Свободненские художники 50-х годов
г. Свободный, 2011 г.
CВОБОДНЕНСКИЕ ХУДОЖНИКИ 50-Х
В нашем городе немало талантливых, самобытных художников, в краеведческом музее и Доме народного творчества имени П. Комарова постоянно проводятся выставки, но более всего хотелось бы рассказать о двоих из них – наиболее известных в послевоенные годы, тем более что их картин в настоящее время почти не осталось.
Впервые о художнице Анне Васильевне Куклиной я узнал несколько лет назад от свободненских коллекционеров живописи: во многих коллекциях имелись полотна местных художников, но именно её картины почему-то попадались крайне редко. Много лет назад в местной газете прошла информация о выставке её картин в стенах ДОСА, организованная её ученицей, художницей и поэтессой, членом городского литературного объединения Валентиной Фёдоровной Абраменко (её кисти принадлежит и портрет Анны Васильевны), был напечатан буклет. Но в 2010 году о судьбе картин уже никто ничего определённого сказать не мог. В одной из книг приказов по ДОКА г. Свободного, на трофейной японской бумаге обнаружились сведения о том, что в 1946 году Анна Васильевна Куклина зачислена на работу в качестве художника-оформителя (в ДОСА тогда уже работал художник Николай Варфоломеевич Иванов). Там же работали и две её сестры – Лидия Васильевна Пасинова – адвокат, и Татьяна Васильевна Авксентьева, библиотекарь, в прошлом – балерина. Вот что удалось узнать из немногих документов и воспоминаний её ученицы Валентины Фёдоровны Абраменко:
Родилась Анна Васильевна Куклина 14 ноября 1898 года в семье забайкальского казака в г. Минусинске. Отец её был военным – Георгиевским кавалером (за оборону Порт-Артура). Мать – домохозяйка. Окончив гимназию в Иркутске, девушка поступила в Художественную школу в Москве. Но окончить её не удалось: в России начинались революционные события. Анне пришлось вернуться домой. Семья к тому времени переехала в Благовещенск. Анна была пятым ребёнком, а после неё родились ещё пять братьев и сестёр. Поэтому ей пришлось искать работу, и вскоре Анна устроилась ретушёром в фотоателье Благовещенска.
Мало что известно о её раннем творчестве: в семейном альбоме сохранился карандашный портрет девочки – дочери художницы, датированный 1924 годом. Единственная дочь Анны умерла в семилетнем возрасте. А после смерти отца в 1935 году вся семья переехала в Свободный, где Анна Васильевна продолжила работу ретушёром в фотоателье «Динамо». Известно, что в 1936 году её работы экспонировались на зональной выставке
в Иркутске, но вскоре неожиданно был репрессирован её муж, а потом – война...
С 1946 по 1956 годы А.В. Куклина работала художником-оформителем в Доме офицеров города Свободного (ДКА, ДОКА, ДОСА, ДОРА, в последние годы ГДО), где проработала до пенсии. Пейзажи, портреты исторических и политических деятелей, батальные сцены. Масло, графика, «сухая кисть»… В ДОСА в последние годы хранились две её работы маслом, одна из которых после закрытия исторического здания бесследно исчезла.
Анна Васильевна занималась и скульптурой. Лепила в основном из белой необожжённой глины. Поделок было довольно много. Скульптуры дарила в школы и музеи. Вскоре у неё стало катастрофически падать зрение – сказалась работа с масляными красками, но художница продолжала работать по мере сил. Последние годы художница жила в семье своей сестры Лидии Васильевны Пасиновой. Умерла Анна Васильевна в 1984 году на 86 году жизни.
В прошлом году мне удалось встретиться с племянницей художницы – Нонной Анатольевной Цапенко. Оказалось, что в её семье хранятся несколько полотен Анны Васильевны, и есть даже альбом с карандашными набросками. Нонна Анатольевна поделилась самыми тёплыми воспоминаниями о своей тёте и любезно согласилась показать нам семейные портреты её работы (самый старый – портрет Лидии Васильевны Пасиновой, с кошкой на руках – написан ещё до войны), есть и два портрета самой хозяйки, и бабушки – Ольги Андреевны Куклиной, и альбом, о котором упоминалось в буклете. По её словам, семья была гостеприимной, доброжелательной, сёстры играли на пианино, разводили цветы.
К сожалению, из пейзажей — только фотокопии, в том числе и портрета брата – Юрия Анатольевича Пасинова. Но графические наброски в альбоме впечатляли. Художница по памяти рисовала фрагменты из популярных в те годы фильмов, – с Михаилом Жаровым, Людмилой Целиковской, и даже зарубежной актрисой Франческой Гааль! Зарисовки во дворе и сквере ДОСА, отдыхающие солдаты, портреты друзей и знакомых… Но самым неожиданным было то, что сохранилась одна из скульптур – «С чего начинается Родина». Причём с автографом. Скульптуры из сырой глины недолговечны, но эту Нонне Анатольевне удалось сберечь.
О втором художнике я вспомнил, собирая материалы об Анне Васильевне Куклиной. В вестибюле старого здания свободненской школы № 1 в семидесятых годах было огромное полотно в потемневшей раме – очень хорошая копия известной картины П. Белоусова «Мы пойдём другим путём», посвящённая юности В.И. Ленина. На раме была полустёртая надпись: «Копия А. Зонова». Пожилая учительница рассказала мне тогда, что этот художник-копиист работал в пятидесятых учителем рисования и черчения.
Имя журналиста Валентина Алексеевича Зонова, члена Союза журналистов России, в нашем городе известное, и во время встречи с ним удалось многое выяснить о его отце, известном в своё время театральном художнике-оформителе. О первых годах творчества можно узнать из книги Виктора Алексеевича Зонова, газетной статьи, посвящённой 35-летию Сальского музея имени народного художника В.К. Нечитайло.
Родился Алексей Фёдорович Зонов 10 (23) февраля 1902 года в Вятке, в семье священнослужителя Фёдора Степановича Зонова. (Как рассказал его сын, В.А. Зонов, «...на одной улице с В.М. Молотовым, тогда Скрябиным»). Молодым человеком поехал в Петроград и поступил в Академию художеств. Не закончил, так как был реалистом, а в начале двадцатых там лидировали приверженцы новых направлений – в основном кубисты.
Пошёл работать в театр ТРАМ («театр рабочей молодёжи», который в конце 30-х годов стал Ленинградским государственным театром имени Ленинского комсомола, «Ленкомом») художником-постановщиком. О театральном художнике А.Ф. Зонове упоминал в своей книге «Искусство и молодёжь» А.В. Луначарский! Алексеем Фёдоровичем было выполнено оформление многих спектаклей, например, сатирическая комедия «Сашка Чумовой» молодого комсомольского драматурга А.Н. Горбенко. Премьера спектакля состоялась в помещении Дома коммунистического воспитания молодёжи им. М. Глерона 21 ноября 1925 года: «Постановка М.В. Соколовского, художник – А.Ф. Зонов». Друзьями его были актёр Борис Чирков, художники Николай Костров, Евгений Чарушин, Юрий Васнецов, Валентин Курдов, иллюстрации которых многие знают по детским книжкам. Ленинградское издательство «Прибой» выпустило брошюру художника – «Декорации в деревенском театре».
В конце 20-х Алексей Фёдорович уехал из Ленинграда: сырой климат подорвал здоровье. Художник поехал на строительство канала Волго-Дон, затем оказался в г. Сальске Ростовской области — большой узловой станции. Там и женился на казачке – Анне Яковлевне Хамулиной. Вскоре появились на свет дети – Валентин, Александр, Виктор, Георгий и Зинаида. Работал Алексей Зонов художником-оформителем, расписывал общественные помещения, преподавал в школе черчение и рисование. В 1936 году по его инициативе при Сальской райдеткомиссии открылась художественная мастерская, художник стал первым её заведующим. До войны тридцать живописцев-самоучек освоили премудрости оформительского дела у А.Ф. Зонова.
Когда началась война, художника забрали на фронт, но потом комиссовали из-за проблем со зрением. А вскоре в Сальск вошли немцы. Художник с семьёй переехал на хутор Весёлый, где и прожил до конца войны. Рисовал пейзажи, картинки с банальными сюжетами, которые дети продавали на рынке. Был мастером на все руки. После войны вновь преподавал черчение и рисование, и в те годы только у него в городе было официальное разрешение писать портреты вождей. Заказы были в основном на портреты Ленина и Сталина. А.Ф. Зоновым тогда же была оформлена «маршальская комната» на конезаводе С.М. Будённого (легендарный маршал там нередко бывал). Но для семьи из семи человек средств не хватало. Болела дочь – врачи советовали сменить климат. Когда узнал, что идёт оргнабор на Дальний Восток, сделал заявку, и вскоре всей семьёй приехал на станцию Свободный.
Алексею Фёдоровичу сразу дали комнату в общежитии, устроили на работу в школу № 60 (192). Подрабатывал художник учителем рисования и черчения в нескольких городских школах, в селе Малая Сазанка, был методистом в районо, оформителем. Именно в школе № 1 написал много копий известных картин – пейзажи И.И. Шишкина, картины – Ф. Решетникова «Опять двойка», В. Серова «В.И. Ленин среди делегатов третьего съезда комсомола», и т.д. Своих работ сравнительно немного – был слишком большой объём заказов от учреждений образования. Во многом ему помогали дети – Виктор и Георгий впоследствии стали известными художниками. В Свободном Алексей Фёдорович имел немало друзей, многие начинающие оформители приходили к нему за советом.
По воспоминаниям детей, «...отец был очень скромным человеком, добрым, любил свою семью, ради неё жил. Кроме того, очень образованный, мудрый и несомненно талантливый. Несмотря на постоянные бытовые трудности, его мышление всегда оставалось чрезвычайно широким». В 1964 году художника потянуло на родину, и он с женой и младшими детьми уехал в Сальск. Вскоре заболел, но продолжал писать акварели даже в больнице. А в марте 1965 года Алексея Фёдоровича Зонова не стало.
По словам педсостава свободненской средней школы № 1, в настоящее время из картин художника А.Ф. Зонова ничего не сохранилось. Но возможно, у кого-то из горожан имеются копии известных полотен или небольшие этюды известного театрального художника (именно так он упоминается в некоторых энциклопедиях). Из работ же Анны Васильевны Куклиной, по словам её племянницы Нонны Анатольевны Цапенко, в городе может находиться около полутора десятка её картин. В нашем музее имеется полотно Анны Васильевны с автографом – подарок председателя Комитета ветеранов г. Свободного А.Г. Никулина. Картину (как и журналы приказов по ДОСА (ДОКА) 1940-х годов) удалось сохранить во время ликвидации Дома офицеров и передать музею (обветшавший, без рамы холст со сценой охоты готовился к списанию, как и остальное имущество). Мы надеемся, что Нонна Анатольевна всё же согласится передать нашему музею часть наследия художницы.
Список источников:
1. Виктор Зонов. «Заметки на пути». ООО «Талер», г. Сальск, ул. Кирова,
56. Тир. 30 экз.
2. Павел Маринчик. «Рождение комсомольского театра «ТРАМ».
«Искусство», 1963 г.
3. «Правда», 8 июля 1928 г., № 157.
4. Луначарский А.В. «Искусство и молодёжь». Изд. «Молодая гвардия»,
М., 1929 г.
Сайт музея: muzeysvob.ru__
Свидетельство о публикации №216021000245