Река времени 128. БГТУ Военмех

1997 год памятен для меня не только свадьбой сына, но и другим событием, начало которому положил необязательный разговор на праздновании пятидесяти пятилетия Лиды, 12 ноября 1996 года. Разговор состоялся между мной и нашей с Лидой одноклассницей по 366 школе Ирой Шамрицкой, в девичестве Боковой.

Ира мне сказала, что её муж, офицер академии им. Можайского, после демобилизации устроился работать заведующим лабораторией кафедры  Электротехники Балтийского технического университета «Военмех».  На очередном заседании кафедры узнал, что руководство  подыскивает кандидатуру на должность доцента.

 Желательно, чтобы претендент имел учёное звание и опыт работы в военном ВУЗе. Если я согласен, то она может рассказать мужу о том, что я имею длительный опыт учебно-педагогической работы  по электротехническим специальностям на всех должностях от адъюнкта и преподавателя до начальника кафедры «Электротехники и электрических машин».

 Я ответил, что  готов поговорить о возможном сотрудничестве, тем более что заканчивался контрактный договор работы на должности доцент в Дзержинке, и я знал, что по новому контракту, в связи с сокращением набора в Училище,  меня переведут на половину ставки.

Ответив согласием, я вскоре забыл об этом разговоре. Но в феврале 1997 года мне позвонила Ира и сказала, что её муж Владислав Сергеевич Шамрицкий рассказал о моей кандидатуре руководству кафедры и заведующий кафедрой профессор   Галайдин Павел Андреевич, поручил своему заместителю профессору Погромской Любови Фёдоровне решить со мной вопрос о моей работе на  половине ставки на должности доцента.

Ира дала мне телефон Погромской и сказала, что Людмила Фёдоровна ждет моего звонка, чтобы договориться о беседе.
Поблагодарив Иринку за заботу, я сразу после разговора, позвонил по полученному телефону и договорился, что на следующий день в 14 часов приду на беседу в Лабораторный корпус «Военмеха», где на третьем этаже располагается кафедра Н-7.

Работа в БГТУ «Военмех» была мне удобна и потому ещё, что добираться на службу было просто. Наш дом на проспекте Энгельса был в 10 минутах хода от конечной станции метро Проспект Просвещения. Даже часы пик можно было спокойно сесть в вагон, и читать в дороге  книгу или газету. А через 25 минут выйти на станции «Технологический институт», от которой до Лабораторного корпуса «Военмеха» по Первой Красноармейской улице не больше 15 минут неспешного хода.

Микрорайон Санкт-Петербурга вокруг станции метро «Технологический институт» один из важнейших учебных и научных центров города. Здесь, на углу Загородного  и  Обуховского проспектов, еще  в первой половине 19 века  возведено главное здание Технологического института.

 В это же время на углу Обуховского проспекта и Третьей роты построили главное здание Училища гражданских инженеров, ставшего после Великой отечественной войны Ленинградским инженерно-строительным институтом. 

Напротив Технологического института,  в 1859 году, в бывшем дворце графа Воронцова расположился главный корпус Константиновского артиллерийского училище.

 В 1879 году рядом с Константиновским артиллерийским училищем, украшенном стоящими перед фасадом пушками,  на Обуховском проспекте было построено здание Научно-исследовательского института метрологии

 В 1917 году в здании на углу Обуховского проспекта и Первой роты, рядом с НИИ Метрологии, было открыто Первое Правительственное Техническое училище

 В 1927 году,  техническое училище, примыкающего к НИИ метрологии, ставшее   в советское время техникумом,  было преобразовано Военно-механический институт.

К этому времени Обуховский проспект был переименован в Международный проспект, а улицы с Первой роты по Двенадцатую, стали, с теми же номерами,  Красноармейскими улицами.

 Дом Вольного экономического общества, стоящий на углу Международного проспекта и 4-й Красноармейской улицы, был  переден под третий   корпус Библиотечного института. А в здании больницы Александровской общины сестёр милосердия  учрежден НИИ  уха, горла, носа и речи.

Когда я направлялся на собеседование по поводу трудоустройства в БГТУ «Военмех», про  НИИ ухо, горла, носа, находящийся рядом, на Бронницкой улице, я  ещё не знал. А познакомился, когда был вынужден  посещать там дневной стационар после операции на горле в 2005 году.

Не знал я и где находится «новый» учебно-лабораторный корпус «Военмеха», сданный в эксплуатацию в 1981 году, но ожидавшая меня на собеседование, Людмила Фёдоровна, мне так подробно разъяснила дорогу, что ни кого не спрашивая, я менее чем за час добрался до Лабораторного корпуса.

В 1997 году вход в Лабораторный корпус был свободный. Режим прохода по электронным пропускам был установлен несколько позже, и, поднявшись по светлой лестницы на третий этаж, я пошёл длинным коридором в сторону надписи над  распахнутой дверью «Н-7. Кафедра электротехники».

В «преподавательской» кафедры Н-7 меня ждала профессор Погромская, оказавшаяся доброжелательной, улыбчивой женщиной лет пятидесяти пяти. Весь разговор занял не более двадцати минут. Я представил заранее заготовленный перечень моих  научных работ и изданных учебных пособий,  кратко рассказал о себе: 

Окончил с красным дипломом электротехнический факультет ВВМИОЛУ им. Дзержинского в 1966 году. Окончил специальные классы офицерского состава  Обнинского учебного центра, служил на опытовой  АПЛ 705 проекта на должности инженера, старшего инженера электрика.

В 1976 году поступил в адъюнктуру ВВМИОЛУ им. Дзержинского по  кафедре Электроприводов. В 1978 году окончил курсы повышения математической квалификации инженеров, при математическом факультете ЛГУ.
 В 1979 году защитил кандидатскую диссертацию по закрытой теме и работал преподавателем на кафедре Корабельной электроэнергетики до осени 1981 года.

  Три года служил на Кубе в должности консультанта начальника кафедры Академии Наваль. По возвращению в училище в 1984 году, служил в должности заместителя начальника, а потом начальника кафедры «ТОЭ и электрические машины». Присвоено ученое звание доцент в 1990 году.

 В 1992 году демобилизовался с должности начальника кафедры №23 и продолжал работать доцентом. Читал лекции и проводил практические и лабораторные занятия по дисциплинам: ТОЭ, Электрические машины, Корабельные электрические измерения и приборы,  Метрология, Техническая физика.

В 1995 году окончил Курсы повышения квалификации работников высшей школы, на факультете прикладной математики  ЛГУ.

Людмила Фёдоровна выслушала меня, не перебивая, и сказала, что
может предложить мне поработать на полставки доцента, читая лекции,  проводя лабораторные и практические занятия по курсу Электротехники со студентами факультета артиллерийского  вооружения, и положила передо мной учебную программу курса, добавив, что она рассчитана на два семестра.

Бегло просмотрел программу,  темы мне были хорошо знакомы,  и я подтвердил, что готов начинать работу хоть с завтрашнего дня.
«Отлично, тогда заполните, пожалуйста,  бланк контракта, что Вы принимаетесь на работу», - сказала Погромская и протянула мне два двойных листка книжного формата.

Я взял листки и приготовился их заполнять, а Людмила Фёдоровна, подсев рядом, подсказывать, что писать в той или иной графе. В результате нашей работы появился текст, из которого следовало:            

« БГТУ им. Устинова в лице ректора Савельева Юрия Петровича и к.т.н. Бахарев Юрий Иванович заключили контракт, о том, что Бахарев принимается на работу, на должность доцента кафедры Электротехники с замещением 0,5 ставки с 15-м разрядом Единой тарифной сетки».

Далее шло описание прав и обязанностей сторон по контракту, а в конце 4-й страницы перечень должностей, от которых надлежало получить согласующие визы.

«Заполните также второй бланк, а необходимые визы я соберу сама», - сказала Людмила Фёдоровна, опережая мой вопрос о визах. И, вставая из-за стола, добавила: «После окончательного оформления, один экземпляр я отдам Вам, а второй пойдет в отдел кадров».

Я начал заполнять второй экземпляр контракта, а Погромская, пересев за свой стол, спросила меня, могу ли я назвать дни, в которые я буду, занят в «Дзержинке». Я назвал понедельник и пятницу.

«Заседание кафедры по случаю начала весеннего семестра будет у нас через неделю, в 12 часов, в этом помещении. К этому времени у меня будет готово расписание занятий преподавателей кафедры. Приходите, одновременно познакомлю Вас с нашими преподавателями и инженерами»,- сказала Людмила Фёдоровна.

Я заполнил второй экземпляр контракта и передал его Погромской.
Людмила Фёдоровна, положила оба экземпляра в синею папку и сказала: «Пойдемте к Владиславу Сергеевичу, заведующему нашими лабораториями, он даст Вам экземпляр ключа от «Преподавательской». Вы же, кажется, знакомы с ним?»

«Нет, я его знаю только заочно,  он супруг моей одноклассницы, по 366 школе, Ирины Борисовны Боковой», - ответил я, когда мы вышли в коридор, направляясь  в лабораторию.

«Я тоже училась в  366 школе, но двумя годами раньше Иры Боковой, до того как школа переехала в новое здание на улицы Фрунзе», - сказала Людмила Фёдоровна, открывая дверь, над которой была надпись «Лаборатория электрических машин».

Лаборатория представляла собой безлюдный, светлый зал, с большими окнами, из которых открывался вид  на Измайловский собор. В зале, с классной доской зелёного стекла на стене, стоял  преподавательский стол, с деталями электрических машин на столешнице и напротив него шесть рядов  сдвоенных светло-жёлтых столов с приставными стульями для студентов.

Покрытое  краской слоновая кость, лабораторное оборудование: электрические машины и пульты управления с контрольно-измерительной аппаратурой, располагалось в длинном ряду вдоль стены зала.

На звук наших шагов, в лабораторный зал, через дверь, расположенную рядом с классной доской, вышел пожилой поджарый мужчина с аккуратно подстриженными усами и гладко выбритым подбородком.

«Владислав Сергеевич, оформляю к нам на кафедру, прибывшего по Вашей рекомендации, Юрия Ивановича. Выдайте, пожалуйста, ему ключик от «Преподавательской», расскажите о порядке открытия,  закрытия кафедральных помещений  и использования оборудования при проведении лабораторных работ»,- сказала Погромская. А, уходя, добавила: «Я пойду по начальству подписывать необходимые визы».

Мужчина, с улыбкой протянул мне руку и сказал: «Давайте знакомиться, хотя заочно мне Ирина Борисовна о Вас рассказала».

Я крепко пожал протянутую руку и ответил: «Вам спасибо, Владислав Сергеевич,  что со слов Ирины Борисовны решились меня рекомендовать!»

«А как может быть иначе! У нас  с супругой за 35 лет брака всегда было полное взаимопонимание. И если она утверждает, что знает Вас, как надёжного человека, то я уверен в её словах. Да и Ваш послужной список говорит, что Вы придётесь здесь ко двору.

У нас на кафедре много демобилизованных офицеров. Правда, большинство из академии Можайского, но есть и «дзержинец», Андрей Кульбуш», -  сказал Шамрицкий и пригласил меня пройти за ним в помещение, из которого он вышел.

Это была небольшая комната с одним окном, от пола до потолка заставленная застеклёнными шкафами, заполненными измерительными приборами, осциллографами и другой, нужной в учебной электрической лаборатории, всякой всячиной. На столе, посередине комнаты, стоял стол с включённым компьютером, а углу, напротив двери другой стол со сканером и ксероксом.

Владислав Сергеевич открыл дверцу шкафа и достал из небольшого ящичка, стоящего на осциллоскопе ключ от английского замка. «Это от «Преподавательской», 360-е помещение», - сказал он, протягивая мне ключ.
 И добавил: «Ключи от учебных лабораторий, ТОЭ, Электрических машин, Электрических измерений хранятся у нас в ящике рабочего стола Людмилы Фёдоровны.

Мы их за территорию кафедры не выносим. А чтобы, по ошибке, не унести их домой после занятий, к ним привязали не только ярлыки с номерами помещений, но и по полукилограммовой гирьке».

«Владислав Сергеевич! Погромская мне сказала, что в этом семестре у меня, кроме лекций  и практических занятий по решению задач, будет ещё цикл лабораторных работ по Электротехнике. Мне хотелось бы хотя бы посмотреть на их оборудование  и получить методичку по  проведению работ. Последнее дело - оказаться неподготовленным к занятию», - сказал я, надевая поданный мне ключ на свою связку.

«Хорошо, давайте пройдем в лабораторию,  я покажу вам её, и расскажу,  о первой работе  из цикла. Лабораторные работы по Электротехнике идут у нас фронтально, то есть на каждом занятии у всех студентов группы одна и та же лабораторная работа».

И добавил, протягивая мне тоненькую брошюрку: « Первые четыре работы цикла проводятся у нас по  методическому пособию Радиотехнические цепи».
«Отлично», - сказал  я, и,  взяв пособие, и пошел вслед за Шамрицким.

Лаборатория ТОЭ оказалась рядом,  напротив «Преподавательской», за дверью с номером 356. Она состояла из двух смежных залов, в каждом из которых была классная доска, столы для студентов и преподавателя и, расположенные вдоль стен универсальные стенды ЭВ-4, позволяющие проводить все лабораторные работы по ТОЭ.

Владислав Сергеевич начал свои объяснения с того, что показал, откуда подается напряжение на универсальные стенды, и предупредил, что обязанностью руководителя лабораторных работ является отключение напряжения, после окончания занятий.

« Теоретически,  на каждом лабораторном занятии, кроме преподавателя, присутствует один из инженеров кафедры, который следит за технической правильностью выполнения работ студентами, в то время как преподаватель проверяет их подготовленность к работе, и оценивает  качество выполнения отчётов», - сказал Шамрицкий, и добавил:

« Но практически студенческая группа делится на две половины. С одной половиной работает преподаватель, а с другой – инженер кафедры. После успешного выполнения работы они подписывают протоколы у каждого студента». С этими словами он протянул мне тонкую тетрадь большого формата и сказал:

 «Посмотрите  тетрадь  бланков протоколов лабораторных работ, разработанную преподавателями кафедры. Здесь для каждой лабораторной работы вычерчена принципиальная схема исследуемой цепи, предусмотрены бланки таблиц для записи показаний приборов и миллиметровки для построения кривых отражающих исследуемые функциональные соотношения.

Мы на кафедральные деньги типографским способом издаем такие бланки, а на первом занятии преподаватели предлагают  их студентам своей группы. Себестоимость таких бланков – 50 рублей.

 Студент может приобрести их, а если для него купить бланк затруднительно, то разрешается изготовлять бланки самостоятельно, но, непременно, со строгим соблюдением требований ГОСТ  к выполнению подобных документов.
Такие случаи бывают, но крайне редко. Студенты, почти всегда предпочитают купить бланки протоколов».

«А как собирают необходимую для проведения исследований схему», - спросил я, разглядывая  панели универсального пульта ЭВ-4.
«Для начала убеждаемся, что питание со стенда снято. Для этого поднимаем вспомогательный столик и убеждаемся, что автомат АК-50 подающий напряжение, к данному стенду отключен.

Потом берем необходимый к данной работе, набор проводов с втычными клеммами, и, руководствуясь методическим пособием к данной лабораторной работе, собираем цепь.

 Наборы проводов к началу занятий готовит инженер кафедры и раздаёт их на все пульты», - с этими словами Владислав Сергеевич подошел к окну и, показав, где хранятся провода, выбрал несколько штук для работы 1Р «Исследование линейной электрической цепи постоянного тока».

Сборка цепи с помощью проводов с втычными клеммами заняла у него не более минуты. «Ну а дальше, студент извещает, что цепь собрана и просит руководителя проверить схему и дать разрешение на подачу напряжения», - как бы подводя итог, сказал Шамрицкий

«А в дальнейшем,  выполняет то, что написано в пособии, заносит экспериментальные данные в таблицы и предъявляет протокол для контроля преподавателю», - продолжил я, показывая, что объяснений достаточно.

«Верно. Если не отвлекаться, и всё делать строго по  пособию, то за первый час можно выполнить работу, а за второй произвести расчёты и построить график. К сожалению, так получается далеко не всегда.

 В том числе, потому,   что частенько подводит техника: то нет контакта в проводах, то выходят из строя элементы пульта, то срабатывает защита от перенапряжения. Поэтому все обнаруженные неисправности следует отмечать в специальном журнале».

Бегло просмотрев методичку по лабораторным работам, и обнаружив там описание конструкции стенда ЭВ-4, я понял, что мне не составит труда подготовиться к руководству лабораторными занятиями. Поэтому я поблагодарил Владислава Сергеевича за экскурсию по лаборатории и, прихватив с собой методичку и программу курса, по которому мне предстоит подготовить лекции, я пошел домой.

В день заседания кафедры Н-7 БГТУ «Военмех» у меня была лекция на первой паре  в 231 классе, закончившаяся в 10. 35. Я решил проверить, сколько времени займет у меня поездка от училища до университета на автобусе №10 и, выйдя из училища, пошел вдоль здания Главного Адмиралтейства к Адмиралтейскому проезду, где напротив Зимнего дворца, была остановка 10-го маршрута. На нём, как мне представлялось, я кратчайшим путём подъеду к углу Измайловского проспекта и 1-й Красноармейской улицы.

По карте,  это оптимальный по длине маршрут, но мне пришлось так долго ждать 10-й автобус, что вышел я  на остановке "Измайловский собор" без десяти 12, едва не опоздав на заседание кафедры.

«Преподавательская» на этот раз была полна народу. Я поздоровался со всеми, и сел за свободный стол, на который мне жестом указала Людмила Фёдоровна. Она стояла у сдвоенного стола, с большим листом бумаги на столешницах.

По тому, как толпящиеся вокруг него преподаватели, списывали с него данные, я понял, что это обещанное Людмилой Федоровной расписание занятий на весенний семестр.

Следом за мной в комнату вошел высокий, подтянутый мужчина и прошел к столу с расписанием. Как будто дождавшись сигнала, Погромская  сказала строгим голосом: «Рассаживаемся по местам, начинаем заседание кафедры», я понял, что вошедший мужчина – заведующий кафедрой, профессор  Галайдин Павел Андреевич.

Все, не мешкая, разошлись по свои местам, а Галайдин и Погромская сели за стол с расписанием, лицом к остальным присутствующим.
Заседание кафедры началось с того, что Людмила Фёдоровна представила меня, читая с бумажки текст, который я ей наговорил о себе во время собеседования.

Во время представления я встал, готовый отвечать на вопросы, если такие будут. Один вопрос задал пожилой седовласый мужчина Чередниченко  Лемарк Александрович, спросивший меня о теме моей кандидатской диссертации. А второй вопрос - худощавая женщина, по виду много курящая, Ирина Константиновна Желанкина. Она спросила, в каком городе я заканчивал школу.

Я ответил, и вскоре заседание покатилось по обычному руслу обсуждения насущных канцелярско-бюрократических процедур, которые, как всегда, требуют срочного исполнения: заполнения бланков планов работы преподавателя, корректировки учебных планов и программ, разработки тематических планов и структурно-логических схем.

Последним вопросом было голосование с рекомендацией  переизбрание на доцентские должности на очередной срок трёх работников кафедры. Несмотря на то, что  процедура выполнялась без пропусков: выдвижение кандидатов в избирательную комиссию, голосование сначала за членов комиссии, а потом письменное  голосование с применением урны, много времени она не заняла и все представленные кандидаты были утверждены единогласно.

Переписав с расписания дни и часы своей занятости, я поехал домой вполне довольный, что в весеннем семестре у меня  32 часа лекций и
64 часа практических и лабораторных занятий в трёх учебных группах.
Шесть «горловых» часов в неделю, не так уж и много на пол ставки.

10 февраля 1997 года прошло мое первое занятие в БГТУ «Военмех». Читал в потоке трёх учебных групп, вводную лекцию курса Электротехника.   Рассказал, что в дореволюционной России существовало две независимые электротехнические школы Петербургская и Московская.  Московскую школу возглавлял профессор Круг Карл Адольфович.

Во главе Петербургской школы стоял  известный электротехник, академик Миткевич.  Учеником академика Миткевича был будущий академик Нейман Леонид Робертович, окончивший Ленинградский Политехнический институт в 1930 году.
 

Аспирантом академика Неймана был  Богословский Алексей Сергеевич, мой учитель, в звании профессора, преподававший курс ТОЭ в Военно-морском инженерном училище им. Дзержинского. В последствии мы с ним долгие годы работали на кафедре ТОЭ.

Он редактировал мои учебные пособия, издаваемые для курсантов,  а, уходя, передал мне свои методические материалы, в том числе наборы задач по курсу электротехники, которые я буду использовать на практических занятиях со студентами «Военмеха».

Рассказав всё это, я выждал паузу и сказал: «На  основании изложенного, я считаю себя представителем четвёртого поколения Петербургской электротехнической школы, а если кто-либо из вас захочет посвятить себя электротехнике, то будет вправе считать себя представителем пятого  поколения».

Курс Электротехники, который мне поручили вести со студентами факультета Е, был значительно проще курса ТОЭ, который я вел последние годы в Дзержинке, поэтому времени на подготовку к лекциям мне практически не требовалось. Практические занятия по решению электротехнических задач проводил по карточкам, переданным мне Богословским, так что предварительной подготовки требовали только лабораторные занятия.

Но так или иначе, весенний семестр пролетел для меня почти незаметно. Во время зачётной сессии на 16 неделе к студентам, успешно решающим задачи на практических занятиях, и вовремя представившие отчёты по лабораторным работам, не придирался и допустил к экзаменам.

В последний день перед началом сессии сфотографировался в лаборатории ТОЭ со всеми, кому поставил допуск.
На экзамене эти студенты получили положительные оценки.

 Злостных задолжников, которых оказалось около 15%, к экзаменам не допустил. Чтобы избежать жалоб, что не даю возможность получить допуск в дни сессии, назначил время консультаций. Но со студентами,  желающим ликвидировать задолженность,  не беседовал, а давал карточку с одной из задач решаемых в течение семестра. Как показывает мой опыт, злостные задолжники с задачей, как правило, не справляются.
На заставке: Фото после приема зачёта по ЛР

Продолжение:http://www.proza.ru/2016/03/09/31


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.