Мне нравятся птицы

   Мне нра­вят­ся пти­цы. Они сво­бод­ны. Они воль­ны. Иног­да мне нуж­ны крылья, что­бы ле­тать.
   Лёг­кий писк при­боров вда­леке, за­пах ле­карств, лю­ди в бе­лых ха­латах и спа­сён­ные жиз­ни. Имен­но так выг­ля­дит от­де­ление не­от­ложной хи­рур­гии в од­ной из нью-й­орк­ских боль­ниц. В этом мес­те спа­са­ют лю­дей здесь и сей­час, мгно­вен­но и ещё вче­ра, а не по рас­пи­санию, имен­но это ме­ня и прив­ле­ка­ет. Прош­ло уже 3 го­да, как я ра­ботаю в этой боль­ни­це: год ор­ди­натор и два го­да – прак­ти­ку­ющий хи­рург. Пла­новость, рас­пи­сание опе­раций – к чер­ту! Мы все уже за­были, что это та­кое. На­ше от­де­ление при­нима­ет всех: от ба­наль­ных ап­пенди­цитов до са­мых тя­жёлых слу­ча­ев пос­ле ДТП, ЧС. Не всех па­ци­ен­тов уда­ёт­ся спас­ти – и это ад. Мой лич­ный вид ада, к ко­торо­му я так и не при­вык­ла. На­вер­ное, это и к луч­ше­му, ведь ес­ли при­вык к смер­ти – не смо­жешь спас­ти жизнь. Мы ви­дели, на­вер­ное, все: сле­зы, ис­те­рики, боль, но ча­ще все­го это му­читель­ные ча­сы ожи­дания, ко­торые тя­нут­ся не­имо­вер­но дол­го. Моё ноч­ное де­журс­тво под­хо­дит к кон­цу, и вот уже че­рез нес­коль­ко ча­сов я ока­жусь до­ма од­на, за­то в сво­ей мяг­кой и тёп­лой пос­те­ли. Се­год­ня на удив­ле­ние ти­хое де­журс­тво, имен­но по­это­му я сей­час на­жимаю на од­ну из кно­пок ко­фе-ма­шины. Имен­но это поз­во­ля­ет док­то­рам по­дол­гу дер­жать­ся на но­гах и не упасть. Ведь это на­питок Бо­гов и бод­ря­щая мик­сту­ра в од­ном. Се­год­ня я из­ме­няю сво­им тра­дици­ям и бе­ру бод­ря­щий, креп­кий эс­прес­со. И, ка­жет­ся, я пос­пе­шила с вы­вода­ми нас­чёт спо­кой­но­го де­журс­тва.
   - Зои, - об­ра­тилась ко мне де­жур­ная мед­сес­тра Кел­ли, - па­рень, 23 го­да, по­доз­ре­ние на ап­пенди­цит, – де­вуш­ка быс­тро слу­шала те­лефон­ную речь, пос­ле че­го до­бави­ла для ме­ня: - Бу­дут че­рез 5 ми­нут, – мед­сес­тра как-то ви­нова­то смот­рит на ме­ня, мол, прос­ти.
   - Хо­рошо, - ки­ваю ей с лёг­кой улыб­кой и де­лаю па­ру круп­ных глот­ков об­жи­га­юще­го ко­фе, это по­мога­ет из­ба­вить­ся от сон­ли­вос­ти. Пос­ле че­го я иду в сто­рону ор­ди­натор­ской, где на­хожу Ад­ри­ана с кни­гой в ру­ках. При ви­де ме­ня он от­вле­ка­ет­ся от кни­ги, улы­ба­ет­ся и слег­ка по­тяги­ва­ет­ся.
   - Про­щай, спо­кой­ное де­журс­тво, да здравс­тву­ют опе­рации в на­шем Царс­тве, - от­са­люто­вала я ему с не­ким шу­тов­ским пок­ло­ном, он толь­ко ус­ме­ха­ет­ся и опять уты­ка­ет­ся в один из мно­гочис­ленных де­тек­ти­вов, ко­торые он так лю­бит. Ска­жу вам по сек­ре­ту – в на­шей про­фес­сии без юмо­ра нель­зя, ина­че прос­то сой­дёшь с ума. Ви­жу, как Кел­ли ма­шет мне ру­кой, вы­зывая на пост. Впе­рёд к па­ци­ен­ту! Как толь­ко я ока­зыва­юсь в при­ём­ном от­де­лении, врач ско­рой Дэ­вид от­да­ёт мне план­шет с не­кото­рыми за­пися­ми и на­чина­ет чёт­ко и быс­тро го­ворить.
   - Па­рень, 23 го­да, ос­трые бо­ли в жи­воте уже нес­коль­ко дней. Об­ра­тил­ся в ско­рую толь­ко се­год­ня, и то тре­вогу за­бил его стар­ший брат, а так прос­то пил спаз­мо­лити­ки и ду­мал, что все са­мо со­бой прой­дёт, - с сар­казмом до­бав­ля­ет он.
Мне толь­ко ос­та­ёт­ся за­катить гла­за, как бы по­казы­вая, что ему по­ра за­кон­чить свою кло­уна­ду.
   - Мы толь­ко лёд по­ложи­ли, - про­гова­рива­ет он, на что я толь­ко ки­ваю.
   - В пер­вую смот­ро­вую, - го­ворю я са­нита­рам из ско­рой, са­ма быс­трень­ко став­лю рос­пись о том, что па­ци­ент при­нят, от­даю бу­маж­ки Дэ­виду и, на­конец, от­прав­ля­юсь в смот­ро­вую. Пос­ле то­го, как вра­чи ско­рой пе­рело­жили па­ци­ен­та на ку­шет­ку, я впер­вые смот­рю на не­го. Ле­жит смир­но, при этом весь та­кой серь­ёз­ный. Слег­ка улы­ба­юсь на его стро­гий вид, про­дол­жая рас­смат­ри­вать мель­ком, за­даю ряд стан­дар­тных воп­ро­сов и пос­ле паль­па­ции от­прав­ляю на ана­лиз кро­ви, мо­чи и УЗИ, как обыч­но, с по­мет­кой cito. Ког­да ана­лизы го­товы и оце­нены, воз­вра­ща­юсь в па­лату. Все ре­зуль­та­ты вы­да­ют один и тот же ди­аг­ноз: ос­трый ап­пенди­цит. Мо­лодой па­рень вни­матель­но сле­дит за мо­ими дей­стви­ями, а я толь­ко ка­чаю го­ловой и слег­ка хму­рю бро­ви. За­мечаю его прис­таль­ный взгляд на се­бе.
   - Мис­тер Джо­нас, вам нуж­на сроч­ная опе­рация, - го­ворю дос­та­точ­но ба­наль­ную и рас­простра­нён­ную фра­зу в на­шей сре­де, в это вре­мя про­шу са­нита­ров пе­рело­жить его с ку­шет­ки на ка­тал­ку. За­мечаю его обес­по­ко­ен­ный взгляд, ста­ра­юсь ус­по­ко­ить, ведь хи­рург не толь­ко врач, ко­торый де­ла­ет опе­рации, но ещё и пси­холог, кло­ун и прос­то друг па­ци­ен­та.
   - Все бу­дет хо­рошо, - од­на из са­мых ба­наль­ных фраз, ко­торая обыч­но не ус­по­ка­ива­ет, - опе­рация не слож­ная, мож­но ска­зать штат­ная и про­ходит ус­пешно в 99% слу­ча­ев, - к ус­по­ко­итель­но­му то­ну до­бав­ляю об­во­рожи­тель­ную улыб­ку. Хо­тя сей­час моя уве­рен­ность по­ража­ет да­же ме­ня.
   - Вто­рая опе­раци­он­ная, - го­ворю я са­нита­рам и они у­ез­жа­ют, ос­тавляя ме­ня в па­лате од­ну. Пос­то­яв так па­ру се­кунд, я быс­тро при­хожу в се­бя и иду на пост к Кел­ли.
   - Ад­ри­ана, Со­фи во вто­рую опе­раци­он­ную, - до­бав­ляю дос­та­точ­но серь­ёз­но, - ос­трый ап­пенди­цит, - все это я про­гова­риваю дос­та­точ­но быс­тро нап­равля­ясь к лиф­ту. – Не за­будь со­об­щить родс­твен­ни­кам, - до­бав­ляю я, ког­да уже прак­ти­чес­ки зак­ры­ва­ют­ся две­ри лиф­та. Вот и тре­тий этаж, лёг­кий писк лиф­та со­об­ща­ет о том, что мы при­были. На­вер­ное, это единс­твен­ный звук, ко­торый раз­бавля­ет ца­рив­шую ти­шину в опер бло­ке в 5 ут­ра. Уб­рав во­лосы под ша­поч­ку, мою ру­ки, на­деваю ба­хилы и мас­ку. Вхо­жу в од­ну из опе­раци­он­ных, где все уже го­тово, и под­хо­жу к сто­лу. На­тыка­юсь гла­зами на тёп­лый взгляд шо­колад­ных глаз на­шего па­ци­ен­та. Слег­ка улы­ба­юсь ему, что­бы при­обод­рить.
   - Зои, у нас все го­тово, - про­гова­рива­ет Ад­ри­ан, я ему толь­ко слег­ка ки­ваю.
   - Де­вуш­ка, а мож­но уз­нать ваш но­мер те­лефо­на, - раз­да­ёт­ся ме­лодич­ный и мяг­кий го­лос па­ци­ен­та. Ад­ри­ан на эти сло­ва толь­ко хит­ро щу­рит­ся, а Со­фи под­ми­гива­ет мне. Ой, свод­ни­ки.
   - Мис­тер Джо­нас, вам нуж­но сей­час ду­мать об опе­рации, а но­мер все рав­но не­куда за­писать, - про­гова­риваю я, и на­конец мо­гу пол­ностью рас­смот­реть его: дос­та­точ­но пух­лые гу­бы, чёт­ко очер­ченные ску­лы, тём­ные во­лосы, ко­торые сей­час в дос­та­точ­но твор­ческом бес­по­ряд­ке, и ка­рие гла­за, в ко­торых то­нешь и ко­торые про­жига­ют взгля­дом.
   - Ник, - поп­равля­ет он ме­ня, - я за­пом­ню, - он стро­ит кри­вую ро­жицу, пос­ле че­го аб­со­лют­но серь­ёз­но до­бав­ля­ет, - та­кое я точ­но не за­буду, и мне бу­дет за что бо­роть­ся до са­мого кон­ца.
И че­го толь­ко не сде­ла­ешь ра­ди па­ци­ен­тов. Я про­гова­риваю но­мер те­лефо­на, пос­ле че­го ки­ваю Ад­ри­ану. Пос­ле не­хит­рых ма­нипу­ляций в опе­раци­он­ной раз­да­ёт­ся го­лос Ад­ри­ана, ко­торый об­ра­ща­ет­ся к па­ци­ен­ту.
   - Сей­час вам нуж­но бу­дет счи­тать от де­сяти до од­но­го, - улы­ба­ет­ся, - на­чинай­те, – он всег­да та­кой серь­ёз­ный, ког­да ра­бота­ет.
   - Де­сять, де­вять, во­семь, семь, - го­лос ста­новит­ся ти­ше, - шесть, пять, че­тыре, - уже мож­но рас­слы­шать толь­ко лёг­кое бор­мо­тание, - три... - пос­леднее сло­во уто­па­ет в об­щем ат­мосфе­ре и а­уре опе­раци­он­ной.
   - Мы спим, - с лег­ки шу­тов­ским пок­ло­ном до­бав­ля­ет Ад­ри­ан, пос­ле че­го я на­чинаю опе­рацию. Опе­рация прош­ла ус­пешно. Кто бы мог по­думать, что опоз­дай мы хо­тя бы на час, все мог­ло бы кон­чится го­раз­до ху­же. Сеп­сис. В хи­рур­гии мно­гое ре­ша­ет­ся не дня­ми, ча­са, а имен­но ми­нута­ми. Ми­нута там, ми­нута здесь, в ито­ге спа­сён­ная че­лове­чес­кая жизнь. Я вы­хожу из опе­раци­он­ной и на ме­ня опять на­каты­ва­ет ат­мосфе­ра ти­шины и по­коя, ко­торая воз­можна толь­ко на этом эта­же. Спус­ка­юсь в от­де­ление и со­об­щаю родс­твен­ни­кам об ис­хо­де опе­рации. Ви­жу счас­тли­вые улыб­ки родс­твен­ни­ков и сдав все свои де­ла дру­гой сме­не, от­прав­ля­юсь до­мой. Мне сю­да воз­вра­щать­ся толь­ко че­рез сут­ки, по­это­му мо­гу пот­ра­тить вре­мя с умом – от­дохнуть, на­конец.
Ут­ром сле­ду­юще­го дня ме­ня бу­дит зво­нок мо­биль­но­го те­лефо­на.
   - Прос­ти за зво­нок в столь ра­нее вре­мя, - про­гова­рива­ет чей-то смут­но зна­комый го­лос в труб­ку те­лефо­на, - прос­то бы­ло слож­но удер­жать­ся, что­бы не поз­во­нить те­бе ещё рань­ше. Спа­сибо, что спас­ла мне жизнь, - дос­та­точ­но ти­хо, но уве­рен­но до­бав­ля­ет со­бесед­ник.
   - Из­ви­ните, но вы, на­вер­ное, ошиб­лись но­мером, - улы­ба­юсь я сво­им мыс­лям. Пусть и ошиб­лись но­мером, я бы­ла бы не про­тив, что­бы ме­ня так бу­дили ча­ще.
   - Это Ник Джо­нас, - да­же сей­час слыш­но, что он улы­ба­ет­ся, - а вот как те­бя зо­вут, мой прек­расный ан­гел-хра­нитель?
   - Так это вы, мис­тер Джо­нас, - про­тяги­ваю я, встаю с кро­вати и прод­ви­га­юсь в сто­рону кух­ни. - Ме­ня зо­вут Зои, - ти­хо го­ворю я, пос­ле че­го да­же слег­ка крас­нею. – Я так по­нимаю, вам уже луч­ше? - до­бав­ляю я. Как-ни­как, а по­ин­те­ресо­вать­ся сос­то­яни­ем не­дав­но про­опе­риро­ван­но­го па­ци­ен­та для ме­ня, как для хи­рур­га, де­ло чес­ти.
   - Зои, - про­тяги­ва­ет он моё имя, как бы про­буя его на вкус. – Спа­сибо те­бе, Зои, ты не толь­ко спас­ла моё те­ло, но и, ка­жет­ся, ук­ра­ла сер­дце. И я, по­жалуй, до­верю его те­бе, - он про­гова­рива­ет это чувс­твен­но и неж­но, от­че­го собс­твен­ное сер­дце на­чина­ет бить­ся быс­трее и силь­нее. – Доб­рое ут­ро, мой лич­ный ан­гел, - слы­шу я в труб­ку.
   - Доб­рое, - шеп­чу я, но уже в аб­со­лют­ную ти­шину.


Рецензии