Прынц Фрыц Удалой Глава 3. 6

 Захлестнувшие по прибытии хлопоты настолько сжали время, что даже не заметил, как вернулся из ОЧЕРЕДНОЙ кругосветки "Дредноут". Капитан-португалец входил в круг испытанных друзей и ему рад был даже больше чем стыдливо прикрытому в трюме сизальскими канатами грузу австралийского золотого песка и африканских алмазов. Разумеется, о их тезаврации и мыслей не было, переиначив Ленина лозунгом момента стало: "Всякое герцогство лишь тогда чего-либо стоит, если оно умеет защищаться". А безопасность - удовольствие платное! Причем для всех.

    Англичане на строительство только 102-пушечного "Соверина" выложили 26 177 фунтов стерлингов. Нам пока лес и рабочие руки обходились дешевле, но вот принятые в Англии лордом-адмиралом должностные оклады моряков пришлось утвердить и в нашем флоте - экономить себе дороже. Тут, кстати, и мне, как лейтенанту VI-го ранга, причиталось в месяц 2 фунта 16 шиллингов и 6 пенсов (судовой плотник или канонир получали по 2 фунта, а юнга - 9 шиллингов и 6 пенсов). Но на линкорах 1-го ранга жалование практически удваивалось и народу там служило по полтысячи моряков на каждом.

     Да и адмирал для строящейся эскадры "уох зее флот" обошёлся весьма не дёшево. Но знакомый ещё по Гамбии Роберт Холмс стоил того. К нашей удаче, на родине храбреца не особо ценили, и даже порой в камеру сажали, когда считали, что принесённые им доходы казались не достаточно великими. Мне же на автора "Костра Холмса" денег жалеть стыдно было. Пока так востребованные в разгар войны линкоры продолжали строиться, ибо нарушать технологию запрещалось категорически и спешка исключалась, для контр-адмирала собрали восемь ещё крепеньких фрегатов и тысячу курляндских стрелков-добровольцев.

    Как и в ТОЙ истории, в августе 1666 года, столь скромными силами, но уже под оранжевым флагом с нашитой жабой, сжёг он состоявший из полутора сот судов китобойный флот голландцев в североморском посёлке Вест-Терсхеллинг. В год эти ребята с китов в районе Груманта имели до 10 млн. гульденов дохода и такой разбой требовалось заканчивать. Совсем не вредно герцогству было, наконец, показать миру наличие острых зубов, а сюзеренну - решимость не уступающую Ройял Неви. Моментально оценённую - лично король произвел меня в капитаны VI-го ранга, с разрешением выплачивать самому себе месячный оклад в 7 паундов (на рубли-ефимки 44, 32!).

     Ещё некоторое время наши фрегаты приватирствовали, и уже не британский "Тигр", а наш "Дрендоут" захватил 20 призов, но уже без меня. Ждали государственные дела - русско-польская война шла к концу и требовалось спешить на разбор пряников. Правда, уже в ореоле заслуженного геройского капитана, законно заработавшего право в царские покои допускаться и в присутствии взрослых рот открывать.

     Поскольку Речь Посполитая формально находилась в состоянии войны с Московией, то делегация получалась не официальная и почти тайная, замаскированная под купеческий караван. Охраной ограничился из дюжины не раз проверенных пионеров со штуцерами. Даже собравшейся со мной мир посмотреть "сестрёнке" Марии Анне Амалии объяснил, как пользоваться огнестрелом. Девочка хоть и была нрава кроткого, но по курляндским традициям к оружию относилась с пиететом.

     Благо, что пользоваться оружием на этот раз Бог миловал - добрались благополучно. А в Москве нам в аудиенции весьма поспособствовал бывший судовой наш батюшка - брат Симеон, поднявшийся по карьерной лестнице до наставника царевича Фёдора. Его красочными описаниями приключений плаванья зачитывался не только ученик, но и весь царский двор во главе с монархом. Так что заочно о моих похождениях здесь знали уже хорошо, да тут ещё вперёд нас слушок долетел, что вновь в войне курляндский флот, за старые обиды мстя, проявил себя сумел. Так что заслуженный авторитет "морского волка" открывал двери в палаты хотя бы из любопытства.

     Впрочем, даже у России уже реальная потребность в моряке-консультанте назревала. Вновь вставал в сухопутной стране вопрос о создании флота - требовалось охранять Каспий, и Боярская Дума вот-вот собиралась дать добро на строительство первого военного корабля. Из курса Истории припоминалось, что фрегат "Орёл" обошёлся казне в смешные 2221 рубль, и при таких расценках мне также захотелось поучаствовать в предприятии. Предложив царю учредить Русско-Курляндское СП, состоящее сразу из двух корабликов. Эскадрами по морю ходить безопасней, и постройка сразу серией может дешевле выйти, хоть и несколько дольше.

      Но помимо "каспийской флотилии" основной коммерческий интерес усиленно попытался пробудить у царя к поморам, как к уже готовым смелым морякам. Рассказав про ежегодные 10 миллионов гульденов, что ежегодно китобои в Голландию из Груманта привозили. А ведь из Холмогор путь на остров много ближе, чем из Вест-Терсхеллинга, и давно кочи из Двины туда хаживают. Если лес из Прибалтики в Голландию не поставлять некоторое время (можно и у лифляндцев даже поперекупать пока), то китобойное место восстановления сожженного флота Нидерландов дожидаться не станет.

    Пусть поморы на своих кочах зверя бъют, да ворвань на острове по бочкам разливают, а мы товар покупателям доставим да вдуем по справедливой цене, и силком его в пути отобрать теперь у нас побоятся. Репутация - это тоже товар! А доходы, с Москвой даже по-честному деля, всё равно солидные получатся, брали же голлы с китов свои 10 миллионов гульденов в год. И это при неудобной логистике в обход Скандинавии. А от устья Северной Двины до Груманта всего-то 2 тысячи километров - при попутном ветре пара недель хода максимум, а там и зимовья с амбарами ставить можно. Даже уголёк возможно ломать начать - в копальнях температура круглый год постоянная.

     Но главное тут - бизнес не на голом месте от Указа свыше зачинается. Поморы уже много веков как окрестные воды освоили, причем массово. Иной год на мурманское побережье поболе семи тысяч кочей прибывало. А помор Дежнёв уже четверть века как Севморпуть на кочах прошёл! И после таких подвигов народа, приписывать Петру "открытие форточек" - нагло врать. Более того, это он здесь мореплаванье погубил. Вначале в 1703 году отдав северные промыслы в монополию Меньшикову, а уж приказчики друга-махинатора по 300-400% барыша выжимать из мореходов принялись. Потом же монарх и вовсе запретив строить приспособленные для плаванья во льдах суда, повелел мастерить их только на голландский лад.

    Нынешний царь сострадание к мореходам имел и ещё в 1646 году отменил разорительную для свободных (черносошных) поморов систему откупов, вернув им законную крестьянскую десятину. Кораблики по Двине мастерила чуть не каждая прибрежная деревушка - леса и мастеров хватало, не хватало, как всегда, начального капитала. Потому-то царь был не прочь от притока курляндского золота на этот рынок - держава ведь десятиной так же крепла. А затраты то даже смешными казались - построить и снарядить для начала по десятку кочей с каждой стороны СП обходилось мне всего-то в полторы тысячи рубликов. А ведь один кит больше доходов приносил, так что сговориться о зарождении Грумантского кумпанства получилось быстро.

   Онли бизнес-визит не получался, слишком уж наша делегация оказалась нестандартной. Кроме сестрички, на груди у каждого красовались как минимум "Отваги", а ведь "папа" Якоб уже учредил и Орден Девы Марии. Так что IV-я степень мне в недавней войне так же честно заслужить удалось. И рассказы про морские баталии постоянно требовались от нас сухопутной аудиторией - всё им было в диковинку.

   Когда поняли, что с нас живыми не слезут, то приказал я пионерам вспоминать, какие-нибудь пьесы, в которых они, учась в мореходке, в любительских спектаклях актёрствовали. Сам же вызвал весь огонь на себя, пока "труппа репетировала". Извлёк из подкорки даже давно и плотно забытые, но в восторг всех приведшие - сказки Пушкина. Правда, пришлось пояснять, что "русский дух" - ни есть швайн аромат.
   Ребятки на следующий день выдали аж Уильяма нашего Шекспира "Ромео и Джульетту" - и Москва содрогнулась от косности западных традиций, кончающихся кровопролитием. То ли дело на святой Руси - невесту в монастырь и вся недолга! В репертуаре оказался и "Генрих VI". А я увидел, как у стоящей за ширмочкой девочки на фразу "О, сердце тигра в этой женской шкуре!" загорелись глаза.

   Уже знал от перезнакомившейся с ровесницами сестрички, что зовут приглянувшуюся мне молодку Софья. Она-то и являлась главной целью нашего тайного визита. Сватовство ведь так же получалось неофициальным, нас разделяли религиозные концессии, причём вариант "нитка за иголкой" пока не канал. Скорее выходило - "не нравится - не кушай", потому в приватной беседе пришлось клясться отцу невесты в том что в православие я всей душой рвусь, но вот гады-бароны тогда в Варшаву пожалуются, и участи дедушки-изгнанника мне не избежать.

    Так что момент удачный ловить следует. Лучше после очередной победоносной войнушки. Если будущий родственник слегка поможет, вариант "победителей не судят" может и проскочить. После приданного в виде Задвинского герцогства, титул Великого герцога рты злопыхателям заткнёт. А Бог в войне и удачи пошлёт немного, то дщерь у Московского царя и королевой (например, Прибалтийской) станет. Только дело это долгое, хлопотное и затратное. Главное, дочери приданным пока не разбрасывайтесь.

  Ещё лучше, если чем негодным уже нынче делиться начать - теми же схизматиками-раскольниками, коих на Руси избыток образовался. Нечего упёртых сжигать - дрова переводить, лучше уж позволить мне их туда отвезти, где пекло круглый год. Да и вообще, есть смысл на Руси лихой народец от греха нам сплавлять. Только что Василий Ус под Тулой аж 8 тысяч смутьянов собрал, еле уболтали разойтись. А ведь кто другой может и не таким уступчивым оказаться. Так что лучше такому взрывоопасному материалу позволить утечь. Рвануть же им у неприятеля сумею.

   При правильном изложении, гешефт всем получался. Царь велел кликнуть "добровольцев" на великое дело помощи братьям-христианам, а я гарантировал требуемый ими ранее червонец в год. Голодных сбежалась туча, но медкомиссия отобрала только 5 тысяч. Пообещал тех, кто себя проявит на контракт перевести - с пенсионом после 25 лет службы. И погнал толпу в Курляндию, грузиться на наконец построенную эскадру из десятка линкоров.

Далее http://www.proza.ru/2016/02/11/54


Рецензии