Трамваи - и не только

     Всё познаётся в сравнении.
    
     3 года я проработал водителем трамвая в Хабаровске. Потом почти 1,5 года в С-Петербурге.
    
     И вот волею судьбы опять здесь, в родном городе, в нашей горячо любимой седьмой столице. Чистое, насыщенное сине небо… Трамваи 5-го и 6-го маршрутов, которым давно пора на списание, – работающие на каком-то чуде, на честном слове. Ведь материально-технической базы практически нет, запчастей для ремонта тоже. С доживающих свой век грудой металлолома вагонов в депо всё, что можно, по-видимому, давным-давно скрутили. Остались только печальные остовы. Торчащие кое-где, как обнажённые нервы, обрывки проводов.
    
     Зарплата водителя трамвая в Северной Пальмире выше. Условия труда – лучше. Трамваи ломаются редко. График работы: 4/2. Если выходишь на смену в свой выходной – это оплачивается вдвойне, как и полагается по трудовому законодательству. Здешние же водители, чтоб хоть что-то получить, работают по 6, по 7 дней подряд – и все часы просто складываются в общую кучку, и всё. (Хотя в недавнем разговоре с руководством выяснилось, что какая-то надбавка за работу в свой личный выходной существует. Но больно сложно, через какой-то коэффициент вычисляется.)
    
     Вранья хватает и там и там. Едешь, бывало, в Питере, и информатор во всеуслышание выдаёт очередную «дезу»: «Приглашаются… и т.д. Средняя заработная плата водителя трамвая составляет 40 тысяч рублей…». Приятным таким, обезаруживающе честным баритоном… Так и подмывает остановиться, выйти в салон и крикнуть: «Не верьте!!!».
    
     Да, можно, с 3-им классом, низшим, еле-еле дотянуть до сорокета – если больше половины своих законных выходных в месяц работать. Знакомый, дагестанец, ещё молодой парень, получал по 50. Пахал на износ. Осунувшийся, вечно раздражительный, с фанатичным блеском в глазах. И мечтой приобрести комнатушку в собственность… Вот так и живём, откладывая жизнь на потом, до лучших времён. А потом она неожиданно заканчивается. И только птицы хлопают крыльями и растворяются в вышине символом всего влекущего и недостижимого.
    
     Про зарплату хабаровских водителей трамвая я даже говорить не буду. Она до смешного, до унизительного мала. Если, к примеру, у тебя 3-й класс и ты работаешь как положено, без переработок: 4/1.
    
     Когда-то Петербург фигурировал в Книге рекордов Гинесса по общей протяжённости трамвайных путей. Сейчас многие маршруты отменены, обрезаны, рельсы демонтируют, закатывают под асфальт. Да и в Хабаровске о такой перспективе поговаривают с завидным упорством, выдавая порой за стопроцентно проверенные сведения: всё, мол, хана вашим «батарейкам», доживают последние денёчки. Но, видимо, без них – никак.
    
     Так и ездим, как камикадзе, в скрипучих и дребезжащих, промёрзших до костей переборок допотопных махинах. С риском, ежедневным, сгореть в них заживо. Как чуть не произошло два года назад неподалёку от остановки «38-я школа». Когда из-за неисправной проводки или ещё отчего, старенький, видавший виды вагончик вспыхнул как факел. Оттянуть токоприёмник от контактного провода не представлялось возможным: верёвка-то сгорела тоже! И только благодаря решительным действиям и мужеству водителя, Николая Стрыкова, а также подоспевшим на помощь иногородним спортсменам всё обошлось без жертв. Били тем, что попадалось под руку, стёкла и буквально выкидывали ополоумевших бабушек на снег…
    
     Повторюсь, речь идёт исключительно о подвижном составе 2-го трамвайного Депо в Северном мкр. Хотя и в 1-ом Депо до сих пор функционируют произведённые ещё в дружественной некогда Прибалтике вагоны РВЗ.
    
     Одним словом, сравнивать (Хабаровск – Питер) можно долго, сравнивая при этом… лишь различные степени упадка и разрухи. И всё же не стоит забывать, что электротранспорт – самый экологичный. Трамвай, если он не чудо современного дизайна, как, например вот эти новёхонькие рыженькие КТЗ, – это пусть и не всегда красиво, но всегда романтично! «Трамвай, пятёрочка, вези в Черёмушки меня…». Это история. Жив в памяти людской подвиг трамвайщиков блокадного Ленинграда. Это, в конце концов, уже неотъемлемая деталь урбанистического пейзажа, где тонко смешаны миф и повседневность, серенькая безнадёга и яркая мечта.
    
     Красивую форменную одежду выдают работникам питерского «Горэлектротранса». Особенно хороши девчонки в белоснежных, синих футболках, обтягивающих их дерзновенную стать! Есть и тёплые зимние костюмы. Хотя там что – зима?!.. Одно название.
    
     Может, там и лучше, во многом, но здесь – роднее. А перед мысленным взором промелькивает некий футуристический коллаж. Ну, будущее. Высящиеся хромированные опоры какого-нибудь супер-современного монорельсового мини-поезда, уносящего зачарованных пассажиров вдоль Амурского б-ра к набережной. Водители в элегантных костюмах и фуражках (девушки – в беретиках). Культурные, хорошо выспавшиеся, высокооплачиваемые… Не будет такого разве? Конечно, будет! Ведь жизнь, хоть и окольными порой путями, движется в направлении красоты и праздника!
    
     Русского человека хлебом не корми – дай поумничать. Поразмышлять над вопросами типа: кто виноват? что делать?.. Где взять средства на восстановление и дальнейшее процветание городского трамвайного хозяйства? Ежу понятно, что это напрямую завязано с ситуацией в стране в целом. Так как же сдвинуть дело с экономикой с мёртвой точки? Какой ещё пакет наимудрёнейших законопроектов изобрести?
    
     А что, если начать с чего-то невероятно, немыслимо простого? Нильс Бор, ну или ещё какой-то гениальный учёный, как-то заметил: я не верю в эту гипотезу, она для этого недостаточно безумна! Ну вот и я ляпну глупость: водителю трамвая-то простительно! А давайте введём в школах прямо с первых классов и как наиглавнейший предмет… медитацию! Ведь это – основа развития личности: как фундамент для дома. Вообще, уделим больше внимания гуманитарным дисциплинам: литературе, в особенности поэзии, философии. Станем преподавать боевые искусства не просто как спорт, но как путь духовного самосовершенствования.
    
     Ведь сказано: если хочешь изменить мир – измени прежде всего самого себя. И недаром на воротах дельфийского оракула было начертано: познай себя (это ещё обыгрывается в фильме «Матрица»). Все вроде с этим согласны, но… Трудно предугадать, насколько это всё будет эффективно. Но одно можно сказать с уверенностью: поколение, выросшее, воспитанное таким вот образом – это будут совсем другие люди, не такие, как мы. И это будет совсем другая страна.


    
    


Рецензии
Спасибо тебе, Дмитрий, за твои жизненые повествования! С некоторым не согласен, ну, в общем, в унисон моим мыслям. Ты человек, не боящийся смотреть правде в глаза!
Немного о будущем. Думаю на данный момент, самое эфективное - это завести своих детей и постараться их воспитать в духе, описаным тобой. Я так и сделал. Тяжело скажу все двигается в этой потребительски-мерзопакостной системе, возглавляемой известной личностью, потому как вне системы в нынешней РФ ты будешь воспитывать своего ребенка в потоках ненависти и бесконечного противостояния. Стране нужны рабы, управляющие трамваями, содающие танки, ракеты, перевозящие морем грузы и т.п. а не личности. Личность, если она не под крышей, не в системе, вызывает лютое раздражение соседей по подъезду, коллег на работе и т.п. За некоторым исключением. Поэтому, воспитывая своего дитя в духе свободной личности, необходимо обучать его иностраным языкам в целях возможности маневра, если в будущем ничего не изменится- свалить отсюда! Хотя перед Новым годом появилась надежда в виде Павла Грудинина. Если это не очередной спектакль. Думаю, что нет. Люди сильно подустали от творимого последние 30 лет мракобесия!
Пиши, Дим! Ты нужен людям!

Кузьма Вараба2   05.01.2018 12:15     Заявить о нарушении
У меня тоже есть сын, 12 лет. Спасибо! Удачи во всём!

Дмитрий Волчек   17.01.2018 11:23   Заявить о нарушении