Песенное кружево

      В Калуге давно известен народный ансамбль "Калужская тальянка". Создал его в 1987 году заслуженный работник культуры РФ Владимир Никанорович Раков. Проводит свои репетиции прославленный коллектив в клубе-музее "Дом мастеров", что в Григоровом переулке, там же и часто проходят его выступления.

      В коллективе самые обычные люди, объединённые любовью к песне: врачи, учителя, рабочие, служащие, пенсионеры. В репертуаре: народные песни, песни народов мира, песни Великой Отечественной войны, частушки, наигрыши, сценические постановки, показ народных праздников, свадеб  и многое другое. Каждый участник ансамбля заслуживает особого рассказа о себе.

      Но сегодня рассказ об одной из "Тальянки" - Евгении Васильевне Егеревой.
 4 декабря 2014 года она провела свой бенефис "Песенное кружево", посвящённый 70-летию со дня рождения и 20-летию участия в ансамбле. (Не только пела, но и показывала своё рукодельное творчество). Голос - мягкий приятный, располагающий к себе сопрано. Поёт лирические песни, которые по манере ей очень подходят.

      История жизни её вроде проста, так жили многие люди в нашей стране. Родилась в Москве в Чистом переулке недалеко от Арбата за полгода до Великой Победы. (Папа в отпуск с войны приезжал, постарался). Жила вместе с родителями, старшей сестрой и сестрой-двойняшкой. Детские игры во дворе, парк Горького, где были  мороженое, газировка и многие летние развлечения, аттракционы, а зимой всех манил каток.

      В характере Жени удивительным образом сочетались озорство и застенчивость, бесшабашность и послушание. В общем, от матери часто доставалось. Училась ни хорошо, ни плохо, посещала во Дворце пионеров кружок вышивки гладью и крестиком. Но самым любимым занятием было чтение книг, особенно любила русскую классику, которая так много давала её мечтательной душе. 

      Ещё вспоминает, что любила слушать радио. Тогда в каждом доме были большие радиоприёмники в виде  чёрных тарелок с углублением внутри. А оттуда сообщали новости, передавали самую разную музыку, военные песни, выступления любимых артистов, спектакли, но особенно нравились передачи для детей и хор имени Пятницкого. 

      В 60-е годы стали появляться первые телевизоры. Это были большие ящики  с маленьким экраном с чёрно-белым изображением. Поэтому перед экраном на штативе устанавливали огромное увеличительное стекло. Если по соседству появлялись счастливые обладатели этого чуда, то к ним по вечерам сбегались все соседи по коммуналке, чтобы посмотреть какое-нибудь кино.

      В семье складывались непростые отношения, да и  жили в большой послевоенной бедности. Поэтому, получив паспорт, Женя уже на другой день пошла искать работу. Забыты детские забавы, началась новая жизнь. Устроилась на полиграфическую фабрику в цех, где выпускали детские книжки-раскладушки. Велика была радость от первой зарплаты, наконец-то стала взрослой, появилась денежная независимость.

      Но надо было продолжать учёбу. Нелегко было в свои 16 лет вставать в 6 утра, ехать на работу, потом  после смены спешить в вечернюю школу. Поблажек там не делали, учиться надо было по настоящему все 6 уроков и до 11 часов вечера. Домой добиралась к 12 ночи и сразу спать. И так три года.

      Вот и получен заветный аттестат зрелости. Что дальше? Хотелось получить такое образование, чтобы быть полезным человеком. Легко давался немецкий язык. Может педагогический ВУЗ, иностранный факультет, стать учительницей немецкого языка, учить детей? Или?..  Но встреча с будущим мужем, студентом медицинского института круто изменила её планы. Евгения поступает в медучилище при институте скорой помощи им. Склифосовского на фельдшерское отделение и заканчивает его в одно время с мужем, получившим специальность врача-терапевта.

      Молодые едут в Тарусу, родной город мужа, в его семью, живущую своим патриархальным укладом.  Каково же было Евгении после шумной сверкающей Москвы оказаться в тихом провинциальном городе, где не было асфальта, не ходили трамваи, не ездили тысячи автомобилей, где люди были просты, а жизнь проходила спокойно и размеренно.

      Недаром здесь подолгу жили, приезжали на отдых всякие знаменитости - Цветаевы, Борисов-Мусатов, Поленов, Ватагин, Паустовский, Файдыш-Крандиевский, Рихтер, Ахмадулина и многие другие. Сегодня кому-то их этих людей открыли в городе памятники и музеи.

      Засыпала под соловьиные трели, просыпалась от петушиных перекликов. Любила с мужем плавать в лодке по Оке, бесконечно любоваться природой, ловить рыбу.

      Постепенно привыкала к местным особенностям. Разве в Москве бывало такое, чтобы по улицам запроста прогуливалась всякая живность.

      Поэт Николай Заболоцкий, живший когда-то в Тарусе, написал стихи о девочке Марусе, ставшими весьма популярной, фольклорной песенкой:

      ... А кому сегодня плакать
      В городе Тарусе?
      Есть кому сегодня плакать -
      Девочке Марусе.

      Опостылили Марусе
      Петухи да гуси.
      Сколько бродит их в Тарусе,
      Господи Исуси!..

      Евгении приходилось пилить дрова, топить печь, носить издалека воду из колонки, готовить еду на керосинке, полоскать выстиранное бельё в Оке, в так называемой "полоскалке". Нелегко было московской девчонке, привыкшей к удобствам большого города, постигать все  трудности провинциального быта. Ничего, справилась.

      На работу устроилась в детский комбинат, где под её постоянным медицинским наблюдением находились 75 детей. Очень нравилось быть среди ребятишек, следить за их здоровьем, чувствовать, что нужна им каждый день.

    В свободное время по прежнему много читала. Ещё как-то вспомнила, что в детстве училась вышивать и загорелась идеей вышить крестиком коврик в приятных неброских тонах, эскиз присмотрела в журнале "Работница".  Одна беда, канва  тогда была в большом дефиците. Но ничего, нашла подходящий мешок из под картошки ровненький да гладенький, постирала, погладила и взялась за работу.  Трудилась по вечерам целый год. И так хорошо всё получилось. Размер не большой, но и не маленький - 45 на 90 сантиметров. (На коллаже внизу второй слева. Фрагмент).

      Однако, семейная жизнь не складывалась. Попытки мужа изменить характер Евгении, нежелание понять её внутренний мир, привели в конце концов к разводу.  Хотелось снова вернуться в Москву, но прописка уже была потеряна.

      Надломленная, растерянная, без денег, с полупустым чемоданом, она едет в Калугу, где её никто не ждал. В 25 лет молодой женщине предстояло начать новую жизнь. С удивлением узнала, что в областном центре для медицинских работников  оказывается нет общежития. Поиски привели на почтамт, где ей предложили должность начальника почтового вагона. Работа была связана с постоянными командировками, большими физическими нагрузками, бессонными  холодными ночами.

      Подружилась с девчонками по общежитию. Общие радости, общие слёзы и одна на всех большая сковорода с жареной картошкой. А жизнь в общежитии на месте не стояла. То одна подружка выйдет замуж, то другая. А на их место приходили другие. Вот и Евгения размечталась и о своей квартире, и о нём, единственном, с понимающей душой, который обязательно появится в её жизни, с которым можно создать крепкую семью. А мечты, как известно, если сильно захотеть, сбываются.

      Как-то на доске объявлений прочитала сообщение о наборе в жилищный кооператив.  Вот оно, то что надо! Записалась. Наступила пора строжайшей экономии, пришлось во многом отказывать себе, чтобы накопить деньги на первый взнос. Как позже оказалось, строительство дома превратилось в долгострой. Но она ждала, ждала...

      Однажды, гуляя с подругами по городу, Евгения увидела объявление о наборе желающих в Калужский русский народный хор профсоюзов. Раньше никогда в хоре не пела, зато слушала с удовольствием и ещё  любила  петь сама для себя  у плиты, когда готовила обед. Разволновалась, ведь она с детства мечтала о хоре, только почему-то не получалось, а вдруг  мечта исполнится?  Желание-то возникло, только набирали людей в возрасте до до 25 лет, а ей уже 30. Но выглядела она  моложе своего возраста.  И Евгения отправилась на прослушивание.

      Руководитель хора Александр Алексеевич Костенко закончил в своё время знаменитое Гнесинское училище с золотой медалью. Был он незаурядной личностью и талантливым организатором.

      Он прослушал Евгению и принял. Начались репетиции и на каждую она спешила, как на праздник. Перед ней постепенно открывался волшебный мир музыки и его тайны. Вместе со всеми она выучила нотную грамоту. Научилась узнавать чем один хор отличается от другого, например, Северный Уральский хор от хора имени Пятницкого. Училась слушать ни себя, а других. На первых порах, случалось, фальшивила, за что получала от подруг локтем в бок. Но постепенно пришли и уверенность, и опыт. В шестиголосном общем звучании хора она выводила свою сопрановую партию и ей казалось, что она голосом вывязывает бесконечное кружево.
 Петь в хоре было для неё большим удовольствием, наслаждением, радостью, это был полёт её души.

     Костенко был руководителем, педагогом строгим и требовательным, при этом пользовался большим уважением, любовью коллектива и обожанием женской части его. Часто ругал, редко хвалил. Под его руководством хор стал лучшим коллективом области.  В репертуаре были  песни патриотические, русские, шуточные. Хор выступал в Калуге и Калужской области, в Туле, Орле и многих других городах. Ездили на гастроли в Германию в город Зуль, побратим Калуги. Несколько раз выезжали в Москву в студию грамзаписи, в результате одна за другой вышли три пластинки с песнями хора. Так же на Центральном телевидении была передача посвящённая их коллективу.

      В хоре Евгения познакомилась со своим будущим мужем  В.И.Черновым, собирателем калужского фольклора, преподавателем международного языка эсперанто. Привлёк он Евгению своей честностью, порядочностью, умением ценить хорошую шутку. Об этом интересном человеке мною написан рассказ "Калуга хохмическая", можно найти здесь, на Прозе ру. Такая возникла супружеская пара, каждый со своим талантом и уважением друг к другу. Никто никому не мешает, но каждый другого поддерживает.

      Объединили они усилия и для строительства квартиры (Владимир тоже состоял в том кооперативе). Теперь вместо двух однушек решили приобрести двухкомнатную. Прошло несколько лет, дом наконец достроили и Евгения Васильевна вместе с Владимиром Ильичом вселились в новую квартиру, которая, кстати, была сдана с чудовищными недостатками. Предстояло ещё много потрудиться, чтобы привести её в порядок. Но даже этот факт не омрачал счастье супругов. Евгения ходила по комнатам и гладила стены: "Это моё, это моя квартира!".

      Егерева по прежнему работала в почтамте на разных должностях, имела карьерный рост, но мысль о возвращении в медицину не отпускала её. И неважно, что зарплата станет в два раза меньше, зато радости от  любимого труда больше. И вот решение принято. Выбрала не поликлинику, не стационар, а станцию "Скорая помощь".  Прошла стажировку и была принята в штат.

      Семейные обстоятельства, работа со сменным графиком не давали возможности  посещать любимый хор. Пришлось оставить его, тогда предполагалось  на время, но оказалось навсегда.

     На "Скорой помощи" Евгения Васильевна проработала 33 года! Десятки тысяч километров дорог, тысячи вызовов, сотни спасённых жизней. Ежедневно боль, кровь, страдания, физические и нервные перегрузки, огромная ответственность за здоровье и жизнь человека. Каждый вызов она определяла для себя, как кроссворд на постели. Надо уметь расположить к себе больного, понять его, проявить чуткость и понимание , правильно поставить диагноз и оказать необходимую первую помощь.

     Чаще всего врача "Скорой помощи" вызывают на дом, реже на завод, в учреждение, на стройку. Но Евгении приходилось оказывать помощь в самых неожиданных местах - в подвалах, на чердаках, в кабине тепловоза, на шведской стенке, в тюрьме, на башенном кране, на пожарищах, в притонах наркоманов и пьяниц. Полтора года она дежурила на трассе Москва - Киев, спасала жизнь тех, кто попал в ДТП. Случалось, что и самой "Скорой помощи" нужна была помощь. Не раз, случалось, что их машина застревала где-нибудь в грязи, в колее. Проезжавшие рядом водители тут же тормозили и спешили помочь.

      В работе Евгении Васильевны случались и курьёзы, забавные, а то и  грустные истории с пациентами. Вот она рассказывает:

      Женщина 70 лет.
      " Мне врачи сказали, что у меня болит поджелудочная железа. Она что, железо вырабатывает?"

      Бабушка, 80 лет. На вопрос, был ли у неё инфаркт миокарда, отвечает, как в известной оперетте: "Нет, доктор, у меня сегодня никого не было".

      На другом вызове на такой же вопрос больная отвечает:
      "Был". "Когда?". "Когда-то с детства".

      На обычный вопрос, что беспокоит, больная отвечает: "У меня возвышенное давление".

      Пациент на другом вызове: "У меня вся аллергия через еду, болит желудочно-кишечный трактат".

      На вопрос на что жалуетесь, молодая женщина отвечает: "У меня парализация половых органов".

      Травма на улице. Женщина жалуется: "Я упала на бок всем прикладом".

      Мужчина. "Голова так болит, что череп приподнимается".

      На одном из вызовов. "Аппендицит удаляли?" "Нет, ни разу".

      Больная в дверях, провожая: "Как моё сердце?" "Хорошее". "Значит  мне ещё можно  мучиться?"

      Бабушка, 85 лет. "Всё молю бога, чтобы смерть послал, а он не слышит. Вечером лягу спать, утром проснусь - опять окно, опять жива".

      А вот что интересное  случилось на вызове у одной пожилой женщины. Евгения, оказав больной необходимую  помощь, осмотрелась и увидела, что все стены её квартиры украшены необычными вышивками. Они были ажурны, воздушны и прозрачны. Ах, как и самой захотелось научиться этому делу! Женщина готова была поделиться секретами мастерства. Договорились о встрече.

 Оказалось, такой способ вышивания называется ришелье. Вышивают по бязи, льну, шёлку. Ришелье можно украсить постельное бельё, воротник на платье, салфетки, скатерти, занавески на окна и так далее. Есть и машинный способ, но Евгении понравился только ручной. Научилась быстро, эскизы для будущих работ находила в журналах, специальных изданиях, а теперь и в Интернете.  Это увлечение стало для неё настоящей страстью. Прошло время и она украсила своим творчеством весь дом. Удивляются, восхищаются все, кто приходят в гости. Евгения никогда ничего не продаёт, зато любит дарить свои работы подругам на дни рождения. Представлена её работа и в Доме мастеров на выставке прикладного искусства.
 
      Некоторые вышивки Егеревой можно увидеть на коллаже в начале текста.

      А судьба приготовила Евгении Васильевне ещё один приятный сюрприз. Встретила на улице знакомую и от неё узнала о  приёме в ансамбль "Калужская тальянка", а было ей в ту пору 50 лет. Остались самые приятные воспоминания о хоре профсоюзов, хоть и ушла оттуда, но петь по прежнему хотелось. Евгения решилась и с тех пор на долгие годы связала свою жизнь с этим коллективом. На первых порах самодеятельные артисты выступали в народных костюмах Калужской области, которые В.Н. Раков собрал в своих этнографических поездках. Они помогали  лучше вжиться в образ русской песни, русской души.

      А вот Егеревой такого костюма не хватило. Тогда она сама решила сшить себе костюм зажиточной крестьянки Калужской губернии, хоть и никогда в жизни не шила, лишь немного вышивала. Но, как говорится, глаза боятся, руки делают. Изучала первоисточники, советовалась с работниками Дома мастеров. Костюм  состоит из длинной рубахи, распашной юбки-поневы и передника. Завершает наряд головной убор. На шитьё, вышивку ушёл целый год. Но зато костюм Евгении оказался самым красивым в коллективе и она ещё долгие годы выступала в нём, пока народные костюмы не заменили на концертные сарафаны с блузкой, пошитые в ателье. Впрочем, пылиться наряду не приходится. Время от времени артистка использует его в каких-то своих выступлениях.

      Этот калужский наряд мы можем увидеть на коллаже в центре. Портрет Евгении выполнил в акварели И.Д. Шедвиговсий (фрагмент). Посмотрите, какая красота! Всё сделано вручную милой талантливой Женечкой. Посмотришь и воскликнешь: "Ах!".  В этом она вся, за что не возьмётся, всё получается.

      "Калужская тальянка" не только красиво поёт хором, но и почти каждый её исполнитель  имеет свой сольный репертуар. В репертуаре Евгении лирические песни: "За дальней за околицей", "Кукушка", "Кнопочки баянные", "Как во поле травушка" (запев в хороводе), частушки "Рекрутские", "Яшуточка","Вась-Вась", романс "Пусть говорят", жестокий романс "Он был моряк" и другие.

      Особое место в репертуаре "Тальянки" занимают песни И.Д. Шедвиговского. Игорь Давыдович участник Великой Отечественной войны, известный в Калуге журналист, художник, поэт. Когда-то вместе с В.Н. Раковым  он ходил по учреждениям культуры, добиваясь, чтобы резной домик в Григоровом переулке отдали под музей прикладного творчества и клуб. Он очень подружился с Калужской тальянкой", был для коллектива своим человеком, сам хорошо играл на гармошке. Этот замечательный человек ушёл из жизни несколько лет назад. Но о нём по прежнему помнят и исполняют его песни, где он автор стихов и музыки. Среди них песни: "Травушка", "Пароход", "Заздравная", ",  "Что-то случилось", "Ладошки", "Единственная",  частушки "Дорогие наши деды", посвящённые участникам войны и  другие. Дому мастеров он посвятил "Песенку весёлых мастеров".

      Мы и лепим, мы и вяжем,
      Людям радость мастерим.
      Под гармошку лихо пляшем,
      Песней душу веселим...

     Специально для Евгении Шедвиговсгий написал  лирическую песню "Тополиный снег". Как же она душевно её исполняет, несколько раз слышала и готова ещё слушать и слушать.

      Снег тополиный, снег тополиный
      Вьюжит, вьюжит,
      Белой метелью, белой метелью
      Кружит, кружит.
      К нам залетает, к нам залетает,
      Не тает, не тает.
      Любит-не любит, любит-не любит,
      Гадает, гадает...

      Когда-то ещё на 10-летний юбилей участия Егеревой в ансамбле, Игорь Давыдович  торжественно поздравил её Одой в стихах (всего 18 четверостиший):

      Талант у Евгении редок,
      Не нужен больничный лист.
      Она для артистов - медик,
      Она в медицине - артист.

      Вместе с "Калужской тальянкой" Евгения побывала с выступлениями во всех  концах  Калужской области, во многих городах России, так же в Москве. Ансамбль неоднократно выезжал в Иваново, где становился дипломантом всероссийского фестиваля "Играй, гармонь!". Вот только что 13 марта побывали на весёлой Маслянице в Этномире, это близ города Боровска на границе с Московской областью. Для Евгении это был 581 концерт в составе любимого коллектива.


     О Доме мастеров  и ансамбле "Калужская тальянка" мною написан очерк "Кто в тереме живёт". Можно найти на Прозе ру в сборнике "Краеведение".

               
             15.03. 2016 года.

 






      




























































































 



































 




      














      


Рецензии
Колоритный и интересный текст.

Артур Грей Эсквайр   08.08.2016 12:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.