Про книгу Музыканты нашего края

ПРО КНИГУ «МУЗЫКАНТЫ НАШЕГО КРАЯ»

Пояснение для читателей Портала «Проза.Ру»
Выход из печати моей книги «МУЗЫКАНТЫ НАШЕГО КРАЯ», изданной типографией города Бэлць в феврале 2016 года в количестве 20 экземпляров за счёт автора обьёмом 271 страница, где помещено более 200 фотографий, думаю, может заинтересовать читателей Портала.
Книга  адресована любителям истории, краеведам, музыкантам, ценителям  народного творчества. Она содержит  сведения о музыкантах, получивших широкое признание на Севере Республики Молдова в ХХ и начале ХХ1 веках, в частности, о духовых оркестрах сел Дану, Яблоана и Кухнешть Глоденского района, районных центров Глодень и Рышканы Рышканского района Республики Молдова. Уделено внимание биографиям и творческому пути ряда современных музыкантов и  артистов, в частности, уроженцев села Дану – оперного певца, солиста Московского Большого Театра Олега Анатольевича Цыбулько, солистки группы «Пропаганда»  Марии Николаевны Букатарь, музыканта Киевской группы «Пушкин- клезмер -бэнд» Сергея Георгиевича Бабуч , дирижёра военного духового оркестра Ивана Петровича Урсула и других известных и не столь известных талантливых людей.
Некоторые из материалов, опубликованных в ней, увидели свет и на «Проза.Ру», как, например, статьи и рассказы о Марии Букатарь, Олеге Цыбулько, Иване Петровиче Урсуле, Сергее Бабуч, Михаиле Петровиче Романюке, Сергее Харитоновиче Кучерявом, Павле Николаевиче Мотря. Поэтому я посчитал возможным поместить здесь только предисловие и кратенькое заключение.


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Идея этой книги – сохранить память о музыкантах нашего края – возникла у меня, по всей вероятности, ещё тогда, 60 лет назад, когда рядом с нашим стареньким клубом в селе Данул прямо на улице гремела чья-то свадьба.
Играл духовой оркестр под управлением Георгия Ильича Панько. Я впервые тогда оказался так близко от музыкантов и их инструментов, от дроби Коли Бача, большого барабана Вани «Дрилы», от огромного баса Тодера Урсула, от кларнета Сергея Дущака, других необыкновенных людей, извлекающих и дарящих окружающим чудеса мелодий и ритмов.
Мне было тогда лет 10, а, может быть, и меньше. Трудно передать словами те ощущения, которые обуревали при звуках бодрого марша, нежного вальса или искромётной «Булгэряски».
Я тогда всё время крутился возле музыкантов, а особенно привлекал меня своими переливающимися звуками кларнет. Он отличался от своих медных собратьев по форме и по цвету.
 Сергей Дущак был для меня чужим, незнакомым взрослым дядей. Он играл на кларнете увлечённо, как того требовало произведение, но, увидев моё любопытство, время от времени искоса поглядывал на меня, как будто хотел что-то сказать. Это было невозможно сделать во время игры, и всё же он сумел выразить своё отношение, симпатию к нам, своим малолетним слушателям. Не переставая играть, он каким-то непонятным образом улыбнулся, показывая головой в нашу сторону и подмигнул нам своим весёлым взглядом, давая понять, как высоко он ценит нашу оценку игры оркестра.
Кто мы были для него! Босоногие нестриженные оборванцы!
Но отношение к нам, тогдашним детям военного и послевоенного времени, мне теперь кажется, у всех взрослых отличалось большой степенью понимания, сочувствия и сопереживания.
Прошли годы. Я окончил филфак, стал журналистом, серьёзно заинтересовался фольклором, работал научным сотрудником в Академии наук республики, и всё это время интересовался музыкантами, особенно – духовыми оркестрами. Собирал о них сведения, фотографии. Надеялся выпустить книгу, но это не получалось. Опубликовал обзор «Музыканты нашего края» в трёх номерах Глодянской районной газеты. Затем в 2009-ом вышла моя большая статья с фотографиями «Рышканские лэутары» в Рышканской районной газете.
Не надеясь на осуществление когда-либо своей заветной мечты о книге, начал возвращать фотографии.
Но отказаться от публикации собранного материала было выше моих сил. Я подумал о том, что, если даже в книгу попадут одни лишь только фотографии, без подробного описания, и то моя задача будет выполнена. Кто на них изображён – разберутся дети, внуки и правнуки музыкантов. И это будет выполнение нашего долга перед ними. Главное – издать хотя бы десятка два экземпляров, чтобы они попали в библиотеки. И это будет Первое издание.
Если же кто-то заинтересуется книгой и будет способствовать её второму изданию – этому будут рады многие люди. Все те, кто заинтересован в сохранении истории, культуры нашего края, его традиций и обычаев.
Как я уже упоминал,  сначала я рассчитывал описать историю и состояние духовых оркестров. Особенно я был близок к осуществлению этой идеи в период 1994-2003 годов, когда работал в Академии наук. Но теперь, когда прошли ещё годы, стало ясно, что ограничиваться одной только этой тематикой не будет правильным. Дело в том, что сегодня, в век интернета, ноутбуков, айфонов и мобильных телефонов, в век «фанер», компьютерных возможностей сочинения и исполнения музыкальных произведений «живая» музыка как-то оттесняется в сторону. Частично этим можно обьяснить исчезновение духовых оркестров и хоровых коллективов, которые не так уж и давно были почти в каждом крупном селе и на целом ряде предприятий. Пройдёт ещё время, и мало кто будет верить, что так оно и было. Поэтому передо мной возникла ещё одна важная задача – постараться передать, насколько получится, саму атмосферу музыкальной жизни нашего региона в конце ХХ-го и начале ХХ1-го веков. Убедить читателя в том ясном для меня непреложном факте, что в сёлах и посёлках Севера Республики Молдова, в каждом из них было множество талантливых в музыкальном отношении людей, что и теперь их немало, и что, по-видимому, и в будущем их количество не уменьшится. При условии, что развитию музыкальной культуры будет уделяться достойное внимание.
Если учитывать и эту задачу, то станет понятным, что неплохо было бы иметь в предлагаемой книге, кроме сведений об оркестрах, группах инструменталистов, также информацию о хорах, солистах, а также и о любителях, интересующихся музыкой «для себя».
Яркий пример человека, влюблённого в музыку и пользующегося большим успехом в среде близких ему людей, был передо мной на протяжении более полувека. Леонид Георгиевич Мотря, мой друг, начал в шестом классе с игры на гармошке, которую купили ему родители –Георгий Иванович и Евгения Алексеевна Мотря. Обладая хорошим слухом и приятным голосом, он много играл на гармони, пел. Во время службы в армии участвовал в хоре Московского военного округа. Впоследствии в совершенстве овладел гитарой.Он работал мануальным терапевтом высшей категории, восстановил здоровье и спас жизни многим людям. Музыка и пение были для него хобби. Но после него остались магнитофонные записи, свидетельствующие о большом таланте и возможностях Леонида как певца и гитариста. Три его песни в прекрасном исполнении и хорошей студийной записи кто-то поместил в интернет, и каждый желающий может услышать их, зайдя в поиск «Леонид Мотря. Песни».
Нужно сказать, что во время нашей молодости гармони, баяны, аккордеоны и гитары были не редкостью. Игрой на гармони овладели Николай Иванович Баланюк, Савва Шторк, на аккордеоне блесящим виртуозом показал себя Евгений Лянка, на гитаре – братья Владимир и Александр Трубачёвы, Евгений Кучерик, Евгений Бач. И это – лишь несколько примеров, касающихся нашего поколения и нашего села Дану.
Понимая, что осветить в новом ракурсе масштабную тему вряд ли вообще возможно в одной книге, всё же постараюсь хотя бы назвать ставшие известными мне имена или поместить фотографии, даже если подробности биографий и деятельности тех или иных музыкантов не исследованы. Каждый из них, таких людей, как Анатолий Павлович Лучишин, как талантливый скрипач Семён Коцук и многие другие, упоминающиеся в этой книге только мимоходом, достойны отдельных больших статей, увековечивающих их память.
Конечно, было бы неплохо, чтобы каждый талантливый человек нашего региона остался в памяти людской. Чтобы была написана подробная история музыкальных школ, их филиалов, дела и судьбы их руководителей и преподавателей, таких, как Борис Павлович Шибарский, Иван Иустинович Мусулбас и другие.Чтобы были опубликованы подробные биографии таких выдающихся артистов, как Михай Матиешу, Лариса Унгуряну, Валентина Кожокару, Мария Тэрыцэ, Валентина Нафорница, и другие  знаменитые уроженцы Севера Республики Молдова.
Будем надеяться, что поиски в этом направлении будут продолжаться.
Пользуясь случаем хочу выразить слова признательности всем, кто словом поддержки или предоставлением какой-либо полезной информации, использованной в этой книге, способствовал осуществлению издания. Среди них особой благодарности заслуживают Николай Петрович Боднарь, Лидия Константиновна Мотря, Валентина Александровна Палкэ, Павел Николаевич Мотря, Иван Николаевич Колибаба, Андрей Васильевич Тиминский, Валерий Евстафиевич Харя, Виктор Викторович Панько, Виктор Викторович Романюк, Вячеслав Касьянович Мельник и все, кто любезно предоставил возможность опубликовать принадлежащие им фотографии. Только при их помощи стало возможным появление этой книги. Спасибо!


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот и перевёрнута последняя страница документальной повести о музыкантах нашего края. Из этой книги, Вы, уважаемый читатель, возможно, узнали что-то новое, до сих пор не известное Вам. Если это так, то, конечно же, автор посчитает свой долг выполненным и может спокойно радоваться результатам работы.
И всё же… Хочется сказать о некоторых моментах. На примере собранного материала, опубликованного здесь, мы ещё и ещё раз можем убедиться, насколько талантлив наш народ Молдовы и какие мощные пласты творческого потенциала содержались в наших сёлах и городах. Достаточно только «копнуть поглубже», чтобы убедиться в этом.
И тут возникают два правомерных вопроса.
Первый: куда мы идём, коль множество духовых оркестров и хоровых коллективов с течением времени прекращают своё существование, терпя поражение в противостоянии с телевидением и интернетом, с финансовыми затруднениями в области культуры?
И второй: Сохранится ли память о талантливых людях нашего региона и даже республики, если историей культуры, очень важной составной частью краеведения, никто по-настоящему не занимается, а выходящие от случая к случаю книги по истории населённых пунктов, написанные редкими энтузиастами, касаются этой темы мимоходом, в зависимости от уровня и позиции этого самого энтузиаста?
Радует только то, что живая память старших поколений, вопреки всему, удерживает имена тех, кто когда-то заставлял слушателей восхищаться и удивляться, радоваться и переживать, нередко до слёз, своей музыкой, музыкой своей души.
Сохраним же, и продолжим, и удлиним эту память!
Виктор ПАНЬКО
25 января 2016 года
Село Дану.


Рецензии
Уважаемый Виктор! Вы такую серьёзную работу проделали: собрали ценный материал, проанализировали, систематизировали. Написали в конце концов! И даже издали за свой счёт! Неужели издательства не издают серьёзные книги? Или только любовные романы издаются? Меня это удивило?
Вы - большой труженик и энтузиаст!
С уважением и восхищением:

Елена Александровна Малова   19.02.2016 00:49     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. С уважением - Виктор.

Виктор Панько   19.02.2016 07:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.