Высшая математика или Это что за червячок, перед д

Моя история про Сопромат, наделала много шуму в соц. сети. И в процессе её обсуждения я пообещал рассказать эту историю.
  С математикой я дружил в школе, но, не смотря на это подготовительные курсы, которые нам читала Гончаренко Светлана Яковлевна перед поступлением, оказались весьма полезными. В 1986 году, экзамен по математике принимала ЭВМ. То есть писали мы на бланках, а ответы заносились в ЭВМ, и она определяла, кто сдал, а кто нет.
  Я рассчитывал на "4", но ЭВМ дала мне шанс и я, получив "5" переложил свои документы с ПГС на ВК.
  Ещё экзамен по Физике. Здесь мало, что можно рассказать, кроме того, что уже на экзамене я понял, что я студент НПИ. В связи с тем, что в НПИ я прилетел из военного училища ЧВАКУШ, где меня завалила ВЛК. Когда вместе с результатами моих ответов, члены приёмочной комиссии, просматривая мои документы, оформленные на военный лад, перешёптывались: "Смотрите, как люди для военного училища готовятся", стало ясно, династия состоялась.
  Первый раз сточки стихов я услышал 80-х, прячась под столом отца. Он работал главным инженером ГПП "Кавминводоканал", и к нему в кабинет зашли два человека. Как позже выяснилось, они  проезжали на УАЗике мимо Кавказских Минеральных Вод, и камень разбил стекло. Кто-то помнит, кто-то слышал, остальным я расскажу, что купить в магазине не возможно, так как привычных магазинов запчастей просто не было. Входящим в кабинет к отцу, после слов приветствия, хватило несколько секунд, что бы понять, они пришли в правильный кабинет. Следующее что я услышал:
"На камнях, потемневших до черна,
В на слоёной годами пыли,
Кто-то вывел размашистым почерком,
Я люблю тебя НПИ"
 На лацкане у Вячеслава Генриховича всегда был маленький значок "НПИ", как опознавательный знак "СВОЙ-ЧУЖОЙ" в авиации. В этот день, отец приехал на электричке домой из Пятигорска в Ессентуки, так как  лобовое стекло его УАЗика уже служила другим НПИшникам.
 Прежде чем приступить к занятиям, мы проходили практику. я всегда считал, что не нашёл своей дороги к Костёлу, и крестился в православии на пятом курсе, в Новочеркасском кафедральном соборе, призвав в крёстные своих сокурсников. Когда мой сын Ярослав поступил в ЮРГТУ(НПИ), я неожиданно увидел машину с PL номерами, стоящую напротив главного корпуса. И оказалось, что моя практика прошла в стенах Костёла, который был построен для профессуры, выписанной из Варшавы, и в которой в 80-х была столярная мастерская НПИ. Я побеседовал со священником, от него узнал, что Костёл восстановили, и пригласили Католического священника именно из Польши.
 Поселение в 9-е общежитие произошло ещё на абитуре. Я попал в комнату к трём азербайджанцам, поступившим на ПГС. Помню, что общения у меня с ними не получилось, и когда мне понадобился учебник физики, я взял лежащий на столе, но увы, учебник, был четвёртым азербайджанцем в этой комнате. Ребята вели себя очень скромно и воспитано. Старостой этажа был их земляк, но он не делал им поблажек, как впрочем, и мне. Я разделил этаж на четыре части, и вооружившись шваброй, приступил к уборке коридора об окна до лестничного марша. Всё это время за мной наблюдал стоя в дверях комнаты 536 расположенной напротив лестницы, ингуш выпускник прошлого года. Когда я сравнялся с его комнатой, а фактически закончил работу, он произнёс: "Ты такой «красавчик», любая девчонка готова языком вымыть этот коридор, что бы ты обратил на неё внимание, а Ты!?" А что, я. Я работы не стыдился, да и уборка наших безводных туалетов, была лучшим экзаменом по профессии ВиК. Тут как в морге студенты медики, или в обморок, либо добро пожаловать в профессию, но разве только если ты упадёшь в обморок, вряд ли кто-то бросится тебя поднимать.  В результате, он пригласил меня переехать в 536 комнату, где он предполагал, поселить своего брата Имрана, который  к тому же стал моим одногруппником.
 Практика позади, группы сформированы, и вот начало занятий. Высшую математику, нам читали в I-физической аудитории Главного корпуса, где помещались сразу семь групп Строительного факультета. На 1-ом курсе группа состояла из 30 человек. И вот затишье, в аудиторию заходит легенда НПИ Конышкова Елена Михайловна.
 То, что это легенда, нам становиться ясно по разным причинам. Кому то, о Елене Михайловне рассказали родители студенты НПИ, кто услышал это от других студентов. Но своё знакомство с нами она начала с зачитывания списка. Сам ритуал зачитывания списка, менялся от лекции к лекции.  При первом прочтении, он называла фамилию, и всматривалась в лицо студента на несколько мгновений. Иногда она давала комментарий короткий и понятный только студенту. Я не был исключением. Прозвучало: "Комоцкий" - пауза и взгляд - "Да похож", и следующая фамилия. Надо сказать, что за банальным, "Похож на отца", скрывалось гораздо больше, но кто об этом мог знать. Так вот, мы стали замечать, что список как то странно меняется, от пары к паре. Стали прислушиваться и заметили, что Елена Михайловна не сразу, но постепенно перестала называть фамилии тех, кого нет в Аудитории. И уже через две недели, мы перестали отвечать "Здесь", так как звучали фамилии только тех, кого в аудитории не было. Ещё раз 7*30=210 фамилий и лиц в течение 6 лекций.
  После третьего курса, когда за плечами остался Сопромат, я решил жениться. И волей судеб, встречая родственников, на парковке в аэропорту Минеральные Воды оказались свободными два места, Одновременно на эти мета, заехали Мы на служебной волге отца и жигулёнок,  регион-Калмыкия. Я был за рулём, получилось  так, что с пассажирского места волги и водительского места жигулёнка на встречу друг другу выходят, не просто два НПИшника, а два друга и одногруппника Вячеслав Комоцкий и Валентин Турченко. После защиты дипломного проекта, это у них была первая совместная пьянка. Когда дым рассеялся, и ближе к обеду следующего дня я присоединился к стоящему на лоджии нашей квартиры на ул. Долина Роз 13, с которого в ясную погоду был шикарный вид на Зльбрус. Валентин спросил, меня о чём-то, и естественно два НПИишника перешли на студенческие байки. Одна из них как раз в тему этого рассказа.  Валентин рассказал мне историю. Когда они учились на втором курсе, в самом начале 3-го семестра к ним в группу перевёлся из Тбилиси грузин Гоги. И в связи с разницей программ количество часов по Высшей математике у него превышало количество часов в программе 1 и 2 семестров НПИ. Валентин, которому Вышка давалась легко, лекции у Елены Михайловны начал прогуливать и напарник для лучшего времяпровождения у него появился к стати. Подходит время ближе к сессии, Валентин рассудил, успех на практических занятиях не ключ к успеху на экзамене у Конышковой и он начал посещать в отличие от Гоги. И вот в какой-то момент, Гоги не выдержал и спрашивает, глядя через плечо Валентина на интеграл Sin xdx: "Что это?". (Надо знать Валентина). Да подумал Валентин, значит разница в программах... И не оборачиваясь, отвечает:
Валентин. Да это интеграл синуса.
Гоги. И чему он равен?
Валентин, подумав: "Да приплыли". Да, единице.
Гоги. А это?
Валентин. Интеграл косинуса.
Гоги. А он чему равен?
Валентин. Он, двум.
В общем, Валентин досчитал до десяти, закрыл тетрадь и вышел, чтобы не рассмеяться.
 От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год. Как бы ни весело пелась песенка студентами, но сессия подкралась незаметно. И вот наш Гоги, решил, что пришло время заявить Елене Михайловне свои права на пере зачёт, и лучшего времени как консультация перед экзаменом он не нашёл.
 О феноменальной памяти Конышковой я уже говорил, и вот видит Елена Михайловна, что в аудитории посторонние. "Вы кто, молодой человек?", обращается Елена Михайловна к нему. Гоги как на одном дыхании, рассказал ей всю заранее подготовленную историю своего перевода, и сопроводил эту историю соответствующими документами. Елена Михайловна просматривая документы, между прочим, не поднимая глаз на Гоги, спрашивает из Таблицы неопределённых интегралов: "А чему равен интеграл sin xdx ?"
Гоги, засмеялся в голос, и взмахнув рукой, так как будто отмахиваясь. Так "Одному".
Конышкова, не поднимая взгляда. А чему равен интеграл cos xdx?
Гоги, с усмешкой, что так не бывает. Так "Двум".
Когда он досчитал до восьми, Елена Михайловна не могла сдержать смех, ну а реакция аудитории не требует описания. И самое интересное, что эту байку, мне рассказали студенты как анекдот про Конышкову и студента прогульщика, уже на пятом курсе. Я помню, внимательно выслушал, и неожиданно для них продолжил концовку истории.
 Но как говорится, травить байки про студентов неудачников, это одна история, а самому оказаться в центре подобной истории это другая история.
 Как Вы поняли, прогуливать лекции Конышковой, было смерти подобно, но если честно, меня они увлекали. Но я каждый раз, удивлялся тому как её лекции, слушали мои  братья азербайджанцы. Они всегда сидели на первой парте, и не просто внимали, а реально, без намёка на шутки, поддакивали Конышковой. Это выглядело, как одобрение того что она говорит. И их успехи на практических занятиях, говорили в пользу того, что так оно и было.
 В плане успехов, на практических занятиях, я от них не сильно отставал. И так случилось, что первый свой экзамен в НПИ, мне пришлось сдавать в свой день рождения 12.01.1987 года. И эта история, тоже про неё, про Высшую математику.
 В аудитории на экзамен зашла вся группа. Взяли билеты и начали подготовку. Я как мне показалось, решил все задания и присел к Елене Михайловне за кафедральный стол. Она просмотрела решения, вместо дополнительных вопросов, говорит: "Станислав, Вы переволновались. Выйдите в коридор успокойтесь". Я вышел в коридор,  понимая, что допустил ошибку, решил себя проверить, но на пути к моему конспекту, ка вы думаете, кто стоял. Правильно, мои друзья азербайджанцы. Я восстановил задание по памяти, а они с видом не допускающем сомнений, быстренько написали решение. Итог отличался от моего решения, но и  от решения Конышковой он так же отличался. Одним словом, она не проставила в ведомости ровным счётом не чего, предложила прийти ещё. Я сдал, следующий экзамен на отлично, и опять к ней, и опять прочерк в ведомости, как будто я и не приходил. Я сдаю очередной экзамен на отлично, и опять  иду к Елене Михайловне, и снова как будто призрак на экзамене. Очередная пятёрка в зачётке и я опять у неё.
 Перед экзаменом, я имел разговор с отцом, он не делал мне нотаций, но рассказал анекдот:
Пришёл студент первого курса на экзамен по Вышке и как водится повтор, не со своей группой. Подошёл к преподавателю, взял билет и сел готовится. Видит, не судьба, не на один вопрос ответа не знает. Начал головой вертеть, и спросил у одного, спросил у другого, одним словом все три вопроса списал, да не просто списал, а ещё и с комментариями. Пришло время отвечать, он с видом знатока, с интонацией, не предполагающей возражений, закончил ответ, а преподаватель его спрашивает: "Вам всё было понятно в вопросах?", Студент, решил не лукавить говорит: "Если честно, что это за червячок перед дробью, я не совсем понял".
 Ты сынок, когда к Елене Михайловне опять пойдёшь, помни про этот анекдот, а главное не возьми билет второго курса.
 Когда я в четвёртый раз сдавал, Елене Михайловне экзамен, я кроме подготовки, уже умудрялся списывать ответы на дополнительные вопросы, сидя у неё за столом, в то время пока она занималась вторым студентом. И вот её вердикт: "Комоцкий, если вы и Химию сдадите на «отлично», я не думаю, что вам стоит пересдавать эту четвёрку". Так я получил свою первую четвёрку.
 Прошло много лет, и мне покоя не давала эта история, и дело не в том, что Елена Михайловна как-то предвзято отнеслась ко мне, наоборот. Я не взял не одного бегунка, а сам четыре раза ходил на экзамен. Как-то раз, я разговорил отца, и оказалось, что за нами числился грешок. Отец, что бы сдать Вышку, приударил за сестрой Елены Михайловны. И её слова: "Да похож", стали для меня звучать по другому. Но  история  с Вышкой для меня имела более интересную развязку.
 Наш преподаватель по практическим занятиям, Светлана Яковлевна Гончаренко, буквально в приказном порядке сказала во время 2-го семестра: "Станислав, Кафедра Высшей математики  проводит олимпиаду, Я думаю, Вы должны принять в ней участие".
Каким-то образом, так совпало, что в день олимпиады СФ сдавал зачёт по спортивному ориентированию. И на олимпиаду от СФ пришли, ну как Вы думаете? Да три моих азербайджанца и Я с моим другом Ибрагимом Мальсаговым.
 Ибрагим умница, и по знаниям и как человек. В последствии он остался в аспирантуре и преподавал в ЮРГТУ(НПИ). Он много раз меня выручал с Термехом. Статику нам читал Ляшенко, декан Строительного факультета, и тут всё было нормально, а вот динамику, начал читать Скидан. При всём уважении к его работе в КБ и на кафедре, для меня Скидан, остался преподавателем - Динамиком. Он входил в аудиторию, и как будто кто-то включал репродуктор. Ни какого контакта с аудиторией, ни прямой ни обратной связи. Пара закончилась, и вещание, просто прекращалось, а на следующей паре ровно с той же фразы, и так далее. Одним словом это тот случай, когда учёный классный, а педагог, на мой взгляд, нет.
 Но вернёмся в аудиторию Горного факультета, где в течение четырёх часов, с использованием любых источников, 400 студентов со всех факультетов, собрались на олимпиаду по Высшей математике. первые два часа, мы с Ибрагимом решали задания, и возможно так бы и провели остальные два часа, но я вспомнил анекдот про студента и червячка перед дробью. Я начал вертеть головой и вдруг для себя сделал открытие. Все 400 человек решали один единственный вариант задания. Я толкнул Ибрагима ломтём и спросил: "Нас на кого учат?". Ибрагим пожал плечами и сказал на "Строителей". "Нет, нас учат на руководителей" - сказал я. А что для руководителя главное? Правильно из нескольких решений, выбрать единственно верное решение. И мы с Ибрагимом, предложили окружающим нас студентам, проверку их заданий. Как не странно, но многие студенты посчитали рациональным решением дать свои решения на проверку. Мы с Ибрагимом честно, без лукавства, если находили ошибки, говорили об этом студентам, но и свои задания не забывали пополнять коллекцией правильных решений.  Я должен ещё раз упомянуть, что разрешалось пользоваться любыми источниками, главное на выходе сдать правильное решение. И здесь ещё раз можно вернуться к анекдоту о студенте и червячке. Дело в том, что программа 1-го курса Строителя и Горняка отличались, и Ибрагим как тот студент при помощи справочника сумел решить двойной интеграл, который у Строителей читался в 3-м семестре. Одним словом, сдали мы свои работы и забыли об этом опыте, так как я выполнил поручение Гончаренко, и мне этого было достаточно.
  В 1987 году студентам кому исполнилось 18 лет, давали возможность, окончить первый курс  в отличие от наших предшественников, и это при наличии Военной кафедры. И для нас был организован специальный летний призыв, для того что бы мы могли сдать сессию. Но и сессию для нас сделали на месяц раньше. И вот, я весь в муках и в  ожидании встречи с Конышковой, приступил к сессии. В один из дней, я встретил свою группу. Ребята  учились  по нормальному учебному плану, и кто-то мне из них говорит: "Стас, а почему ты за «автоматом» на кафедру Вышки не заходишь?". Я  подумал: «Над горем моим, конечно можно и посмеяться». Но Игорь Калашников мне говорит: «Стас, кто занял на олимпиаде места, ставят автоматом экзамен». Я решил, что он не может так шутить надо мной, и рванул на кафедру.
 Скажу честно, когда я увидел, что я занял первое место среди студентов  СФ, я улыбнулся, так как из пяти быть первым, не велика заслуга, да и не понятно, почему Ибрагим не на первом? Но в соседнем списке я увидел, что занял 3-место по институту. Гончаренко Светлана Яковлевна вручила мне грамоту и забрала зачётку, что бы позже поставить у Конышковой «автомат».
 После армии Конышкова снизила нагрузку, и больше я у Елены Михайловны не учился.
Не могу сказать, что Гончаренко ей уступала, нет. Но в тот момент, она была старшим товарищем, и  ещё не была легендой. И то, что я учился у легенды НПИ, у преподавателя Высшей математики,  у Елены Михайловны Конышковой, это большое счастье, согласитесь.


Рецензии