Князь Лют глава 3

 глава 3 Княжество

Летели дни. Я носился по окрестным сёлам, присоединял к своему княжеству, набирал войска, новых мастеров, издавал указы.
А вчера приехали посланники Вепря с договором в котором сказано о мире до Новолетья. Договор был подписан. Но меня опять подвело незнание местных обычаев. Оказывается Новолетье, это тоже самое, что у нас Новый Год. И начинается Новолетье в день весеннего равноденствия.
После подписания договора я решил устроить себе выходной. Опять пришлось объяснять друзьям, что никуда не выхожу. Оказывается они пользуются тем же словом, что и у нас «отгул», что значит от дел гулять.
Рано утром лишь рассвело, мы вдвоём с Рарогом скрылись за горизонтом. Я знал, что недалеко есть небольшое озерцо, вокруг которого удобная полянка, окружённая лесом.
Приятно было искупаться и потом валяться на траве, забыв обо всех делах. Просто смотреть на синее небо, проплывающие облака.
Потом мы развели костёр и сидели глядя на его пляшущее пламя.
- Ты заряжаешься?
- Что?
Я настолько отключился от всего происходящего, что не сразу понял вопрос Рарога.
  - Старец говорил. Иногда, когда вдруг чувствуешь себя опустошённым. Нет сил и желаний из-за того, что много и долго напрягался. Нужно отключиться от этого мира. И набраться сил у четырёх стихий. Ты так и сделал. Плавал в Воде. Лежал на Земле. Смотрел на облака летящие по Воздуху. Потом долго глядел на Огонь.
- А ведь ты прав, мой юный друг. Теперь я готов творить великие дела.
Выехав из леса мы решили сделать крюк. Недалеко проходила дорога,  ведущая в Городище.
Поднявшись на небольшой холм мы услышали звуки сражения. Вынув мечи из ножен, помчались, как есть без кольчуг, выехали на поляну на которой и шёл этот бой. Пятеро здоровенных мужиков впрочем одетых в кольчуги, наседали на трёх чёрных колпаков.
Взмахнув мечом я крикнул: «вперёд»! Сзади послышались крики. Оглянувшись увидел, как вся моя гвардия: Мет, Яр, и Дарк догоняли нас, в кольчугах и с оружием.
- Бросить оружие наземь!
От неожиданности и те и другие бросили оружие.
- Кто такие? Говори ты.
Приказал я здоровенному мужику, рядом с которым лежал не менее здоровенный топор.
- Лесорубы мы. Староста приказал нам лес валить для дома, а платы не дал, сказал, какой-то Лют выдаст. Ну мы в сердцах стёкла и выхлестали.
- Понятно. А вы что?
Повернулся я чёрным шапкам.
- Нас староста послал догнать и наказать.
- Значит так лесорубы идите в Городище, там работа и платой не обидят. Ну а вы поехали к вам посмотрим, что за староста за работу не платит, да моим именем прикрывается.
Со старостой мы быстро разобрались. Собрали народ. Я объявил, что налоги снижены, что мастеровых людей приглашаем в Городище. Тут же выбрали нового старосту. И при всём народе он пообещал, что будет честно служить князю (то есть мне) и народу.
Позже у себя я собрал совет.
Сначала обратился к местному старосте.
- Ты, Селюк, находишь себе замену в деле управления село. Будешь теперь управитель всех земель. Возьмёшь завтра десяток воинов и поедешь по сёлам.
- Мет, отправляйся домой, проследи чтоб воины прошли спокойно по землям. Буду рад если ты вернёшься сюда вместе с семьёй. И поговори согласен ли кто из воинов остаться здесь навсегда под моей командой.
- Рарог, отправляйся к кузнецу Дорову, уговори его приехать сюда. Для него здесь будет дом.
- Дарк, не забывая, что ты хороший воин, но постарайся чтобы у нас было побольше арбалетов, таких как у тебя
А потом приехали Князь и Виола. Дарк повёл Князя показывать наши достижения. Ну а мы с Виолой поехали прокатиться за околицу. День начался с прогулки, прогулкой и заканчивался.
Я рассказал немного о себе. Хотя как можно объяснить вещи обыденные в моем мире и недоступные для понимания здешнего. Потом Виола рассказывала о своей семье. Оказывается Стар брат Виолы только по отцу, матери у них разные.  Но зато Вепрь двоюродный брат Стара. После смерти матери Стара, отец Виолы женился во второй раз. Вскоре родился Конязь, а через несколько лет Виола. Но воспитанием девочки занимался в основном отец. Для любимой дочери из дальних земель пригласил учителей, чтоб девочка познавала мир и не скучала. Это была счастливая семья. Однажды на охоте отец схватился с Бером. Бер был убит, но и отец долго болел, а потом умер. После смерти отца на них напал князь Вепрь. Сначала удавалось отбивать его атаки. Но Вепрь не спешил, просто усиливал нажим. Потом умерла мать, которая успокаивала их. Они поссорились. И Вепрь воспользовался этим. В память о родителях и для сохранения земель, они наконец перестали ссориться. Оставалось последнее лето. И тут появился Лют, то есть я.
Наутро Мет доложил, что готов к отъезду. И что со мной останется сорок семь воинов, которые решили осесть на этой земле. Маловато конечно, но эти сорок семь настоящие воины. А ведь есть пополнение из местных.
Я ещё раз напомнил Мету, что всегда рад ему. И буду надеяться, что он поселиться рядом со мной.
Затем отдал приказ Яру, чтоб он выбрал трёх человек и отправлялся в путь с Рарогом.
Потом Селюк, уже в новой должности Управляющего моими землями, представил нового старосту моей столицы Солта.
После чего дал первое поручение Управляющему.
- Ты, Селюк возьми себе охрану и объедь все сёла и постоялые дворы, проверь как там дела, насколько крепко нашей власти подчиняются. И заодно между сёлами поставь станции. На этих станциях всегда должны быть свежие лошади для меня и моих посланников. В каждом селе должна быть ополчение для охраны.
Итак остался князь без войска. Где-то Дарк возился со своими арбалетами. В принципе вся моя армия это та полусотня, что решила связать свою жизнь со службой мне. Да человек двадцать набралось с Городища и ближних сёл. Оружие у нас есть. Пусть воины тренируют поселян. Мне нужна крепкая армия и что самое главное своя на постоянной основе, а не наёмники.
А пока устроил небольшую проверку оружию. И понял то что здесь все и так знали. Арбалет или как здесь многие называют стреломёт, мощное оружие дальнего боя. Лук более прост, поэтому многие предпочитают пользоваться луком.
Мне пришлось заняться разделением на виды войск. Арбалетчики бронированные, как мечники. Имеющие мечи и стреляющие. Лучники лёгкая пехота, только для дальнего боя. Для ближнего боя мечники и конные мечники. А также всадники с копьями. Пороки хорошо наносят большой урон, но при атаке на них успевают выстрелить только раз. Сотня хорошо тренированных и отлично вооружённых лучников и арбалетчиков, уничтожат почти тысячу вражеского войска. Но увы добежавшие десять мечников, уничтожат эту сотню. 
И обязательно нужно своё производство оружия и кольчуг.
Из этих идей мне предстояло создать лучшее войско в этом мире. Можно взять как пример воинов. Конные мечники неслись друг на друга иногда им помогали пешие арбалетчики. Значит на ближайшее время тактика уничтожения бронированных конных масс.
Воины тренировали поселян, а я пытался понять основы боя. Хотя может быть мы потому и побеждали, что я действовал по своему, вне правил.
А вечерами сидели втроём с Конязем и Виолой. Иногда к нам присоединялся Дарк, который всё мастерил свой чудо-стреломёт. Конязь же знакомил меня с местными традициями и обычаями. Я ведь почти ничего не знал о мире, в котором, так внезапно оказался.
Оказывается в этих землях процветал разбой. Удачливый разбойник собрав ватагу занимал какое-нибудь село. Потом присоединял ещё или довольствовался одним и провозглашал себя князем. Поэтому границы между такими княжествами были условны, что не мешало использовать, как предлог, для набегов на более слабых соседей. Князья не развивали промышленность. А зачем, когда всегда можно пограбить. Итак грабили селян и грабили гостей.. Нет гости, конечно вооружались и отбивали совсем уж наглых мелких воришек. Но сопротивляться войску поднаторевшему в грабежах было бессмысленно. Так выработался своеобразный свод правил грабителя. Если гости сдаются сразу, то их не только не убивают, но и грабят только наполовину. Таким образом на этих землях процветали грабежи и разбой.
Тогда отец Стара, Конязя и Виолы решил прекратить этот беспорядок. Стара он готовил к управлению делами. Конязя к управлению войсками, а Виолу обучал наукам. Но его внезапная смерть нарушила все планы.
 -Кстати, ты говорил, что князья не строят укрепления, но у Стара хороший острог.
- Этот острог, начал строить отец. Сомневаюсь, что в округе, есть у кого-нибудь подобное.
- Значит мне тоже надо такие остроги возводить. Для начала в Городище. Вот только зачем если у меня нет войска.
На следующий день дозорный поднял всех по тревоге. Издалека приближалось войско. Вооружившись все кто держал оружие поскакали навстречу. Оказывается это Селюк с дальних сёл прислал ещё пятнадцать человек для службы в дружине. И пожалуй самое ценное это два мастера по изготовлению луков. Сопровождали всё это воинство два воина. Они и рассказали, что Селюк присоединил к моему княжеству ещё село. Переговорил со старостой, с которым он был слегка знаком. Убедив, что мы гарантируем, не только справедливую власть, но и защиту.
А мы продолжали укрепляться. Для новых воинов, плотники построили казармы. Начали строить дома для лукоделов.
Я смотрел на тренировку и вспоминал слова Князя. Получалось, что здесь нет воинов. Даже воины из которых происходил Мет занимались в основном разбоем. Этакие разбойники-наёмники. А в таком случае не важна, ни тактика, ни стратегия. Оружие и кольчуги также не важны. Войско на войско здесь мало сражаются. Даже острогов нет. Легче сбежать, чем защищаться. Поэтому военное дело не развито. Значит любая воинская хитрость будет приносить мне победу.
Первое что мне может пригодиться это пороки. Своеобразная артиллерия этого мира. Конечно она надёжна при защите селений. Но даже в поле при множестве порок, урон будет нанесён врагу значительный. После выстрела телеги превращаются в защиту.
Второе что мне пришло в голову это двуручники, тяжёлый меч, который можно держать только двумя руками. Здесь я таких не видел и не слышал. Значит как минимум всего нового будут опасаться. Вопрос только в том, чтобы создать такие мечи.
Третье, раз здесь нет армий, то некоторый виды вооружений не развиты или не существуют. Много вооружённых конников. Казалось бы что проще бери копьё и защищайся, но таких войск нет. Значит буду создавать пеших и конных воинов с копьями.
Впрочем дела шли. Приехали Рарог с кузнецом. Доров говорил, что ехать особо не собирался, но этот юный воин хороший уговорщик. И вот кузнец здесь со своей семьёй. Дом с банькой на околице села, уже ждал хозяев. Кузница на холме у речки. Всё как в родном селе.
Вслед за ними пришли войска присланные Старом.
Всех вновь прибывших я делил на виды войск. Конные мечники, типичное войско для данной местности, с мечами, в кольчугах на конях. Конные лучники, на лёгких быстроходных лошадях, в плотных кожаных куртках. Новый вид войска конники с пиками и саблями в лёгкой броне, для противостояния конным мечникам. Против всадников создал отряд пеших копейщиков. С прибытием Дорова начали ковать двуручные мечи, для нового войска пеших воинов двуручников. И естественно отряды лучников и арбалетчиков.
Вскоре вновь прибывшим войскам выпало боевое испытание.
У отдалённого нейтрального села ограбили гостей. А это были родственники Дарка.
Как оказалось, в этом селе живёт местный князёк, который по традициям этого мира пополнял свои запасы. Были высланы конные с пиками и конные лучники, которые оцепили село, перекрыв все дороги и тропинки.
Вскоре подошло всё наше войско. Я даже в этот поход взял пороки. Нет не потому что этот князь был очень страшен, просто ещё одна возможность потренироваться в условиях максимально приближенных к боевым.
Ночью из села попытались пробиться. Но в бой не вступали, вернулись обратно в село.
Утром пришёл староста. Спросил с какой целью мы напали на их мирное село.
На что я сказал, что не обязан держать перед ним ответ. Но мы пришли требовать суда над людьми напавшими на торговый обоз.
На это староста ответил, что спокон веку ведётся так, что возле своего села, каждый может взять добычу, ибо такова традиция.
Я же ему сказал, что традиция теперь это я. На моих землях, а их село принадлежит отныне мне, я решаю, кому и что делать. Поэтому село не пострадает если выдадут грабителей. А иначе сожгу село.
Здесь я конечно нарочно пугал, ибо уничтожать село на своих землях это расточительство.
Староста ушёл, а мы начали сжимать кольцо окружения. Проверяли все постройки: кузницу, мельницу, овин. Вот и до домов расстояние на полёт стрелы. На мельнице мы взяли в плен целое семейство. Семью задержали, а поселянина послали в село, передать, что моим воинам ещё одну ночь будет холодно в поле, поэтому для обогрева начнём жечь дома.
Народ взбунтовался. И тогда перед их князем встал выбор, убьют поселяне или моё войско. Почему-то решив, что поселяне опаснее, князь решил пробиваться. Зря он это. Банда поскакала через кусты, где стоял отряд Дарка. Первым же выстрелом был убит главарь, а за ним и все бандиты.
Дарка с его полусотней я поставил охранять Селюка, пока тот будет разбираться с управлением. Об этом же я известил старосту села.
- Вот Селюк мой управляющий землями. Всё что он скажет, скажет от моего имени. Это Дарк, помогай ему. Он военная власть в селе.
Потом у меня состоялся удивительный разговор с Дарком.
- Почему к старшим обращаешься на ты. К старшим надо на вы с уважением.
- Так я и так с уважением. Когда человек свой, родня или друг. Так к нему всегда с уважением, как к себе. А какой враг или дурак, чужой одним словом так к нему понятно на вы, какое ж такому уважение. А то что к старшему как к дураку на вы, о том я не знал
- Да нет прав ты, Дарк. Это я в суматохе закрутился. До завтра.
Подумалось, как ловко Дарк объяснил и не поспоришь. И ведь гораздо точнее. Потому что человека уважать только за возраст глупо,  если он всю жизнь гадости делал? Про то конечно неизвестно, ибо человек чужой.
Проснулся я как обычно рано. Но вставать не хотелось. Приближалась осень, холодное утро.
Несмотря на то что большой битвы не было. Всё-таки была проверена согласованность войск. Правда Яр, который пока замещал Рарога, не очень рвался в командиры. Храбрый воин. Просто сжигает всех врагов на своём пути. Но командовать не любит.
Вдруг послышались громкие голоса, пришлось вставать. Оказывается прибыл гонец от Мета. Мет готов приехать с семьёй и небольшим войском.
Возвращаться решили другой дорогой. Пришлось сделать небольшой круг. Но теперь я на всё смотрел по другому. Если раньше познавал этот мир от любопытства. То теперь во всём искал пользу для своего княжества.
Вот что я узнал за эти дни.
Люди просто селились в этих местах. Создавались сёла. Большинство просто честно работало. Но некоторые шли зарабатывать грабежом. Дальше всё развивалось по нарастающей. В сёлах создавали оборону от грабежей. Но оборона недолго оборонялась. Оборонщики отбив атаку сами шли грабить. Естественно в этом противостоянии побеждали более умелые. Один из умелых становился конязем-конным воином. Сначала конязь оборонял своё село. Потом брал под охрану другое, третье. Владения его расширялись. И тут один конязь встречался с другим. Побеждал конечно же тот, кто награбил больше оружия и кольчуг или войско больше. И здесь первая смерть князя.
Тогда конязи стали приглашать небольшие отряды из Земли Воинов. Здесь уже имело значение и вооружение и опыт, ибо воины были сильнее на порядок княжьих дружинников. Но здесь вторая возможная смерть конязя. Ибо первое время, воины не всегда соблюдали обязательства и могли убить призвавшего их конязя. Но потом сочли это невыгодным и стали соблюдать договора.
Итак причин по которым мог погибнуть множество. Вследствие этого конязи даже не удосуживались укреплять оборону сёл. Исходя из правила: «сегодня я правитель, а завтра враг мой правит, зачем для врага строить».
Поэтому так сложилось, что от врагов прятались на постоялых дворах, которые превращались в сильные кромы. Выглядел постоялый двор, как небольшой посёлочек, огороженный стеной. Правил постоялым двор всегда бывший воин, со своими воинами, а также наёмниками, которые за охрану получали оружие и кольчуги. Там же жили мастеровые, которые сразу же сбывали всё произведённое. Сила постоялых дворов и сила конязей была равна. Но постоялые дворы никогда не нападали, а взять их приступом не смог бы ни один конязь.
Так сложился негласный договор. Конязь не интересуется постоялыми дворами. А дворам плевать на то что существует конязь.
Потом произошло изменение на первый взгляд несущественное. Некоторые конязи превратились в князей. Казалось бы какая разница в утрате одной буквы. Но так получилось, что именно в это время воины стали соблюдать договоры. И князья наладившие контакт с воинами стали побивать конязей. Вследствии чего значительно расширили свои владения.
Отец моих друзей начал свою карьеру командиром охраны села, стал конязем. Создал семью. Наследников. Более того он развивал не только военное дело, но и экономику, что в здешних краях не практиковалось. Действительно зачем экономика, когда можно пограбить. И что уж совсем невероятно, стал интересоваться науками и создавать зачатки культуры. Кто знает куда пошла бы эта страна, но старый князь погиб. А затем появился я. Человек из других миров. Уже знающий о пользе экономики и науки. Обладающий военными знаниями, которых здесь никто не имел.
Поэтому я понимал, что страна может противостоять врагу, когда она едина. И моя задача собрать все эти сёла и постоялые дворы под свою власть, раз уж никто другой этого не сделал.
Впрочем переговорив с хозяином попавшегося постоялого двора я понял, что эти дворы мне даром не нужны. А уничтожить их без потерь я могу тем, что создам торговые площади при сёлах.
Впрочем на тех моих землях, которые я мог считать своими, находились ещё несколько сёл, которые пока не признали мою власть.
Тогда я сделал так. Селюк со своей охраной и Князь с полусотней поехали уговаривать эти сёла. Князь от своих княжьих дел отошёл всем занимался Стар, а Князь вошёл в мою гвардию.
Между сёлами я стал ставить станции, место где можно переночевать и получить свежих лошадей. Впрочем лошади пока были для своих гонцов. Заодно на станциях всех проезжающих направляли в Городище. Теперь здесь происходили обмен и торговля. Всё это было выгодно для гостей, кроме того они здесь получали надёжную охрану.

               


Рецензии