История маленького арктического посёлка

Эссе.
История Амдермы – история России.

Жизнь человека не так уж и велика. В среднем,70-80 лет. Каждый проживает свой век так, как сложится судьба и там, куда эта судьба заведёт. Есть поговорка «Где родился, там и пригодился».  Большинство жителей нашего посёлка официально не являются коренными жителями. Если поинтересоваться «кто – откуда?» - географию можно писать. Уроженцы разных городов и весей бывшего СССР и теперешней Российской Федерации, люди разных национальностей. Большинство – русские, но есть и украинцы, и белорусы, и татары, и представители малых северных народностей. Любой населённый пункт имеет свою историю, своих старожилов, свои династии. Амдерма же, хоть и  переводится с ненецкого как «Нгамдюрма» - место остановки, посадки, постоянным, оседлым местом жительства стала далеко не для многих. Но те, кто когда-то жил и работал здесь, тысячами ниточек человеческой памяти тянутся в этот край на южном побережье Карского моря. Шлют горячие приветы, ищут друг - друга в «Контакте» и «Одноклассниках», а при случайной встрече амдерминца радуются, как горячо любимому родственнику. Вот и получается, что корни есть, но простираются они как то уж слишком далеко за пределы нашего полярного поселения.
 Казалось бы, человек должен выбирать для жизни благоприятные во всех отношениях места: тепло, плодородие почв, богатые урожаи. Об  Амдерме этого не скажешь. Тягостная  полярная ночь длится вплоть до 16 января, а  жгучие ветра Арктики постоянно выхолаживают  территорию побережья, дожди и туманы крадут целые недели у  короткого лета. Но, видимо, стремление к неизведанному, суровая, но богатая северная земля манит человека, суля романтику и удачу.  Да, романтика и удача…. Эти эпитеты вполне подходят для описания судеб землепроходцев, рудоискателей, строителей, военных… да мало ли ещё кого, кто побывал здесь за более чем 80-летнюю историю посёлка. Эти слова часто встречаются на страницах воспоминаний и в ностальгических постах на сайтах интернета. А сколько стихов и песен сложено об Амдерме?  «Есть у Чёрных скал такой посёлок, носит он название Амдерма. Для людей, живущих в нем, он дорог. И безмерно дорог для меня….», читаю я одно из них. Или вот это: «Где серое море студёное бьётся о чёрные скалы, весной, где закаты червлёные сердце томят усталое…». Печально, красиво, глубоко. И почему человеку свойственно находить для себя, для своей души, такие вот милые сердцу чёрные скалы, песчаные косы, багряные закаты, когда вокруг лёд и стужа? Да вероятно потому, что за всем этим стоит нечто более великое, более значимое, чем мимолётное настроение отдельно взятого человека. Ищу…. И, абстрагируясь от лирических текстов, звучащих почти в унисон, обращаю внимание на совершенно другие строки: «впервые в истории авиации…», «первый в мире…», «вышли на передовые рубежи научных исследований…», «мировое достижение…». Не слишком ли для маленького посёлка, находящегося более чем за четыре сотни километров от Нарьян-Мара и того дальше от Архангельска. Неужели это «пятнышко родимое» у «Карского моря на обветренной щеке» действительно имеет столь важное значение в истории России?
30-е годы, суровый режим сталинского правления, Советский Союз совершает огромный рывок в развитии тяжёлой промышленности ценой непомерных трудностей нашего народа. Годы первых пятилеток, регулярное судоходство на трассе Северного Морского пути, освоение Арктики. Некто Ливанов, горный инженер, бывший белогвардейский капитан-артиллерист, имеющий семью, по необоснованному обвинению в «контрреволюционной деятельности» осуждён на 10 лет концлагерей. 9 июля 1933 года он прибыл на край земли, вероятно в то время этот «край» не имел даже определённого географического названия, кроме как ненецкого «Нгамдюрма». Человек, с типичной исковерканной судьбой, какие проживали тогда тысячи советских людей. С фотографии смотрит человек с очень серьёзным и ответственным выражением лица, но по надломленной складке между бровей, по изгибу губ, по блеску глаз видно, что он либо безмерно устал, либо болен, либо глубоко несчастен, либо всё вместе взятое…. Что выпало на долю этого человека, бригадира горстки работников флюоритового рудника? И замечал ли и он тогда «червлёные закаты» да «травы яркие пряные»? Возведение промышленных  и жилых построек рудника в условиях полярной ночи, на неосвоенной территории северной тундры при ограниченном количестве строительного материала и инструмента – дело не из лёгких. При этом отмечен стремительный рост добычи плавикового шпата, по запасам которого Амдерминское месторождение занимало первое место в СССР! Поистине, ресурс человеческого организма неисчерпаем. И вот сейчас, в память о Ливанове, который стал основателем посёлка, установлена памятная доска. Расположена она на площади, на большой каменной глыбе, напоминающей след человека. Скупые слова памяти инженеру Ливанову на тяжёлом, сером, не обработанном куске горной породы. Но были и другие люди, подвиги, события, которые навсегда вписаны в историю России. Так, в далёком 1937 году Амдерминская радио -  и метеостанция приняла участие в обеспечении первого в истории авиации трансарктического полёта из Москвы в Портленд легендарных В.П.Чкалова, Г.В.Байдукова и А.В.Беляева. И по стечению обстоятельств в этом же самом году впервые в мире начала работу дрейфующая на льдине гидрометеорологическая станция «Северный полюс – 1». Это событие не обошлось без помощи Амдерминской метеостанции. А ещё, именно Амдерма обеспечила связью героический дрейф  ледокольного парохода «Седов» и экспедиции ледокола «И.Сталин».
Но время неумолимо идёт вперёд. И Амдерма, став маленьким винтиком огромного маховика великой истории Российского государства, вступила на путь «сороковых роковых». В 1940 году на Амдерминском руднике было совершено мировое достижение в технике флотации руд. Но в начале войны добыча флюорита приостановлена. На авансцену вышла гидрометеорология: составляются синоптические карты, начато радиозондирование атмосферы. Не смотря на лишения военного времени, проложена первая нитка водопровода, образована станция по изучению вечной мерзлоты, так называемая «мерзлотная станция». Можно подумать, что до 69 48;с.ш. и 61 18; в.д. война вряд ли докатилась и сколько- нибудь серьёзно дала о себе знать. Но это не так. С Большой Земли в маленькую Амдерму летят вести: письма и похоронки с фронта, телеграммы самого Сталина. Вот одна из таких телеграмм: «…….». И самоотверженность, патриотизм, вера в Великую победу делали своё дело. Люди отчисляли из своих зарплат деньги, собирали средства на строительство самолётов. И даже этот крохотный пятачок советской земли на арктическом побережье стал надёжным тылом. В 1940 году была построена школа, ранее она была в здании Рудоуправления. Здание отапливалось дровами, не хватало керосина для освещения помещений, писчей бумаги, чернил и мыла, но каждый день неизменно начинался с военной сводки новостей. И по лицам учеников пробегали не только тени от керосиновых ламп, но и тени суровых военных буден, с голодом, лишениями и тяжёлыми утратами.  А рядом бушевало Карское море, где тоже шла война. И даже тогда, когда её исход был уже известен, гитлеровцы направляли свои подводные лодки в Карское море.
 50-е, 60-е годы дали толчок широкомасштабному жилищному хозяйству, стала активно укрепляться материальная база науки, здравоохранения, культуры. Именно это и положило начало весьма заметного расцвета Амдермы, о котором помнят до сих пор многие (кто жив) из тех 10-ти тысяч жителей, которые были свидетелями и участниками грандиозных перемен на небольшом участке земли южного побережья Карского моря. «Я пройдусь по улочкам, по кривым и узеньким, в лётную столовую с морозца загляну…» - это строки из песни о той самой Амдерме, где за  десяток лет свершилась настоящая социальная революция. Был основан морской порт; в аэропорту строилась бетонная полоса, способная принимать все типы самолётов; своё боевое дежурство нёс 72-й гвардейский Полоцкий ордена  Суворова III степени истребительный авиационный  полк! В гарнизонном городке -  многоквартирные благоустроенные дома, госпиталь, Дом культуры офицеров. Сотни счастливых молодых семей военнослужащих нашли своё счастье именно здесь, за полярным кругом. И, студёное дыхание Северного Ледовитого, пожалуй, не останавливало их желания жить, служить своей Родине, растить детей. Все эти человеческие устремления тогда, как и сейчас, свойственны большинству российских семей. И почему-то хочется ещё раз повторить «тогда, как и сейчас». А в Северном Ледовитом продолжают свершаться грандиозные события. Сенсацией облетела страну весть о плавание первого в мире атомного ледокола «Ленин». И именно Амдерминская метеослужба сыграла в этом ведущую роль.
Обращаясь к этим историческим фактам, убеждаешься, что история отдаленного арктического посёлка – это история огромной страны, причём, на равных. Во всём видится неотвратимая взаимосвязь и взаимообусловленность событий. Вот и получается, что вся романтика и сопутствующая человеческому счастью удача – это дело вторичное, банальное и повторяющееся из поколения в поколение. Дело, вторичное по происхождению, но не второстепенное по значению для человека. «Нависло над морем полярное небо, на Тикси и Диксон отсюда маршрут – недаром Воротами Севера Амдерму люди зовут. Пусть прожили тут мы немного: кто больше, кто меньше, не будем считать. Куда бы потом ни вела нас дорога, кто был здесь, сюда возвратится опять…». Эти строки неизвестного автора как нельзя лучше отражают мысли всех, чья судьба так или иначе была связана с Амдермой.
И ещё много славных страниц своей истории будет у Амдермы. В 70-е годы авиационный полк был переучен на новые дальние перехватчики ТУ-128, а в 80-х освоил самолёты  нового поколения – авиационные ракетные комплексы перехвата МИГ – 31. Их применение  в комплексе с самолётами радиолокационного дозора значительно повысило боевые возможности ПВО на Северном направлении. Впервые в истории истребительной авиации совершён манёвр на арктический аэродром о. Греэм-Белл.  Амдерминское  территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды вышло на передовые рубежи исследований верхних слоёв атмосферы и изучения ионосферы. В 80-е годы введён в эксплуатацию современный метеорологический ракетный комплекс М-10-Б, позволяющий узнавать данные с больших высот и с повышенной точностью.
Видно, что амдерминцы с честью выдерживали курс на ускорение социально-экономического развития страны в целом. И кто поспорит с тем, что это был неправильный курс? Несмотря на прямое военное противостояние  с США, центр тяжести время от времени всё же переносился на ускорение социально-экономического развития страны. В Амдерме развивалась радиосвязь, средства радионавигации, геологоразведка…. Пока не грянули 90-е. В начале XX века валовый национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22 % от уровня США, а в 1994 - 18%. Позиции России оказались серьёзно потеснены новыми промышленно развитыми странами. На этом фоне принято решение правительства о реформировании Вооружённых сил и войск ПВО. И по Амдерме прокатилась волна не самых хороших перемен: осуществлён вывод авиационного полка, ликвидирована научно-исследовательская мерзлотная станция, прекращена деятельность Амдерминской нефтегазоразведочной экспедиции. Удивительно, но и в период сталинских репрессий, и в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, и в послевоенный период, Амдерма всегда была нужна, всегда с достоинством выполняла любые задачи, стоящие перед нашей Родиной.
И хочется продолжить. Настоящее время: российские власти активно увеличивают  динамику освоения и использования ресурсов Арктики, происходят глобальные процессы в мировой экономике, нужны дополнительные транспортные пути, в числе которых и Северный морской путь. Не смотря на политику «сдерживания» России и режим санкций, администрация Севморпути старается обеспечить всем судовладельцам мира надёжное навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обслуживание плавания, а так же современные службы спасения, поиска и средств связи. Особую роль в этом играет, как и прежде, посёлок городского типа на арктическом побережье под названием Амдерма….
А пока, амдерминцы живут в ожидании перемен, живут своей славной историей и надеждой на возрождение.


Рецензии