Что у тебя есть? -What have you got?

 Шафран, гвоздика, душистый имбирь, ваниль и перец - сначала появились ароматы специй, потом женщины радовались шелками и муслину, а мужчины - дамасским саблям, оружию Индии – женственному, в драгоценных камнях, но предназначенному убивать… А в дверь Европы ломилась османская военно-паразитическая деспотия, война как охота за людьми… Кто-то возлюбил поэзию фарси, но большинство – материальный мир. Кофе, захваченный у турок расстреливавших Вену, ковры, шатры и кальяны, те кальяны, где треть яблочного табака, треть гашиша и треть молотого в пыль жемчуга - метафизическое состояние европейца с чубуком в руке, глядя на танец живота, слушая песню диких племён , а взамен - локомотивы и телеграф во дворце махараджи… Европейский рефлекс на экзотику Азии - арии из Аиды на открытии Суэцкого канала: так начались колониальные выставки, этот расшитый пальмами занавес пира колоний: шальвары танцовщиц и пряный щербет в пиалах, железная дорога уже в Багдаде, а за окном салон-вагона - солнце, дети и нищета. Пробковые шлемы, сигары и презрительная вежливость к туземным князьям - чёрные цистерны движутся в порт… И вот последняя феодальная война – Первая мировая, после нескольких лет в окопах солдаты бунтуют – и белозубые сенегальцы расстреливают французских солдат, а потом, празднуя мир, обнимают невест убитых солдат, не тех солдат, других – и опять фанфары и ар-деко павильона колоний… Уже нарицательное – "копи Голконды, маковые поля Кандагара". Где перелом, где точка водораздела - "Де-Голь сдал Алжир"? А мог он не сдать? И вот Марсель, Флоренция и Париж меняются в лице, они не бледнеют, но что с ними происходит называть нельзя. Внимательные глаза смотрят на богатые города Европы, глаза, знавшие полупустыни Сомали, разглядывают островерхие крыши, окна эркеров – нет, грабить ещё нельзя…а разве голодные кочевники Атиллы смотрели на Рим иначе? За отсутствием добычи - эстетика граффити и выбитых стекол витрин. Что красивее – дреды или обритые головы и борода? Главное – не встречаться взглядом. Сколько машин сожжено за ночь, кого взорвали в метро? Но всё пустяки пока не прозвучал Ультиматум. Он ещё впереди, тот Ультиматум: ядерное устройство заложено… где? Лион? Балтимор? Воронеж? Радиоактивное облако над виноградником и Шамбертен навсегда становится только коллекционным… О чём вы говорите? - Маракеш спокоен, синий город художников в Тунисе кажется прохладным даже в жару, а молы Дубая наполнены товаром, да и везде "меры усилены" - замечательно! Но почему так смотрит та девушка напротив, в вагоне метро – какое-то внимание в её взгляде, или вопрос… какой?


Рецензии