Школьная история Сорочинской ярмарки

       Глава 15. Закулисье.

  Читатель, без сомнения, заметил, что автор  неохотно приводит его в закулисье
"Сорочинской ярмарки". Ведь побывали они только на первой читке и на неудачной репетиции, к концу которой Елена Ивановна отправила было всех присутствующих к самомУ
 чёрту. Автор испытывает некоторую неловкость, оттого что приходится представлять Мельпомену, богиню сцены, в затрапезном виде, не готовую ещё во всём блеске явиться перед зрителями. Её служители, юные артисты, и слова ещё не выучили, и мизансцены не затвердили, и то и дело выходят из образа, разражаясь смехом по поводу того, что говорят и делают их герои. Иногда и терпения не хватает на то, чтобы проходить одно и то же по десять раз. Все раздражены, всё валится из рук, и хочется расплеваться и разбежаться .

  А ведь как хорошо всё начиналось! Как увлечены были артисты! Как умело "обаЯла их Елена Ивановна! Как уверены были все в предстоящем триумфе!
  Что же случилось? Почему всё труднее работается, всё чаще сомнения терзают душу
 самозваной режиссёрши?

  Конечно, виною тому и "самое тёмное время года", и "угнетённая нервная система",
 как выразился Сергей Владимирович, и выволочка на педсовете за нежелание рисовать
 "тройки" на месте "двоек". И всё чаще приходит Елене в голову трусливая мысль:"Кому это надо? Брошу всё к чёртовой матери!" Когда она вспоминала эту самую "мать",сразу
представляла пестравского Ванечку с красным лоскутом "чёртовой свитки" и невольно улыбалась. Потом обречённо вздыхала и говорила себе, что всё бросить не получится. Вокруг её пресловутого "проекта" копошилось уже более сотни людей:
 детей, учителей, родителей и посторонних доброжелателей.

  И "оглашение" в районо уже состоялось, и администрация школы подключилась. А как быть с уже сделанной руками Сергея Владимировича и Николая Михайловича раскладной фанерной хатой? И Надежда Олеговна, школьный художник, согласилась хату расписать,
 а Ира Лушина из 9"А" уже рисует на ватмане большие и маленькие хатки, которые вырежет и поместит на заднике между нарисованными "садочками".

  Артисты из массовки, ученики 6"Г", а также их мамы и бабушки вовсю
шьют украинские шаровары, вышитые сорочки, мастерят венОчки с ленточками. Со всего микрорайона  стащили в школу грампластинки с украинскими песнями.
 Сама же режиссёрша принесла старый чехол с заднего сидения автомобиля. Из чехла предполагалось сотворить "кобылу". Масть животного будет,конечно, несколько экстравагантной: розовато- бежевая, с ярко-красной полосой на хребте.
 Зато материал чехла, мягкий, ворсистый, на поролоне, будет прекрасно держать форму. И уши будут стоять, и морда не обвиснет. Глаза предполагалось  сделать
 с кокетливыми ресницами из красного поролона. На бок будущей кобылы приходилась рваная дырка - её решено было замаскировать красной поролоновой ромашкой. Для хвоста и гривы подготовили пучок тонких полиэтиленовых волокон,нежно-розового цвета, подаренных одним из безымянных доброжелателей.

  Читатель видит, что бросить это предприятие  нет у Елены никакой возможности.
 Заполняя ведомости в дневниках шестиклассников, она вздыхала:" Нет, бросить "Сорочинскую" нельзя! Слишком далеко всё зашло..."


  Вместе с Новым годом, с каникулами,с солнечными, морозными днями пришли мир и согласие в семью Елены. Дома играла огнями живая ёлка, которую наряжали все вместе
30 декабря. Пахло хвоей,мандаринами, разными вкусностями. Дочка хорошо закончила четверть, и ей был преподнесён желанный новогодний подарок. К тому же мама  смастерила ей карнавальный костюм из тонкого белого поролона, и её Снежная королева на ёлке во Дворце Металлургов получила приз. А муж получил Елену в полное распоряжение на целых две недели и приходил домой с работы в приподнятом настроении, зная,что его ждут и вкусный ужин, и весёлая, приветливая супруга. Словом, две недели семейного счастья.

   После зимних каникул Елена Ивановна, отдохнувшая, выспавшаяся, нагулявшаяся под зимним солнышком, радостно встретилась со своей театральной бандой, которой не терпелось продолжать сценические упражнения. Тем более костюмы Хиври, Параски и Черевика уже были  готовы, примерены  и вызвали одобрение у самых строгих ценителей, вроде Дениса Варясова, который так-таки стал артистом школьной труппы.
 Елена  собственноручно сшила для Дениса-Рудого Панька широченные  розово-бежевые
атласные шаровары. Нашли для него и рыжий парик,правда, женский.  Но если повернуть его задом наперёд и разлохматить, то не заметишь его половой принадлежности. Это окончательно привязало Дениса к коллективу, к тому же Елена охотно принимала его
режиссёрские находки и часто просила у него совета, придумывая мизансцены.
 Денису досталась ещё одна роль, нравившаяся ему ещё больше, - роль поповича Афанасия Ивановича, поклонника Хиври. Сцену свидания этих "влюблённых" режиссировал
 сам Денис, и она, по мнению Елены Ивановны и ребят, получилась уморительной.

  На одну из репетиций,где дебютировал Денис  в качестве режиссёра, пришла Надежда Петровна, замдиректора по воспитательной работе. Елена усадила её рядом с собой в зрительном зале и ввела в курс дела. Поскольку на площадке не было декораций, пришлось объяснять, как будет выглядеть сцена:
  -Этот момент называется "свидание Хиври и поповича". На заднем плане будет стоять хата. Она у нас раскрывается, как книга: вид с улицы и интерьер. В данной сцене
 будет внутренний вид хаты. Вдоль бортика на авансцене приделаем "плетень" из картона, с нарисованными  горшками и картонными подсолнухами.
  Надежда Петровна:
  -А на заднике? - Елена Ивановна:
  -Садочки и хатки.- Надежда Петровна(улыбаясь):
  -Где же наши влюблённые?- Елена Ивановна:
  - Эту сцену режиссирует сам исполнитель. Денис, начинайте!
 
   Хивря( Ира Черкашина) быстро выходит из-за колонны в зале, подходит к крылечку, ведущему на сцену, оглядывается по сторонам и зовёт:
  - Афанасий Иванович! -Денис(из-за колонны):
  -Ты заманивай меня! То поднимись на ступеньку, то сойди с неё. Да зови пртяжно. Вот так(тоненьким голоском, подражая Хивре):Афана-а-асий Ива-анович!
(своим голосом)  Ну, зови меня!
 Ира(протяжным голоском):
  - Афана-а-сий Ива-анович!
 Денис:
  -Ещё ласковей!
 Ира(сердито):
  -Куда же ласковей-то?(тонко, протяжно):
  -Афанасий Иванович!
  Денис:
  -Видишь, я трушу, тяни меня за рукав! - Ира,красная от сдерживаемого смеха,тащит его за рукав, Денис сопротивляется.Ира, поднявшись на сцену, перешагивает воображаемый плетень и говорит:
  -Вот тут плетень пониже, поднимите ногу! -Денис пытается убежать. Ира,выходя из роли,возмущенно:
  -Куда тебя понесло?-Денис:
  - Да хватай меня за шиворот! - Ира, еле сдерживая смех,уцепила  его за ворот, дёрнула к себе. От неожиданно сильного рывка тот шатнулся назад и сел
 на сцену. Денис:
  -Ты чего? Полегче не можешь?! Так я ведь плетень раздавлю! Понежнее надо.
 Ира повторяет рывок и ласково выпевает:
  -Да не бойтесь, Афанасий Иванович: мой дурень отправился на всю ночь на возы.
Денис:
  -Я должен сейчас встать на плетень и стоять на нём, как"длинное и страшное привидение". А на чём стоять-то, на картоне?
  Надежда Петровна(из зала):
  -У меня есть низенькая скамеечка. Можно поставить её за плетнём, и ты на ней будешь стоять.
Денис делает движение, будто перешагнул плетень, и остановился, расставив руки в стороны , покачиваясь взад-вперёд. Ира:
  -Чего ты мотаешься? Обрушивайся! В тексте ведь сказано" с шумом обрушивается в бурьян".Постой, я принесу стул. С него обрушивайся!  -Денис влез на стул и сиганул вниз.Чувствуя, что обрушивание не получается,несколько раз повторяет падение.

 Елена Ивановна останавливает его:
  -Денис,так до смертоубийства недалеко! Прекрати. Стул слишком высок. Дома  потренируйся на коврике. Продолжайте сцену!
 Денис ещё раз брякнулся об пол. Ира-Хивря, с трудом сдерживая смех, не говорит, а кудахчет:
  -Вот беда!ха-ха! Не ушиблись ли вы? ха-ха-ха!
 Денис, сидя на полу, потирая ушибленный локоть, в ярости шипит:
  - Ты не должна смеяться!- встаёт раком, медленно распрямляется, приглаживает волосы обеими руками и голосом поповича гундосит:
  -Тс! Ничего, ничего, любезнейшая Хавронья Никифоровна! Выключая только уязвления со стороны крапивы, сего змиеподобного злака.
 Ира-Хивря, сдавленным голосом, пытаясь побороть приступ смеха:
  -Пойдёмте же теперь в хату!

 Надежда Петровна встаёт с кресла и обращается к артистам:
  -Молодцы! Очень интересно получается! А Денис - настоящий помреж!
Только осторожно с падениями! Елена Ивановна,если нужна моя помощь, то я к вашим услугам.
  -Пока все проблемы решаемы. Пожалуй, рекламу надо организовать.
А нельзя ли этот спектакль сделать платным? Хотя бы символически платным: на торт и чай артистам.
  Надежда Петровна засмеялась:
  -На чай и торт ваши поклонники из учителей и родителей сбросятся! Это я обещаю.


            Продолжение следует.


Рецензии