Рыбалка

 Отрывок из повести "Риткино детство"
 
Риткин отец был и пчеловод, и охотник, и рыбак. Хоть ловить рыбу не проблема была для здешних мест, да проблема – чистить! Мама в школе целыми днями находилась: начавшиеся каникулы были не для учителей. Вот и стала эта заготовка обязанностью старших сестёр. Нина и Люба, развесив на проволоке засоленного накануне карася, принимались чистить и солить свежий улов. Управившись с этим занятием, ставшим чуть не ежедневным, шли купаться. Дни стояли такие жаркие, что к вечеру рыба успевала подвялиться.

    Ритку дома ничего не держало, боялась она только коров. Вернее, не коров, а быка. В её, детском представлении, это был почти что зверь. Настоящих зверей она сроду не видала, но глаза быка, налитые кровью ввергали её каждый раз в ужас. На своём заборе куда спокойнее было наблюдать за стадом, что шло на водопой к озеру с пастбища мимо их дома. Назад коровы возвращались уже в сопровождении хозяев и были уже не так страшны. Шёл и этот бычище – громада, с огромной головой со страшными рогами, огромным железным кольцом в ноздрях. Одного его взгляда кровавого было достаточно, чтобы душа ушла в пятки. Девчушка старалась в эти глаза не смотреть. Сидела на поленнице, что возле самого забора была сложена, с нетерпением дожидалась, когда пройдут все, когда снова можно будет метнуться на улицу, теперь уж до самых сумерек. А тут в один из вечеров рыбка подвялилась кстати. Почему бы и время не скоротать с удовольствием? Рита взяла себе рыбёшку, потянула нежную шкурку карася. Она легко отстала, обнажив  подвяленное, слегка розовое, мясо, жирно лоснящееся на солнце. И на вкус оно оказалось нежным и сочным: во рту брызнуло приятной солоноватостью. Ритка вовсе забыла и про коров, и про быка.

    — Рита! Риточка! Угости карасиком, — раздался чей-то голос. – И мне! И мне! – шутливо раздавалось вокруг! Руки тянулись к девочке одна за другой, а та беззаботно раздавала направо — налево рыбу. За этим занятием и застала её Люба. Проволока, на которой весь день грелся карась, к этому времени почти опустела.

    — Ты что наделала? – раздался над Риткой голос сестры. – Папка, посмотри! Мы чистили весь день, чистили, а она взяла и за пять минут всё раздала, — чуть не плача, возмущалась Люба. Ритка стояла рядом с поникшей головой, понимая свою вину. Бессмысленно было оправдываться или куда-то убегать.

    — Иди, ищи себе прут! Сейчас наказывать буду! – строго сказал отец. Ритка послушно поплелась по двору в поисках прутика. Она не помнила, чтобы её когда-нибудь били, да ещё и прутом. Но всякий раз, провинившись, искала для себя этот самый прут. Про неё давно уже и забыли, все разошлись по своим делам. Пробегавшая мимо Люба, видя, как сестрёнка что-то, то поднимает с земли, то выбрасывает, шутливо спросила: «Ты что делаешь? Что ищешь?»

    — Прутик ищу. Папка сказал, что бить будет за рыбу, — упавшим голосом сообщила ей Ритка, отбрасывая в сторону очередной прутик и поднимая с земли маленький, тоненький. Люба только рассмеялась в ответ и убежала. Вскоре пришёл отец. В деревне ему уже объявили благодарность за щедрое угощение. Завидя дочку, он,  с трудом сдерживая смех, объяснил, сколько труда было вложено в эту рыбу.

    — Ты иди, попробуй поймать сама! Ритка стояла, от стыда низко опустив голову.

   А наутро, как только все ушли из дома, отправилась и она. На рыбалку. Не одна, а вместе с подружкой Галей. С той самой, с которой познавала мир. Сейчас им надо было срочно узнать, как трудно ловить рыбу. Ритка хотела загладить свою вину перед сёстрами, перед отцом. Лодки на берегу не было ни одной. Но даже если бы и была, то где же они возьмут сети. Конечно, можно было и удочкой рыбу ловить: недавно в одном мультике они видели, как кот именно так ловил рыбу. Но в деревне удочек не признавали и не пользовались ими. Так в поисках непонятно чего девчонки бродили по берегу озера. Ритка уже и есть захотела: время шло к обеду. Солнце вышло на середину неба .

    — Карася ловят с утра, — заявила Галя. Ритка только молча кивнула, сглотнула слюну. Они уже хотели разбегаться по домам, как вдруг в густых зарослях камыша услышали чьё-то копошенье. Секунды две-три они смотрели в глаза друг другу, стараясь найти в них ободрение. Любопытство победило страх! Осока с острыми листьями росла на самом краю озера. Воду она не захламляла и никому здесь не мешала. Девчушки бесстрашно ступили в её заросли! То, что они увидели в первую же секунду, потрясло их: карась кишмя кишел прямо под ногами! Здесь были и маленькие, и большие!

    — Как много! Сейчас наловим! Только давай сначала поедим, — предложила Ритка.

    — Так она же сырая! – заявила Галинка. – Я её есть не буду!

   — А я буду! Очень хочу есть! Домой меня уже гусак не пустит, — рассуждала Ритка, торопливо счищая с непослушного карася чешую.

    — Так невку-у-у-усно же, — скривила губы Галя, нехотя следуя примеру подружки. Но Ритка-то помнила вкус вчерашнего вяленого карася. Убеждая подружку, она уже явственно ощущала его приятную солоноватость во рту, поэтому старалась скорее почистить рыбёшку. Да, ей было жалко этого бедного карасика. Но разве не для еды водится в озере рыба? Её отец любит природу, животных, птиц, но ловит рыбу! Когда недавно у него болела поясница, он ставил пчелу на спину, чтобы заглушить боль, и шептал пчеле: «Прости», ведь без жала она уже не могла жить дальше. Этому научил отца его дядя, Риткин дедушка, самый лучший, самый добрый дедушка в мире!

 С этими словами девчушка сбила ногтями чешую, освободив место для укуса. На очищенном от чешуи месте засеребрилась нежная шкурка. Ритка попыталась вонзить в карася свои крепкие зубки, но даже не успела надкусить его, как ужасное разочарование исказило её лицо! От отвращения она сморщилась и пулей вылетела на берег. Карась давно уже плавал в камышах, а Ритка всё не могла избавиться от его неприятного вкуса, продолжая отплёвываться на берегу

    — Ну, что? Поели, девоньки?! – хитро спросил наблюдавший за ними знакомый старичок. – Ты что же думала, что она тебе готовая к употреблению в озере-то плавает?! – спрашивал он, обращаясь к Ритке. — А ведь её не только почистить, но и посолить надо! А потом и подвялить ещё! Вот тогда только она и будет вкусной!

    Так и закончилась эта рыбалка. Ловить невкусную рыбу расхотелось, и Ритка поплелась домой.
 


Рецензии