Математика абстрактная и реальная
Обсуждение одной популярной задачи про умножение 2-х литров молока на 9-рых покупателей разбудило в памяти историю, рассказанную много лет назад Виктором Петровичем Сабадашевым.
Произошла история в Алжире, где Виктор Петрович был ректором группы университетов. Группа университетов представляла собой навесы от солнца, разбросанные по нескольким посёлкам. Под навесами стояли скамьи и столы, за которыми размещались студенты. Правительство Алжира решило избавиться от колониального прошлого, и частью программы было воспитание собственных инженерных кадров. Материал для воспитания был мобилизован с местных рынков.
Организаторы предупредили преподавателей, что отобранные ученики как минимум умеют считать и писать, а вот до какого уровня простираются знания новых студентов, сказать было сложно. Нужно было на первой встрече, как это обычно принято у преподавателей, определить уровень знаний учеников.
И так первая лекция. Виктор Петрович вошёл под навес, представился, проверил учеников по списку и перешёл к предметной части. Определение уровня знаний он начал сверху. Аккуратно написав на доске несложный интеграл, поставил напротив него знак равно и спросил у слушателей «Кто знает, чему равен этот интеграл». Молодые парни улыбались и пожимали плечами. Виктор Петрович стёр интеграл и написал предел и опять смущённые улыбки в зале. Потом были уравнения, синусы, косинусы и наконец, на доске появилась запись 2Х2=?. Реакция студентов почти ничем не отличалась от реакции на интеграл. Только один самый смелый высказал предположение «Логарифмическая линейка нужна, чтобы посчитать». «О! это прорыв» подумал Виктор Петрович и вытащив из портфеля логарифмическую линейку передал её смельчаку. Студент с интересом покрутил предмет в руках и вернул преподавателю, сказав «Спасибо, очень интересная штука, я про неё когда то читал, но никогда в жизни не видел».
Виктор Петрович воскликнул, «Ну вы же торговали на рынке, как вы считаете деньги? Например, если вы продаёте 20 кг яблок по 7 динаров за килограмм, сколько нужно взять с покупателя?». После обсуждения примера 2Х2= ? Виктор Петрович не рассчитывал получить ответ, это был скорее риторический вопрос. К своему удивлению, он обнаружил, что студенты оживились и некоторые стали выкрикивать точные ответы. Хорошо, обрадовался учитель, и записал на доске 20Х7=?. Студенты сникли и стали пожимать плечами. Но лёд был растоплен, начался диалог, кто-то из класса стал задавать вопросы «чего 20 и чего 7?». «Двадцать килограмм по 7 динаров, сколько стоит?», ответил учитель. «А, ну тогда это будет стоить 140 динаров» загалдели студенты.
Оказалось, в жизни алжирца нет места абстрактным числам. И по признанию Сабадашева, было нелегко перейти от яблок, дынь и динаров к абстрактной математике.
Свидетельство о публикации №216021000744
Владимир Репин 11.02.2016 18:55 Заявить о нарушении
Константин Солопов 11.02.2016 23:40 Заявить о нарушении