Татуба

                                 «ТАТУБА»

  Татуба – так звали мою бабушку. 
  Не правда ли, странное имя?
  Действительно, в современном представлении моя бабка и дед могли показаться весьма необычными людьми, в какой-то мере ортодоксальными. Но лично для меня они навсегда остались яркими личностями и гордыми носителями тех духовно-нравственных ценностей, которые качественно отличают их поколение наивных романтиков от нашего корыстного племени прагматиков и эгоистов. Мои предки искренне верили в сакральные истины о добре и справедливости, строя свои отношения с миром по понятиям чести и порядочности. И вся их трудная жизнь стала наглядным примером того, что библейские заветы господа – не пустые декларации, а единственно правильный путь развития для каждого верующего человека, который искренне желает счастья для себя лично и благополучия для своих ближних. 
  Очень давно, ещё до начала кровавой революционной мясорубки и развала Российской империи, мои бабушка и дедушка поселились в России. Они спасались от неминуемой смерти и бежали сюда со своей родины, разорённой врагами. Однако для того чтобы разобраться в истинных причинах этой вынужденной эмиграции, придётся немного углубиться в историю. 
  Всем известно, что человеческая память избирательна и многие подробности нашей жизни, особенно негативные, очень быстро забываются. Однако самые важные события из прошлого навсегда остаются в генетической памяти людей и передаются будущим поколениям при помощи каких-то сложнейших клеточных механизмов. Так вот, те глобальные испытания судьбы, которые резко изменили жизнь моих предков, определили печальное будущее не только их древнего народа, но и оказали огромное влияние на развитие всей мировой цивилизации…
                                                    ***
  Османская империя всегда являлась самой воинствующей восточной державой, которая веками враждовала со своими соседями и тайно вынашивала планы о мировом господстве. Она постоянно провоцировала международные конфликты и находилась в состоянии непримиримой войны с христианскими государствами: Грецией и Россией, Болгарией, Сербией, да почти со всеми странам Европы. Однако в отличие от других великих империй, которые были с позором повержены историей, Турция не только избежала ответственности за свои злодеяния, но и умудрилась сохранить большую часть незаконно захваченных территорий. 
  В конце девятнадцатого - начала двадцатого века Турция безуспешно пыталась сохранить остатки былого могущества и восстановить свои владения на Балканах, Кавказе и Средней Азии. Одним из главных препятствий для осуществления её коварных планов стала Западная Армения, которая была единственным в этом регионе христианским государством и надёжным союзником России. 
  Турецкая армия, воспользовавшись началом первой Мировой войны в Европе и ослаблением своего главного политического конкурента на севере - России, вероломно вторглась в Западную Армению. В то время её земли простиралась по границам восточного и южного Причерноморья, туда же входило озеро Ван, гора Арарат и такие крупные города, как Карс, Эрзерум и Трапзунд. 
  Турки оккупировали территорию этой древнего государства, устроив изуверскую резню среди мирного населения – это была кровавая бойня, которой ещё не знала мировая история. Занимая армянские города и сёла, они грабили и зверски убивали безоружных местных жителей. В итоге этот гордый, трудолюбивый народ, который основал государство Урарту и тысячелетиями проживал на священной земле своих предков, был вынужден бежать с родной земли и искать спасения на чужбине.
  «Де факто» турки совершили чудовищный акт геноцида целой нации, который по нормам международного права считается самым тяжким преступлением против человечества, на которое не распространяются сроки давности. Только по религиозному признаку армия вооружённых до зубов мусульман уничтожила более двух миллионов ни в чём не повинных христиан!!!
  В дальнейшем все развитые державы мира признали геноцид армян. Однако сама Турция никогда не каялась в своих преступлениях, и по сей день только упоминание об очевидных исторических фактах массового убийства преследуется уголовным законом этого исламского государства. 
  Турция всегда преклонялась только перед силой власти и властью денег. Все спорные вопросы она решала исключительно с позиции силы, особенно те из них, которые касались религии и веры. В течение веков это агрессивная империя расширяла свои владения за счёт христиан, сознательно разрушая всё, что касалось великого учения Христа.
  Так Константинополь – колыбель христианского мира и столица великой Византийской империи был до основания разрушен османами и переименована ими в Стамбул. В дальнейшем по указанию идеологической верхушки мусульман начали уничтожаться все самые священные символы христиан, такие, как Туринская плащаница, которую долгое время прятали в Эдессе, бесценные иконы святого Луки, терновый венец и фрагмент креста Господня, а так же многие другие артефакты, связанные с именем Иисуса. Совсем не случайно наш библейский символ - гора Арарат, к которой по легенде Старого завета причалил ковчег Ноя, была захвачена Турцией у Армении и поныне удерживается в пределах её государственных границ. 
  В течение всей второй Мировой войны турецкая армия являлась ревностной союзницей фашистской Германии на юге Европы, и вместе с ней вынашивала планы по созданию третьего рейха. Однако после поражения Гитлера Турции опять каким-то чудом удалось избежать наказания со стороны стран антигитлеровской коалиции и даже не получить морального осуждения со стороны сил мирового сообщества?!
  Но, как известно ещё со времён римского права: нарушение принципов неотвратимости наказания порождает у преступников ощущение вседозволенности и толкает их на совершение новых, более дерзких правонарушений. Турция, почувствовав полную безнаказанность, уже в мирное послевоенное время вновь проявил свой захватнический дух и прямо на глазах у всей просвещённой Европы нагло вторглась на территорию Кипра. Поразительно, но ей и на этот раз всё сошло с рук, и турецкие оккупанты по сей день контролируют треть часть этого независимого острова, который веками заселяли православные греки.
  Более того, Турция набралась дерзости и заявила о своём желании вступить в члены Евросоюза, который объединяет в своих рядах почти все христианские государства Запада. Но самое непостижимое состоит в том, что многие европейские страны вполне серьёзно рассматривают это безумное предложение.
  Причём обсуждение данного концептуального вопроса происходит без учёта мнения простых граждан Европы, подавляющее большинство которых является убеждёнными противниками этой бредовой идеи. Не надо быть Кассандрой, пророчащей наступление будущих несчастий, чтобы предвидеть катастрофические последствия подобного противоестественного мезальянса. Этот несостоятельный проект создания на европейском континенте новой гибридной модификации сообщества, основанного на симбиозе конкурирующих друг с другом религиозных конфессий, безусловно приведёт к мировому коллапсу.  
  Любой вменяемый европеец, будь он католиком, протестантом или православным считает даже гипотетическую возможность подобного братства с Турцией историческим кощунством, духовным извращением и святотатством над своей выстраданной веками верой! 
  Трудно поверить в то, что руководство Евросоюза настолько глупо и слепо, что не видит очевидного демографического кошмара, к которому привела стихийная иммиграция мусульман в Европу. Это массовое нашествие иноверцев губит саму идею политико-экономического союза независимых государств Европы, а Турция в этом организованном походе на «неверных» может стать тем самым Троянским конём, который разрушит Европу изнутри.
  Даже сейчас, когда Турция, слава богу, ещё не является членом ЕС, все европейские города буквально наводнены турками. Этот хитрый, пронырливый народец умело пользуется лазейками в европейском законодательстве, чтобы любыми способами проникать сюда из своих горных аулов и убогих кишлаков. 
  Но надо учитывать тот факт, что идейными вождями этого целенаправленного переселения мусульман в Европу являются высшие олигархи исламского духовенства. Своими «нефти долларовыми» они подкупают продажных чиновников ЕС и лоббируют решения Европейского парламента. В тени их белокаменных дворцов рождаются стратегические планы о мировом господстве ислама, главной тактикой которого является массовая эмиграция в Европу нищего населения из стран Северной Африки и Турции. 
  Многомиллионные орды необразованных восточных простолюдинов из экономически отсталых феодальных государств ринулись на захват западных территорий и быстро осваиваются на новых местах. Они уже позиционируют себя, как будущие хозяева Старого Света: говорят только на родном языке, одеваются в национальные одежды, строят мечети, живут по законам шариата и воспитывают своих детей в соответствии с нормами Корана. Говоря проще, эти иноверцы нагло ломятся в чужой монастырь со своим уставом и при этом требуют от местной паствы прихожан каких-то особых льгот и немыслимых преференций. Мусульманских эмигранты плюют на робкие протесты деликатных католиков, к мнению которых они относятся с нескрываемым пренебрежением.
  Невежественные исламские пришельцы и их покорные жёны, придушенные хиджабами, очень комфортно устроились в Европе и размножаются здесь со скоростью полевых мышей. Они легко приспособились к сытой жизни «гяуров» и изощрённо пользуются всеми достижениями развитых институтов социальной защиты. Они быстро разобрались в своих конституционных правах, защиту которых гарантирует им гуманная система европейской демократии.
  За государственный счёт Европейских стран их дети всегда сыты и одеты, проживают в комфортабельных жилищах и получают бесплатное образование. Все эти материальные блага предоставляются им, якобы, для того чтобы в дальнейшем эти мусульмане ассимилировались и приняли активное участие в строительстве нового светского европейского сообщества. На самом деле европейцы сильно заблуждаются на этот счёт: «смуглые» друзья с востока совсем не собираются интегрироваться со своими «бледнолицыми» братьями. Более того, они никогда не станут «пахать» на общее светлое будущее Европы, поскольку перед ними стоят свои собственные, тайные цели и задачи.   
  Большая часть турецкой молодёжи не желает трудиться. Эти молодые люди годами «сидят» на социальных пособиях, или, в лучшем случае, торгуют в своих лавках овощами и фруктами. Они давно привыкли к этой европейской халяве: катаются на дорогих автомобилях, поедают шаурму и дымят кальянами в своих шалманах. 
  Кто-то может возразить:
  «Но они же ведут себя мирно и никого не трогают»?
  Во-первых: господа – хорошие, не надо забывать о том, что именно паразитическое мировоззрение и философия мелких лавочников всегда становилось благодатной почвой, на которой расцветал национализм и терроризм, экстремизм и фашизм во всех своих радикальных формах и проявлениях. 
  Во вторых: многомиллионный контингент мусульман только временно не принимает активного участия в общественной жизни Евросоюза. Пока он ведёт себя пассивно и обособленно, но, – это всего лишь затишье перед бурей. Очень скоро их популяция, растущая в геометрической прогрессии, достигнет размеров достаточных для политической борьбы, и наступит тот «час икс», когда мусульмане вновь начнут «резать» христиан. 
  Когда их духовные лидеры дадут приказ: «фас», - начнётся гипер активное участие мусульман в выборах во все представительские органы Европы. И, к великому сожалению, у них есть реальный шанс победить, поскольку число коренных европейцев постоянно сокращается и они настолько обленились, что не ходят на выборы, чтобы голосовать за своих национальных кандидатов. 
  В результате выстраданная в веках европейская демократия в руках дикарей очень быстро превратиться из гуманного достижения прогресса в коварное средство мирового зла и регресса… 
  Многим известно, что современные радикальные толкования ислама не имеют ничего общего с истинной верой. Все эти само провозглашённые духовные лидеры - тупые, одичавшие в пустынях неофиты, которые грубо извращают великие заветы Аллаха. Они являются выходцами из мрачного мира средневековья и дурманят мозги рядовым верующим для того чтобы сохранить над ними своё вековое господство. Эти религиозные реваншисты извращают светлое учение пророка Мухаммеда и превращают его в опасную догму, направленную на разжигание вражды между народами Востока и Запада.
  Во многом этому способствует и несбалансированная иммиграционная стратегия многих европейских государств. Так, за последние сто лет они шарахались из крайности в крайность: от тупого национал-социализма и шовинизма, до идей эклектичного смешения наций, рас и вероисповеданий, которые должны привести к новой эре мультикультурного общества, основанного на принципах мировой глобализации. А прямое военное вмешательство НАТО и США в внутренние национальные конфликты и кровавые клановые революции, происходящие в арабском мире, можно назвать откровенной провокацией. Как будто бы руководству развитых стран специально ворошат гнездо с дикими пчёлами, забывая о том, что их мёд будет слишком горьким для всех. 
  В итоге всех этих конвульсивных метаний в международной политике почти в каждом городе Европы чуть ли не официально существуют многочисленные террористические группировки, которые действуют под вывеской всевозможных "мирных исламских землячеств, общин и диаспор". 
  Большая часть этих сомнительных организаций объединила в себе целую армию отмороженных фанатиков, люто ненавидящих культуру, мораль и традиции тех народов, на земле которых они поселились. Таким образом, сердобольные либералы Европы сами устроили в своём доме кормушку для нового поколения шахидов – колонии прожорливых чёрных тараканов, которые превращают европейские города в помойки и гадят там, где кормятся. В условиях грядущих финансовых и политических кризисов именно эти боевые отряды смертников будут готовить и провоцировать социальные демарши, совершать теракты, приносить смятение и страх у всего христианского населения Европы. 
  Веками исламисты вынашивали планы разорения «христианского муравейника» и превращения Европы в свой халифат. Они всегда мечтали повернуть мировую историю вспять, уничтожить более развитую цивилизацию европейцев и восстановить иго рабской идеологии безграмотных батраков, которыми извечно управляли муллы, эмиры и шейхи. В наше время многие молодые мусульмане с детства подвергаются религиозной обработке со стороны лидеров ультраправых течений ислама – этих мутантов и пещерных мракобесов, которые призывают молодёжь не к любви, созиданию и гармонии, а учат: убивать, разрушать и властвовать над слабыми.
  Быть может поэтому, в душе каждый мусульманин сидит маленький бай, который вынашивает тайную мечту стать эфенди: хозяином и повелителем над другими. Он повелевает сначала своими женщинами и детьми, а если позволит капитал и положение, то и всеми остальными. Эта заветная цель руководит всеми инстинктами восточного мужчины, становясь смыслом его жизни, и нет в мире силы, которая бы могла его остановить…
  К великому сожалению, Европа обречена: пресловутая толерантность и полит корректность европейцев в современных международных условиях напоминает поведение изнеженных сибаритов, которые решили оставить фамильное состояние не своим законным наследникам, а каким-то диким сивапитекам.
  Хотя многие из них, наконец, начали прозревать и понимать, что лживые клятвы Турции о верной дружбе до гробовой доски - всего лишь приторный рахат-лукум с ядом на предстоящих поминках «старой и доброй Европы»?!
  Но, так или иначе, глубинные причины будущего краха Европейского Союза кроются не в настоящих ошибках, а в далёком прошлом!
  И начало этому процессу было положено с того самого исторического момента, когда Европа допустила резню армян в Западной Армении. Именно это преступное равнодушие по отношению к массовому истреблению своих единоверцев было воспринято мусульманами как проявление слабости христианского мира и стало сигналом для объявления ему священной войны – джихада.
  Но Европа так и не сделала для себя исторического урока и продолжает совершить новое непростительную уступку силам мирового ислама. Полным поражением лицемерной европейской дипломатии и позором её политики двойных стандартов стала активная защита религиозных провокаторов в Сербии и согласие ЕС на варварскую бомбардировку мирных городов Югославии. Просто в голове не укладывается, как могла либеральная общественность допустить обстрел флотом США безоружных граждан этого европейского государства...
  И, великий боже, вся эта гнусность началось на католическую пасху и продолжалось 77 дня!?
  Недавно Международным Судом в Гааге была официально признана легитимность само провозглашённой республики Сараево, небольшого мусульманского поселения в самом центре православной Сербии. Многие европейские лидеры имеют короткую память и позабыли о том, что когда-то сербы пожалели албанцев и приютили их на своей земле, и стараниями США эти незваные гости, вдруг, раз - и превратились в юридических хозяев чужого дома. Во всю эту историческую фантасмагорию трудно поверить, но факт остаётся фактом!? Спецслужбы ЕС и США сами создали политический прецедент, который открыл официальный путь формирования исламских анклавов не только в каждом европейском государстве, но и в любой точке мира.
  Такой безумной щедрости никто не ожидал! 
  Главари Алькаиды получили от христиан воистину царский подарок: теперь они имеют законное право требовать автономии для своих соплеменников где угодно. Этим нелепым и бездумным заигрыванием перед мусульманами европейцы сами сделали всё, чтобы открыть зловещий ящик Пандоры, предрешить трагическую судьбу Европы и тем самым признать свою полную капитуляцию! 
  А, если это так, то недолго осталось ждать, когда чистое европейское небо будет проколото острыми шпилями минаретов, из которых зазвучит призывный вой муэдзинов, а над Брюсселем поднимутся флаги со звездами и полумесяцами - как кровавые плевки сатаны в лица всем верующим христианам …
  Уже слышны над Европой раскаты земного Армагеддона – извечной борьбы между мудростью и хитростью, силой и коварством, светом и тьмой!  
  Жаль, что нельзя повернуть назад время и образумить алчных европейских руководителей, вновь продавших Христа за тридцать серебряников. Так же невозможно остановить амбиции Турции, чьи пророки в течение всего последнего тысячелетия были «на ножах» с нашими святыми и яростно истребляли христиан.
  Однако предстоящая религиозная бойня будет страшнее всех остальных войн человечества, и по сравнению с ней все Крестовые походы покажутся детскими ужастиками, а рыцари с крестами на шлемах – жалкими комедиантами былых сражений за навсегда утраченную нами веру, надежду и любовь.
  Пришла пора назвать вещи своими именами и сказать горькую правду: мир стоит на грани коллапса и очень скоро орды фанатичных вандалов уничтожат всё, что было создано нашей цивилизацией... 
  Теперь только чудо может спасти всех нас от полного уничтожения...
  Аминь!
                                                    ***
  Однако пора вернуться к истории моей семьи. 
  В переводе с армянского фамилия моего деда означает – «силач». Его отец был двухметрового роста, легко гнул подковы, мог поднять на плече быка и слыл в округе самым сильным борцом. Но, когда враги заняли его село и начали свои бесчинства, мой прадед был уже седым стариком.
  Следует отметить, что чуть раньше турки сделали очень коварный ход: объявили на оккупированной территории Армении полную мобилизацию и призвали в армию всё взрослое мужское население, а это более 300000. На самом же деле, всю армянскую молодёжь и интеллигенцию загнали в военные лагеря и тюрьмы, где устроили массовые казни и всех поголовно уничтожили. Эта резня началась 24 апреля 1915 года, и с тех пор эта дата стала днём Памяти Жертвам Геноцида армян. 
  После этой дьявольской резни, реальное сопротивление агрессору оказывать было просто некому. Но во многом были виноваты сами армяне. Вместо того чтобы заранее объединиться и дать отпор врагу, они, как обитатели современной Европы, строили жизнь по принципу: «мой дом – моя крепость». Однако мировая история давно доказала, что подобная жизненная философия абсолютно несостоятельна и опасна, поскольку не было на земле такой крепости, которую бы не взяли приступом. 
  Короче, когда мой прадед увидел, как вооружённые до зубов турецкие солдаты грабят дома, убивают беззащитных стариков и детей, насилуют его сестёр и дочерей, он набросился на них с голыми руками.
  Прадед один перебил десятка два османов, но в него несколько раз выстрелили, свалили с ног и на глазах у всех членов семьи закололи штыками, после чего отрубили голову. Затем турки начали избивать и насиловать его дочерей и их мать. Мой дедушка Ваган тогда ещё подросток, стал свидетелем этой чудовищной сцены. Он бросился на помощь своей родне, но турецкий офицер проткнули его саблей. 
  Очнулся Ваган через несколько часов, когда его окровавленное тело вытаскивала из дома какая-то незнакомая девчонка. Она была совсем ребёнком, но смогла оказать необходимую помощь и тем самым спасла ему жизнь. Всех родных этой девочки тоже убили турки. Когда двое этих детей уходили из города, в воздухе стоял запах крови и горелого мяса. Во время резни многие спрятались в церкви, умоляя Всевышнего о спасении. Но бог не услышал их молитвы – озверевшие османы заколотили двери и подожгли храм. Все, кто там находился: священники и прихожане, дети и беременные женщины сгорели заживо! Из всех жителей этого некогда прекрасного городка на берегу горного озера Ван уцелели только два человека: мой дедушка Ваган и его будущая жена Татуба …
  Они долго бродяжничали по своей разорённой земле, пока не нашли приют на юге Российской империи - в армянском городе Нахичевань. Ещё в начале восемнадцатого века во время русско-турецкой войны императрица Екатерина своим указом подарила эту территорию в дельте могучей реки Дон в вечное пользование армянам. Они ответили благодарностью и верой служили новому отечеству, превратив некогда пустынные степи в цветущий сад. Эти края всегда считались самыми интернациональным регионом России, где в дружбе и согласии жили многие народы: русские, украинцы и казаки, татары и греки, армяне и евреи. Всем хватало места на этой благодатной земле: никто здесь не ссорился и не враждовал. 
  После всех ужасов, перенесённых у себя на родине, моя бабушка утратила дар речи. Конечно, красавицей её было трудно назвать: лицо обожжено огнём, ни ресниц, ни бровей. Единственным украшением этой девушки стала стройная фигура и татуировку на плече в виде каких-то непонятных знаков. Говорят, что в старину именно так отмечали представительниц знатного рода. 
  Несколько лет Ваган и Татуба прожили вместе как брат и сестра, а когда ей исполнилось шестнадцать, они обвенчались в церкви.
  Сначала Ваган и Татуба жили бедно: до революции снимали угол у одного греческого купца, работали в его лавке, копили деньги. Потом они смогли открыть собственное дело, приобрели магазин, дом, пекарню. Бабушка и дед были очень трудолюбивыми людьми, поэтому за все испытания судьбы и жизненные мытарства бог вознаградил их материальным достатком и тихим семейным счастьем.
  Оба вставали с петухами и работали до позднего вечера. Ваган всё так же занимался торговлей, а Татуба вела домашнее хозяйство и учёт доходов. Кровавые вехи революций, как и вехи всего большевицкого сумасшествия минули нашу семью стороной: тем, кто привык работать чужды социальные потрясения. Кроме того, город, в котором проживали мои бабка и дед, всегда считался свободным торговым центром, в котором не зависимо от бредовых идей верховных властей, неизменно процветала своя политика маленького местного «НЭПа».
  Перед войной у Вагана и Татубы было уже семеро детей: четыре мальчика и три дочки. Татуба стала прекрасной хозяйкой, и умудрялась без слов - одними жестами управлять всеми членами своей большой семьи.
  В самом начале второй Мировой в Белоруссии без вести пропал старший сын Ваня. В 1943 под Сталинградом геройски погиб – Коля. Когда Татуба получила на них похоронки, к ней неожиданно вернулся дар речи. Ваган не мог её успокоить несколько дней – она рвала на себе волосы, плакала и причитала. Все думали, что она сошла с ума: моя бабушка обрила наголо голову, одела траур и уже никогда его не снимала. Однако вскоре она вернулась к своей обычной жизни – надо было думать о младших детях.
  При немцах они с дедом продолжали заниматься выпечкой хлеба. Это спасло от голода не только их детей, но и многих соседей. Татубу считали умной, доброй и справедливой женщиной, вся округа ходила к ней за помощью и советом. Она любила весь мир и казалось, что давно позабыла о тех зверствах, которые творились в её прошлом. Однако когда речь заходила о турках, Татуба менялась в лице, опускала глаза вниз и тихо с ненавистью произносила:
  «Персы – вонючие»!
  Она до последних дней жизни считала их своими кровными врагами. Эта «обожжённая» жизнью женщина до конца своих лет испытывала сильную ноющую боль, которая не оставляла её ни на минуту. В такт с сердцем в её голове пульсировал один вопрос:
  «За что эти гады нас убивали»!? 
  Нет, в душе этой глубоко верующей женщины не осталось злобы, но глубинное чувство обиды к тем нелюдям, которые так последовательно и цинично уничтожили её близких, стало в сто крат сильнее самой лютой ненависти. 
  Юг России был оккупирован немцами, а гарнизоны городов состояли из итальянских и румынских солдат. Не было дня, чтобы кто-нибудь из них не заходил к нам во двор, - поживиться. Особенно этим грехом отличались румыны: то курицу украдут, то яйца. Однажды один из них утащил даже старое ведро для мусора. Гриша - мой дядя – тогда ещё совсем мальчишка, но уже известный местный партизан, попытался вернуть своё имущество, но румын ударил его прикладом винтовки по лицу и выбил глаз.
  Когда Татуба увидела это, у неё началась истерика: она истошно кричала, проклиная супостата. В результате румын смог пройти всего нескольких метров от нашего дома, после чего свалился замертво. Кто знает, вероятно, после всех жизненных испытаний, выпавших на долю моей бабушки, она приобрела экстрасенсорные способности, и стала проводником каких-то высших сил и знаний…
  Мне кажется, что после случая с этим несчастным румыном, даже Ваган начал побаиваться жену и старался ни в чём ей не перечить. Я хорошо помню Татубу, которая выходила на свой наблюдательный пункт - балкончик на втором этаже дома и давала указания мужу:
- Ваган, Ваган! Иди - сюда!
  Или:
- Ваган, Ваган! Иди – туда!
  Тот беспрекословно слушал её, но при этом всегда что-то бурчал под нос. Скорее всего, вспоминал недобрым словом тот день, когда его жена вновь заговорила!?
  Все домашние беспрекословно подчинялись Татубе: муж, дети, даже злющий дворовый кабель Альдо, которого боялись все соседи. Только при виде хозяйки тот поджимал хвост и прятался в будке. Она устанавливала идеальный порядок в доме, ухаживала за чудесным садом, ведала расходами, воспитывала детей и решала все вопросы, связанные с пропитанием семьи. Даже её куры несли яйца с двойными желтками, хотя в этом была не только их заслугой, но и любвеобильного гамбургского петуха, купленного по случаю на рынке.
  Татуба не любила хвалить мужа, но и не могла минуты прожить без него. В шутку она говорила: «мы с ним всю жизнь рядом и умрём на одной подушке». По старинному приданию во всех армянских семьях существовало такое правило: мужчина - главный за пределами дома, в доме – всем должна руководить женщина. Но Татуба была мудрой женой и умела преподносить своё домашнее лидерство таким изящным образом, что все вокруг были уверены в том, что главой их союза являлся именно Ваган.
  Любимым выражением Татубы были слова: 
  «Мужчина – бог, а женщина его пророк».
  Ваган не очень любил распространяться о своих чувствах вслух. Но однажды я стал свидетелем одного очень любопытного разговора между ним и Татуба, глубокий смысл которого дошёл до меня значительно позже.
- Ваган, - спросила его Татуба, - а, ты меня любишь?
- Любишь? – Он косо посмотрел на неё. – А, зачем тебе это знать, женщина?
- Ну, скажи честно? – Кокетничала Татуба.
- Любишь – не любишь?! – Переспросил Ваган. – Отстань…
- Ну, пожалуйста!? – Нетерпеливо воскликнула она.
- Слушай, - раздражённо произнёс Ваган, - я тебя уважаю! – А затем добавил. – А уважение – важнее, чем любовь!
                                                     ***
  Когда я немного подрос, то стал регулярно сбегать в гости к бабушке с дедом, и эти импровизированные походы становились для меня настоящим праздником. Татуба ценила мои порывы и всегда была рада внеплановому появлению внука. Бросив домашнюю работу и выйдя на свой капитанский мостик, она звала мужа звонким голосом:
- Аствац! Ваган, Ваган! Иди - сюда, посмотри, кто к нам пришёл!
  Дед никогда не сидел без работы: с пяти утра он пёк хлеб, после обеда возился с виноградником, колдовал в погребе, где изготавливал собственное вино, коньяк и даже шампанское. Но, узнав о моём визите, он сразу же оставлял все свои дела.
  Татуба усаживала меня на кухне и начинала готовить своё коронное блюдо: яичницу с помидорами. Это было нечто: сначала на огромной чугунной сковороде на топлёном масле поджаривались фирменные помидоры – «бычье сердце», затем они заливались знаменитыми куриными яйцами с двойными желтками, и в конце посыпались какими-то травами и специями.
  Это было чудом натурального хозяйства!
  Я с благоговением относился к бабке с дедом, и обожал их уютный гостеприимный дом, пропитанный запахом молодого вина, чайных роз и свежеиспечённого хлеба. Мне нравилось тайком наблюдать за этими немного комичными стариками, вид которых напоминал персонажи на картинах голландских живописцев. От каждого визита к ним я получал наслаждение от спокойной атмосферы отлаженного быта этой очаровательной пары, уважительного общения и синхронности действий, которые говорило о полной гармонии их чувств, благородстве мыслей и чистоте желаний.
  Когда на кухню входил Ваган, бабушкины движения становились энергичнее и домашняя обстановка приобретала законченную форму. Хозяин тщательно мыл свои натруженные руки и лицо, неизменно покрытое недельной щетиной. Он улыбался белозубой улыбкой, крепко меня обнимал, и я ощущал тонкий запах винограда изабеллы, дыма и кукурузной муки.
  К этому времени Татуба уже успевала накрыть на стол и оживлённо восклицала:
- Ваган, Ваган! Что стоишь? Доставай водку! Ради такого случая, и я с тобой выпью…
  На белой накрахмаленной скатерти стояла сковородка, на которой скворчала пышная яичница, был выставлен свежеиспечённый хлеб, сыр сулугуни, соленья, острые помидоры, зелень, маслины. Ваган доставал из антикварного буфета хрустальный штоф с первачом собственного производства - сладким и густым как сироп. Дед разливал тягучую водку по рюмкам: себе в серебряный стаканчик, а Татубе – в маленькую дамскую рюмочку. Они звонко чокались, глядя друг другу в глаза, как новобрачные за свадебным столом. После чего мы вместе приступали к трапезе. В эти минуты я чувствовал себя абсолютно счастливым за них, за себя, за всех людей на свете, а окружающий мир казался мне тогда небесным раем.
  После обеда Татуба доставала свою трубку и начинала дымить. Ваган никогда не курил, но стоически терпел все причуды своей жены. Табак моей бабки имел какой-то особый аромат. Она утверждала, что его доставал ей знакомый контрабандист, которому привозили товары с самой Америки. 
  Наш гастрономический ритуал продолжал обязательный десерт, в который непременно входила пахлава, которые таяли во рту и, конечно же, кофе.
  После всех этих больших и малых прелестей чревоугодничества, гадания на кофейной гуще и разговоров «о главном и наболевшем», я собирался домой. Когда я находился уже на пороге, Татуба засовывала мне в ладонь свой традиционный гостинец.
  «На кино»! – тихо говорила, делая вид, что это наш маленький секрет.
  На улице я разжимал кулак и довольно улыбался – там лежал трояк или пятёрка, а иногда и десятка: по тем временам – бешеные деньги! 
  Когда я стал взрослым, мои визиты к бабушке и дедушке стали более редкими: так уж повелось, что молодость и старость ходят по разным дорожкам. Но я не забывал их и при первой же возможности навещал этот милый дом моего безоблачного детства, где остались мудрые бабушкины сказки о любви и славе, о злых драконах и добрых рыцарях, которые обязательно придут на помощь и всех нас спасут.
  Весть о смерти Татубы застала всех врасплох.
  Дело в том, что эта женщина к своим восьмидесяти годам никогда и ничем не болела. Во всяком случае, она ни разу не была у врача и даже не знала, в какой стороне находится больница. Всех своих детей она родила дома в присутствии акушерки, а больше поводов думать о здоровье у неё не было.
  Трудно поверить, но Татуба умерла от банального аппендицита. Несколько дней она жаловалась Вагану на боли в животе. Он тащил её к врачу, но она категорически не желала идти.
- Там мне придётся раздеваться в присутствии чужих людей, а - это не прилично!
  Когда о недуге матери узнали её сыновья, которые к тому времени стали состоятельными бизнесменами, они привезли в дом всю городскую профессуру. Врачи пытались ей помочь, но было слишком поздно – начался перитонит. 
  Татуба умерла без мучений.
  Говорят, что перед смертью она хотела видеть меня…
  Чуть позже, я узнал – почему?!
  Тело Татуба отпевали в церкви по всем христианским обычаям, а похоронили на армянском кладбище. На похоронах собралось столько народа, сколько бывало только на городских демонстрациях. Ей устроили грандиозные поминки: играла зурна, во дворе выставили ряды столов с обильной закуской и выпивкой, и всё это сумасшествие продолжалось до глубоко ночи. Я всегда тяжело воспринимал проникновенные звуки дудуки, к горлу подходил ком и на глазах появлялись слёзы. В этот траурный день моё сердце разрывалось от тоски, и я искал причину, чтобы уйти, когда заметил, что Ваган зовёт меня со своего балкона.
  Я поднялся по лестнице на второй этаж и оказался в бабушкиной кухне, которая ещё хранила дух моего счастливого пряного детства. Стены этого старого дома ещё помнили мою Татубу – ту неказистую добрую волшебницу, которая так внезапно покинула этот бренный мир и навсегда осиротила всех нас.
  Ваган суетился у огня, что-то готовил. Он меня не видел, но мне показалось, что дед с кем-то разговаривает:
- Я всё сделал, как обещал. – Произнёс он, выставляя на стол три тарелки.
  Я оглядел комнату, никого, кроме нас с ним там не было.
- Сейчас, женщина, я выполнил твоё последнее поручение, и мы скоро встретимся. – Продолжал свой монолог Ваган.
- С кем ты беседуешь? – Спросил я.
- С твоей бабушкой, внучек. – Улыбнулся он, и указал на стол. – Вон она сидит на своём месте и молчит.
- Ну, там никого нет! – Удивился я.
- Ты просто не видишь, а я – вижу.
- Но… - Пытался я образумить деда.
- Присаживайся, мальчик, - печально улыбнулся Ваган, - мне нужно с тобой поговорить.
  За трапезой Ваган рассказал мне, что когда умирала Татуба, она попросила его передать мне документы и ключ от её родительского дома. Она хранила их, а цепочку с ключом носила на шее, надеясь когда-нибудь вернуться на свою историческую родину. И ещё Ваган передал мне ещё одну бабушкину вещь – старое золотое кольцо высшей пробы. На внутренней поверхности этого древнего ювелирного изделия были написаны какие-то знаки, исполненные клинописью.
- Но, почему мне и, что мне с ними делать? – Смущённо произнёс я.
  Дед улыбнулся и ответил:
- Татуба сказала, что ты сделаешь всё как надо.
- Что? Что я должен сделать? – Воскликнул я. 
- Ты сам решишь, в своё время, - Ваган поднялся, - так завещала твоя бабушка.
- А, что она ещё сказала?
- Она попросила меня похоронить её по всем нашим обычаям, - печально улыбнулся Ваган и добавил, - сегодня я выполнил своё обещание и теперь свободен.
  После этих слов дед подошёл ко мне сзади, нежно обнял за плечи, поцеловал и сказал:
- А теперь я хочу немного отдохнуть. Прощай, внучек, благословляю тебя и твои дела.
  Ваган шаркающей походкой удалился в спальню, а я спустился вниз и сел за стол рядом с родственниками. Звуки зурны вынимала мне всю душу и не давали покоя. Я сильно беспокоился за деда, поскольку только мне был известен его секрет, который он скрывал от всех остальных: очень давно, ещё до того, как наш город захватили большевики, Ваган в целях самообороны приобрёл немецкий маузер, который всегда держал под подушкой… 
  На следующее утро мы обнаружили Вагана лежащим в своей постели… 
  Но все мои опасения оказались напрасными...
  Он умер смертью праведника - во сне…
                                                 ***
  Через много лет я с оказией оказался в Турции.
  Там я узнал о том, что турки до сих пор не пускают граждан Армении на свою территорию и оккупированную часть Северного Кипра. Они бояться, что законные наследники могут обратиться в суд с требованиями о возврате назад своей собственности и имущества. Я никогда не был гражданином Армении, и не собирался выставлять гражданских исков. Причина моего визита сюда скрывалась в глубинном и неосознанном стремление, во что бы то ни стало взглянуть на свою землю обетованную.
  И это щемящее желание стало сильнее всех страхов и предрассудков. 
  Как-то раз, завершив свои коммерческие дела в Стамбуле, я взял на прокат внедорожник и отправился к озеру Ван, где когда-то проживали мои дед с бабкой. Это было не простое путешествие по горному серпантину и всё ещё необжитой территории Западной Армении. В конце концов, я отыскал то самое место, в котором находился дом моих предков. Они стояли на берегу чистого солёного озера на высоте двух тысяч метров над уровнем моря.
  Сказочная красота этих первозданных мест превзошла все мои ожидания. Прозрачную гладь озера окружала массивы высоких гор, украшенных неповторимой природной палитрой уходящей осени. Яркий багрянец кустарников на крутых склонах плавно переходил в пёстрое разноцветье альпийских лугов, а бирюзовые оттенки снежных вершин сливались с хрустальной синевой неба. Только там я понял, почему цвет бирюзы и бордо всегда так нравились моей бабушке – она называла их цветами армянской земли, которые напоминали ей об утраченной родине.
  Со времён армянской резни, турки не селились в этих районах. Они боялись проклятия со стороны убиенных ими душ. Говорят, что до сих пор по ночам здесь отчётливо слышаться звуки выстрелов, женские стоны и душераздирающие детские крики. Учёные называют подобные загадочные явления ретроспекцией – слуховыми видениями из прошлого. Они утверждают, что буквально все события, происходившие на нашей планете, записываются в высших структурах информационного поля земли. Зло навечно остаётся в её памяти и всегда возвращается к тем, кто его учинил. А для потомков неповинных жертв, ненависть к убийцам становится составным элементом структур их крови, не подвластных времени.
  Когда я стоял на холме и глядел на окружающие меня красоты, мне показалось, что я уже не раз бывал у берегов этого высокогорного чудо озера и, наконец, сегодня прикоснулся к своим истокам. Недалеко от меня ещё виднелось пепелище христианского храма, вокруг которого стояли полуразвалившиеся дома. Я не знал, какой из них принадлежал моему деду и уже собирался уходить, когда передо мной появилась какая-то старуха в траурных одеждах…
  Всё её лицо было испещрено глубокими морщинами, а на мутных обожженных глазах видны следы катаракты. Она приветствовала меня кивком головы, и я понял, что она нема и слепа. Но после того как я назвал ей своё имя, она повела меня к какому-то дому с почерневшими от времени деревянными стенами. Окна его были заколочены досками, а на двери весел древний железный замок. Я достал поржавевший от времени ключ, оставленный мне Татубой, вставил в замочную скважину и, о - чудо, замок открылся. 
  Дрожащими руками я потянул дверь на себя, и она со скрипом отворилась…
  Я в полной нерешительности стоял перед этой жуткой бездной - чёрным провалом, ведущим в глубины далёкого прошлого. Из мрачной дверной амбразуры веяло холодом смерти и вечной тьмой. В этот момент кто-то потянул меня за рукав. Когда я обернулся, то увидел старуху, которая резко мотала головой. Этим красноречивым жестом она как будто бы говорила мне: 
  «Не делай этого»!
  Я ещё долго смотрел в темноту, борясь с незнакомыми чувствами и мысленно представляя себе, как бился в неравном бою с турками мой прадед – «силач». Потрясённый нахлынувшими на меня видениями, я вдруг зримо представил себе озверевшее лицо турецкого офицера, его свирепый взгляд дикаря, а так же стальной клинок в его руке, которым он обезглавил израненного старика. Перед моим взором появилась горящая церковь, я услышал стоны умирающих людей и ощутил на губах пепел от яркого костра из ещё живых, мечущихся в огне человеческих тел.
  «Какое счастье, что из этого пекла смогли спастись хотя бы два человека»! – Подумал я. 
  Слёзы покатились по моим щекам – это были горькие слёзы обиды на бога за то, что он позволил извергам топтать мой несчастный народ, но в этих слезах была и благодарность за то, что он подарил жизнь мне, сохранив мою бабушку и дедушку. 
  «Как же мне относиться к убийцам моих предков? – Обращался я к Всевышнему. - Ведь они надругались над моей родиной, присвоили имущество моей семьи, уничтожили миллионы моих братьев и сестёр, но при этом не признали своей вины и даже не думают о покаянии! Да, их вера призывает убивать неверных, а наша учит: любить ближних и прощать своих врагов. Но, зло подлежит возмездию и смертные грехи вандалов должны быть наказаны богом или аллахом –не имеет значения! Иначе, прости, о великий создатель, грош цена твоему учению о высшей небесной справедливости! А, если ты не оставил мне надежды на святую небесную кару за совершённые преступления, объясни, каким же образом моя безрассудная земная ненависть сможет перерасти во всепрощающую любовь? Говорят, эти чувства разделяет только один шаг. Может быть?! Но подскажи: как же сделать этот шаг мне - простому мирянину, искренне верящему в Христа, для того чтобы примириться с вероломством этих бесов»? 
  Эти трудные вопросы жужжали в моей голове, как дикие пчёлы, но я не смог найти ответа ни на один из них. Душа моя металась в поисках успокоения, а сердце терзали сомнения, но кровь, бурлящая в моих венах, была намного старше и мудрее, - она не знала прощение. Она желала сатисфакции и требовала суровой мести племени антихристов. Именно в эти мгновения моё затуманенное сознание озарилось ярким отрезвляющим прозрением. Я вдруг отчётливо понял, что «жажда мести за не отомщённый грех - это не излечимая душевная болезнь, которая на каком-то необъяснимом генетическом уровне передаётся по наследству»…
  Когда я очнулся от своих невесёлых мыслей, старухи рядом со мной уже не оказалось. Она исчезла так же незаметно, как и появилась. А, быть может, её образ мне померещился, и она была всего лишь наваждением – призраком из безвозвратно ушедшего прошлого?!
                                                       ***
  Спускаясь с гор вниз, я проезжал мимо грязной турецкой деревни с кривыми улицами и убогими глинобитными постройками. Прихожане, шедшие на вечернюю молитву в мечеть, с удивление глядели на мою современную машину, а местные мальчишки яростно закидали её камнями, от которых вдребезги разбилось боковое стекло и треснуло лобовое...
  Вытирая с лица кровь от осколков, я даже не затормозил. Я знал, что толпа молодых вандалов, привыкший ломать всё то, что создавали другие, могут разорвать меня на куски только за то, что я принадлежу другой вере. Но именно в тот момент мне вспомнилась надпись, выдавленная на кольце бабушки Татуба. Много лет назад я с большим трудом перевёл эти слова с древнего армянского языка.
  Они заключались в следующем:
  «Свидетели твоей жизни не могут быть её судьями»
  Смысл этого мудрого изречения очень долго ускользал от меня, но после того, как я побывал на своей родине, многое изменилось. Именно там у порога родового дома передо мной приоткрылась разгадка той главной жизненной тайны, которая, надеюсь, когда-нибудь сможет указать мне верный путь в будущее…





      

© Copyright: Иван Гауди, 2012
Свидетельство о публикации №21208030828


Рецензии