Князь Лют глава4

 Глава 4 И снова битвы

Передо мной стояли два гонца. Один принёс весть, что Мет скоро будет. А другой, о том что на северных наших границах показалось войско. Войско идёт очень медленно и что это за войско, и каковы его цели пока не понятно.
Я собрал всё войско, сколько было на тот момент и отправился навстречу. В Городище оставил Князя встречать Мета.
Через несколько дней мы встретили наш разъезд. Оказывается неизвестное войско находилась от нас в нескольких километрах. Шли они очень медленно охраняя обоз.
И вот ровно в полдень на мирном лугу мы увидели ползущую вдалеке гусеницу. Наше войско развернулось в боевой порядок.
Враг не сразу заметил нас, но увидев остановился и больше не двигался.
Тогда я с Рарогом и Яром поехал навстречу. От вражеского войска отделился всадник. Оставив своих друзей я также поехал один.
- Я, Лют, князь, повелитель этих земель.
- А я Вепрь и недавно эти земли были моими. А теперь от моего когда-то большого войска ничего не осталось. Со мной идут те воины, кто остался предан мне. С ними их семьи. Союз Трёх Князей разбил моё войско. Пока они не преследуют нас. Но скоро придут сюда. Я знаю ты смелый воин. Значит пропустишь нас в Земли Воинов?
- Во имя договора о союзе, я не буду с тобой воевать. Но зачем тебе идти в земли воинов? Оставайся здесь, ставь дома, готовь воинов и мы вместе разобьём твоих врагов. А если ты простил моих друзей то и мы с тобой будем друзьями.
- Я принимаю твои условия.
Вепрь не оборачиваясь махнул рукой и весь обоз, что шёл с ним, медленно тронулся с места.
Я разглядывал Вепря. Высокий почти моего роста, широкоплечий, лет тридцати. Тёмные волосы зачёсаны взад, небольшая шкиперская бородка и усы. Кольчуга помятая местами даже разрубленная в бурых пятнах.
К нам подъехали Рарог и Яр, кивнули и молча встали позади.
Мимо проходил обоз Вепря. Тяжёлое зрелище, израненные воины в разорванных кольчугах. Некоторые в телегах вместе с женщинами и детьми.
- Куда поведёшь, князь?
Завтра к вечеру достигнем слияния ручья и большой реки. Вот там и можно поселиться. Хорошее место и для строительства и для обороны
Рарог, пошли гонца к Селюку, пусть берёт плотников и мчится сюда.
Вепрь с любопытством разглядывал моё войско.
- Слышал про пороки. Но у тебя, князь получше, на телегах удобнее.
- Улучшили немного. Послушай, Вепрь, ты оставил войска прикрывать свой отход?
- Да оставил десяток на быстрых конях.
- Что так мало?
- А там лес до горизонта, объезжать долго надо, а мы пришли напрямую по дороге. Там и они могут прийти.
Обоз полз медленно. Придётся заночевать по дороге.
- Скажи Вепрь, что за войска у противника?
- Во первых их много. Во вторых они все в железе. Мы тоже носим кольчуги, но они полностью железные. Лучники их не пробивают. Зато у них почти нет конных. Но у них есть топоры, против которых наши мечи слабое оружие.
Когда остановились на ночлег, подъехал гонец от Князя, оказывается, они с Селюком сбились со следа и вышли к слиянию реки и ручья, туда куда мы шли. Я послал гонца обратно с наказом готовить жилища для нас.
На следующий день снялись пораньше, чтоб побыстрее достичь места назначения. Но с утра заморосил дождь. Потом он пошёл сильнее. И когда наконец мы достигли места стоянки., вокруг стояла стена дождя.
Однако Селюк и здесь проявил себя молодцом. Нас встретили навесы защищающие от дождя, здесь поместились и люди и кони. А для командиров был сооружён маленький домик.
Здесь я познакомил Князя с Вепрем. Друг друга в лицо они не знали. На удивление никаких обид и претензий, за прошлое ни тот, ни другой не высказали. На что я заметил.
- Вот и ладушки! Будем дальше вместе биться против общего врага. А старое забудем.
Утром я проснулся от сильного холода. Поднял голову очаг горел сильно. Воин, что должен поддерживать огонь, очевидно подкинул дров и задремал. Я оделся, откинул шкуру сохатого, заменяющую дверь на выходе. Чёрная ночь. И сильный мороз. На мгновение показалось, что нет ни времени, ни пространства.
Вернувшись в дом увидел, все уже проснулись.
- Рарог командует своими, Вепрь своими. Селюк командует строителями. Со мной едут Князь и Яр.
Мы быстро перекусили. Оседлали лошадей. Взяли с собой десяток воинов. И медленно, медленно. После продолжительного дождя и ударившего мороза всё вокруг превратилось в каток.
Коней пришлось везти в поводу. Но как только место нашей стоянки скрылось за горизонтом, началась сухая земля. Без всякого перехода. Как будто кто-то заливал огромный каток, и мы вышли с этого катка. Как сказал один из воинов, дождевое место.
Мы сели на коней. Истосковавшись по быстрой езде сразу взяли в галоп, потом перешли на быструю рысь. И наконец на обычный походный шаг.
Домой прибыли за полночь. Сразу завалились спать. А утром наконец увиделись с Метом. Мой товарищ привёл войско в полторы сотни. И большинство из них не были опытным воинами. Нужно опять тренировать. А если у меня время на тренировки? Ответом было появление гонца из разъезда следящего за лесом. По следам Вепря шло войско примерно в пять сотен. К сожалению всё наше войско вместе с войском Вепря и теми, которые пришли с Метом было меньше.
Выслал гонца к Вепрю и Рарогу, с приказом готовиться к обороне. Мы решили ударить с тыла. А Конязя в этот раз назначил командовать пешими воинами.
План мой был до примитивности прост. Но на другой времени не было. Вепрь со своими сидит на стоянке. Часть людей прячется в домиках. Рарог с Дарком отходят за холм, что стоит перед селом. Мы идём следом.
Вечером разъезд врага обнаружил новое поселение Вепря. Нападать они решили утром.
Враг остановился у реки не доезжая до села. Слева от них был холм на котором сидели наши дозорные, а за холмом в кустах вся конница. С холма отлично был виден и посёлок Вепря и лагерь врага, но друг друга они не видели.
Рано утром вражеская конница построившись в шеренги двинулась на посёлок. В посёлке забегали, закричали изображая панику. Видно было как враги обнажили мечи, но скорость не прибавили. Тут приехал Яр с известием о помощи. Оказывается Конязь посадил пешее воинство на телеги и без отдыха гнал коней. Но в последний момент сбился с дороги и выехал не к посёлку а сзади врага. Ну что ж пусть ударит сзади.
Итак бой начался. Вражеская конница увеличила скорость. Сразу же «паника» в посёлке стихла. Выбежали лучники и арбалетчики. Арбалетчиками командовал Дарк.
Интересно порой судьба меняет дороги. Дарк рождённый в семье, где все торговали, стал воином, изобретателем, мастером. Арбалеты Дарка били сильнее и дальше, обычных арбалетов.
Враг несмотря на стрельбу лучников и арбалетчиков продолжает нестись галопом. И тут сбоку из кустов выскакивает наша конница. Враг начинает метаться. Одни продолжают скакать вперёд, где погибают от ратовищ воинов Вепря. Другие несутся нам навстречу и тоже гибнут. Некоторые пытаются бежать, но из-за холма выходят воины Князя.
Весь день убирали поле боя. Врагов сняв кольчуги и забрав оружие, побросали на плоты отправив вниз по течению. Своих же здесь хоронят. Как и у нас в землю, но сверху ставят пирамидку из жердей либо из камней.
Воины Вепря поменяли свои рваные кольчуги, на вражеские целые. Но в основном всю добычу забрал Селюк. Повёз оружие и кольчуги в княжескую оружейную комнату.
Я же весь день просидел у костра.
Если мы в разъезд посылаем десяток-другой. Редко когда полусотню. То здесь в разведку послали полутысячу. Каково же их основное войско? И что придумать чтоб врага достойно встретить? И непросто встретить но и разбить. Итак два наших разъезда на севере. Юг защищён. Там Стар. С запада и востока непонятно кто соседи. Хотя гости рассказывают о мелких князьях. Надо и туда послать разъезды, чтоб узнать друзья или враги.
Значит на данный момент самое опасное направление север. И если верно Вепрь говорит, что на север ведут две дороги, то и встречать надо на этих дорогах.
На следующее утро Селюк повёз в Городище добычу. Оттуда взяв всех плотников и лесорубов, направится к месту схождения северных дорог.
Мы же отправились сразу на место. Конные вперёд, сзади Князь с пешим воинством и обозами.
Первая дорога, которую мы достигли через несколько дней уходила на северо-запад. Небольшим отрядом мы проехали по этой дороге. Дорога вначале широкая, становилась всё уже, позже превратилась в едва видную тропинку. Получается по ней почти не ходят и шансы, что оттуда появится войско минимальны.
Другая дорога была не так угрюма, более широкая и наезжена. Оставив изучение дороги на будущее я стал планировать охрану дорог.
Ближе ко второй дороге был поставлен огород. Так здесь называли большое село с защитными стенами.Рядом небольшая сосновая роща, но лес для строительства брали не оттуда, а с большого леса. А так как огород был рядом с сосновым бором, то так и назвали Бор. Естественно начали с жилых помещений, но сразу же поставили башню с воротами, а уже от этих ворот побежал забор в обе стороны. Пока выглядело это немного забавно. Готовый кром с воротами, но без забора. Кромом здесь называлось большое укрепление, если угодно: крепость, замок, кремль. Но как я говорил ранее такие укрепления почти не строились.
Были построены казармы, княжий терем, который был одновременно и жильём для командиров, штабом и управой. Строились конюшни, склады для кольчуг и оружия, столовая.
Во время строительства погода была на удивление тёплая и сухая. Закончив основное строительство я решил устроить небольшой праздник.
На следующий день выйдя на крыльцо, увидел снега по колено и чувствовался сильный мороз. Так природа помогла или не помешала нам поставить огород. Теперь точно есть повод для отдыха. Расчистив снег, устроили пир горой в честь закладки нового огорода, благо охотники настреляли сохатых.
На следующий день работы вновь продолжились. Пока не строительство, а заготовка брёвен.
На обе дороги были посланы разъезды. На левой дороге, как всегда не было никаких следов, а справа привели торговых гостей. Вепрь по старой привычке предложил взять дань. На что я ему объяснил, нам с гостей больше пользы, когда они по нашим землям невредимыми проезжают. Впрочем как сказал Дарк в обозе часто бывают лазутчики. Выявить их почти невозможно. Это может быть возница, просто человек из обоза, кто-нибудь из гостей и даже охрана сопровождающая обоз.
И здесь Дарк показал ещё один талант. Он был гостем, воином, стрелком, изобретателем а теперь ещё и разведчиком. Он обошёл всех в обозе, с каждым поговорил. И поздно вечером представил мне полную картину того, что нас ждёт на севере.
Итак всадник может преодолеть этот лес за целый день. Обозом придётся заночевать. Примерно как наш Бор, с той стороны леса село. В котором стоит сотня пеших воинов. Точнее они поставили лагерь рядом с селом, но село патрулируют.
На север послал десяток конных копейщиков под командой десятника Удара. Пусть понаблюдают за селом.
Гостей же отправил с почётным эскортом. Селюк со своей охраной будет ставить станции на пути от Бора до Городища. А Князь якобы охраняя гостей присмотрит за ними.
Через два дня вернулась десятка Удара. Оказывается за лесом был сильный мороз и много снега. Что неудивительно, ведь это к северу от нас.
И тут же мне доложили о подъезде сотни Вепря. Зайдя в терем. Вепрь сразу же предложил ехать вперёд. Он житель этих мест  не боится ни мороза, ни снега.
Ну что ж, сотня Мета, сотня Рарога, пеший отряд Дарка и присоединившаяся сотня Вепря.
Итак план такой рано утром выступает Дарк, на следующее утро его догоняет Рарог. А уже потом выступаем мы, за это время Дарк и Рарог должны обложить село. С Рарогом Вепрь послал своего человека, у которого была родня в этом селе. И перед атакой мы знали о противнике всё. И не только, лазутчик Вепря договорился о поддержке селян.
Таким образом как всегда враг уничтожен. А мы заняли село, и после небольшого приключения снова грелись в тёплых домах.
Как сказал Вепрь дальше отсюда богатый постоялый двор, к которому сходятся четыре дороги. Туда мы и послали лазутчика, пусть последит за дорогами. Тем более, что хозяин постоялого двора был хорошим знакомым Вепря.
Но и у нас появился шпион. Вечером после боя шёл снег, ночью он стих. И утром хорошо были видны конские следы уходившие в поле. Десяток лёгких конников помчались по следам. Вернулись они через сутки, и увы никого не догнали. Так что теперь нам надо было готовиться к нападению.
Порешали мы так Вепрь со своей сотней остаётся здесь, ждёт сообщений от лазутчика. А мы в лесу готовим засаду. Отходили так же как и пришли. Сначала пешие, на следующий день конные. Навстречу нам ехал Конязь со своей сотней. Только благодаря этой встрече мы узнали, что у нас в обозе лазутчик посланный Старом к врагу. Все лазутчики Стара подчинялись только трём, непосредственно Хвосту главному лазутчику, Стару и Конязю. Только потому что Конязь был с нами лазутчик рассказал о действиях в стане врага. А действия эти нам ничего хорошего не предвещали. Враг собирал войска.
Итак я послал гонца к Селюку, с приказом везти арбалеты и готовить пороки.
Северяне появились через несколько дней. Шли они медленно, так как войско в основном было пешее. Всё было как обычно врага было больше чем нас в четыре раза.
В лесу мы подготовили два рубежа обороны. Первый небольшая горка, политая водой. Враг должен был взбираться по этому катку. В это время его обстреливали арбалетчики из леса. На горке мы удачно проредили вражеский строй примерно на треть. Сами же не понесли никаких потерь.
На расстоянии выстрела пороков находился второй рубеж. Пока северяне спускались с горки мы продолжали обстреливать пороками, арбалетами, из луков.
Но северян было ещё много и они неумолимо приближались. Первыми шли воины с копьями. На них пошли наши воины с двуручными мечами. Копейщики даже не могли подступиться к нашим двуручникам. Но тут из середины войска выскочили какие-то лохматые мужики в шкурах, в руках они держали огромные топоры. Здесь нашла коса на камень. Конечно двуручный меч срезал всё подряд, но броня мечников не выдерживала ударов топором, а топорщиков было очень много.
Тогда я послал в бой всадников и с мечами, и с пиками. В резерве у меня остался небольшой отрядец Рарога. Но все его воины: арбалетчики и лучники уже были в бою. Остались пешие с ратовищами. А враг продолжал давить. И наконец показалась сотня Вепря. Северяне поняли, что окружены и стали биться яростнее. А мы поняли что побеждаем и стали биться азартнее.
Но это всё было с нашей стороны. Со стороны Вепря против него оказалась конная сотня ещё не участвовавшая в бою. Вепрь бился не на жизнь, а на смерть, враги шарахались от него. Но под ним убили коня, туда сразу же бросились все северяне, что были рядом, бросились воины вепревой сотни. Вепрь вскочил и уже пешим бросился вперёд. Вокруг него всё кипело и бурлило.
Бой был закончен. Когда добрались до Вепря, он лежал на снегу, на нём почти не было кольчуги, рядом валялся сломанный меч, а сам Вепрь был красный от крови. Его вынесли, положили на телегу и повезли в Бор. Оставшиеся в живых воины вепревой сотни сопровождали своего князя.
На следующее утро и я был в Бору. Наконец то жаркая баня и мягкая постель. Селюк выехал собирать оружие и кольчуги противника. Пленных северян под охраной Конязя я отправил к Стару.
Мы подвели итоги битвы. Погибла половина войска. Если вспомнить, что северян было в четыре раза больше, то это славная победа. Минус  этой битвы, что несмотря на то что и Вепрь и лазутчики предупреждали про топорников, мы оказались неготовы к встрече с ними. Плюс битвы удачная стрельба арбалетчиков и лучников. Будь их больше, возможно и потерь с нашей стороны было бы меньше.
Вепря увезли в Вепрев. Где близкие, надеялись поставить его на ноги.
И опять обычные будни. Нашёлся лекарь, который будет жить здесь в Бору и лечить больных и раненых. Мастеровые для ремонта зданий и оружия. Мета я назначил главой гарнизона. Командовал  он конной полусотне и сотней лучников. Остальные войска был отправлены в Городище. Понятно, что воину с детства привыкшему к седлу это назначение было не по нраву, но на кого я ещё мог рассчитывать в деле охраны северных рубежей.
Потом с Рарогом и Яром,съездил навестить Вепря, но он так и не приходил в себя. Посёлок его представлял унылое зрелище, дети и женщины, почти не осталось мужчин.


Рецензии