разумно предположил он, наша физическая подготовка уже не та, что была раньше. Надо искать более простое решение.

   Объявления в интернете, подаваемые мною под несколькими учётными записями с разными мобильными телефонами, но с одной единственной просьбой "Заберите пианино бесплатно!", не имели успеха. Судя по счётчикам сайта, просмотры прибавлялись ежедневно, то есть, находились такие люди, которые читали объявление и смотрели фотографии, но позвонить мне никто из них не решался. Я несколько раз изменял текст объявлений, добавляя комментарии, типа "честное слово, отдам с моей доплатой вашим грузчикам", но всё без толку. Позвонил даже в логово моих мучителей - в музыкальную школу, но и те ответили что в пианинах не нуждаются. Нету, в общем, в нашем городе настоящих ценителей. И мы с Палычем тоже решили к ним больше не относиться.

   Ясный воскресный День настал.

   Вначале мы отсоединили полированные деревянные панели - крышку, закрывающую клавиши, лицевую и нижнюю панели, и боковины. Их можно было бы приспособить на даче Палыча, сделав из них какие-нибудь полки. Дальше легко отсоединились только педали. После отвинчивания панели с клавишами нам открылось основное устройство инструмента, тщательно собранное на музыкальной фабрике.

   Чугунная станина, к которой прикручены струны, была прикреплена к деревянному основанию двадцатью болтами толщиной с мой большой палец. Болты были посажены на клей, а со временем ещё и приржавели. Пару болтов нам удалось отвинтить с помощью зубила, ударяя по нему молотком. Болты по миллиметру проворачивались в своих гнёздах, и после нескольких точных попаданий зубила по их шлицам, головки уже можно было зацепить пассатижами. Но поскольку риск попадания по пальцам увеличивался с каждым ударом, остальные болты было решено спилить с помощью болгарки.

   После того, как были ослаблены все 88 струн (хотя, как оказалось, средние тона задаются не одной, а двумя, а высокие - даже тремя струнами, каждая из которых натянута самостоятельно), их удалось снять со станины. Но сама чугунная станина каким-то немыслимым образом продолжала держаться за деревянный корпус. Мы предположили, что она была приклеена, чтобы заглушать возможное дребезжание из-за неплотного прилегания.

   Принесённый из гаража лом решил и эту задачу. После нескольких попыток с перекурами (а, надо признать, Палыч нисколько не пьёт, зато много курит, и гораздо чаще, чем я прикладывался к коньяку) станину всё-таки удалось оторвать от корпуса.

   За несколько походов на помойку были вынесены доски корпуса, блок с клавишами, а даже полированные панели, которые Палыч передумал везти на дачу. В отдельный полиэтиленовый пакет были аккуратно сложены в кольцо и перевязаны бечёвкой медные струны и латунные педали - настоящий ценитель музыки поймёт.

   Самой тяжёлой частью пианино была станина. Мы, конечно, специально не взвешивали, но по ощущениям она бы потянула на двести килограммов отменного чугуна.

   - Может, распилить её болгаркой на части? - предложил Палыч.

   Я представил себе запах палёных отрезных кругов, заполненную дымом квартиру и бедных соседей, по какой-то причине не уехавших в этот день за город, и от предложения Палыча отказался.

   Мы постелили коврики в гостиной, затем в коридоре и прихожей, поставили станину "на попа" и потащили её к выходу. На лестничной клетке к нашей несказанной радости нам встретились двое парней призывного возраста, которые пришли в гости к дочери нашей соседки. Их нереализованная энергия пришлась весьма кстати, и вчетвером мы дотащили станину до помойки, положив её рядом с мусорным баком.

   Утром, проходя мимо бака на работу, я там не обнаружил не только полиэтиленового пакета со струнами, но и самой станины. Полированные панели продержались до вечера, но тоже исчезли. Пианино досталось хорошим людям и они оценили его по достоинству.

   А моё музыкальное образование (мечта моей мамы) мне всё же пригодилось. Хотя бы для того, чтобы разобраться во внутреннем устройстве такого сложного музыкального инструмента, как пианино.


   2015


Рецензии